Кто у нас руководит жизнью Церкви: епископы или малоцерковные мамаши?
Скандальная история с Крещением младенца в Гатчинской епархии может иметь самые неприятные последствия для церковной жизни…
Печальная история, которая произошла в Гатчинской епархии, где по жалобе малоцерковной женщины, был отстранён от служения игумен Фотий (Нечепоренко), может иметь самые глубокие и неприятные последствия для жизни тысяч православных христиан Русской Православной Церкви.
Скандал произошёл после того, как указанная женщина выложила в СМИ видео «грубого крещения» своего младенца и даже написала на священника заявление в прокуратуру (!), что само по себе возмутительно и многое говорит о её духовном состоянии.
Прискорбно, но следует признать, что разбираться в том, что привело к инциденту во время Крещения, в Гатчинской епархии всерьёз не стали. Целью поспешно принятого решения о запрете отца Фотия была попытка успокоить представителей так называемого «журфака» и разгневанную общественность, которые наперебой начали поносить Церковь.
Однако, помимо этих малоцерковных и откровенно враждебных для Церкви людей, в России живут миллионы верующих и тысячи священнослужителей, для которых запрет отца Фотия может иметь самые неприятные последствия. И дело не в самом отце игумене, а в том, что он, по сути, оказался без вины виноватый.
Всем известно, что в советские годы сложилась вынужденная практика присутствия чёрного духовенства на мирских приходах, что противоречит церковным традициям. До сих пор ещё можно встретить игуменов и иеромонахов, которые не только крестят младенцев, но и венчают молодых. Само по себе такое положение дел ненормально, и то, что в Гатчинской епархии на приходе служит игумен, а не белый священник, — это ответственность Преосвященного епископа Митрофана, который его туда поставил.
История Церкви показывает, что пренебрежение церковной традицией не приводит ни к чему хорошему, и это подтвердилось в Гатчине.
При этом сам отец Фотий пострадал из-за того, что не стал крестить младенца обливанием (как ныне происходит во многих храмах), а попытался совершить Таинство, как полагается, — полным погружением. Получилось у него это неумело, и он, действительно, проявил некоторую грубость, но что делать священнику, если пришедшая второй раз в храм женщина начинает его учить, как и что делать во время Крещения, а то и вовсе требует остановить совершение Таинства?
На видео видно, что купель, которые в «Софрино» почему-то делают максимально неудобными для окунания младенцев (попробуйте окунуть ребёнка в круглую, а не в продолговатую овальную ванночку), явно мала для ребёнка. К этому прибавляется нежелание и испуг самого младенца, которого в семье к Крещению явно не готовили. Сюда же следует отнести откровенно нахальное поведение мамаши, не знающей как вести себя в храме. И картина станет не столь однозначной, как хотели её представить СМИ.
Тем не менее, вердикт в Гатчинской епархии уже вынесли, и теперь следует указать, к чему он может привести:
1. Ни о каком возрождении канонически верного Таинства Крещения полным погружением в Русской Православной Церкви отныне говорить не стоит. Если и ранее для верующих мирян было проблемой найти священника, который не станет при Крещении обливать ребёнка из ковшичка, а окунёт его с головой в тесную софринскую купель, то теперь это станет ещё более сложно.
Зачем священнослужителям, которых учат в МДА, что Крещение обливанием также действенно, нарываться на неприятности и окунать ребёнка с головой, а ну как какая-нибудь мамаша тоже пожалуется на него в СМИ или в прокуратуру, что тогда? Такие мамаши теперь управляют жизнью Церкви, а не епископы и каноны? И что делать, если завтра они потребуют использовать на Литургии вместо «неприятного детям» вина «сладенький сок»?
2. Все нововведения огласительных бесед перед Крещением ничего, по большому счёту, не изменили и превратились в формальность, за которой ничего не стоит. Признавать это наше священноначалие не желает, но это факт.
3. Даже после этого скандала вряд ли в наших храмах появится больше баптистериев.
Кто у нас руководит жизнью Церкви: епископы или малоцерковные мамаши? Скандальная история с Крещением младенца в Гатчинской епархии может иметь самые неприятные последствия для церковной жизни...