Русская линия | Священник Владимир Сушков | 22.07.2008 |
«Я питаю твердую, абсолютную уверенность, что судьба России, Моя собственная судьба и судьба Моей Семьи находятся в руке Бога, поставившего Меня на то место, где Я нахожусь. Что бы ни случилось, Я склонюсь перед Его волей с сознанием того, что у Меня никогда не было иной мысли, чем служить стране, которую Он Мне вверил».
Государь Император Николай II.
«…стражи понемногу смягчились в общении с заключенными. Они были удивлены их простотой, их привлекала к себе их кротость, их покорила полная достоинства душевная ясность, и они вскоре почувствовали превосходство тех, которых думали держать в своей власти. Даже сам пьяница Авдеев оказался обезоруженным таким величием духа; он почувствовал свою низость. Глубокое сострадание сменило у этих людей первоначальную жестокость».
П. Жильяр
Около восьми лет прошло с тех пор, когда на Поместном Соборе Русской Православной Церкви были прославлены в чине страстотерпцев и давно чтимые православным народом царственные мученики, невинно убиенные Государь Император Николай, супруга его, Царица Александра, царские дети — царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и царевич Алексий. Страдания и смерть царской семьи совершились в окружении молчаливого равнодушия значительной части Русского народа, одурманенного лозунгами свободы и равноправия.
Начало отречения народа от законной, Богом установленной и благословенной власти, положили высшие генералы-предатели, сумевшие хитростью и лестью изолировать Русского Царя от оставшихся верными присяге офицеров и генералов, вынудить у него под предлогом «необходимости для спасения России», отречение от престола. Царь увидел, что ему изменили все ближайшие помощники и те, кого он считал своими верными друзьями. Укрепляемый Богом, Государь по вдохновению свыше принял решение принести себя в жертву за грех Русского народа, и уступил власть домогавшимся ее. Ни кем не сдерживаемые изменники, не понимавшие всего ужаса своего предательства, в короткое время потеряли власть и ввергли славное и могучее Отечество наше в пучину кровавой революции. Скоро многие из них сами были убиты бунтовщиками или бежали за границу. Россия осталась на растерзание жестокой и безжалостной диктатуре, развернувшей войну против собственного народа.
Для утверждения власти над поверженной Россией большевистская верхушка постановила расстрелять царя и с ним всю царскую семью. При этом сочли необходимым уничтожить и их тела, чтобы совершенно стереть из памяти людей всякое воспоминание о царской власти. В глубокой тайне совершилось страшное преступление, имевшее апокалипсические последствия для судеб мира. Враги России торжествовали — теперь были уничтожены все преграды на пути к разрушению последнего великого православного царства на земле. Казалось, они одержали уже полную победу и больше не грозит им законное возмездие, и никто не сможет помешать обладать захваченной добычей. Так, наверное, радовались в древности иудейские первосвященники, законники и фарисеи, стоявшие у Креста и презрительно насмехавшиеся над страданиями распятого ими Сына Божия, ощущая себя полными хозяевами положения. Но в тот момент, когда прогремели выстрелы, мучители лишились своей власти над святыми жертвами. Увенчался земной подвиг царственных мучеников и святые души, осиянные небесным светом, в великой радости и неразлучном единстве вознеслись к престолу Вседержителя. Отныне русский народ получил новых предстателей перед Богом о помиловании и спасении.
Так свершилась последняя, самая великая победа Русского царя. Нам, земным людям, трудно понять эту победу. Нам хочется другой, простой и очевидной, — чтобы были наказаны преступники, чтобы торжествовала законная власть, чтобы сохранилось наше богатство, экономика, финансы, территория и прочее. Но что значат все эти «ценности» человеческие для Божественного предначертания о России? «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3: 6). Земное богатство не переходит в вечность и ничего не значит в ней, ибо все земное подлежит смерти и тлению. Безмерно дороже всех земных богатств, земной власти и славы богатство человеческой святости, чистая и безупречная правда жизни во Христе.
Исследователь жизни Государя Петр Мультатули в выступлении на конференции, посвященной 90-летию Екатеринбургской трагедии, сказал: «В течение десятилетий имя Императора Николая II окружали клевета, ложь, непонимание, осуждение и глумление. Пожалуй, нет в русской истории государственного деятеля, столь ненавидимого клеветниками России, как последний русский Царь. Причём речь идёт не о разных научных оценках царствования Николая II, которые, конечно, могут быть разными, а именно о сознательной клевете и сознательному глумлению. В течение долгих десятилетий создавался лживый образ Николая II… Слишком страшна и опасна была правда о Николае II для узурпаторов, воцарившихся в России в 1917 году. Слишком страшен и опасен был для них истинный образ Царя, которого они называли „слабым“ и „кровавым“, но память, о котором продолжала жить в народе. Слишком уж разителен был контраст между царской эпохой, с её процветанием и подлинной свободой и их революционной эпохой, эпохой геноцида, голода, гражданской войны, тотального грабежа, тюрем и концлагерей».
Но и в самой церковной среде остаются скептики и недоброжелатели канонизации царственных мучеников. Как правило, они ставят в укор царю Его слабое противодействие разрушительной деятельности бунтовщиков, неспособность навести порядок в стране, и многие другие, подобные обвинения. Все они основаны на поверхностном и не критичном ознакомлении с материалами жизни и деятельности нашего Царя, особенно в последние годы его царствования, на непонимании некоторых замечательных особенностей его светлой души. И хотя можно было бы привести немало убедительных свидетельств, показывающих высокие достоинства последнего русского царя и как замечательного — твердого и последовательного — руководителя Российской Державы, в данном случае это все второстепенно. Церковь прославляет святых не за экономические и политические достижения, а за подвиг веры и верности Христу «даже до смерти». И в главном нашего Государя императора не упрекнет никто — во всецелой преданности Богу и в безупречном служении горячо любимому Отечеству, в мужественной готовности пойти на любую жертву, и даже на смерть, ради спасения возлюбленной им России.
Удивительное преображение происходит в душе, которая обращает любовь свою от себя к народу своему. Она совершенно очищается от всякого лукавства и двоедушия, становится неизъяснимо красивой и сильной. И чем шире круг любви, тем грандиознее раскрывается удивительный потенциал добра, скрытый в сердце человека. Таков был последний Русский Император. Преданный собственными слугами, он до конца сохранил верность своему царскому долгу. Его глубокий и высоконравственный выбор, который теперь принято называть «отречением от престола», на самом деле был решительной и прекрасной жертвой отца, обнимавшего своей любовью всю Россию и осознающего свою ответственности за нее перед Богом. Божий помазанник устоял в правде. Он не взял в руку меч, не поднял его против возлюбленных чад своих, вверенных ему Богом.
Вынужденное отречение не было последствием малодушия или слабоволия, как считают некоторые. Русский царь избрал путь, указанный Христом — предал себя в руки своих бывших верноподданных, ставших на путь измены, нарушивших присягу — клятву святой верности. Это было решение отца из Притчи о блуднем сыне (Лк. 15: 11−24). Взбунтовавшийся сын отрекся от отца и прежде смерти родителя потребовал у него свою часть наследства. Тяжко оскорбленный легкомысленным сыном отец, ни словом не возразил и не упрекнул его, но молча отделил часть имения. Сын гордо удалился, а отец, охваченный глубоким горем, плакал и молился, и все смотрел и смотрел на дорогу.
Все, что теперь становится нам известно о последнем Царе Николае II, свидетельствует о цельности и последовательности всех его поступков. Мысли и чувства его, известные из переписки и свидетельств ближних, поражают своей чистотой и светлостью. В них нет ни малейшего страха за свою участь, ни малейшего уныния. Единственное, что смущало и тревожило его душу в заточении, это мучительные раздумья об участи России. Иногда он начинал сомневаться, не должен ли он был поступить иначе? Но вокруг уже свершался суд Божий, ибо пришел час кровавой жатвы. Ошибки не было, была скорбь сердца, изнемогающего от любви и сострадания к заблудшему сыну — бунтующему русскому народу. Он видит неминуемую погибель многих чад своих, и уже ничем не может помочь им. Они избрали путь Каина, ожесточились до предела, умножают беззакония, преуспевают во лжи, в презрении и ненависти к людям. И уже невозможно обратить их вновь к христианской добродетели, как невозможно нарушить изначально данную Богом каждому человеку свободу. К добродетели не принудишь насилием, ибо это будет уже не добродетель, а что-то другое.
В своем безмерном страдании Царь был прекрасен, но подвиг так и остался не понят современниками. Лишь святое царское семейство было верным утешением и прибежищем в горьком одиночестве его высокой души. Отверженный собственным народом Русский Император, подобно отцу из Евангельской притчи, как бы смотрел с великой скорбью во след удаляющемуся сыну-предателю и до конца не оставлял надежды — может быть еще одумается, вернется?..
Но и до ныне как мало еще обратившихся, как мало прозревших, и как много еще злословия вокруг царской семьи! Увы, еще смежены духовные очи большей части Русского народа, не могут увидеть и достойно прославить последнюю самую великую победу Русского царя, победу простирающуюся в вечность.
https://rusk.ru/st.php?idar=105318
Страницы: | 1 | |