Русская линия
Сводка новостей от 11 декабря 2020

Этот день в Русской истории
Сегодня, в день взятия русскими войсками Плевны, мы чтим память священномученика митрополита Серафима (Чичагова)…

Икона сщмч. митрополита Серафима (Чичагова) Сегодня Святая Церковь чтит память почетного члена и члена Совета Русского Собрания, почетного председателя Аккерманского и Орловского отделов Союза Русского Народа сщмч. Серафима (Чичагова), митрополита Ленинградского, принявшего мученическую кончину в 1937 году.

Он родился 9 января 1856 г. в Санкт-Петербурге в семье офицера, доводился внуком знаменитому адмиралу П.В.Чичагову и в миру звался Леонидом Михайловичем. По окончании Пажеского корпуса в 1875 г. служил в гвардейских частях, участник русско-турецкой войны 1876−77 гг., отмечен боевыми наградами. В 1878 г. по возвращении в Петербург познакомился со Св. прав. Иоанном Кронштадтским, ставшим для него непререкаемым духовным авторитетом. Военная карьера его не удовлетворяла, и Чичагов самостоятельно овладел медицинскими знаниями, изучил богословие, став энциклопедически образованным богословом.

В 1890 г. вышел в отставку в звании капитана, в 1893 г. рукоположен в Успенском соборе Московского Кремля в сан священника. В 1895 г. о. Леонид овдовел, он похоронил супругу в Дивеево (к тому времени он стал почитателем Серафима Саровского) и приготовил рядом с ее могилой место для собственного погребения. В 1898 г., поручив воспитание четырех дочерей двум доверенным лицам, принял монашество с именем Серафим. В 1899 г. иеромонах Серафим был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря и возведен в сан архимандрита.

Еще будучи священником, он занялся составлением «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», которая стала самым значительным трудом его жизни. Именно его дожидалась блаженная Паша Саровская, чтобы передать повеление прп. Серафима Саровского об открытии мощей. Архимандрит Серафим встретился с Государем Императором Николаем II и передал Ему материалы о прп. Серафиме. Несмотря на сопротивление большинства синодалов Государь настоял на канонизации Саровского Чудотворца. Архимандрит Серафим входил в состав комиссии Св. Синода, которая освидетельствовала останки, после прославления написал краткое житие прп. Серафима, а впоследствии и Акафист Святому. Его труды были оценены по достоинству — в феврале 1904 г. он был назначен настоятелем одного из семи ставропигиальных монастырей Русской Церкви — Воскресенского Ново-Иерусалимского. 28 апреля 1905 г. архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского, а в следующем году переведен на самостоятельную кафедру в Орел. Здесь владыка деятельно занимался устройством церковно-приходской жизни, организовал в епархии приходские советы, полагая, что возрождение церковной жизни нужно начинать с возрождения прихода.

Владыка принимал активное участие в монархическом движении — был членом старейшей национально-патриотической организации — Русского Собрания, в 1907−09 гг. входил в Совет РС. В Орле, а затем в Молдавии он занимал посты почетного председателя местных отделов Союза Русского Народа, был участником 4-го Всероссийского монархического съезда в Москве весной 1907 г., нередко выступал с речами в Русском Монархическом Собрании. В сентябре 1908 г. решением Св. Синода владыка был назначен епископом Кишиневским и Хотинским, монархисты восприняли это назначение как ссылку, месть либерального лобби епископу Серафиму за открытое участие в монархическом движении. Но владыка и после этого не прервал связей с монархистами, остался членом Совета РС, осенью 1909 г. был почетным председателем монархического съезда в Москве. В 1912 г. он был возведен в сан архиепископа, а в марте 1914 г. назначен архиепископом Тверским и Кашинским.

После февральской революции 1917 г. архиепископ Серафим был, разумеется, удален с кафедры и выслан за пределы Тверской епархии. Он участвовал в работах Поместного Собора Православной Российской Церкви. В сентябре 1918 г. он был возведен в сан митрополита и назначен на Варшавскую и Привисленскую кафедру. Однако из-за сложившейся политической обстановки он до конца 1920 г. пребывал за пределами своей епархии, живя в скиту около Троице-Сергиевой Лавры. Попытка получить разрешение на выезд в Варшаву завершилась в сентябре 1921 г. арестом. Благодаря хлопотам дочерей в январе 1922 г. он вышел на свободу, но в апреле ГПУ приговорило его к ссылке в Архангельск, где он пробыл до апреля 1923 г.

В апреле 1924 г. владыка вновь был арестован, на сей раз ему в вину вменялось участие в организации Саровских торжеств. По ходатайству Патриарха Тихона в июле он был освобожден. В это время власти приказали всем архиереям покинуть Москву. Владыка хотел поехать в любимое им Дивеево, но игумения монастыря отказалась принять гонимого исповедника. Пристанищем владыки и его дочери монахини Серафимы стал Воскресенско-Феодоровский монастырь возле г. Шуи. В феврале 1928 г. для умиротворения паствы и преодоления «иосифлянского» раскола он был назначен управляющим Ленинградской епархией. В родном городе он прослужил 5 лет, в октябре 1933 г. был отправлен на покой, жил под Москвой. Осенью 1937 г. митрополита Серафима вновь арестовали. Ему было 84 года, он был болен, и чекистам пришлось вызывать «скорую помощь» для доставки его в тюрьму. 7 декабря 1937 г. тройка НКВД постановила митрополита Серафима расстрелять, он принял мученический венец на Бутовском полигоне.

Всю жизнь митрополит Серафим боролся за чистоту Православия. Незадолго до кончины он говорил: «Православная Церковь сейчас переживает время испытаний. Но из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они окончились торжеством христианства. Так будет и с этим гонением. Оно окончится, и Православие снова восторжествует».

Часовня-памятник В этот день 28 ноября 1877 года Русской армией была взята турецкая крепость Плевна. Являясь серьезной угрозой правому флангу и тылу Русской армии, она в ходе Русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг. приковала к себе ее главные силы и замедлила наступление на Балканы.

После трех неудачных приступов, после четырехмесячной осады, приблизилась развязка военной драмы. В русской главной квартире было все приготовлено. Очень хорошо было известно, что в запертой армии Османа-паши вышли почти все съестные припасы и, зная железный характер этого полководца, легко было предвидеть, что сдача с его стороны не обойдется без кровопролития и что он сделает последнюю попытку, чтобы прорваться сквозь осаждающую его армию.

Осман-паша собрал свои боевые силы на западе от Плевны. Утром 28 ноября, в 7 часов, осажденная турецкая армия с неистовством набросилась на Русские войска. Первый яростный напор заставил наши войска отступить и отдать туркам передовые укрепления. Но теперь турки попали под сосредоточенный артиллерийский огонь второй линии укреплений. Под тяжестью этого орудийного огня равновесие восстановилось. Генерал Ганецкий послал своих гренадер в атаку, которые смогли отбросить турок. Между тем румыны с севера наступали на отступающую линию турок, а с юга легендарный генерал Скобелев начал за атаку, завладев слабо защищенными турецкими окопами, и вступил со своим войском в самую Плевну, отрезав, таким образом, Осман-паше путь к отступлению.

Осман-паша был тяжело ранен в ногу. Осознав всю безвыходность своего положения, он приостановил сражение и на многих пунктах выкинул белый флаг. Капитуляция совершилась скоро; плевненская армия сдалась безусловно. Когда великий князь Николай Николаевич явился на поле сражения, турки уже сдались. Эта последняя борьба у Плевны стоила русским 192 убитыми и 1252 ранеными, турки лишились до 4000 чел. ранеными и убитыми. Пленных оказалось 44 тыс., между ними гази («победоносный») Осман-паша, 9 пашей, 128 штаб- и 2000 обер-офицеров и 77 орудий.

Русская линия

  • Читать в Телеграм
  • Выделите текст и нажмите Ctrl-Enter, если заметили опечатку

Владимир Легойда: Попытка Пайетта обвинить в расколе мирового Православия Русскую Православную Церковь цинична и лишний раз выдаёт, кто стоит за действиями Фанара на Украине
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ оценил очередное откровение посла США в Греции на религиозную тему...

Безбожники-депутаты опять покушаются на Рождество
Депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Калашников потребовал сделать Рождество рабочим днём...

Кипрские архиереи отказываются закрывать храмы
Архиепископ Кипрский Хризостом уже пригрозил иерархам, что они понесут наказание, если не согласятся выполнять распоряжение властей...

А воспитанные в ленинских традициях чиновники против
Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко отказался следовать примеру властей Тарусы, вернувших городу исторические названия...

Архимандрит Ефрем (Куцу) демонстративно умыл руки
Настоятель Ватопеда заявил, что признание Фанаром украинских раскольников не может быть причиной, по которой афониты станут возмущаться действиями «своей Константинопольской Патриархии»...

Елена Боровинич-Бойович: Причастие — это Святое Таинство, а потому порядок Его преподания верующим остаётся на усмотрение священноначалия
Минздрав Черногории ввёл строгие ограничения во время богослужений в храмах, однако отказался регламентировать порядок причащения верующих...

Этот день в Русской истории
Сегодня, в день взятия русскими войсками Плевны, мы чтим память священномученика митрополита Серафима (Чичагова)...

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика