Протоиерей Максим Первозванский: Надо начинать изучение религии с одного вида вероисповедания
Священнослужители РПЦ считают, что ОПК не может заменить изучение «конгломерата» из разных конфессий…
На минувшей неделе состоялось заседание совета при Министерстве Образования и Науки на котором было выработано важное общее предложение по изменению механизма преподавания в школах предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Участники заседания Совета посчитали неправильной нынешнюю практику разделения школьников по конфессиям. Но конкретные предложения на этот счет поступили разные.
Представители РПЦ и главный редактор «Эха Москвы» А. Венедиктов предложили добавить в каждый религиозный курс дополнительные часы, посвященные остальным конфессиям.
Заместитель Совета муфтиев России Рушан Аббясов и руководитель общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер предложили заменить нынешнюю «модульную» систему (то есть когда школьник или его родители имеют право изучать основы одной религии — как правило, традиционной для его народа) единым светским курсом истории мировых религий. Это предложение поддержали Алла Гербер и директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. В его поддержку выступило также Московское бюро по правам человека.
Как уже сообщала РЛ, резко раскритиковал это предложение известный православный миссионер протодиакон Андрей Кураев, автор учебника по «Основам православной культуры». «То есть погружение в родную культуру вовсе и не считается задачей курса? — возмутился он. — Единственная задача государственной школы — создать комфортные условия для гастарбайтеров? Приучить тупых аборигенов вежливо улыбаться?».
«Ну, а если по такому критерию подходить к изучению других предметов? — продолжил отец Андрей. — Выйдет, что не надо уроков русского языка, ибо тогда мы не сможем понять японцев. Знание русской истории не нужно, ибо иначе не поймем трагедию и величие истории Турции. Почему знакомство со своим считается чем-то ненужным и даже постыдным?»
Портал Regions.Ru попросил священнослужителей РПЦ прокомментировать возобновившуюся дискуссию вокруг этого предмета.
Главный редактор молодежного православного журнала «Наследник», протоиерей Максим Первозванский согласился с протодиаконом Андреем Кураевым: «Если мы учимся классическому танцу, то занимаемся этим досконально, не смешивая с изучением бальных танцев или каких-то других. Мои дети — школьники, и сегодня в рамках курса истории они получают достаточно сведений о других культурах и религиях. Но для изучения именно основ религии надо погружаться в среду и начинать изучение именно с одного вида вероисповедания. Конечно, человек должен изучать ту религиозную культуру, которую он предпочитает. На мой взгляд, вопрос изучения должен решаться индивидуально в разных регионах нашей страны. Например, там, где преобладает мусульманское население или буддисты, необходимо включать в предмет изучение особенностей их культуры. И только по итогам изучения одного цикла можно начинать изучение другой культуры: в старших классах можно ввести курс, в котором говорилось бы о различиях разных религий», — заключил священнослужитель.
Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко считает, что ситуация с преподаванием этой дисциплины за последние годы существенно не изменилась. «Безусловно, нужен своего рода ликбез в области религиозных знаний. Но необходимо предоставить возможность и глубокого знакомства с религиозной традицией. И такая возможность, как мне кажется, должна быть, в том числе и в светской школе. И религиозный и культурологический компоненты должны быть представлены в равной мере. Разумеется, о собственно религиозном образовании должны заботиться конфессиональные школы, а не государственные. Но по желанию родителей дети должны иметь возможность получать сведения о своей религии как культурологического, общепознавательного характера, так и характера в некотором смысле богословского также и в обычной школе. Дискуссии на эту тему, безусловно, нужны. Но, дискутируя вот уже сколько лет, мы как-то не заметили, как за это время деградировало само школьное образование, что мы в принципе теряем школу, и это с каждым днем все яснее. Мы, конечно, должны очень серьезно задуматься над тем, как изменить нам нашу школьную жизнь, чтобы в ней нашлось место и для религиозного образования и просвещения, и для культурологического образования, связанного с той или иной традицией. Но не менее острой представляется опасность, что дети в нашей школе скоро вообще разучатся писать, читать и думать», — добавил о.Борис.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, считает разумным, что выбор курса определяется родителями. «От них во многом должно зависеть, что именно узнают дети о религии вообще и о своей или иной религиозной традиции в частности. Важно, чтобы в детской голове не было религиоведческой каши. Видимо, вначале этот материал следует давать конспективно, чтобы не перегружать ребенка. Надо попытаться просто сориентировать его для того, чтобы затем он смог самостоятельно сопоставлять и элементарно разбираться в предмете. И преподаватели, и дети должны понимать, что этот курс — лишь введение. От того, как оно будет осуществлено, зависит формирование мировоззрения и личного религиозного опыта. Важно не только познакомить детей со своей собственной или иными религиозными традициями, но и подготовить к самостоятельному и ответственному вхождению в мир веры», — заключил он.
Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумен Лука (Степанов) напомнил, что с духовным воспитанием положение в нынешней системе образования катастрофическое и не меняется уже десятки лет. «Люди в Минобрнауки сами чужды религиозного чувства и духовной общности с Православной Церковью, поэтому и система образования у нас лишена духовного воспитания. Нам остается только ожидать перемен в самой стратегии образования, именно от этого зависит дальнейшее пребывание народа в традиционной духовности. В школах надо преподавать основы именно православной культуры. Надо вообще создавать систему православного просвещения. Вся стратегия образования должна быть проникнута духовностью, чтобы из детей можно было воспитать настоящих патриотов, благочестивых граждан, приобщенных к благодати божественной. Наши дети должны быть защищены от тех соблазнов и пороков, которые нам несут нынешние толерантность и плюрализм, которые так популярны сегодня благодаря Западу», — считает игумен Лука.
Виктор Лега, зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики ПСТГУ, считает, что в первую очередь у ребенка должен быть выбор. «Каждый должен иметь возможность выбрать, изучать ли ему одну конфессию, историю религий или светскую этику. Запрещать ребенку изучать только одну религию, а вместо этого непременно подсовывать конгломерат из разных — это было бы неправильно. Кроме того, узнать о религии можно из уст только специалиста в данной области. К примеру, даже в семинарии сейчас приглашают мусульманских религиозных деятелей, чтобы дети из первых уст узнавали об исламе. Так и в школы надо приглашать непосредственно тех, кто погружен в религию полностью, а не является обычным школьным преподавателем», — убежден Виктор Петрович Русская линия
Протоиерей Максим Первозванский: Надо начинать изучение религии с одного вида вероисповедания Священнослужители РПЦ считают, что ОПК не может заменить изучение «конгломерата» из разных конфессий...