В Северной столице открылась выставка «Человек на переломе»
Выставка «Человек на переломе», посвященная трагическим событиям 1917−1918 годов, открылась 7 августа в Музее Достоевского, сообщает ИА «Вода живая». Организаторы — Преображенское содружество малых православных братств, культурно-просветительский фонд «Преображение», Свято-Филаретовский православно-христианский институт.
«Главная наша задача — показать ту эпоху через видение самих людей, через их переживание событий, — рассказала корреспонденту ИА „Вода живая“ руководительница авторского коллектива выставки Светлана Чукавина. — Мы брали свидетельства тех, кто может рассказать о событиях. Здесь приведены воспоминания представителей и „правых“, и „левых“. Интересно, что наблюдается некоторая общность. Знакомство с экспозицией будет способствовать ломке стереотипных оценок многих явлений. Например, становится понятным, что невозможно говорить о какой-то „революционной романтике“, скорее — о трагедии».
Представлены оригинальные документы, фотографии, вещи, книги, периодические издания 1910−1920-х годов. Выставка рассчитана не столько на зрителя, сколько на читателя, в ней много текстов. Наиболее интересны свидетельства участников событий, последовавших за октябрьским переворотом.
«Можно составить обширный мартиролог погибших во цвете лет, сил и дарований от руки большевиков, — пишет баронесса Мария Врангель (1856−1944), мать генерала Петра Врангеля, эмигрировавшая затем из Советской России. — Профессора и студенчество живут, как и другие лица интеллигентных профессий, в таком же подозрении, как и былая аристократия, вечно в ожидании ареста и обыска; они, как и остальные, стоят в „хвостах“ у лавок за селедками и ужасным хлебом, несут трудовые повинности. Ради заработка служат одновременно в нескольких учреждениях и, конечно, наука отходит на второй план. Ни учебников, ни учебных пособий нет, научные журналы не издаются, заграничные не получаются, школы значатся более на бумаге; в действительности же сокращены до минимума, так как нет помещений..»
Российско-американский социолог Питирим Сорокин (1889−1968), бывший в свое время членом партии эсеров, вспоминает о первых послереволюционных годах: «Себя мы называли „троглодитами“. Не то чтобы мы жили в пещерах, но уверен: настоящие пещерные люди имели больше удобств, чем было у девяноста пяти процентов населения Петрограда в 1919 году. Строителям нового общества мало того, что люди мрут, как мухи, по естественным, так сказать, причинам. Машина красного террора работает безостановочно. Каждый день и каждую ночь в Петрограде, Москве и по всей стране растут горы трупов..»
На церемонии открытия кандидатка филологических наук Юлия Балакшина отметила, что идея экспозиции родилась в Москве, но важно, что путь ее начался в Санкт-Петербурге, «городе трех революций». Кроме того, промыслительно, что она открылась в Музее Достоевского: великий писатель разгадывал тайну человека, а экспозиция — это попытка заглянуть в человеческое сердце.
«После 1917 года Церковь переживет, наверное, самый тяжелый период своей истории, — сказал церковный историк, профессор СПбДА протоиерей Георгий Митрофанов. — Но сам по себе 1917-й год может считаться годом, когда Российская Православная Церковь, как она называлась тогда, пережила редкий для нее период испытания свободой, который она выдержала. Страна в целом не выдержала, для нее свобода стала искушением, а Церковь выдержала. В условиях, когда на короткий промежуток, менее года, во главе России оказались те, кто почему-то традиционно считался оппонентами Церкви, — представители русского либерализма, Церковь получила возможность делать то, чего не давали ей целые поколения православных государей. При Временном правительстве Церковь могла провести подготовленный уже к 1907 году, но так и не созванный последним государем Поместный Собор, причем получила возможность созвать его в условиях абсолютной свободы и невмешательства со стороны власти. Подготовка началась в апреле 1917 года, а сам Собор был созван в августе. Со своей стороны, Православная Церковь проявила удивительную способность творчески работать со Временным правительством».
Отец Георгий отметил, что Церковь положительно отнеслась к принятым новым правительством законам об отмене вероисповедных ограничений, о свободе совести. Отрадно, что на этой выставке тема Церкви звучит, поскольку обычно ее при рассказе об этом времени опускают.
Историк Кирилл Александров подчеркнул, что со времен октябрьского переворота до 1953 года тысячи и тысячи людей безвинно погибли или вынуждены были покинуть Родину, но большевизм обрекал людей на духовное уничтожение, и это было еще страшнее. Чтобы понять, что произошло со страной, достаточно сравнить лица на фотографиях до и после переворота. На выставке во многих аспектах рассматривается тема «Русский человек и большевизм», и важно, чтобы экспозицию увидели школьники и студенты.
Был показан созданный к выставке документальный фильм о восстании юнкеров в Москве.
Выставка продлится до 8 сентября. Часы работы музея: вт., чт., пт., сб., вс. — 11:00—18:00 (касса до 17:30); ср. — 13:00—20:00 (касса до 19:30); пн. — выходной.