«Безусловно, мы останемся великой кинематографической державой»
Известные кинематографисты в День российского кино размышляют об основных тенденциях развития киноискусства…
Сегодня в России отмечается День рождения российского кино. Именно в этот день 90 лет назад — 27 августа 1919 года — Владимир Ленин подписал Декрет о национализации кинематографа, поэтому в СССР, а потом и в России эта дата стала официальным праздником для всех людей, связанных с отечественным кинематографом. День кино был установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года. В годы перестройки праздник кинематографистов стал называться Днем кино России. В этом году, сообщает ИТАР-ТАСС, основные торжества пройдут в Большом зале Дома кино, где состоится открытие седьмого фестиваля отечественного кино «Московская премьера».
В связи с празднованием Дня рождения российского кино мы обратились к известным кинематографистам с просьбой ответить на следующие вопросы: Как Вы оцениваете современное состояние российского кино? Каковы его основные тенденции? Как Вы оцениваете будущее отечественного кино? Насколько наше современное кино нравственно? Требуется ли большее участие государства в кинематографической сфере?
Известный режиссер, народный артист России, президент Международного кинофорума «Золотой витязь» Николай Бурляев заявил в интервью «Русской линии», что «лично относится к этому дню не как к празднику». «Это моя работа, кинематограф — это моя Голгофа. Я никогда не считал этот день праздничным днем. Если уж принято отмечать День кино, то неплохо бы вспомнить руководству государства о том, что тогда был подписан декрет о национализации кинематографа, и это был очень правильный поступок, поскольку то руководство понимало, что экран — это стратегическое, духовное оружие государства», — отметил эксперт.
«В течение последних 23 перестроечных лет, когда государство выпустило из рук рычаги влияния на кинематограф, мы наблюдаем духовную деградацию. И если положить на чашу весов то, что было создано за четверть века до перестройки и за четверть века после нее, то чаша перетянет в сторону доперестроечного времени. Все экранные духовные ценности были созданы в то время! Тогда кинематограф был на 100% нравственным. Напротив, последние 25 лет охарактеризованы духовной деградацией кинематографа с отдельными проблесками подлинных удач», — подчеркнул актер.
«С огромным трудом удерживают духовные высоты последние могикане нашего кинематографа: Михалков, Сокуров, Герман, Хотиненко, Тодоровский, Абдрашитов. Это единицы. Но, в принципе, моя печаль в том, что несколько лет тому назад был подписан указ об акционировании и приватизации кинематографа. Это глубоко ошибочный и неверный поступок государства. Кинематограф может быть и частным тоже. И я не против того, чтобы существовали отдельные мелкие студии, но, видимо, государству придется возвращаться к тому, чтобы более активно поддерживать киностудии государственного плана. Такими должны быть и Мосфильм, и Ленфильм, и Леннаучфильм. И главное — нужно вернуть киностудию имени Горького детям!» — заметил Н.Бурляев.
«У нас прежнее руководство культурой, „швыдковское“, практически уничтожило детский кинематограф. Дети наши ориентируются в жизни по Гарри Поттеру, Шварценеггеру и заморским монстрам. Так мы можем потерять поколение. Мы и так его теряем при таком отношении к кинематографу. И все это происходит еще и потому, что кинематограф полностью отдан рынку. А кинематограф не должен быть рыночным — у экрана другие задачи! Не мгновенное делание денег в первый уикэнд, а подъем души, вознесение души народной», — продолжил эксперт.
«Фильм „Андрей Рублев“ не делался как кассовый фильм. Но за эти 45 лет жизни фильма он побил все рекорды. Но тогда, когда этот фильм появился, на нем познавали историю России многие поколения людей, и многие воцерковлялись. Вот это и есть подлинное искусство. Последние события, „Куликово поле российских кинематографистов“, которое произошло 31 марта в Гостином дворе на Чрезвычайном съезде российских кинематографистов, вселило в нас надежду на консолидацию всех позитивных сил деятелей российского экрана. И мы обнародовали манифест кинематографистов, признав его основополагающим документом для работы обновленного состава союза кинематографистов. У нас сейчас есть уникальный шанс, данный нам историей, чтобы побороться за души человека и за возвращение экрану человеческого лица», — подчеркнул Николай Бурляев.
В свою очередь, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по культуре, заслуженная артистка России Елена Драпеко заявила «Русской линии», что она оценивает современное кино позитивно. «Я считаю, что у нас очень неплохой процент хороших картин в производстве. Существует проблема проката. А с производством все очень неплохо. У нас есть талантливые картины, талантливые режиссеры и исполнители. Но хорошие работы не всегда находят применение в прокате, потому что прокат сегодня ориентирован исключительно на извлечение прибыли», — отметила эксперт.
«Кинотеатры перестали быть культурными учреждениями и превратились в шоу. Основной зритель — молодежь в возрасте 18−21 год, и, естественно, прокатчики ориентируются в основном на эту категорию зрителей, а этой аудитории нужно кино динамичное, развлекательное, не сильно нагруженное философией. Поэтому картины, которые можно отнести к искусству, в сегодняшнем прокате неуспешны. Впрочем, они никогда не собирали массовую аудиторию. Но раньше всесоюзные премьеры хотя бы предварялись соответствующей рекламой, из-за чего процент их посещаемости был значительно выше», — добавила она.
«Имеет значение и небогатый выбор кинофильмов на местах. Если в больших городах теперь появились многозальные кинотеатры, где зритель может выбрать фильм на свой вкус, то в провинции, к сожалению, этого нет, к тому же там строительство кинотеатров очень замедленно. Из-за невысокой покупательной способности люди не имеют возможности часто посещать киносеансы, как в мегаполисах», — продолжила Е.Драпеко.
«Проблемы кинематографа может решить не его национализация, а преференции, которые государство должно давать, а это могут быть и налоговые преференции, и преференции, которые касаются дотирования показа такого кино. На самом деле государство этим занимается. Поддержка кинопроката выросла за последние годы в несколько раз — не только в производстве, но и в прокате, рекламе. Также государством поддерживается фестивальное движение. В сентябре этого года при поддержке государства откроется очередной крупный фестиваль стран СНГ и Балтии „Киношок“. По всей стране с помощью региональных властей также открываются различные жанровые фестивали, которые занесены в планы Министерства культуры и им поддерживаются. Так что государство кинематограф поддерживает, но все же недостаточно», — отметила эксперт.
«Самая большая проблема кинематографистов, о которой говорилось на совещании в Государственной Думе, заключается в том, что государство, по закону о конкурсе, поддерживает не самое талантливое кино, а более дешевое и массовое, которое и так выпускается в прокат. Поэтому принято решение, что часть средств будет выделяться на конкурсной основе, а часть будет идти как субсидия — то есть как прямой государственный заказ. И тогда государство как заказчик уже сможет диктовать свои условия для создания кинофильмов с позитивным содержанием», — продолжила она.
«Мне представляется, что должно быть гласное обсуждение проектов. Сегодня у нас сплошь анонимные эксперты, которые получают небольшие деньги, и не известно, как и почему голосуют за те или иные проекты. Хотелось бы, чтобы среди экспертов были известные деятели культуры, которые принимали бы решения о поддержке проектов гласно и с разъяснениями о причинах и мотивах своего выбора. Но сегодня в среде кинематографической и профессиональной гласности недостаточно», — полагает Е.Драпеко.
«Наше кино — великое кино, один из нескольких великих кинематографов мира. В прошлом есть безусловные кинематографические вершины, есть крупные достижения в современности. Безусловно, мы останемся великой кинематографической державой и в будущем. Кроме того, у нас устоялась традиция нравственного кино. Наше кино находится в поиске нравственных ориентиров и вместе с обществом ищет ответы на главные вопросы бытия. Когда кино пребывает в этом поиске вместе с обществом, тогда оно и интересно обществу. Фильм обсуждается, и вокруг него появляется некая общественная аура. Мне бы хотелось, чтобы наш кинематограф был не просто развлечением, но трибуной или площадкой, на которой обсуждались бы проблемы и вопросы современной жизни», — подчеркнула Елена Драпеко. Русская линия
«Безусловно, мы останемся великой кинематографической державой» Известные кинематографисты в День российского кино размышляют об основных тенденциях развития киноискусства...