Митрополит Польский Савва заговорил «византийским языком»
Польская Православная Церковь направила Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию письмо по поводу кризиса в мировом Православии из-за Украины, трактовать которое можно в любую сторону…
14 декабря 2020 года на имя Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия поступило письмо от Польской Православной Церкви, в котором выражается забота о единстве Православия в современном мире, но используется византийский стиль изложения мыслей, из-за чего доподлинно невозможно понять, кого поддерживают теперь польские архиереи — Фанар и украинских раскольников в лице «ПЦУ» или гонимую УПЦ. Текст письма на своих страницах опубликовал Информационно-просветительский отдел УПЦ.
Предлагаем нашим читателям ознакомиться с этим весьма своеобразным документом и сделать выводы о его содержании самостоятельно:
«Польская Православная Церковь, обеспокоенная вводящим в соблазн разделением единства Православия, обращается ко всем православным со следующим евангельским призывом:
«Нет больше ни иудея, ни грека, ни раба, ни свободного, ни мужчины и ни женщины, вы все одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28).
Эти слова Священного Писания свидетельствуют, что для Христа и Его учения границы не существуют. Это факт и норма для православной духовной миссии, которые значат, что границы, в человеческом понимании, не могут здесь играть существенной роли. Для людей православной веры самым важным делом является распространение учения Христа, Распятого и Воскресшего. Только в Нем и через Него мир получает спасение. Отношение людей и пониманию географических границ не имеет здесь никакого значения.
Миссия проповеди правды о спасении во Христе — обязанность всех православных, начиная с патриархов, митрополитов и епископов, священников и монахов, и простых верующих. На нас всех лежит ответственность за проповедь этой правды. И потому от нашего усердия зависит спасение как нас самих, так и других. Ведь каждый верующий больше всего в своей жизни желает спасения и жизни вечной.
По этому пути устремлялись наши предки: апостолы, мученики, исповедники и пустынники. Именно благодаря их миссии Православие теперь существует на Востоке и Западе, на Севере и Юге. Именующиеся и существующие ныне административные границы государств не могут нарушать миссию Святой Церкви и ее единство.
Действительно, в Церкви нет грека, еврея, славянина, румына, немца, эфиопа, ни других народов. Мы все Христовы. Убеждал нас в этом апостол Павел словами: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1Кор. 1: 10). Неужели эти слова сегодня для нас ничего не значат?
Разделение, переживаемое современным Православием, приводит не к распространению учения Христа, проповедованного Святой, Соборной и Апостольской Церковью, но ко все большему соблазну. Есть нам о чем думать, но это возможно лишь в духе любви и единства во Христе. Если не мы справимся с этим временным разделением, тогда это сделают будущие поколения. Но чему они смогут научиться от нас и что о нас напишут?
Святые апостолы Кирилл и Мефодий принесли Христово учение Святой Православной Церкви на землю Великой Моравии, а затем чехам, вислянам полянам и другим народам. Отсюда оно распространилось среди ляхов и русинов. Все это имело место на территории современного польского государства. Крещение Киевской Руси произошло значительно позже. Имеет ли эта хронология какое-либо значение, когда речь идет о нашем спасении благодаря этой миссии?
В свете этих исторических фактов современные межцерковные разногласия и доказывание собственной правоты не имеют существенного значения. Ведь в сегодняшнем разрушаемом разделениями обществе самым важным остается то, что мы по-прежнему остаемся учениками и детьми Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви — мистического Тела Христова. Чисто человеческие слабости и наши амбиции в этом отношении не должны иметь места среди нас.
Первенство чести и уважения в отношении к первому из нас, а также место «Ангела» данной Церкви сформировала история. Однако этот процесс формировался на евангельской проповеди о любви большему к меньшему. Ведь первенство в Церкви состоит в служении слабому согласно словам Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9: 35). Эти слова адресованы каждому верующему человеку, духовному и светскому. В такой трудной ситуации первым станет тот, кто протянет руку для примирения, и тем самым поможет преодолеть разделение.
Разумеется, история определила административные границы отдельных народов. Не будем терять того, что мы имеем! Давайте не будем нарушать волю и установления наших Предков! Давайте объединимся вокруг Божественной Литургии и не будем растрачивать наших духовных сил на дела, имеющие второстепенное значение для нашего спасения!
Сегодня враг рода человеческого — диавол — делает все, чтобы привести к разложению православных христиан и их Церковь. Более всего ему досаждает единство, выражаемое в общей литургической молитве. Давайте не будем помогать ему в нечестивых намерениях, но будем противостоять искушению разделения. Этого требует от нас Бог, Святое Православие, история и завтрашний день нашей Церкви.
Настоящее обращение — это вопиющий голос многострадальной Польской Православной Церкви; призыв ко всем нам опомниться перед лицом негативных церковных явлений в современном Православии.
Господи, благослови Свою Церковь и помоги преодолеть терзающие нас искушения.
«Господи, укрепи святую православную веру — веру православных христиан — но веки веков!».
От имени Святого Собора Епископов Польской Автокефальной Православной Церкви
Митрополит Польский Савва заговорил «византийским языком» Польская Православная Церковь направила Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию письмо по поводу кризиса в мировом Православии из-за Украины, трактовать которое можно в любую сторону...