Русская линия
Сводка новостей от 30 января 1999

«CAMBIO 16»: РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ ГЛАЗАМИ ИСПАНСКОГО ОБЫВАТЕЛЯ

Самый авторитетный и самый читаемый испанский общественно-политический журнал «Cambio 16» рассчитан на респектабельного и неглупого обывателя (примерно такого, который у нас в России читает «Итоги» и «Огонек»), отражая его вкусы, пристрастия и интересы. Помимо статей о внутриполитических проблемах Испании, занимающих больше половины всего объема издания, «Cambio 16» публикует обзоры новостей туризма, женского движения, спорта и автомобильной промышленности (по развороту на каждую из этих тем). Тем знаменательнее, что этот журнал, известный своей адекватностью запросам общества, проявляет минимальный интерес к религиии, хотя Испания — страна традиционно католическая, где представителей иных конфессий совсем мало, а атеистов (по меньшей мере тех, кто признавал бы это официально) почти нет. Любопытно не только равнодушие добропорядочного общества к религиозно-церковным вопросам, но и тот ракурс, в котором они обсуждаются.
Так, в одном из номеров журнала обозреватель упоминает об апостольском послании Папы Иоанна Павла II, в котором понтифик сетует на то, что «народ по воскресеньям заполняет „футбольные соборы“ (имеются в виду стадионы), меж тем как церкви остаются пустыми». Журналист воспринимает это замечание скорее скептически, парируя: «Было бы лучше, если бы Церковь искала реальные причины равнодушия людей к вере, а не указывала бы на те кажущиеся причины, по которым она теряет свою паству».
Из двадцати пяти последних номеров еженедельного журнала только в одном из них помещено интервью с деятелем Церкви (обычно в рубрике «Встречи» помещаются беседы со спортсменами, политиками, артистами и т. д.). С журналистом «Cambio 16» беседует монсеньор Асенхо, викарный епископ Толедо и генеральный секретарь конференции испанских епископов. Один из самых интересных для корреспондента вопросов — доходы духовенства. Согласно испанским законам, из государственного бюджета в пользу Католической Церкви выплачивается 0,5% всех собираемых в стране налогов. На вопрос, согласен ли он, чтобы представители иных конфессий тоже пользовались подобными льготами, епископ Асенхо ответил, что сумма выплат для этих групп верующих должна быть гораздо меньшей и пропорциональной числу членов той или иной не традиционной для Испании конфессии. «Мы не имеем ничего против того, чтобы иудейская, мусульманская и протестантская общины получали от государства, если они того пожелают, помощь. Но мне не известно, чтобы они такое желание выражали. Сомневаюсь, чтобы они вообще пожелали бы его выразить». На вопрос о церковном имуществе монсеньор Асенхо отвечает, что, согласно закону от 3 января 1979 года, Церковь обязана хранить находящиеся в ее распоряжении художественные сокровища, предоставляя их государству для изучения и использования. На вопрос, хорошо ли живут епископы, высокопреосвященный Асенхо отвечает, что легенда о богатстве высшего духовенства принадлежит к числу «стереотипов прошлого». Средний заработок священника — 85 тыс. песет, епископа — 120 тыс. песет (594 и 839 долларов соответственно).
В одном из номеров журнала воспроизводится обложка, открывавшая выпуск «Cambio 16» двадцатипятилетней давности. Она представляет собой фотографию коленопреклонного священника с каской на голове: речь тогда шла о священниках-рабочих, возникавшей в ту пору разновидности духовенства. И общество, и Церковь относились тогда к священникам-рабочим неодобрительно: «В качестве рабочих они вызывали недоверие епископов, а в качестве священников — раздражение собственников и администраторов предприятий». Однако «Cambio 16» эту инициативу тогда поддержал, считая, что «некоторым священникам удалось совместить рясу с отбойным молотком: они на своей шкуре вынесли все те несправедливости и трудности, от которых приходится страдать рабочему классу».
Журнал помещает письмо своей читательницы, возмущенной тем зрелищем, что она увидела на улицах Малаги, по которым крестным ходом шествовала команда испанских футболистов-легионеров. Спортсмены сопровождали изваяние Христа распятого (скульптурный аналог православной плащаницы) и статую Богородицы, которая — в качестве покровительницы этого клуба — была украшена символами униформы легионеров. «Это выглядело бы приличнее и гораздо благочестивей, если бы во избежание злоупотреблений от футболистов прежде потребовали справку о крещении».
Острая полемика разгорелась по поводу одной из статей, автор которой клеймил действующих в Испании сектантов. Большинство читателей выступили поборниками религиозной свободы. Они полагают, что мерилом тут должна служить нравственная чистота духовенства, а не его положение в государственной табели о рангах. «В Католической Церкви есть священники-гомосексуалисты, замешанные в грязных делишках епископы и вооруженные пистолетами попы. Но вот их-то никто не обвиняет в сектантстве», — сказано в одном из откликов.
На одной из карикатур журнала нарисованы два босоногих монаха-францисканца, смотрящих на закат солнца. «Больше всего в закате мне нравится то, что сразу же после него у нас будет ужин», — говорит один из них другому. Выходит, что те антиклерикальные «стереотипы прошлого», наличие которых так печалило епископа Асенхо, в испанском (как, впрочем, и во всяком другом) обществе по-прежнему сильны.
Метафрасис
  • Читать в Телеграм

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ ОБ АМЕРИКАНСКОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТ НИКАКИХ КОНКРЕТНЫХ ПАРТИЙ ИЛИ ДВИЖЕНИЙ, ТЕМ БОЛЕЕ ТЕХ, КОТОРЫЕ НОСЯТ ФАШИСТСКИЙ ХАРАКТЕР, ЗАЯВИЛ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II ПОЗДРАВИЛ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ И ПРИХОЖАН С ПРАЗДНИКОМ СВЯТОЙ ТАТИАНЫ

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ ОДОБРЯЕТ БЮДЖЕТ

ПОПЫТКА ЗАПУГАТЬ НЕ УДАЛАСЬ: ПРАВОСЛАВНЫЕ СМОГУТ ПОСТОЯТЬ ЗА СЕБЯ

СОСТОЯЛОСЬ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ МЕЖКОНФЕССОНАЛЬНОГО КОНСУЛЬТАТИВНОГО КОМИТЕТА

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ

В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ ЗАКОНЧИЛИСЬ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ДНИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ПИСЬМО ДВОРНИКА В ПРАВОСЛАВНУЮ ГАЗЕТУ

СОЛИДАРНЫ С СЕРБИЕЙ

ВИЗИТ ДЕЛЕГАЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В БЕЛЬГИЮ

В «СПАЛЬНОМ» РАЙОНЕ ОМСКА БУДЕТ ПОСТРОЕН ХРАМ

АРХИЕПИСКОП ИВАНОВСКИЙ И КИНЕШЕМСКИЙ АМВРОСИЙ БЛАГОСЛОВИЛ МЕСТНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ ВСКРЫТЬ АНТИХРИСТИАНСКУЮ СУЩНОСТЬ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕЛЕГАЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ВСТРЕТИЛАСЬ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ОТКРЫТА ИНТЕРНЕТ-СТРАНИЦА РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЙ

ПРОБЛЕМЫ ЛАВРЫ

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОЖЕТ ВНОСИТЬ СВОЙ ВКЛАД В ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО ЕВРОПЕЙСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ДИАЛОГ С ЕВРОПЕЙСКИМИ СТРУКТУРАМИ, ЗАЯВИЛ В БРЮССЕЛЕ МИТРОПОЛИТ СМОЛЕНСКИЙ И КАЛИНИНГРАДСКИЙ КИРИЛЛ

ГОТОВИТСЯ СВЯТОТАТСТВО

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ПРАВОСЛАВИЯ ОТКРЫЛАСЬ В ОДЕССЕ

ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОМ ПРИХОДЕ В МОСКВЕ

КЕМЕРОВО: КАТОЛИЧЕСКИЙ СВЯЩЕННИК ДАРИУШ ПРИЗЫВАЕТ К ЕДИНСТВУ

СОВМЕСТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ КАТОЛИКОВ И ПРОТЕСТАНТОВ СОСТОЯЛОСЬ В НОВОСИБИРСКОМ КАТОЛИЧЕСКОМ СОБОРЕ «ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ» 24 ЯНВАРЯ

ЕВАНГЕЛИЗАЦИЮ В НОЧНОМ КЛУБЕ НАМЕРЕНЫ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ ПРОВЕСТИ ЕВАНГЕЛИСТЫ НОВОСИБИРСКОЙ ЦЕРКВИ «СЛОВО ЖИЗНИ»

НА МОГИЛАХ — ОТЕЛЬ

У СТУДЕНТОВ БУДЕТ СВОЯ ЧАСОВНЯ

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПАРЛАМЕНТАРИИ ОБСУЖДАЮТ ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

ВЛАСТИ ЭСТОНИИ ЛИШАЮТ РУССКУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ ГЛАВНЫХ СОБОРОВ

ЭДУАРД ШЕВАРДНАДЗЕ ПОДДЕРЖИВАЕТ ДУХОБОРОВ ГРУЗИИ

САМАЯ БОЛЬШАЯ В КАЗАНИ МЕЧЕТЬ ОДЕНЕТСЯ В МРАМОР КАЗАНЬ

ПАПА РИМСКИЙ ИОАНН ПАВЕЛ ВТОРОЙ В ТРЕТИЙ ДЕНЬ СВОЕГО ПРЕБЫВАНИЯ В МЕКСИКЕ ПРОВЕЛ МЕССУ НА АВТОДРОМЕ, ГДЕ СОБРАЛОСЬ ОКОЛО МИЛЛИОНА ЧЕЛОВЕК МЕХИКО

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМИНАРИЯ ВАЛЬДЕНСОВ В ИТАЛИИ ОТМЕТИЛА СВОЙ 144 УЧЕБНЫЙ ГОД

ВАТИКАН ВЫПУСТИЛ НОВЫЙ ЧИН ДЛЯ ИЗГНАНИЯ ДУХОВ

ПАПА ИОАНН ПАВЕЛ ВТОРОЙ ПРИБЫЛ В МЕХИКО

В ПЕРУ ОБНАРУЖЕН «ДОИНКСКИЙ» ХРАМ СОЛНЦА И ЛУНЫ

НОВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СПРАВОЧНИК РЕФОРМАТСКИХ ЦЕРКВЕЙ

ОТМЕНА ОГРАНИЧЕНИЙ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В МАКЕДОНИИ

БАПТИСТЫ ПРАЗДНУЮТ СВОЙ ДЕНЬ

«CAMBIO 16»: РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ ГЛАЗАМИ ИСПАНСКОГО ОБЫВАТЕЛЯ

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика