Епископ Саратовский Лонгин: Ни о каком прославлении Григория Распутина речи быть не может
По мнению владыки, вина Распутина состоит в том, что он «дал основной повод» для клеветы на Россию и Царскую семью…
«Всё, что связано с дореволюционной историей России, с Царской семьей, и по сей день окружено массой клеветы и вымысла. И Распутин дал основной повод для того, чтобы этой клеветы и вымысла было так много. В этом его основная вина перед Россией и Царской семьей. Очень достойные, духовно высокие люди предлагали ему исчезнуть из жизни Царской семьи так же, как он в ней появился, уйти для того, чтобы не давать повода ищущим повода. Он отказался, предпочитая тот образ жизни, который вёл в последние годы», — заявил епископ Саратовский и Вольский Лонгин, высказывая на епархиальном сайте «Православие и современность» своё личное мнение по поводу предложений о канонизации Григория Распутина.
«Никто не говорит, что с самого начала он был просто обманщиком и хитрецом, — подчеркнул владыка. — Много лет назад мы разговаривали на эту тему с игуменией Серафимой (в миру княжной фон Ливен), настоятельницей русского женского монастыря в Болгарии, которая происходила из семьи эмигрантов первой волны, и она очень точно охарактеризовала этого человека. По её словам, Распутин — это падший подвижник. Так что, какой бы ни была его духовная жизнь в начале, её конец не дает абсолютно никаких поводов к канонизации. Не стоит также смущаться и тем, что некоторые уважаемые люди по неведению считали его праведником».
Говоря о том, почему среди домашних икон старца Николая Гурьянова было фото Григория Распутина, владыка Лонгин отметил, что «не знал лично старца отца Николая, никогда у него не был», и «если действительно у него среди домашних икон было фото Григория Распутина, возможно, это объясняется следующим образом: мы часто требуем от людей, даже достаточно высокой духовной жизни, осведомленности буквально во всём, в том числе знакомства с основными историческими событиями во всех их подробностях — а это невозможно».
«Давайте спросим себя: кто у нас в России знал что-нибудь о Распутине в советские годы, на которые пришлась большая часть жизни и служения отца Николая? Не было достоверных документов, при этом была вылита масса клеветы на Царскую семью. Люди искренние и простые вполне могли считать, что, раз уж клеветали на Царя, значит, и всё, что связано с Распутиным — тоже клевета. На самом деле жизнь гораздо сложнее. Сейчас мы имеем свидетельства о жизни и поведении Распутина многих выдающихся людей, в том числе и причисленных к лику святых, таких, как архиепископ Феофан (Быстров) или святитель Гермоген Тобольский (Долганев). Есть свидетельства о том, что, по крайней мере, в конце своей жизни этот человек пал, и пал достаточно глубоко, так что ни о каком прославлении, канонизации речи быть не может», — считает архипастырь.
Таким образом, владыка Лонгин высказал мнение, которое, судя по всему, разделяет большинство верующих нашей Церкви. Тем не менее, из его слов можно сделать и такой вывод: в настоящее время у нас есть совершенно разные и откровенно противоречивые свидетельства (как крайне положительные, так и откровенно отрицательные) о жизни и роли Григория Распутина в истории России, и поэтому ответить на вопрос о роли Григория Ефимовича в жизни Царской семьи, вряд ли можно со стопроцентной точностью. Пройдет время — всё встанет на свои места. Русская линия
Епископ Саратовский Лонгин: Ни о каком прославлении Григория Распутина речи быть не может По мнению владыки, вина Распутина состоит в том, что он «дал основной повод» для клеветы на Россию и Царскую семью...