Святейший Патриарх Кирилл: Печально, что украинские униаты наотрез отказываются от возможности нормализовать свои отношения с православными
Предстоятель Русской Православной Церкви удивлён той критике, которая последовала со стороны главы УГКЦ после подписания совместной декларации Патриарха и Папы
В Русской Православной Церкви удивлены критике декларации, подписанной 12 февраля Папой Римским Франциском и Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Гаване, которая последовала со стороны главы УГКЦ архиепископа Святослава (Шевчука). Об этом заявил в воскресенье Патриарх Кирилл, подводя итоги завершающейся почти двухнедельной поездки по странам Латинской Америки и в Антарктику, сообщает РИА Новости.
«Униаты выступили против Папы или, по крайней мере, против позиции, которую Папа занял, ссылаясь на то, что его кто-то обманул, ввели в заблуждение, якобы двое человек (кардинал Кох и митрополит Иларион — РЛ) эту декларацию написали, что совершенно не соответствует действительности», — сказал Его Святейшество, заверив, что «это коллективный труд».
«Мы правили текст до самого конца, совместно. Это творческая работа двух Церквей», — сказал он.
«Мне было удивительно слышать критику из Киева по декларации», — поделился Патриарх Кирилл. Он считает важным, чтобы униаты также принимали участие в деле примирения Церквей и «остались в стороне все эти наклейки ярлыков, попытки на кого-то за границей спихнуть вину за то, что происходит в их собственной стране».
«Задача — всем вместе сегодня работать над примирением. Мы готовы в этом участвовать ровно настолько, насколько украинские братья этого пожелают. Если они скажут: без вас, пожалуйста — без нас», — сказал патриарх.
Затронутая в декларации проблема униатизации Украины и призыв Папы и Патриарха к миру следует рассматривать, как шанс для начала конструктивного диалога и «фундамент для нормализации отношений», считает Патриарх Кирилл.
«И эта негативная реакция на Украине меня очень огорчила. Вместо того, чтобы сразу сходу отвергать и говорить про церковь-агрессора, про отсутствие братоубийственной войны, вместо того, чтобы использовать политические штампы, нужно было подумать об открывающемся шансе, но видимо не так сейчас люди мыслят», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.
Впрочем, вряд ли эти слова изменят позицию главы украинских униатов архиепископа Святослава. Ведь украинские греко-католики, признавая верховенство Папы Римского, на самом деле совершенно независимы от Ватикана, и поэтому никакие декларации и даже личные указания Папы не смогут их убедить в том, что они должны примириться с православными.
В основе украинского униатства, к сожалению, во многом лежит украинский национализм и именно поэтому греко-католики на Украине воспринимаю каноническую Украинскую Православную Церковь в основном через призму той политической парадигмы, которая была присуща им с самого начала своего возникновения.
В этом смысле украинские раскольники (в лице «Киевского патриархата») им гораздо ближе и понятней, чем каноническая Церковь, которую они продолжают считать враждебной для себя структурой.
Русская линия
Не личные, а канонические разногласия с Константинополем
Стали известны причины, по которым Архиепископ Афинский Иероним отказался от участия в синаксисе Предстоятелей в Женеве
Отношения между Константинопольским Патриархатом и Элладской Православной Церковью в преддверии Всеправославного Собора, к сожалению, продолжают накаляться, о чём сообщает Православие.Ru со ссылкой на греческое агентство Romfea.
19 февраля 2016 года Константинополь попытался опровергнуть заявление Св. Синода Элладской Церкви о том, что причиной отсутствия архиепископа Иеронима на синаксисе Предстоятелей в Женеве канонические причины. С этой целью Константинопольская Церковь опубликовала письмо владыки Иеронима от 8 декабря 2015 года, в котором он сообщает Патриарху о том, что не будет участвовать в работе Собрания Предстоятелей «по личным причинам».
Однако уже на следующий день, 20 февраля 2016 года, Священный Синод Элладской Православной Церкви ещё раз подчеркнул, что владыка Иероним смог присутствовать на синаксисе из-за канонических разногласий с Константинополем.
В связи с этим Синол опубликовал последнее письмо, которое получил Патриарх Константинопольский от архиепископа Иеронима перед Собранием Предстоятелей Поместных Православных Церквей. При этом датируется оно 13 января 2016 года.
В то же время один из митрополитов Северной Греции, комментируя причины отсутствия в Женневе Блаженнейшего Иеронима, высказал мнение, что это было обусловлено «каноническими причинами», а не «личными». И таких канонических причин, по крайней мере, четыре.
Первая — это неканоническое вмешательство Патриарха Константинопольского в выборы митрополита Янины. На языке канонов это определяется как «вторжение», или «вхождение» в ведение другой Поместной Церкви. Здесь юрисдикция Церкви Греции. Она управляется «находящимися на церковной службе архиереями» (статья 3 Конституции) «Старой Греции» и «Новых территорий» (за исключением Крита, Кикладских островов и святой горы Афон, которые управляются патриархом). Церковь является автокефальной и управляется Священным Синодом архиереев, под председательством архиепископа Афинского и Предстоятеля Церкви. Таким образом, архиепископ Афинский поминается в диптихах Константинопольского Патриарха и других Предстоятелей официальных Поместных Православных Церквей. Главным административным делом иерархии является выбор архиереев. Любое же постороннее вмешательство является незаконным и каноническим недопустимым. Выборы в Янинскую митрополию, это известно, окончились вмешательством Патриарха.
В качестве второй причины митрополит назвал открытие представительства Константинопольского Патриархата в Афинах без согласования с архиепископом Афинским и всея Эллады.
В качестве третьей причины владыка приводит переговоры Константинопольского Патриарха с греческими властями о том, чтобы законодательно предоставить патриаршему представительству в Афинах статус «экзархата». Это также является неканоническим вмешательством в ведение Элладской Поместной Церкви.
Под четвертой причиной митрополит поминает желание Константинопольского Патриарха постепенно разделить Элладскую Православную Церковь, которая административно подчиняется Афинам. «Там мечтают сильно сократить административную власть Греческой Церкви и вернуть ее в границы 1882 года. Ранее, в сентябре 2015 года была предпринята попытка разделения единой иерархии Элладской Церкви. Константинопольский Патриарх разослал приглашение на совещание только митрополитам Южной Греции», — заявил владыка.
«Итак, все выше названные канонические причины отсутствия архиепископа Афинского в Женеве существуют, и они совсем не „личные“. В то же время, к чести Архиепископа, стоит отметить, что он всё же послал на синаксис делегацию Священного Архиерейского Синода Греческой Церкви», — подытожил один из митрополитов Северной Греции.
Русская линия
Завершился первосвятительский визит Патриарха Кирилла по странам Южной Америки
В ходе заключительной поездки по Бразилии, Предстоятель РПЦ встретился с Дилмой Русеф, а также посетил Сан-Паулу и Рио-де- Жанейро
С 19 по 21 февраля 2016 года состоялся официальный визит Патриарха Кирилла в Федеративную Республику Бразилия. Он проходил по приглашению президента страны Дилмы Русеф. Сразу по прибытии в Бразилиа Патриарх направился в посольство России. В здании диппредставительства он благословил дипломатов и членов их семей. Затем Святейший Владыка отбыл в президентскую резиденцию, где состоялись его переговоры с Дилмой Русеф.
В ходе беседы Святейший Владыка рассказал г-же Русеф о своей встрече с папой Франциском, которая состоялась 12 февраля на Кубе. Была также затронута тема сирийского конфликта. Затем Патриарх посетил храм Русской Православной Церкви в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», где был отслужен молебен. Перед его прибытием хор духовенства Московской епархии дал концерт на территории храма. По окончании молебного пения Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:
«Всегда путь к Богу бывает тернистым. И Господь нас предупреждал о том, говоря, что путь к Нему — это узкий путь. Большинство людей, современных людей, желают идти по жизни широким путем — иметь больше, потреблять больше, иметь больше удовольствий. Но очень мало кто связывает человеческое счастье, благополучие с преодолением трудностей, в том числе и внутренних проблем, которые имеет каждый человек. Господь предлагает нам идти узким путем, имея в виду, в первую очередь, необходимость человека преодолевать свои собственные внутренние проблемы и побеждать в себе грех. Но этот путь привлекает к себе очень немногих. Он непростой, но благодатный и светлый. Я рад обрести здесь, в Бразилиа, в этом замечательном храме верующих людей. Всем вам хочу пожелать сильной, крепкой веры, способности преодолевать внутренние и внешние трудности, хранить веру в сердце и помнить, что с верой и с Богом мы способны преодолеть любые трудности», — заключил Святейший.
Храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» — единственный храм Русской Православной Церкви в столице Бразилии — был построен несколько лет назад на средства священника Франциска де Ассиз да Крус Фейтосы. Отец Франциск родился в Бразилии в католической семье. В 1994 году принял Православие. В 2014 году епископом Аргентинским и Южноамериканским Леонидом рукоположен во пресвитера. Многие иконы для храма написаны самим отцом Франциском. Храм также украшают иконы, выполненные местным иконописцем Мариной Сессо.
На следующий день Патриарх посетил Рио — де — Жанейро, где совершил молебное пение о гонимых христианах у статуи Христа-Искупителя на вершине горы Корковаду. Затем он отправился в храм Русской Православной Церкви в честь святой мученицы Зинаиды, где также совершил молебен.
21 февраля Патриарх Кирилл совершил литургию в крупнейшем в Латинской Америке соборе Антиохийской православной церкви в Сан-Паулу, юрисдикция которой распространяется на Сирию, Ливан и другие ближневосточные страны. «В этом храме особенно остро почувствовалась боль вашего народа, который сегодня страдает в Сирии, в Ливане, и боль всех христиан, которых сегодня угнетают. И как вчера в Рио-де-Жанейро, так и сегодня в Сан-Паулу, мы молились за тех, кого гонят, убивают только за то, что они являются христианами. войной и насилием никогда не достигается прочный мир. Прочный мир всегда связан со справедливостью», — сказал Патриарх по окончанию Богослужения.
Он напомнил, что по итогам его встречи с папой римским Франциском 12 февраля на Кубе они призвали всех, заинтересованных в решении ближневосточной проблемы, «преодолеть разногласия и организовать общую коалицию по борьбе с терроризмом». Он отметил, что страдания христиан на Ближнем Востоке и в мире в целом сейчас становятся в центре всеобщей озабоченности, и этому, как он полагает, во многом послужила встреча с понтификом и подписание совместной декларации. «Эта декларация сосредотачивает внимание на гонимых, на страдающих христианах и дает нам основу для совместных действий не только по защите страдающих христиан, но и по многим другим вопросам, чтобы мир стал более спокойным, чтобы люди научились жить вместе», — пояснил Предстоятель. По его словам, в России и других странах канонической территории РПЦ люди принимают близко к сердцу страдания сирийцев и делают все возможное, чтобы им помочь, чтобы их поддержать, отправляют гуманитарную помощь.
Поздно вечером 21 февраля Патриарх Кирилл отбыл в Москву.
Русская линия
Митрополит Татарстанский Феофан: «Изъятую собственность Церкви следует возвращать без всяких надуманных условий»
Выступая на конференции ЮНЕСКО в Париже, владыка подверг критике российские власти, отказавшие Церкви в передаче Исаакиевского собора
Нашу страну на форуме представлял митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Он выступил на пленарном заседании «Международное сотрудничество в сфере защиты объектов религиозного наследия» с докладом «Опыт взаимодействия между религиозными организациями и ЮНЕСКО». В своем слове владыка затронул болезненную тему передачи РПЦ ряда храмов, которые до сих пор так и «зависли в воздухе», несмотря на наличие соответствующего закона, принятого ещё 20 лет назад. В соответствии с этим документом, государство обязалось вернуть все храмы в пользование РПЦ без каких-либо исключений. Однако, на деле мы знаем, что все обстоит несколько иначе, и случай с Исаакиевским собором в Петербурге — лучший тому пример. О нем, в частности, особо говорил и митрополит Феофан.
«Противники передачи данного объекта Церкви как будто забыли, что именно верующие люди, а не музейные работники, возводили этот ценнейший объект, вкладывая в это дело свои таланты, жертвуя материальные средства. Затем он был насильственно отнят у верующих, превращен в 1930-е годы в антирелигиозный музей. Все это происходило на фоне массовых убийств верующих революционной властью. Как, если не разбоем, это можно назвать?» — заявил Владыка. В своем докладе архиерей также призвал принимать во внимание аргументы профессионалов о сохранности собора, но не забывать при этом об исторической справедливости. «А она заключается в том, что насильственно изъятую собственность Церкви следует возвращать без всяких надуманных условий. В этом споре правда на стороне верующих, которые не могут быть на положении непрошеных гостей там, где они были хозяевами на протяжении столетий», — подчеркнул митрополит Феофан.
Он выразил благодарность музейному сообществу России за сохранение религиозных объектов, сказав, что превращение храма в музей было намного лучше, чем его уничтожение безбожной властью или превращение в тюрьму или конюшню. Вместе с тем, по мнению архиерея, никакие соображения культурной ценности не могут быть препятствием для возобновления религиозной жизни в храме и монастыре, так как не может быть материальное выше духовного, не может свобода религии становиться заложницей технических норм, регламентирующих охранный статус объекта.
В заключение Митрополит Феофан призвал найти баланс между очевидной необходимостью физической защиты объектов религиозного значения и сохранением для верующих людей возможности реализации своей религиозной свободы, что, как отметил он, немыслимо без свободного использования храмов, монастырей в тех целях, для которых они были созданы, а именно — искренней молитвы Создателю.
Русская линия
Зигзаги украинского правосудия
Ровенский суд повторно наложил арест на здание Успенского храма в селе Птичья
«Суд снова наложил арест на храм. Мы подали апелляцию в вышестоящий суд, но она будет рассмотрена только на следующей неделе. Ситуация осталась прежней. Мы пока дежурим в храме. На нас оказывают давление, но мы не уйдем», — цитирует РИА Новости настоятеля храма протоиерея Виктора Земляного. Он убежден, что все аргументы, которые выдвигает полиция и КП, незаконны. Противники УПЦ МП заявили, что есть угроза поджога храма. «Мы такой угрозы не видим. На территории храма есть еще дом, также принадлежащий нам, но его захватили представители киевского „патриархата“. Почему-то есть угроза поджога храма, но не дома», — подчеркнул священнослужитель. По его мнению, наложением ареста заинтересованные лица пытаются выселить верующих УПЦ МП из собственного храма. В заключение он добавил, что власти препятствуют ОБСЕ в проведении круглого стола по ситуации вокруг храма.
На помним, что в середине декабря сторонники киевского «патриархата» при поддержке запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор» потребовали от прихожан Успенского храма передать его под юрисдикцию УПЦ КП. Они не пускали верующих к храму, били палками, арматурой, бросали в них «коктейли Молотова», распыляли перцовый газ. Всего в противостоянии участвовали около 400 человек. Часть прихожан, находившихся в храме, решила не покидать его, опасаясь расправы, а также того, что здание церкви будет захвачено. Вот уже почти два месяца прихожане храма находятся на «осадном положении».
Русская линия
Польша последовала примеру Франции
Вслед за французами фильм «Украины: Маски революции» решили показать и на польском телевидении
Польско-украинские отношения, которые, казалось, вышли после революции в Киеве на новый небывалый уровень, на самом деле носят довольно непрочный и хрупкий характер. Об этом, в частности, свидетельствует решение польских журналистов допустить к телепоказу в Польше французского документального фильма «Украина: Маски революции», рассказывающего всю неприглядную правду о государственном перевороте в Киеве.
Конечно, данный показ в Польше, также как и во Франции, вызвал резкие заявления со стороны официальных украинских представителей, сообщает УНИАН. Они назвали демонстрацию этого фильма по польскому телеканалу «TVN24» неуважением к Украине и недружественным шагом Варшавы по отношению к Киеву. Однако, так и не были услышаны поляками.
Несмотря на протесты Украины, фильм вышел на экраны и вызвал большой ажиотаж в Польше, жители которой и без того были крайне подозрительно настроены к украинцам. Старые обиды, связанные с действиями УПА и Волынской резнёй, а также усилившаяся после «революции достоинства» миграция украинцев в Польшу привели к тому, что поляки восприняли данный показ как должное.
На этом фоне украинским властям с каждым днём становится всё труднее доказывать европейцам, что государственный переворот в Киеве был «демократической революцией» в защиту европейских ценностей, а не обычным переделом власти между украинскими олигархами, которые в результате до сих пор остаются у власти.
«Хотим обратиться ко всем зрителям телеканала „TVN24“, введенных этим фильмом в заблуждение. Два года назад украинцы на Майдане пошли под пули, защищая европейские ценности, честь и достоинство народа, право выбирать свое европейское будущее. И сегодня они продолжают жертвовать жизнью, чтобы утвердить независимость Украины и остановить имперские аппетиты российского агрессора, которые угрожают демократическому миру, в том числе Польше», — заявили в украинском посольстве в Варшаве.
Тем не менее, критика в адрес Украины со стороны европейских политиков только нарастает. И показ разоблачительного фильма в Польше — это лишь ещё одно свидетельство растущего разочарования Европы в Украине.
Русская линия
Представитель Ватикана в Сирии приветствует освобождение Алеппо сирийскими войсками
Апостольский викарий Жорж Абу Хазен заявил, что «умеренная сирийская оппозиция», захватившая ранее город, не отличается от других джихадистов ничем, кроме названия
На фоне крайне осторожного отношения многих христианских иерархов к событиям на Ближнем Востоке (и, в частности, в Сирии), а также продолжающейся по этому поводу пропагандистской кампании, как в российских, так и в иностранных СМИ, крайне важным становятся свидетельства тех христиан, которые знают о происходящем в Сирии не понаслышке.
В этом смысле они дают хоть какое-то понятие о том, что на самом деле происходит сейчас в Сирии, и каково настроение сирийских христианских меньшинств, которые всё ещё остаются на территории, захваченной исламистами запрещённого в России «Исламского государства», так называемой «умеренной сирийской оппозиции» и правительственных воск Асада.
Весьма характерным в этом плане является свидетельство апостольского викария для католиков латинского обряда Алеппо католического епископа Жоржа Абу Хазена, который не побоялся высказать на публику всё, что на самом деле думают христиане этого самого большого города Сирии, продолжающего оставаться в руках «умеренной оппозиции», сообщает Седмица.Ru.
Католический прелат признал, что город находится под угрозой сдачи правительственным войскам Сирии, и есть уже отдельные освобождённые городские районы.
По его словам, в последнее время имела место «непрерывная бомбардировка гражданских лиц» группировками, которых называют «умеренной оппозицией». Однако, по словам прелата, они «не отличаются от других джихадистов ничем, кроме названия», сообщило «Ватиканское Радио».
В некоторых частях города регулярная армия правительства Асада продвигается с помощью поддержки российской авиации с воздуха, и «в освобожденные в ходе военной операции регионы начинают снова поступать вода и электричество, вновь открываются школы».
Русская линия
Объем немецко-российского экспорта с 2014 года сократился в два раза
Практически все компании ФРГ вынуждены уменьшать инвестиции в России
В этой связи представитель Федерального объединения торгово-промышленных палат Германии Фолькер Трайер призвал правительство ФРГ продолжать протягивать руку для диалога с Россией. По его мнению, странам необходимо более интенсивно говорить друг с другом о способах достижения предпосылок для постепенной отмены санкций. «Я еще не распрощался с этой надеждой (скорой отмены санкций — РЛ)», — цитирует Трайера портал Inopressa.ru.
Но причина падения объемов экспорта, как указал Трайер, не только санкции. «За последние два года экспорт немецкой продукции в Россию упал вдвое — до 21 млрд евро — в том числе, из-за крайне низкой цены на нефть». Особенно остро это коснулось немецких предприятий, занимающихся автомобиле- и машиностроением, а также пищевой промышленности. По словам Трайера, более чем пяти тысячам немецких компаний пришлось сократить инвестиции, но некоторая часть компаний все же осталась в России и намеревается оставаться там и в будущем. «Российский рынок имеет очень важное для нас значение», — заключил он.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память святителя Иннокентия Иркутского и игумена Серафима (Кузнецова)
Святитель Иннокентий, первый епископ Иркутский, родился около 1680 года в Черниговской губернии и происходил из дворянского рода Кульчицких. После окончания Киевской духовной академии в 1710 году он принял монашеский постриг и был назначен преподавателем в Славяно-греко-латинскую академию префектом и профессором богословия. В 1719 году святитель Иннокентий был переведен в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую лавру с назначением обер-иеромонахом флота. В 1720 году нес послушание наместника Александро-Невской лавры. А 14 февраля 1721 года иеромонах Иннокентий был посвящен в сан епископа Переяславского и назначен в Пекинскую духовную миссию в Китай. Однако до Китая он так и не доехал и указом Св. Синода в 1727 году был наименован епископом Иркутским и Нерчинским и приступил к управлению новообразованной епархией.
Близость китайской границы, обширность и малонаселенность епархии, большое количество различных народностей (бурят, монголов и др.), не просвещенных Христовой верой, обусловили пастырский труд русского святителя. Епископ Иннокентий неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания и предписания. В трудах и лишениях святитель Иннокентий обретал духовную твердость, смирение, прозорливость.
Трудами святителя Иннокентия было начато строительство в Вознесенской обители каменного храма взамен деревянного, расширены границы епархии, включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округи. Под влиянием сурового климата и невзгод епископ Иннокентий рано заболел и утром 27 ноября 1731 года преставился ко Господу.
В 1764 году тело святителя обрели нетленным во время ремонтных работ в монастырской Тихвинской церкви. Множество чудес совершилось не только в Иркутске, но и в отдаленных местах Сибири при молитвенном обращении к святителю. В 1800 году святитель Иннокентий, епископ Иркутский, был причислен к лику русских святых.
Сегодня также день памяти духовного писателя, игумена Серафима (Кузнецова), скончавшегося в 1959 г. Он родился в 1873 г. в купеческой семье и в миру звался Георгием Михайловичем. В 1903 г. принял постриг в Белогорском Свято-Николаевском монастыре. Вскоре он получил известность благодаря своему почину строить царские обители, посвященные памятным событиям в жизни Дома Романовых, первым в 1904 г. он открыл Серафимо-Алексеевский скит. О. Серафим был активным участником патриотического движения, являлся одним из лидеров пермских монархистов, участником нескольких монархических съездов, членом-учредителем Всероссийского Дубровинского Союза Русского Народа. В годы Первой мировой войны он находился на фронте.
Тесная духовная дружба связывала о. Серафима с великой княгиней Елизаветой Федоровной, которая во время последней встречи с ним весной 1917 г. обратилась к нему с просьбой: «Если меня убьют, то прошу вас похоронить меня по-христиански». Эта просьба Св. Преподобномученицы Елизаветы оказалась пророческой. Именно игумену Серафиму поручил генерал-лейтенант М.К.Дитерихс сопровождать гробы Алапаевских Мучеников. Во время пребывания в Пекине игумен Серафим издал в 1920 г. свои книги «Православный Царь-Мученик» и «Мученики христианского долга». Он сопровождал Честные Мощи Преподобномученицы Елизаветы и ее келейницы инокини Варвары и из Пекина в Святую Землю, где игумен провел остаток своих дней. Он скончался в греческом монастыре в Иерусалиме, где и погребен.
Русская линия