Русская линия
Русская линия Алексей Харитонов10.08.2011 

Сожженный газон

Несколько дней столицу Великобритании сотрясают неслыханные по масштабам гражданские беспорядки. Сотни молодых людей грабят магазины, поджигают дома и автомобили и забрасывают полицию камнями и бутылками с зажигательной смесью. В некоторых районах город выглядит так, будто его бомбили, люди вынуждены бежать из своих домов — а некоторым уже некуда возвращаться, потому что их дома сожжены мародерами. Старожилы сравнивают масштабы разрушений с «блитцем» — нацистскими авианалетами времен Второй Мировой Войны. Один из полицейских, принимающий участие в попытках навести порядок, пишет в своем блоге, что масштабы мародерства напоминают Ирак 2003 года; многие свидетели говорят о шоке, который у них вызывает происходящее.

Беспорядки начались в лондонском районе Тотенхэм, когда полиция застрелила 29-летнего Марка Даггана. Как утверждается, он был вооружен, и когда полиция попыталась его задержать, открыл огонь. На фотографии — сделанной за какое-то время до событий — Дагган снят с характерным ганстерским жестом, и, по-видимому, он принадлежал к криминальному миру. Тем не менее, родственники и друзья погибшего были уверены, что он стал жертвой беззаконной расправы, и направились к полицейскому участку требовать расследования. Первоначально демонстрация носила вполне мирный характер, но вскоре толпа разрослась, собравшиеся стали крушить полицейские машины, и бить витрины близлежащих магазинов.

Вскоре безобразия перекинулись на другие районы Лондона — Энфилд, Брикстон, Оксфорд-серкус. Полиция демонстрирует неспособность справиться с ситуацией, владельцы мелких магазинчиков оплакивают пропавшие труды всей своей жизни, а крупные торговые сети подсчитывают убытки. Вопрос, которым задаются люди и в самом Лондоне, и во всем мире — в частности, у нас — как такое могло произойти. Каким образом столица некогда блестящей цивилизации, которая распространила свой язык — и, в значительной степени, свою культуру — на значительную часть планеты, погрузилась в такой хаос? При всем неблагополучии в нашем отечестве, когда несколько дней назад у нас произошел инцидент, похожий на тоттенхэмский — полиция застрелила двух налетчиков — никакими массовыми беспорядками это не кончилось, да никто их и не ожидал. Почему же в Лондоне разразилось такое бедствие?

Однозначного ответа никто не даёт — есть несколько конкурирующих объяснений, и мы рассмотрим их по очереди.

В русском интернете (и, в меньшей степени, в британском) есть голоса, объявляющие происходящее «бесчинствами мигрантов», «понаехавших», людей чуждой культуры, которые не смогли и не захотели сделаться британцами. Эта версия выглядит соблазнительно простой. В самом деле, уже почти все согласились, что политика мультикультурализма провалилась. Но против этой версии говорит то, что большинство погромщиков явно родились и выросли в Британии — это не люди приехавшие на подработки, это те, кто провел в стране всю жизнь.

Это не нападение явившихся откуда-то со стороны чужаков — это бесчинствуют местные уроженцы.

Иногда волнения объявляют «расовыми». Это делают две враждующие стороны — с одной стороны, расисты («Лондон громят негры»), с другой — записные борцы с расизмом («вот до чего проклятые расисты довели бедных чернокожих»). Однако, судя по съемкам с поля боя, «расовыми» эти волнения назвать трудно — среди громил есть молодые люди всех цветов, немало и белых британцев.

Что же выглядит причиной? Похоже, в данном случае Британия стала жертвой своих — и, можно сказать, общеевропейских — добродетелей. Такая мысль возникает, когда читаешь комментарии ведущих британских газет. «Теперь и местные жители, с одной стороны, и полиция, с другой, должны вновь научиться поддерживать диалог, дабы не допустить повторения подобных событий» — пишет Times. Другая газета, Guardian в своей редакционной статье на ту же тему утверждает, что «несмотря на то, что тактика полиции в Лондоне изменилась к лучшему, по сравнению с 1980-ми, когда в Тоттенхэме в последний раз вспыхивали беспорядки, и несмотря на то, что теперешние события были делом рук простых преступников, никто не может отрицать, что обыкновенные, законопослушные жители севера Лондона очевидно не доверяют полиции… полиция должна приложить все возможные усилия для того, чтобы вернуть себе доверие жителей Тоттенхэма».

Со стороны это выглядит довольно странно. У нас, в России уровень доверия к полиции очень низок — едва ли выше лондонского. Тем не менее, москвичи как-то воздерживаются от массовых бесчинств. Почему? Ответ выглядит очевидным, когда читаешь в репортажах из Лондона, что, например, о том, как «группа из 200 подростков, занимавшихся мародерством, пыталась догнать полицейских на одной из улиц Брикстона» Если можно (приняв минимальные предосторожности, вроде примитивной маски, скрывающей лицо от видеокамер) всласть побить витрины, натащить всякого добра из магазинов, поустраивать поджоги, весело погонять полицейских и вообще хорошо провести время, и сделать это всё ничем не рискуя ни в момент совершения, ни в будущем — желающие обязательно найдутся.

Собственно, эта проблема — безнаказанность порождает преступление — хорошо знакома нам и в России, но в Западной Европе (и в Британии в частности) она связана с другими причинами. Не с катастрофической коррупцией, как у нас, а с определённым взглядом на человека.

В истории европейкой мысли боролись (и продолжают бороться) два взгляда на человеческую природу. Один коренится в библейском Откровении и исходит из того, что человек, наделенный Богом высочайшим достоинством, пал — и его природа глубоко повреждена этим актом мятежа против своего Создателя. Люди страдают глубокой и неисцелимой человеческими силами склонностью ко всякому злу и безумию; как говорит Пророк, «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его? (Иер.17:9)». Любой здравый подход к общественному устроению должен учитывать этот факт порчи; социальные последствия греха можно заметно смягчить при помощи разумно и справедливо устроенного государства и правильного воспитания — но нельзя устранить. Греховность человеческого сердца — это то, что с чем нам придется иметь дело вплоть до возвращения нашего Господа.

Другой подход восходит к эпохе просвещения и к взглядам Жан-Жака Руссо, который полагал, что природа человека изначально хороша, и только цивилизация портит людей. Взгляд на то, что человеческую природу можно улучшить, лежал в основании коммунизма, который пытался вывести новый тип человека, свободного от эгоизма, жадности и других пороков «старого мира». Он во многом принимается и в современной Европе. Люди по природе склонны вести себя благоразумно и нравственно, и если они вдруг себя так не ведут, значит, этому надо искать причины в чем-то внешнем — плохом поведении полиции, экономических условиях или непреодолённых остатках расизма. Если хулиган поджигает чужую лавку, уничтожая ради забавы чужие труды многих лет, значит, его что-то к этому вынудило, общество обращалось с ним как-то неправильно. Полиция должна налаживать диалог.

Такой подход выглядит мягким, кротким, почти евангельским — но, как это и бывает с ересями, он берёт только часть истины и игнорирует другую её часть. Люди грешны, их легко развратить — а самый простой способ развратить их, это исходить из того, что ответственность за их поступки несёт кто-то другой. Если можно с удовольствием громить и грабить, и при этом ещё чувствовать себя жертвой, которую довели — кто же откажется?

И вот это разрушение сознания личной ответственности, личного греха, необходимости прибегать иногда не к диалогу, а к наручникам, чтобы обуздывать явное безобразие, и лежит в основании нынешних беспорядков. Есть идеи, которых нам лучше не перенимать — тем более, что у нас хватает своих проблем. Нам лучше исходить из христианского взгляда на человека — сотворенного по образу Божию и падшего.

http://www.radonezh.ru/analytic/14 831.html

https://rusk.ru/st.php?idar=49785

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Николай Дашков    11.08.2011 01:22
Переносить привычные собственные социальные реалии на другие страны и народы весьма обычное но ошибочное занятие. Только действительно углубленное знание сравниваемых обществ позволяет осуществлять сравнительный анализ.

К сожалению, в современной России людей с нужным уровнем общественных знаний практически не имеется, и поэтому сравнения получаются косыми и неполноценными. Унаследованные от СССР всяческие международные институты (вроде пресловутого Института США и Канады) суть просто шарашки для номенклатурного сброда, с основной целью – отовариваться на командировках в капстраны или в европейский соцлагерь.

Глубокое знание зарубежных обществ нам могли бы принести потомки белой эмиграции (первой волны, но не последующихю) Но очевидно, что по существу мы их не принимаем как своих (нам роднее советские русофобы из четвертой волны и разные европейские марксисты.) Кроме того, номенклатурщики из международных шарашек (см. выше) будут блокировать такое сближение – это угроза их синекурам.

В отношении погромов в Англии надо отметить, что действительно это не «нищие, голодные и обездоленные» жгли и грабили Лондон. Вся эта шпана получает значительные соцпакеты от государства и крали они не продукты, а деньги из касс, табак, алкогольные напитки, сотовые телефоны, бытовую технику – предметы, которые они на самом деле могли купить и за собственные деньги.

Однако «доморощенными» их назвать нельзя. Ведь идея, что сын или вунк иммигрантов уже «как бы местный» совершенно абсурдна. В США темнокожие, живущие 300 лет в Америке, все еще говорят по английски с африканским акцентом, хотя англиский – их единственный язык общения. Дети иммигрантов в Европу из радикально чуждых культур Пакистана, Африки или Карибского региона не становятся «британцами» только по месту своего рождения, тем более, что у них сохраняется постоянная и активная связь с культурой стран своего происхождения. «Плавильный котел»—демагогическая выдумка марксистов, уже давно дезавуирован. Пакистанские «британцы» и «американцы» ездят на свою историческую родину для женитьбы на пакистанках.

В европейском культурном пространстве Россия – единственная страна, в которй удался настоящий мультикультурализм – благодаря столетиям уважительного к друг другу сосуществования многих народов, и при наличии единого государствообразующего мажоритарного этноса. Так получилось что этот этнос – русские – оказался удивительно толерантным к этническому разнообразию. Это не какая то позитивная заслуга, а просто качество национальной психологии русских.

Сегодня, даже при наличии громких эпизодов этнопреступности, в общей статистике России превалирует межнациональный мир. Дело в том, что сотрудничество и взаимоуважение не генерируют новостей – они рутинны. Шокирует то, что выходит за рамки рутины; преступления впечатляют и запоминаются и впоследствии создается впечатление, что в России межнациональные отношения – хроническая и всеобъемлющая этническая драка.

В Западной Европе мултикультурализм действительно провалился, потому что он был навязан теоретиками социальной инженерии, крепко связанной с марксизмом. Влиятельные круги взяли курс на де-христианизацию и де-европеизацию Западной Европы, лет 60 тому назад. Они ложно считали (и считают) что многие неприятности 20-го века связаны с христианством и с европейской христианской культурой. Демографическим тараном для этой программы были выбраны мигранты из не-европейских и не-христианских регионов планеты. Началось с привлечения турецких гастарбайтеров в Германию, под предлогом нехватки рабочих рук. Несколько десятилетий спустя, эти турецкие «германцы», уже внуки мигрантов, продолжают считать себя турками и хотят строить мечеть рядом с кёльнским собором – явный вызов для основополагающей христианской культуры Германии (где существует целая политическая партия, обозначающая себя «христианской»). Турки когда то пытались завоевать Вену. Теперь они достигли той цели без единого выстрела, с подачи мультикультуралистов.

Политкорректность и табуирование целого ряда вопросов общественного устройства парализуют попытки решить все эти проблемы рационально. Такии образом, непредвиденно расчищается путь для тектонического взрыва, повторения той самой «манежки», которая так возмутила и испугала проводников нео-марксистской утопии в России. Только в Западной Европе «манежка» выразится более организованно, интенсивно, продолжительно и радикально. Опасно до бесконечности хамить мажоритарным этносам. Большинство есть большинство.

События в Англии затухнут, но первопричины остаются—принципиальная несовместимость людей с настолько различными культурами и правилами жизни, что их продолжительное сожительство в едином пространстве бесперспективно. Однако, врагам западно-европейской христианской цивилизации такая перманентная революция даже желательна.
  Михаил Чернушенко    10.08.2011 01:44
Запад всё время колеблется между ПЕЛАГИАНСТВОМ (человек сам может стать и быть хорошим, надо только стараться, а Бог – Он или вообще ни при чём, либо лишь даёт человеку пример и советы) и ПРЕДЕСТИНАЦИОНАЛИЗМОМ (Бог всё предопределил, одним людям предназначено погибнуть, другим – спастись), в наиболее яркой форме представленным в кальвинизме, ставшем духовной основой западного капитализма.
А на православном Востоке проблема пелагианства вообще не возникала, хотя Восток знал множество других ересей.

Во-первых, это различие Запада и Востока связано с разным пониманием благодати. На Западе благодать тварна, то есть она оторвана от Бога, а с другой стороны, она и в человеке действует лишь неким внешним образом, манипулирует им. На Востоке же энергии Бога понимаются нетварными, то есть благодать – это Сам Бог в Своём действии в мире, а с другой стороны, и человек устроен так, что даже в падшем состоянии благодать действует в нем, она входит в саму конституцию живого человека. Поэтому на православном Востоке просто нет самой проблемы, нет ни пелагианства, ни учения о предопределении к погибели. Человек и свободен, и связан с Богом даже в падшем состоянии (хотя эта связь и повреждена грехом, отчего человек смертен).

Во-вторых, на Западе и Востоке по разному понимали проблему времени. В Августиновом понимании в Боге, в Божественной Вечности уже представлена вся полнота времени от сотворения до кончины мира. Бог всё уже знает, а человеку лишь кажется, что он что-то в своей жизни решает и выбирает. В восточном богословии (у каппадокийских отцов, например) само время сотворено Богом в начале творения мира. То пре-мирное или над-мирное состояние, в котором Бог пребывает, не есть сумма всех времен. Будущее для каждого существа, имеющего свободную волю, не определено и не существует до тех пор, пока это свободное существо не совершит своих действий. Бог всеведущ, Он знает всё, но будущего нет, пока его не сотворят тварные существа в своем взаимодействии друг с другом и с Богом. Бог может властно вторгаться в порядок событий, Он может привести события к замысленному концу, но не может знать будущего, просто потому, что нельзя знать то, чего нет. Да, Бог ведает ВСЁ, но несуществующее не входит в это "всё".

Отсюда и принципиально разное понимание и человека, и его свободы на Западе и Востоке.

Что же касается коммунизма, фашизма, либерализма, то эти системы мысли по сути были просто разработаны и внедрены в сознание общества под банкирский проект захвата власти в мире на основе принципа создания денег из ничего посредством кредита. Англо-саксонские банкиры просто разрушали всех своих конкурентов, в том числе и посредством создания общественных "вирусов сознания". В сочетании с огромными деньгами и разработанной сетью спецслужб это сработало. Нам интересно размышлять о высоких или глубоких причинах "Французской" или "Русской" революций, или о причинах нацизма в Германии, а это были просто масштабные спецоперации.

Но профессора истории и философии столько диссертаций и книг на эти темы написали, что такая простая разгадка поставит всю их жизненную деятельность под вопрос, так что ждать аплодисментов с их стороны не приходится. Новая парадигма победит просто в связи с приходом поколений, которые с молодости читали книги Энтони Саттона (A. Sutton) или Николая Старикова.

А в Лондоне теперь просто вычихивают побочные последствия своих операций.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика