Русская линия
Русская линияПротоиерей Сергий Вишняков,
Андрей Сигутин
15.03.2008 

Об искупительной Жертве Христа
Беседа с протоиереем Сергием Вишняковым, благочинным Обнинского округа Калужской епархии

— Отец Сергий, сущность искупительной Жертвы Христа — это тайна, непостижимая даже для ангелов (1 Пет. 1,12). Причем, сия тайна постигается больше сердцем, чем умом. Не потому ли единого, «официального» (по словам о. Олега Давыденко) учения об Искуплении в православном богословии пока нет?

Протоиерей Сергий Вишняков— Небольшое уточнение: словосочетание «искупительная Жертва» надо применять очень осторожно, так как на понятие «искупление» делается основной упор в католическом вероучении. Даже богословы, цитируя одни и те же места из Священного Писания, могут прийти к совершенно разным выводам. Всё зависит от того, с какой точки зрения они будут рассматривать Слова Божии. К примеру, борец с западной юридической теорией спасения — святитель Игнатий (Брянчанинов) тоже употреблял это понятие в своих поучениях: «Сын человеческий… имел право прощать все грехи человекам как принесший Себя, всесовершенного Бога, в искупительную жертву за человечество и уничтоживший все грехи человеков, и малозначительные, и многозначащие необъятным, безмерным значением искупительной цены… Всех грешников, принявших искупление при посредстве покаяния и веры, Спаситель оправдал, хотя человеки и осуждали; напротив того, всех, отвергших искупление чрез отвержение покаяния и веры, осудил, хотя человеки признавали их праведными, достойными и уважения и наград"…

Итак, что же произошло почти две тысячи лет назад? Сам Бог пришел на Землю. Тайна, не постижимая никогда — как Бог мог воплотиться? Ни в одной религии мира нет такого, чтобы Сам Создатель пришел ради твари (человека). Что значит Искупительная Жертва? Если сказать просто, то особенно ярко смысл этих слов раскрывается в празднике Крещения Господня… Христос пришел на воду Иорданскую, где Иоанн крестил людей, говоря: «Покайтесь, приблизилось Царствие Небесное». Люди каялись и принимали крещение в Иордане. Разрешения от грехов, конечно же, не получали, но это было подготовкой к появлению Спасителя. И вот приходит креститься Сам Господь. «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?"… Людям же Предтеча говорил: не подумайте ничего плохого про этого Человека — «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира». Обратите внимание: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1, 29). И Он крестится от Иоанна как простой человек.

Приведу очень грубую параллель: судят банду хулиганов, а один невиновный человек, присутствующий в зале суда, встает и говорит: «Я это сделал, всю вину беру на себя…» Все преступления (грехи) на него вешаются, его сажают в тюрьму, а остальных отпускают… По сути дела, тут происходит то же самое.

То есть Господь, Сам будучи безгрешен, пришел креститься от Иоанна Предтечи. И в ответ на недоумение Крестителя говорит ему: «…оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). А Правда эта заключается в том, что, по словам святителя Иоанна Златоуста, на Иоанне Крестителе завершается Ветхий Завет: то есть всё, что надо было исполнить по Ветхому Завету, Господь исполнил — и с Иоанна же начинается Новый Завет. Преемственность Ветхого и Нового Завета содержится в следующих словах Иоанна Предтечи, который говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Господь, выйдя на проповедь роду человеческому, сказал то же самое слово: «Покайтесь…», — то есть Его учение не было другим. Вот связующая точка. Поэтому, когда мы говорим о Жертве Христовой, то имеем в виду, прежде всего, то, что Господь, будучи непорочен и свят, взял на Себя нашу больную, зараженную грехом природу и исцелил её в Себе Самом.

Превосходство духа над плотью Господь показал нам на Горе искушений. Помните из Евангелия сорокадневный пост Спасителя?.. Когда плоть Христа была измождена уже до предела, к Нему приступил диавол, говоря: «…если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Господь же ему сказал — вот, насколько дух выше тела! — «…написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Мечом Слова Божия Христос победил лукавого и в последующих двух искушениях. Спаситель сумел, находясь в немощи, противостоять всем искушениям. Чтоб яснее это представить, надо побывать в Иудейской пустыне.

Жуть неописуемая! Ночью там холод, днем — испепеляющая жара. Это я ощутил на себе, в поездке по Святой Земле, когда размыло дорогу и наш автобус не смог двигаться дальше. Около четырех часов мы были вынуждены бродить по пустыне. С утра было свежо: конец ноября, практически, зима. Потом солнце взошло и стало, мягко говоря, жарковато. И это-то зимой, а летом что там творится?.. Это же ужас! Хорошо один раз увидеть те места, погулять там часика четыре. Но постоянно там находиться!.. Это жутко. Тот, у кого слабая фантазия, может почитать первые главы Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» о том, как люди под пытками — бессонница, голод, холод — подписывали любые бумажки против себя. А тут Господь страшнейшие испытания — по плоти — переносил по Собственной воле, с поразительным мужеством, совершенно не думая при этом о Себе. Когда мы поднялись на Гору искушений, мысль была только одна: как Господь все это претерпевал?.. Об этом замечательно написал протоиерей Глеб Каледа: «Горячая южная страна. По своему опыту могу засвидетельствовать, что, когда в тени 44? С, кажется, что твой организм уже не принадлежит тебе. На камни, раскаленные под лучами солнца до 50−60? и даже до 70? С, нельзя сесть в обычной одежде. Как-то мы шли ущельем среди черных камней, и собака стала подвывать: тропа обжигала ей лапы. Пришлось ее взять на седло. Если попытаешься взять железный предмет, сразу разжимаешь пальцы: жжет.

А представьте себе, что, переходя от селения к селению, из города в город, надо подниматься на горы и спускаться с них. Высота гор в Палестине достигает 1 км и более… А у Иисуса Христа это были не единичные маршруты, после которых Его ожидал отдых у какой-нибудь речушки или ручейка, а постоянный труд изо дня в день. После переходов Его ждали встречи и беседы с людьми; больные, слепые, немые, бесноватые и прокаженные жаждали исцеления… Его последний переход из Иерихона в Иерусалим это шесть часов под палящими лучами солнца по ничем не затененным тропинкам, через нагромождения скал, когда приходилось преодолевать восхождение более чем на 1000 метров. Это требует больших усилий… Из чтения Евангелия у меня сложилось впечатление, что Христос совершал переходы в наиболее тяжелое время суток, чтобы, когда еще не наступил или уже спал дневной зной, у народа были силы слушать Его». Воистину, яркий пример жертвенной любви Спасителя к людям!..
Духовность — это работа над духом, не над плотью, а именно над духом. Плоть должна подчиняться духу.

— Отец Сергий, как бы Вы объяснили цель и суть искупительной жертвы Спасителя и каковы спасительные плоды Искупления?

— Цель проста. Как говорят наши богословы, Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. А суть именно в исцелении нашей природы. Разумеется, это исцеление происходит не автоматически, а в зависимости от наших трудов и жизни по заповедям Божиим. Насколько мы обращаемся к Нему, настолько же и Он приближается к нам. Как говорит апостол Иаков: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иак. 4:8)… Насколько мы обретем Бога, настолько же мы примем исцеление и обожимся. Бог стал человеком, а человек должен обожиться. Мне очень понравилось одно сравнение: почему крещенская вода не портится? — потому что в нее сошел Христос. Вот и человеческая душа не испортится, если в нее сойдет Христос. А не испортится, значит, сохранится. Сохранится для вечной жизни.

Суть искупительной Жертвы Спасителя, к счастью нашему, весьма очевидна: «…Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин. 5:19). Господь показал нам пример, дал Евангелие. А плоды заключаются в том, что все мы можем и обязаны побороть грех, распять свою плоть, «потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе…» (Рим. 3:23−24). «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:1). Вот и всё. Другие плоды искупления, а вернее, спасения — здоровье, богатство, красота и т. д. — второстепенны: мы зачастую болеем, мы и умираем, мы страстные и так далее. Совершенное же исцеление человека происходит постепенно, завершаясь в «жизни будущего века».

— От священников приходилось слышать, что некоторые верующие причащаются, не понимая смысла Голгофской Жертвы Спасителя. И апостол Павел говорил о том, что многие причащаются, «не рассуждая о Теле и Крови Христовой». Хотя в Писании и святоотеческой литературе об оправдании Кровью Агнца сказано многократно (св. Василий Великий даже учил: «Цена человека есть Кровь Христова»).
Почему же среди широких масс верующих пока нет осознания величайшего значения Крови Христа для нашего спасения?

— Потому что, к сожалению, многие в причастии ищут только чувственные ощущения и переживания. Святитель Серафим (Звездинский) писал о необходимости осознания того, ЧТО Господь совершил ради нашего спасения, пролив за нас Свою Кровь: «Блаженный Августин, так восклицает: «…Твою любовь Ты исчерпал до конца в Божественной литургии». И вот почему: в литургии Христос отдаёт Себя верным — Тело Своё и Кровь Свою Животворящую. Святой Иоанн Златоуст говорит, что Божественная литургия есть великий, чудный дар; ангелы Божии, если только можно это выразить на нашем человеческом языке, завидуют нам, людям, которым даровано счастье вкушать Божественное Тело, Кровь; они мириадами слетаются там, где приносится Божественная Жертва, с трепетом предстоят пред святым престолом, закрывая лица и в славословии прославляя великую тайну, совершающуюся здесь. Вот как святые отцы говорят о Божественной литургии, вот как благоговели они перед нею… Новый Завет, установленный Христом Спасителем, великую радость внёс в жизнь людей. Вкусив Тела и Крови Христа, люди приобщались Божественному естеству, впервые вошёл в дом их души Господь. Душа людей стала храмом Божиим. О, какое это бесконечное, великое счастье».

И наша жизнь должна быть целиком приготовлением к причащению, к Литургии. Литургией мир держится. Конечно, у нас есть Великий Пост, время сугубой работы над собой. Но если как следует готовиться к Причастию только в этот период, то этого слишком мало. Мы должны жить ради причащения, ради соединения с Богом. Это необходимо сделать правилом нашей жизни. И при том большое значение имеет то, как нами воспринимается Сама Жертва, Страдание Христово.

Сейчас в церковных кругах идет много разговоров о том, как часто нужно причащаться. Здесь также, надо различать духовность и душевность. Как опять же говорил святитель Серафим: «Древние христиане хорошо понимали, какое счастье дано людям в таинстве причащения, они каждый день приступали к святой чаше, так чиста была их жизнь». А что происходит у нас? Например, приходит ко мне человек и говорит: «Меня старец благословил каждую неделю причащаться». Я начинаю уточнять: «Слушай, похоже, что-то здесь, не так. Старец, наверное, благословил тебя не каждую неделю причащаться, а жить так свято, чтобы ты мог каждую неделю причащаться. Это значит жить внимательно по отношению к себе. Правильно?..» А то живут, как поросята, и говорят: «У меня есть благословение старца на частое причащение». Вечером у них телевизор, днем работа, беготня по магазинам, бессмысленные и пустые разговоры… На скорую руку вычитали «Правило…» и идут причащаться со спокойной совестью: старец благословил. Выходит, старец, давший то благословение, берет на себя ответственность за людскую бездуховность. Так же получается?..

Значит, когда говорим о частоте причащения, надо иметь в виду, прежде всего, то, как ты к этому готовишься. Если у тебя есть благоговейное желание, уповая на бесконечное милосердие Божие, воссоединиться с Богом — пожалуйста. При этом, конечно же, ты понимаешь, что не все в твоей душе гладко и ровно. Когда, желая выздороветь, мы обращаемся к врачу, то исполняем и его предписания: лекарство пьем, воздерживаемся от чего-то. Точно так и здесь: нужно не просто стремиться к Богу, с грязными лапищами-то… Главное — душу приготовить для Великого Гостя, очищаясь от своих страстей. Ведь Причастие — не просто какое-то экзальтированное желание: «Ох, хочу причаститься!» А это Средство, которое мне сугубо помогает побороть свои немощи, укрепить дух, сделать шаг навстречу к Богу. Это надо ставить на первый план. Кто-то причащается раз в год, кто-то — раз в полгода. Есть средний путь: причащаются через два воскресенья на третье. Или, грубо говоря, один раз в месяц. Но, опять-таки, при условии внимательного отношения к себе, трезвения. Потом можно прибегать к Таинству почаще. Но почаще, зачастую, не получается из-за нашей суетной жизни.

Поэтому хочется больше говорить о Таинстве исповеди, чтобы люди не забывали, что к нему нужно прибегать как можно чаще. Причащаться — раз в месяц, а исповедоваться желательно каждую неделю. Именно исповедоваться, а не просто перечислять грехи, которые натворил. Повторюсь: именно каяться. В Троице-Сергиевой Лавре у некоторых монахов есть традиция — исповедоваться ежедневно. Это страшно, тяжело, но такова работа над собой… Да, некоторые говорят, что священство причащается за каждой Литургией. Мол, а чем миряне хуже?.. Но почему бы этим ревнителям частого причащения не вспомнить и предостерегающие слова свт. Иоанна Златоуста о том, что священнику практически невозможно спастись!.. Кто-то сказал, что священник должен быть чище солнечных лучей. И если кое-кто из пресвитеров сему не соответствует, то это не значит, что у всех так должно быть. Священник обязан постоянно духовно возрастать, а не опускаться.

— Благодаря искупительной Жертве Христа, апостол Петр смог сказать христианам: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел…» (1 Петра 2:9). Как эти слова правильно понимать воцерковленным мирянам?

— Это замечательный вопрос. Здесь сказано о Церкви Христовой. Церковь — это Тело Христово, а уды от части (а порознь — члены (1Кор. 12:27)). «Род избранный», мы отсечены «от дикой по природе маслины и не по природе привились к хорошей маслине» (Рим. 11:24); «Царственное священство», то есть наш Царь и Господь — Царь славы; народ святый — Он искупил нас Своей Кровью. «Народ святый» — Церковь Святая, не просто какие-то люди, а народ, то есть Тело свято… Понятно, что мы говорим о Церкви, именно как о Теле Христовом. И здесь очень важно понимать, что же это такое.

Многие, когда приходят молиться за усопшего или здорового родственника, говорят: «Что мне сделать — свечку поставить или еще что?». Они забывают, что мы — Тело Христово. Как ведет себя наш организм в случае болезни? К примеру, заболела рука — часть работы на себя берет другая. Так же и здесь. Если верующие сознают, что мы — Тело Христово, то, прежде чем ставить свечку за кого-то, необходимо понять: а это здоровая частичка Тела? И если нет, то этому человеку надо помочь. Как? Приложить больше усилий по очищению своей души, то есть потщательнее поисповедоваться, причаститься… Чтобы этим потом поделиться с другими… От старых бабушек приходится слышать: «Моей маме годок, надо поговеть». Во! Она — старая бабушка, ее маме «годок», то есть годовщина поминок. Она попостилась, то есть себе, как одному из членов Тела Христова, прибавила духовного «здоровья». Образно говоря, укрепив свой духовный иммунитет, старушка делится с тем, кто такого иммунитета не имеет — с усопшим родственником… Православные люди взаимосвязаны между собой, мы — Тело Христово. Если это поймем, нам станет друг за друга легче молиться. А то зачастую молимся за ближних так, чтобы побыстрее отвязаться…

— В Новом Завете сказано, что «Христос искупил нас от клятвы (проклятия) закона…» (Гал. 3:13). Как видим, Христос искупил нас от проклятия закона. А что такое «проклятие закона» можно узнать, обратившись к Пятикнижию, первым пяти книгам Библии. Ознакомившись с ними — или законом, — мы узнаем, что проклятие или наказание за нарушение заповедей Божиих тройное: богооставленность и духовная смерть, полное расстройство земных дел («Прокляты будут житницы твои и кладовые твои» (ст. 17)), а также телесной крепости и здравия (см. Второзак. 28:15−22, 27−29, 35, 58−61). Можно ли говорить, что благодаря Искуплению, Господь открыл нам путь не только к спасению души, но и, вместе с тем, к богатству (на всякое доброе дело (см. 2 Кор. 9,8)) и к телесному здравию (во славу Божию)?

— Закон дан по причине преступлений людей перед Богом, и он существует для того, чтобы оградить грех. Это как бы заборчик: ограничивает территорию, куда уже нельзя ходить. Господь же Своим Воскресением эти установления исполнил, наполнил, довел до совершенства. Новый Завет — Новое Евангелие. И то, к чему должен теперь стремиться человек, каким он должен быть, стало несравненно выше. Об этом говорится в Нагорной проповеди.

Обратимся к Евангелию от Матфея. Христос дал учение о Заповедях блаженства (Глава 5). И дальше начинаются интересные вещи. Господь посылает Своих учеников на проповедь, говоря им, что они будут бесов изгонять, исцелять болезни. А потом Спаситель дает им обещание о награде. Какая же это была награда? Много денег? — Нет! Христос обещает апостолам страшную награду: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10:16) То есть не обещает им Господь ни богатства, ни телесного здравия. Он говорит: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20), «ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Мф. 10:24). Господь показывает, что будет с теми, кто решится последовать за Ним. Нигде не сказано, что на тебя сразу свалятся все земные блага. Единственное, что мы знаем: Господь дает нам только всё полезное для нашего спасения. Если нам будет полезно богатство, оно будет, но, разумеется, к нему нельзя привязываться; если телесное здравие послужит нам пользу — будет и оно. По словам иеромонаха Иова (Гумерова), «Что касается здоровья и других благ земных, то они евангельским учением не отвергаются, если не мешают иметь плоды духовной жизни».

А монахам, считается, лучше всегда немножко болеть, чтобы не расслабляться. Поэтому тут спасение души и телесное здравие вступают в противоречие…

— Пророк Исаия сказал о Христе: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». (Ис. 53) Можно ли здесь под словом «исцелились» понимать как духовное исцеление, так и физическое?

— Духовное, можно подразумевать, — физическое отчасти. Почему? Потому что от любого греха страдает тело. Переедаем — получаем соответствующий результат; нервничаем — тоже самое. Если же человек смиренный, спокойный, живет по воле Божией, понимая, что всё в руках Божиих, то, конечно же, это будет сказываться и на его организме. То, что есть прямая зависимость физического от духовного, — ни у кого не вызывает сомнения.

— О высоком достоинстве человека во Христе говорили многие святые, например: преп. Макарий Великий, свт. Феофан Затворник, св. Иоанн Кронштадтский. Почему же сейчас на эту тему мало кто из священников проповедует? Почему практически никто не призывает православных мирян быть сильными в Боге, в основном же, акцент ставится только на немощах и скорбях, хотя свт. Феофан Затворник учил: «Слово «не могу» — не христианское, все могу, но не сам по себе, а в «укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4)».

— Нет, тут я не соглашусь, что акцент ставится только на немощах и скорбях. Каждый раз, во время совершения Таинства Елеосвящения, мы цитируем послание Апостола Павла, обращаясь именно к больным и немощным: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных» (Рим. 15:1) Это неслучайно включено в Таинство Елеосвящения, ведь немощь — это состояние души…

Мы сильны не сами по себе, а в Боге. Проповедуя Господа, мы поем: «Воскресение Христово видевше…» Мы живем в надежде, имея неиссякаемый источник Божией помощи, оптимизма, энергии — назовите это, как хотите. Да, у нас — конкретно, у меня — силы нет, но я же — часть Тела Христова. Глава — Христос, а Церковь — Тело. Если у меня чего-то нет, то в Церкви, у Бога есть. Без Бога я — ничто, я — немощь, я — тлен. А с Богом я всё могу, «всё могу, — как сказал Апостол Павел, — в укрепляющем меня Христе».

Почему Вы считаете, что о «высоком достоинстве человека во Христе» мало говорят? Это совсем не так. Написано: «Малым чим умалил от ангел», — то есть мы мало чем отличаемся от ангелов. Про Богородицу вообще говорят: выше ангелов, Херувимов превысши. И человек — это очень высоко. Всем сердцем ищущие Бога приближаются к обожению… По этому поводу хорошо сказал иеромонах Иов (Гумеров): «Достоинство человека состоит, прежде всего, в его богоподобии, ибо Господь Творец почтил его Своим образом и подобием. После грехопадения человек умалил это достоинство, но не лишился его окончательно. Цель Боговоплощения и спасительной Жертвы Сына Божия заключается в том, чтобы возвести человека в первое его достоинство… Вожделенно для человека достижение достоинства, предоставленного ему Богом! Достоинство это при сотворении человека было даром Божиим; потерянное падением, оно по искуплении опять соделалось даром Божиим» (Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке). Чувство собственного достоинства человека возникает на основе сознания своего высокого звания и назначения… Восприятие своего христианского достоинства уверовавшему человеку не приходит сразу, а лишь по мере полноты веры и духовного преуспеяния. Используя мысль одного древнего философа, можно провести такое сравнение. Если бы кого-либо усыновил царь, то на какую бы степень поднялось его чувство собственного достоинства и положения. Однако всех нас усыновил Небесный Царь! А много ли среди нас тех, для кого это стало источником всепобеждающей радости. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь (2Пет.1:10)».

— Батюшка, объясните, пожалуйста, попроще для наших читателей, что такое обожение?

— Обожение — это процесс, на земле он вполне не завершается, это происходит только по земном отшествии. Что такое обожение — соединение с Богом, что означает быть с Богом всегда. То есть приобрести ангельское состояние, при котором человеку возможно постоянно быть в добре, не грешить. И здесь надо сделать выбор в пользу добра или зла. Ведь борьба этих двух начал идет всю жизнь. Либо мы выбираем Жизнь, либо смерть. Причем, это можно сделать, только будучи в теле, на земле. Грубо говоря, по отшествии в мир иной я уже ни обозваться, ни подраться не смогу, и сделать добро или покаяться там тоже будет невозможно… Мера святости человека — не в том, насколько он был побежден грехом, а в том, насколько упорно он с ним боролся. Упал — вставай. И речь тут идет не о том, чтобы совсем не падать, но чтобы вставать и продолжать бороться. Поэтому нельзя сказать: всё, с сегодняшнего дня я достиг… обожения! В Патерике полно примеров, когда, приходя в такое состояние, многие падали.

Иногда говорят: «Человек — это звучит гордо!» Но это действительно так лишь в том случае, когда личность что-то значит. А значить, опять-таки, она может, только пребывая с Богом. Без Бога она — ноль, «ю» без палочки получается, ничто. «Гомо сапиенс», «человек разумный» — принято говорить обо всех. Мне же кажется: если ты — человек разумный, то для начала подумай, кто ты, что с тобой будет дальше, какова цель твоей жизни, что будет с тобой за гробом, что происходит у тебя в душе? Ответь себе на эти вопросы — и будешь по-настоящему разумным. Беда в том, что мы в большинстве своем — не «гомо сапиенс». Принимая какие-то решения, надо же поразмыслить: что мы делаем, с точки зрения Вечности? Но обычно мы так не поступаем… Человек создан по образу и подобию Божию, и эту красоту надо в себе открыть, сохранить и пронести через всю свою жизнь. Человек — это, в первую очередь, дух, а не тело. Это тот ларец, в котором живет Дух Божий, ведь «Царство Божие внутри нас есть».

— О чем еще Вы хотели бы сказать по теме Искупления, что не прозвучало в предлагаемых вопросах?

— Тело Христово — это живой организм. Образно говоря, кто-то — ушко, кто-то — пальчик, кто-то — рука… Как объясняет апостол Павел: «…членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны» (1 Кор. 12:20−21). Если один из членов страдает, то все тело болеет… Мы — единое целое и должны заботиться друг о друге. Мы — неделимый, живой организм, Церковь Божия, Тело Христово… А поскольку мы — живой организм, то не можем мыслить в отрыве друг от друга, отдельно от головы — Христа, от Церкви, от единства Евангелия, единства учения, от единства веры. Не можем. В организме человека всё взаимосвязано: нервная система, сердце и т. д. Так же и в Церкви. Находясь в ней, мы — в Теле. Повторюсь, когда мы молимся друг за друга, то делимся как бы своим духовным иммунитетом.

Любая молитва — дело любви. Если же при этом мы ничего не делаем, ничем не жертвуем, то такая молитва не имеет силы. Это с одной стороны. С другой — молиться надо за всех: и за врагов, в том числе. Основные же условия молитвы — внимание и покаяние. Молитва должна произрастать на почве покаяния, веры. Ведь если нет покаяния, нет и веры…
Беседовал Андрей Сигутин
Впервые опубликовано в Калужском епархиальном журнале «Православный христианин»

https://rusk.ru/st.php?idar=112582

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Вера.    12.10.2009 08:47
http://www.wco.ru/biblio/books/osip17/H09-T.htm

«При трактовке первородного греха как виновности всех людей (учение Католической Церкви) делается и ложный вывод, что Бог Слово воспринял не нашу «грешную» природу, а первозданную нестрадательную, несмертную, нетленную природу первого Адама. Так учили осужденные Вселенскими Соборами монофизиты, монофелиты, афтартодокеты. По учению, например, ересиарха афтартодокетов Юлиана Галикарнасского, «при воплощении Христос принял душу и тело в том виде, в каком они были у Адама до грехопадения. Если же Христос уставал, алкал, плакал и т. д., то делал это только потому, что хотел, а не по необходимости» [28]. Эта на первый взгляд чисто умозрительная ошибка в действительности, оказывается, приводит к роковым для христианства последствиям — к фактическому отрицанию смысла Крестных Страданий Христовых.
Прежде всего, как же мог страдать и умереть Христос, если Он обладал природой нестрадательной и несмертной? Утверждения афтартодокетов, как и осужденного VI Вселенским Собором папы Гонория, о том, что Христос во время земной жизни каждый раз каким-то особым актом делал Свое Тело алчущим, жаждущим, плачущим, страдающим, наконец, смертным, выглядят фантастической игрой. Против этого со всей силой вооружался прп. Иоанн Дамаскин. «Итак, — писал он, — подобно безумному Юлиану и Гайану, говорить, что Тело Господа… было нетленно прежде воскресения, нечестиво. Ибо, если оно было нетленно, то не было одной и той же сущности с нами, а также и призрачно произошло то, что, — говорит Евангелие, — случилось: голод, жажда, гвозди, прободение ребра, смерть. Если же это случилось только призрачно, то и таинство Домостроительства было ложью и обманом, и Он по видимому только, а не по истине сделался человеком, и призрачно, а не поистине мы спасены; но — нет! и те, которые говорят это, да лишатся участия в спасении» [29]
Действительно, если Сын Божий уже в Воплощении исцелил человеческую природу, восприняв ее бесстрастной, нетленной, бессмертной, то Крест становится ненужным. Так упраздняется главное в христианстве — Крестная Жертва Христова, утверждается прямое крестоборчество.»
  Агапит    10.10.2009 12:47
1. "когда мы говорим о Жертве Христовой, то имеем в виду, прежде всего, то, что Господь, будучи непорочен и свят, взял на Себя нашу больную, зараженную грехом природу и исцелил её в Себе Самом."

Это не так, ибо Господь не мог приобщиться ничему, что заражено грехом. Он был во всём подобен нам, "кроме греха". Плоть Христа, сотворённая Св. Духом от Пречистой Девы, не имела даже первородного греха.

2. Суть искупительной Жертвы Спасителя, к счастью нашему, весьма очевидна: "…Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная" (1Ин. 5:19). Господь показал нам пример, дал Евангелие.

Это мог бы сделать Иоанн Предтеча, и для этого совсем необязательно распинаться. В чём суть Искупительной Жертвы, рекомендую прочесть в "Катехизисе" свт. Филарета Московского. Похоже, Автор незнаком с этим текстом.
  Lucia    10.10.2009 10:57
Неужели это Вера изИсландии?
  Вера.    10.10.2009 08:01
Там же можно почитать и сделать выводы самим:

Кто отвергает Догмат Искупления?

Глава епископской конференции Германии совершил публичный акт вероотступничества

“Догмат об искупительной крестной жертве Господа Иисуса Христа за грехи всего человечества – краеугольный камень католического вероучения. Эту истину исповедуют также все прочие христианские конфессии, и без веры в неё человек не может быть ни католиком, ни христианином.”
  Venedict    10.10.2009 04:16
В Православном богословии всегда было четкое учение об Искуплении, запечатленное в вероисповедных документах Церкви и творениях Свв.Отцов.
Оно ясно обличает современный "либерализм", кстати, давно торжествующий на Западе (там боятся слова "Искупление" не меньше, чем наши модернисты) и сейчас пытающийся восторжествовать и на Востоке.
Подборку высказываний Свв.Отцов об Искуплении можно почитать и сделать выводы самим: http://orthodoxia.narod.ru/iskuplenie.htm Там же и выдержка об Искуплении из книги митрополита Кирилла, нынешнего Патриарха Московского и всея Руси.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика