Русская линия | 15.12.2023 |
ОТ РЕДАКЦИИ: 12 декабря 2023 года «Русская линия» опубликовала сообщение «Протоиерей Дмитрий Матиенко: Митрополит Одесский Агафангел запретил меня в служении за то, что я продолжал поминать Святейшего Патриарха Кирилла». Текст данной новости был перепечатан нами с портала «Raskolam.net» с небольшими правками.
Ниже мы приводим анализ указанной конфликтной ситуации в Одессе от Редакции данного портала. Он был опубликован в Телеграм-канале Raskolam.net 15 декабря 2023 года и отчасти объясняет действия Одесского митрополита.
Можно соглашаться или не соглашаться с аргументами, приведёнными редакцией портала, но сам по себе этот текст уже ценен тем, что он проливает свет на реальную ситуацию, в которой приходится жить и спасаться нашим единоверцам на Украине. Думаем, нашим читателям будет интересно с ним ознакомиться.
Собрались с мыслями, проанализировали факты и, на свежую голову, хотим поделиться своим взглядом на «Одесский вопрос». Назовём эту тему именно так, поскольку определять виновным в таком вопросе лишь одну сторону, не учитывая остальных факторов — не лучшая идея. Интервью с о. Дмитрием Матиенко — это прецедент, у которого две стороны медали. Прежде всего, отметим — хорошо то, что священник, рассказывая о своём личном опыте общения с правящим архиереем, вскрыл проблему такого себе «шароварного православия», элементы которого присущи Церкви. Суть этого явления сводится к тому, что пока у нас всё хорошо, — мы «белые-пушистые», улыбаемся и машем. Но если вдруг на горизонте «замаячили» малейшие неприятности, человек, из-за которого они появились, будет обязательно дискредитирован и выброшен за борт. А если проблема глобальная, тогда вообще — каждый сам за себя.
Тем не менее, крайне важно различать ещё один формат «шароварщины», который проявляется в личных отношениях между священником и епископом. Ведь очень часто бывает так, что священник занял принципиальную позицию по отнюдь не богословским или каноническим вопросам. В результате, личностный конфликт вышел за пределы епархии и стал достоянием общественности, получив при этом, характерный окрас. Только вот всё дело в том, что желание «хайпануть» на таких ситуациях часто приводит к похожим, как у отца Дмитрия, результатам. И, что ещё хуже, к вреду Церкви. Вдумчиво просмотрев данное интервью и проанализировав факты, напрашивается субъективный вывод о том, что стороны конфликта попросту не смогли договориться по какому-то, не связанному с каноническим порядком, вопросу. И что-то подсказывает, что поминовение священником Предстоятеля РПЦ стало лишь предлогом.
Ни для кого не секрет, что в УПЦ по сей день сохраняются приходы, настоятели которых поминают имя Патриарха Московского за Богослужениями. И что ещё более важно — эти приходы географически часто расположены намного западнее, чем юг или даже центр Украины, где такое решение встречается с бОльшим пониманием. Тем не менее, ни в одном из случаев, ничего подобного не произошло. Да, к священникам или настоятелям таких монастырей, приходили из СБУ. Да, проводили беседы. Да, могли давить на архиереев, а они — на поминающих пастырей. Но, в таких случаях, священник отвечает архиерею «это не моя прихоть, а желание людей», а архиерей, в результате, спрашивает чекистов: «а что я с ними могу сделать?». На этом, обычно, вопрос откладывается или закрывается вообще.
Один из доступных и популярных примеров — Корецкий женский монастырь, который, как известно, находится в официальном статусе ПАТРИАРШЕЙ ставропигии. Сколько на них не давили! Как бы их не обыскивали! Чем бы не запугивали и не убеждали, а статус свой они не поменяли и Патриарха, несмотря ни на что, поминают. И это, на минуточку, Ровенская область, которая, увы, является одной из передовых по захваченным храмам УПЦ. Что же говорить про Одесскую, где за всё время не захвачен ни один храм УПЦ, а сама Церковь, даже при нынешних сложностях, пользуется привилегированным положением и непререкаемым авторитетом у местного населения.
Поэтому, учитывая описанную в интервью ситуацию, было бы крайне необходимо услышать версию другой стороны, а именно — Одесской епархии УПЦ. Это помогло бы увидеть картину в целом, сложив все детали этого пазла. То есть, если митрополит Агафангел действительно написал донос на отца Дмитрия (чего мы не исключаем), тогда почему он не сделал так же в отношении других священников Одесской епархии, которые продолжают поминать Патриарха (а такие есть, одесситы не дадут соврать). Отсюда вопрос — это происходит системно или, в случае с отцом Дмитрием, была некая индивидуальная мера?
Почему могло быть именно так? Объясним. Дело в том, что каждый священник понимает, что строить храм в центре города-миллионника, а тем более — Одессы, может только тот, чьи отношения с правящим архиереем находятся на очень высоком уровне. Не может рядовой священнослужитель в любой отдельно взятой епархии взять и просто так построить храм в областном центре. То есть, смеем предположить, что до указанного конфликта, между «фигурантами дела» были крепкие деловые, а может быть, даже дружественные отношения. Тем более, что по рассказам самого священника, храм был не один, а два. И, по нашим данным, отец Дмитрий долгое время совмещал служение именно на двух приходах. И это не где-нибудь в захолустье Ивано-Франковской области, а в самой Одессе.
Кроме того (можете нас поправить, если это не так), по состоянию на 2017−2018 годы отец Димитрий, приводивший в пример трагедию в Одессе 2 мая 2014 года, как триггер к формированию его личного отношения к происходящему в Украине, был капелланом в части А1620, это 14 радиотехническая бригада радиотехнических сил Украины. Каким образом получилось так, что такой, на первый взгляд, нарочито пророссийский священник, взялся, фактически в разгар АТО, духовно окормлять украинских солдат — вопрос открытый. Тем не менее, если этот факт имеет место быть, то он откровенно не вяжется с тем образом, который сейчас пытаются создать отцу Дмитрию.
Следующее, что привлекло внимание в данном случае — это нежелание отца Дмитрия даже попытаться решить ситуацию хотя бы на уровне Киевской митрополии. Из того, что рассказано в интервью, батюшка отправился в Москву сразу после поездки на Афон. То есть, обращение к Предстоятелю УПЦ даже не рассматривалось, как вариант. Многие скажут, что туда нет смысла обращаться, т.к. «феофания» и т. п. Однако, есть одно НО! И это «но» находится в монастырях и храмах Киева, где тоже продолжают поминать Патриарха и Блаженнейший, за всё время, ни к кому из них не применил санкций. К примеру, тот же Введенский, о котором знают абсолютно все. А там настоятелем, на минуточку, является целый викарный архиерей. Что же получается? викарному архиерею в Киеве можно, а священнику в Одессе — нельзя?
Как рассказал отец Дмитрий, сотрудник СБУ, который приходил к нему «на беседу», был хорошо знаком епархиальному руководству. Кто близок к епархиальным канцеляриям, прекрасно знает, что посещение епископов представителями спецслужб — абсолютно привычное дело. И началось это не с 2014-го года. Скажем так, это и не прекращалось даже после развала Союза. Хоть СССР и распался, сотрудники спецслужб остались всё теми же «старыми-добрыми» КГБшниками, которые, — особенно в Украине, — проявляют интерес к религиозной сфере. Насколько тесными являются отношения митрополита Агафангела с одесскими чекистами — сказать сложно.
С уверенностью можно сказать лишь то, что с началом «томосиады», представители спецслужб демонстрируют «показательные порки» и имитируют «расследования» в отношении УПЦ, даже при том, что обвинения часто высосаны из пальца. Тем не менее, СБУ — это личная гвардия президента. Президент дал команду «фас», поэтому они пытаются показать «результаты» даже там, где их нет. Результаты эти, как правило, отображаются на нескольких «громких» делах, а «мелочёвка» утопает в отчётах. В этой-то «мелочёвке» и проскакивают разбирательства с теми, кто поминает Патриарха. Таким образом, как говорится в народе, и волки сыты и овцы целы. Другими словами — им поставлены задачи, а как уже они их исполняют — это совсем другой разговор. Самое главное, что факт выполнения ложится в отчёт.
К сожалению, в ситуации с отцом Дмитрием, что называется, совпали интересы нескольких сторон. По нашему мнению, происходило всё приблизительно следующим образом. Отец Дмитрий был на хорошем счету у митрополита Агафангела. Владыка позволил ему построить в городе не один, а целых два храма. Строительство второго вообще проходило дважды, поскольку первый раз он был из дерева, а позже его перестроили уже из камня. Тем не менее, отношения владыки и батюшки по какой-то причине расстроились, в результате чего «нашла коса на камень». Владыка искал способы повлиять на батюшку, и не придумал ничего лучше, чем подсказать местным чекистам, что отец Дмитрий поминает Патриарха (читай — пропагандирует «русский мир» и т. п.). По словам самого священника, сотрудники СБУ говорили, что если бы из епархии их об этом не уведомили, они бы и не знали. То есть, по большому счёту, им до этого особо дела нет.
В конце концов, митрополит ожидал, что такой случай сподвигнет священника на то, чтобы пересмотреть своё к нему отношение, однако батюшка предъявил справедливые претензии, указав на то, что способ «вымучить» покаяние, «натравливая» на него СБУ — мягко говоря, не самый лучший. Не получив желаемого «акта смирения» от подчинённого ему священнослужителя, митрополит Агафангел применил крайнюю меру, запретив его в служении. Но, нет печали без радости, и вот отец Дмитрий, используя данную историю, стал звездой православного интернета, а в Москве, рассказав о «запрете за поминовение Святейшего», был освобождён от этой меры.
Честно говоря, мы не хотели об этом писать. Каждая такая «аналитика» вносит раздор и влияет на общий авторитет Церкви. Мы написали новость о произошедшем, как факт, без собственного мнения. Однако теперь, когда к этой ситуации начинают приплетать различную мерзость, развивая тему в таком ключе, что в УПЦ едва ли не все «сволочи» и «содомиты», молчать мы не смогли. На объективность мы, конечно же, не претендуем. Высказываем лишь свою точку зрения. Тем не менее, на наличии «шароварного православия» настаиваем. Это проблема! Потому, что, в конце концов, влияет на всю Церковь, а не на отдельные Её части. И если кто-то думает, что это чисто украинская проблема, — вынуждены вас разочаровать. Для того, чтобы в этом убедиться, предлагаем к просмотру фильм «Человек Божий» о житии святого Нектария Эгинского. Эта лента поможет вам найти ответы на многие вопросы относительно внутренней «церковной кухни».
Редакция портала «Raskolam.net»
https://rusk.ru/st.php?idar=117610
|