Митрополит Волоколамский Иларион: «Мы сегодня можем использовать концепты, которые сложились много веков назад»
Председатель ОВЦС МП считает, что идея «Москва — третий Рим» неприменима к современной России…
Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион считает, что известная концепция «Москва — третий Рим» инока Филофея устарела, а потому не может быть отнесена к России наших дней, сообщает Интерфакс.
«Я не считаю, что мы сегодня не можем использовать концепты, которые сложились много веков назад, которые отражали определённую историческую реальность, но которые вряд ли применимы к сегодняшней реальности», — заявил митрополит в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24».
Он пояснил, что сегодня абсолютное большинство россиян уже не являются воцерковлёнными людьми, и перед Церковью стоит «очень большая миссионерская задача» — людей, считающих себя православными христианами, но не являющихся таковыми, сделать по-настоящему воцерковлёнными.
«Я думаю, что это гораздо более важная задача, чем любые рассуждения о „третьем Риме“, о роли Москвы как центра христианства», — заявил митрополит Иларион. При этом, по его словам, для всех, кто приезжает в Москву и вообще в Россию, очевидно, что Россия — это страна с очень глубокими христианскими корнями.
«Причём для нас христианство — это не феномен прошлого, это феномен настоящего и это основа для будущего, — отметил иерарх. — Если мы зайдём в храм Христа Спасителя или в любой другой православный храм на большой праздник, мы увидим, сколько людей собирается в храмах на богослужения. Но это, тем не менее, не повод для какого-то триумфализма и не повод для создания геополитических теорий, которые могут при определённом дуновении ветра рассыпаться как карточный домик».
Стоит указать, теория «Москва — третий Рим» появилась после падения Константинополя в 1453 году и в период возвышения Московского княжества. Впервые концепция «Москва — третий Рим» была сформулирована в 1523—1524 гг. старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем в формуле: «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать».
Но как показала история России, старец Филофей ошибся — Москва уже при Императоре Петре I потеряла статус российской столицы и соответственно не могла быть столицей православного мира. К тому же, греки изначально сильно обижались на Россию из-за этой теории, они мечтали о возрождении Константинополя, а потому никогда не признавали Москву столицей православного мира.
С приходом же к власти в России большевиков Москве вернули столичные функции, но о Православии в эти годы говорить вообще не приходится. И хотя сегодня Церковь в России свобода и активно возрождается, назвать Москву столицей православного мира невозможно. Для этого достаточно вспомнить хотя бы о том, что российские власти, сидящие в столице, из госбюджета финансируют аборты.
Митрополит Волоколамский Иларион: «Мы сегодня можем использовать концепты, которые сложились много веков назад» Председатель ОВЦС МП считает, что идея «Москва — третий Рим» неприменима к современной России...