Салават Щербаков: «Мы постарались внести в образ Патриарха больше силы, стойкости и мужества»
В проект памятника священномученику Ермогену внесены окончательные изменения…
В проект памятника Патриарху Ермогену, который откроют в Александровском саду 25 мая, внесены окончательные изменения. Об этом в интервью «Церковному вестнику» заявил руководитель авторского коллектива Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова, народный художник России Салават Щербаков. Именно его авторский коллектив стал победителем всероссийского архитектурного конкурса.
«В соответствии с рекомендациями ответственного секретаря Патриаршиего совета по культуре, архимандрита Тихона (Шевкунова), мы постарались внести в образ Патриарха больше силы, энергии, упорства, несломленного духа, стойкости и мужества, — сказал Салават Щербаков. — Ведь это не только святой, но и ещё непреклонный боец, одна из главных составляющих характера которого — сила воли. Но одновременно это не должно затенять и духовный образ Патриарха, его глубокую веру в Бога, в свое Отечество, в свой народ».
Кроме того, некоторая доля суровости и соответствие историческому моменту должны проступать и во внешнем облике Патриарха, в частности в его одежде. Все должно быть исторически достоверно и документально. «Поэтому очень тщательно подбирали посох и епитрахиль, все повторили один в один, как было в XVII веке», — добавил Салават Щербаков.
Горельефы на постаменте, размещенные слева и справа, будут содержать два сюжета. На одном изображен Патриарх Ермоген в темнице, когда он отказывается подписать грамоту поляков. И второй сюжет — это венчание Михаила Романова на трон у Спасской башни, где изображены князь Дмитрий Пожарский и Дмитрий Трубецкой, духовенство, народ, бояре. На фасадном горельефе будет надпись «Священномученику Патриарху Ермогену».
Ранее в интервью изданию автор монумента также отметил, что памятник Патриарху Ермогену хорошо впишется в ландшафтную пластику Александровского сада, хотя устроители конкурса проявили большую смелость, решив поместить памятник именно здесь. «По соседству здесь и грот, созданный Осипом Бове в 1820 году в память об Отечественной войне 1812 года (фланкирующие блоки которого, по преданию, собраны из обломков сгоревших в Пожаре старых московских домов), и мемориальный комплекс Великой Отечественной войны с Могилой Неизвестного Солдата и стелами городов-героев и городов воинской славы, и Манеж. Поэтому внедряться в такое сложившееся за минувшие века окружение нужно максимально деликатно. Фактически мы оставляем нетронутой площадку на оси грота, устанавливая там лишь фигуру патриарха на постаменте».
Как признался руководитель творческого коллектива корреспонденту «Церковного Вестника», в качестве предварительной проработки рассматривалось также изображение первосвятителя со скованными цепью руками на фоне темницы, одновременно выступающей в роли стилизованной часовни. «Но архитектурный новодел, вторгающийся в ландшафтную среду Александровского Сада, смотрелся бы как минимум неловко и неуклюже», — резюмирует Щербаков.
Салават Щербаков: «Мы постарались внести в образ Патриарха больше силы, стойкости и мужества» В проект памятника священномученику Ермогену внесены окончательные изменения...