Не личные, а канонические разногласия с Константинополем
Стали известны причины, по которым Архиепископ Афинский Иероним отказался от участия в синаксисе Предстоятелей в Женеве…
Отношения между Константинопольским Патриархатом и Элладской Православной Церковью в преддверии Всеправославного Собора, к сожалению, продолжают накаляться, о чём сообщает Православие.Ru со ссылкой на греческое агентство Romfea.
19 февраля 2016 года Константинополь попытался опровергнуть заявление Св. Синода Элладской Церкви о том, что причиной отсутствия архиепископа Иеронима на синаксисе Предстоятелей в Женеве канонические причины. С этой целью Константинопольская Церковь опубликовала письмо владыки Иеронима от 8 декабря 2015 года, в котором он сообщает Патриарху о том, что не будет участвовать в работе Собрания Предстоятелей «по личным причинам».
Однако уже на следующий день, 20 февраля 2016 года, Священный Синод Элладской Православной Церкви ещё раз подчеркнул, что владыка Иероним смог присутствовать на синаксисе из-за канонических разногласий с Константинополем.
В связи с этим Синол опубликовал последнее письмо, которое получил Патриарх Константинопольский от архиепископа Иеронима перед Собранием Предстоятелей Поместных Православных Церквей. При этом датируется оно 13 января 2016 года.
В то же время один из митрополитов Северной Греции, комментируя причины отсутствия в Женневе Блаженнейшего Иеронима, высказал мнение, что это было обусловлено «каноническими причинами», а не «личными». И таких канонических причин, по крайней мере, четыре.
Первая — это неканоническое вмешательство Патриарха Константинопольского в выборы митрополита Янины. На языке канонов это определяется как «вторжение», или «вхождение» в ведение другой Поместной Церкви. Здесь юрисдикция Церкви Греции. Она управляется «находящимися на церковной службе архиереями» (статья 3 Конституции) «Старой Греции» и «Новых территорий» (за исключением Крита, Кикладских островов и святой горы Афон, которые управляются патриархом). Церковь является автокефальной и управляется Священным Синодом архиереев, под председательством архиепископа Афинского и Предстоятеля Церкви. Таким образом, архиепископ Афинский поминается в диптихах Константинопольского Патриарха и других Предстоятелей официальных Поместных Православных Церквей. Главным административным делом иерархии является выбор архиереев. Любое же постороннее вмешательство является незаконным и каноническим недопустимым. Выборы в Янинскую митрополию, это известно, окончились вмешательством Патриарха.
В качестве второй причины митрополит назвал открытие представительства Константинопольского Патриархата в Афинах без согласования с архиепископом Афинским и всея Эллады.
В качестве третьей причины владыка приводит переговоры Константинопольского Патриарха с греческими властями о том, чтобы законодательно предоставить патриаршему представительству в Афинах статус «экзархата». Это также является неканоническим вмешательством в ведение Элладской Поместной Церкви.
Под четвертой причиной митрополит поминает желание Константинопольского Патриарха постепенно разделить Элладскую Православную Церковь, которая административно подчиняется Афинам. «Там мечтают сильно сократить административную власть Греческой Церкви и вернуть ее в границы 1882 года. Ранее, в сентябре 2015 года была предпринята попытка разделения единой иерархии Элладской Церкви. Константинопольский Патриарх разослал приглашение на совещание только митрополитам Южной Греции», — заявил владыка.
«Итак, все выше названные канонические причины отсутствия архиепископа Афинского в Женеве существуют, и они совсем не „личные“. В то же время, к чести Архиепископа, стоит отметить, что он всё же послал на синаксис делегацию Священного Архиерейского Синода Греческой Церкви», — подытожил один из митрополитов Северной Греции.
Не личные, а канонические разногласия с Константинополем Стали известны причины, по которым Архиепископ Афинский Иероним отказался от участия в синаксисе Предстоятелей в Женеве...