Русская линия
НГ-Религии Станислав Минин,
Александр Петров
21.09.2005 

Украинский котел
Противоречия между христианскими конфессиями обострились

В последнее время Украину сотрясают не только политические, но и серьезные межконфессиональные конфликты, в которые так или иначе оказывается вовлеченной власть. Ровно месяц назад, 21 августа, Украинская Греко-Католическая (Униатская) Церковь (УГКЦ) официально объявила о переносе архиепископской резиденции из Львова в Киев, где численность униатов, по некоторым данным, составляет менее 20 тыс. человек (в стране около 4 млн. греко-католиков).

Событие, которое в УГКЦ называют не иначе как «восстановлением исторической справедливости», ни для кого не стало неожиданностью, равно как и бурная критика этого шага со стороны Московского Патриархата и юрисдикционно подчиненной ему Украинской Православной Церкви (УПЦ МП).

По словам главы украинских греко-католиков архиепископа Львовского, кардинала Любомира Гузара, «согласно церковному праву и человеческой логике в любом государстве центр любой христианской или другой религиозной общины должен быть в столице». Вместе с переносом резиденции изменился и титул главы УГКЦ, который теперь именуется «Верховным архиепископом Киево-Галицким». При этом в униатских кругах Любомира Гузара неофициально уже именуют «патриархом», а сам архиепископ, по некоторым сведениям, давно лоббирует создание Греко-Католического Патриархата в Ватикане. В этом случае он станет фактически главой «всеукраинской» национальной Церкви и сможет взять под свой контроль украинские униатские епархии в диаспоре по всему миру.

Фактическим итогом демарша униатов на Украине следует считать заметное «похолодание» в православно-католических отношениях. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II склонен рассматривать украинских греко-католиков в качестве «проводников ватиканского прозелитизма», а перенос кафедры униатов — как недружественный шаг именно со стороны Святого Престола. По его мнению, «ни с исторической точки зрения, ни с точки зрения церковных правил и канонов эти действия (перенос „униатской“ кафедры в Киев. — „НГР“) не могут быть оправданны». Он также отметил, что его встреча с Папой Римским Бенедиктом XVI при таком развитии событий на Украине мало возможна.

В подобном ключе недавно высказался и заместитель главы Отдела по внешним церковным связям МП протоиерей Всеволод Чаплин, отреагировавший на слова кардинала Вальтера Каспера о том, что «униатство — мост между Востоком и Западом». По выражению Чаплина, «униатство — заминированный мост, ходить по которому опасно».

В свою очередь, Предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) обратился к Папе Римскому Бенедикту XVI с требованием отменить декрет своего предшественника Иоанна Павла II о переносе центра УГКЦ из Львова в Киев. «В сегодняшней изменчивой политической ситуации, используя проблемы внутриправославной церковной жизни, УГКЦ приводит в действие решение, которое меньше всего продиктовано церков-ной целесообразностью, — отметил Митрополит, — и не будет способствовать налаживанию межцерковных отношений».

Греко-Католическая Церковь на Украине, возникшая в результате заключения Брестской унии 1596 года, уже давно является причиной головной боли не только для Москвы, но и Ватикана. На данный момент около 8% населения Украины заявляют о том, что они являются приверженцами УГКЦ, и если перевести этот процентный показатель в цифры, то выйдет, что верующими этой Церкви считают себя всего 3,8 млн. человек. На сегодняшний день в Галиции (Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях), где действует абсолютное большинство общин УГКЦ, епархия УПЦ МП полностью или почти полностью утратила свои позиции.

Многие аналитики отмечают, что перенос архиепископской кафедры УГКЦ — шаг, по сути, идущий вразрез с основной линией Ватикана, который стремится к диалогу с православием. О этом совсем недавно вновь говорил Бенедикт XVI. На Украине в «униатском демарше» видят реализацию амбиций самого кардинала Гузара и стремление воспользоваться благоприятной политической конъюнктурой. Дело в том, что УГКЦ, в отличие от УПЦ МП, активно поддерживала оранжевую революцию на Украине и теперь, по мнению экспертов, умело использует накопленные ранее политические дивиденды в свою пользу.

Перенос центра униатов в Киев свидетельствует о том, что кардинал Гузар в политических целях готов к шагам, которые приведут к окончательному срыву православно-католического диалога. А это по логике вещей может привести к открытому противостоянию УГКЦ с Ватиканом.

Президент Украины Виктор Ющенко назвал перенос архиепископской кафедры «внутренним делом УГКЦ». При этом нельзя сказать, что власть на Украине полностью устраняется от решения церковных проблем. Тот же Ющенко во время празднования Дня независимости Украины сказал, что «высокую миссию возвращения нации к ее духовным истокам должна выполнить восстановленная единая Поместная Украинская Православная Церковь».

В «Поместной Церкви» представители УПЦ МП увидели тень государственного проекта объединения Церкви. В объединенную Церковь, как ожидается, должны войти раскольники: так называемый Киевский Патриархат и Украинская Автокефальная Православная Церковь, а также Украинская Православная Церковь, в настоящее время находящаяся в подчинении Москвы. Глава УПЦ МП Митрополит Владимир (Сабодан) уже назвал такого рода проекты «невозможными».

Однако еще большее возмущение и в УПЦ, и в Москве вызвало сообщение пресс-службы Автокефальной Церкви о том, что государство намерено передать два храма в Киеве и Львове Константинопольскому Патриархату для открытия собственных подворий на Украине. Заявление представителей УАПЦ, настаивающих на юридическом подчинении их Церкви именно Константинополю (Стамбулу), не было подтверждено самим Константинопольским Патриархом Варфоломеем I, который несколько месяцев назад недвусмысленно заявил о том, что «не признает украинские раскольнические группы». Несмотря на это, и украинское, и российское духовенство, а также православная общественность Украины обрушились с критикой как на государство, так и на Константинополь.

В Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата новость восприняли с «недоумением и настороженностью», указывая на то, что решение об открытии подворий принимается с согласования предстоятелей и синодов двух Поместных Церквей. В свою очередь, управляющий делами УПЦ архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан назвал предполагаемое участие государства в такого рода проектах «действием вопреки его — государства — собственным принципам невмешательства».

Еще более жесткие высказывания прозвучали в среде православных мирян на Украине. Известный историк, депутат Верховной Рады и академик Петр Толочко обвинил Константинополь в «размывании традиционного православия на Украине» и назвал действия Вселенского Патриархата «великим грехом».

Информация об открытии константинопольских подворий не получила подтверждения, но тревогу православных как на Украине, так и в России нельзя назвать беспочвенной. Вселенский Патриархат, безусловно, заинтересован в географическом расширении сферы своего влияния. В Стамбуле ревностно относятся и к сохранению контроля над основными христианскими святынями в Средиземноморье и на Ближнем Востоке.

В частности, как полагают в РПЦ, Константинополь пытается любыми средствами упрочить собственную гегемонию на Афоне, вытесняя со Святой Горы монахов из славянских стран. В этой ситуации любое сообщение — пусть и недостоверное — о действиях Константинополя на канонической территории Московского Патриархата является настораживающим.

Что касается украинских властей, то перестановки в правительстве и ожидаемый в связи с ними новый политический курс Виктора Ющенко могут повлечь за собой и перемены в «религиозной» риторике главы государства. Можно ожидать, что Ющенко будет осторожнее в высказываниях. Нынешняя ситуация на Украине показывает, что любое произнесенное слово лишь подогревает котел межконфессиональных противоречий в стране.

http://religion.ng.ru/society/2005−09−21/1_kotel.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика