В музее Древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва состоялось открытие выставки «Образы огня в христианском искусстве»
6 февраля 2019 года, в Москве, в Центральном музее Древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (Андроньевская площадь, 10) состоялось открытие выставки «Образы огня в христианском искусстве», сообщает Седмица.Ru. Музейный проект объединил на одном выставочном пространстве сразу несколько участников — Государственную Третьяковскую галерею, Музей русской иконы, Собрание икон при поддержке фонда апостола Андрея Первозванного и предметы из собраний частных коллекционеров. Кураторы выставки — главный хранитель музея Оксана Викторовна Смирнова и заведующая отделом хранения и учёта фондов Светлана Александровна Кирьянова. Подготовленный кураторами выставочный проект стал логическим продолжением ряда выставок представляющих четыре природные стихий в христианском искусстве. Приглашенные гости смогли первыми насладиться прекрасной экспозицией и познакомиться с уникальными экспонатами, многие из которых впервые открыты для широкой публики.
Директор Центрального музея Древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва Михаил Миндлин сказал:
«Эта выставка продолжает серию концептуальных проектов. В частности, конкретную серию, посвящённую природным стихиям в русском религиозном искусстве. Выставка рассматривает символику и аллегорию огня, которая, мы хорошо знаем, отождествляется с Господом и имеет два основных назначения — это огонь облагораживающий и огонь карающий».
Концепция выставки зиждется на том, что огонь — один из основных элементов сакрального пространства христианского храма: от пламени маленькой свечи в руках прихожанина православного прихода до ежегодного чуда сошествия Благодатного огня в Иерусалиме. Когда в Великую субботу каждый из верующих в храме Гроба Господня может буквально прикоснуться к символу «Света Истинного». Как отмечают специалисты, книги Ветхого и Нового завета, или Библия, насчитывают более 400 эпизодов-упоминаний огненной стихии в различных контекстах.
На страницах Священного писания говорится об огне жертвенном и огне карающем, адском пламени и огне как символе присутствия Божия. Огнём Господь покарал жителей Содома и Гоморры. В огненном обличии Неопалимой купины явился ветхозаветному Моисею в ветвях тернового куста. Одна из четырех стихий является важной темой и в чудесном взятии Илии-пророка на небо, особо почитаемого в России православными верующими.
Воспоминания о чудесном спасении трёх отроков в раскалённой печи хранит третья глава Книги пророка Даниила, в которой говорится о времени вавилонского пленения Иудейского царства своенравным царём Навуходоносором. Господь послал архангела Михаила и защитил верных Ему юношей от языков пламени и через них обратил сурового правителя к истине.
Многочисленные образы огня содержатся и в Новом завете. В виде языков пламени сошёл на апостолов Святой Дух в Сионской горнице. Мученическую смерть от огня приняли многие раннехристианские мученики. Например, Лаврентий Римский — принявший смерть за Христа на раскалённой железной решётке. Восприятие огня одновременно карающего и чудесного мы находим в житии святого Льва Катанского, вступившего вместе с колдуном Илиодором в приготовленный костёр и чудом вышедшего из него невредимым после сожжения колдуна. Символ раскалённого ярко-огненного солнца можно встретить в иконографии Божией Матери «Благодатное небо» или «Солнечной», где на иконе изображена Богородица с младенцем на руках в мандорле солнечного света, согласно тексту Откровения Иоанна Богослова.
Особое отношение к пламени было сформировано в среде старообрядцев, начиная с протопопа Аввакума, где оно получило смысл очищающей силы. Такое осмысление послужило основанием особого символического отношения к металлическим иконам и складням — как, в понимании старообрядцев, прошедших некое очищение огнём.
Все представленные иконы и иконные образцы, скульптура, иллюстрированные рукописи, гравюры, старопечатные издания, собранные реставраторами фрагменты стенных росписей и памятники декоративно-прикладного искусства поделены на три тематических раздела:
Все желающие смогут посетить экспозицию и ознакомиться с сопроводительными материалами проекта в часы работы музея до 14 апреля 2019 года. В дни работы выставки, в рамках специально подготовленной культурно-образовательной программы предусмотрены две встречи с кураторами проекта — 1-го и 23-го марта, экскурсии, концерт и детское творческое занятие «Огненные кони пророка Илии». В рамках цикла авторских лекций буду разобраны следующие темы:
— 16 февраля в 17:00 «Иерусалимский „Святой Огонь“ в христианской иеротопии и иконографии»
— 21 марта в 19:00 «Символика огня в древнерусской иконе»
— 26 марта в 19:00 «Огненный лик. Образ архангела Михаила грозных сил воеводы»
«Великопостный концерт» состоится 31 марта в 15:00. Гости музыкального вечера смогут не только услышать прекрасную живую музыку, но и бесплатно посетить проходящую выставку.
Информацию обо всех изменениях можно узнать на официальном сайте Центрального музея Древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.