Сегодня Димитриевская родительская суббота
Сугубое поминовение усопших установлено указом Императора Николая II в 1903 году
Димитриевская родительская суббота, день сугубого поминовения усопших, традиционно отмечается в субботу перед памятью святого великомученика Димитрия Солунского, отмечаемой 8 ноября.
Поминовение усопших установил святой благоверный великий князь Димитрий Донской, который, совершив после Куликовской битвы поминовение павших на ней воинов, предложил совершать это поминовение ежегодно. Впоследствии в этот день стали поминать не только убиенных воинов, но и всех усопших.
Указом Императора Николая II в 1903 году было установлено в войсковых частях и заведениях, (в каждом из них несли служение полковые священники), совершать панихиды в Димитриевскую субботу по всем усопшим воинам «за Веру, Царя и Отечество на поле брани живот свой положившим».
В дни поминовения усопших православные христиане передают в храм записки с именами своих почивших родственников. При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, т. е. являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище. Зная о вечном бытии души человеческой, мы молимся с надеждой и верой, что молитвы наши помогут душе в загробном мире.
Накануне и в саму субботу верующие идут в храм, чтобы вместе, соборно помолиться об «усопших отцех и братиях наших» за Всенощным бдением и Литургией, поставить свечи за упокой их душ. А затем побывать на могилах родных и близких, чтобы здесь также сотворить молитву. В дни поминовения принято также приносить в церковь угощение для неимущих. Вся принесенная снедь освящается во время богослужения и потом раздается всем, кто пожелает. С этим обычаем связан и другой, подобный ему: подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших. В родительскую субботу молитва возносится и о тех, кто в недавние годы защищал всех нас в «горячих точках», кто и сегодня отстаивает честь и достоинство России на ближних и отдаленных рубежах.
В Димитриевскую субботу особенно много людей в храмах, которые построены на кладбищенской территории. После службы священнослужители, по желанию родных и близких усопших, совершают заупокойные литии на могилах православных христиан.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти лидера киевских монархистов Б.М. Юзефовича
Борис Михайлович Юзефович родился в 1843 г. в родовом имении в Полтавской губернии, в семье участника Отечественной войны 1812 года, видного историка, государственного и общественного деятеля, попечителя Киевского учебного округа М.В.Юзефовича (1802−1889). Образование получил в Киевском кадетском корпусе и 2-м военном Константиновском училище. Служил в Виленском военном округе, в марте-декабре 1863 г. участвовал в подавлении мятежа в Царстве Польском, был ординарцем знаменитого М.Н.Муравьева-Виленского, чем всегда очень гордился. В 1867 г. в чине штабс-капитана вышел в отставку, служил по ведомству Министерства народного просвещения. С началом русско-турецкой войны 1877−78 гг. в условиях небывалого патриотического подъёма вновь определился на военную службу, служил в ведомстве начальника военных сообщений действующей армии генерала А.Р.Дрентельна. После войны снова вышел в отставку и определился на службу в Министерство внутренних дел в департамент духовных дел иностранных исповеданий. В 1884−87 гг. по приглашению обер-прокурора Св. Синода К.П.Победоносцева служил под его началом. Затем долгое время служил в Киеве.
В 1895—1905 гг. служил в Собственной Его Величества канцелярии, где занимался, главным образом, составлением различных проектов при дворцовом коменданте П.П.Гессе, который был другом детства Юзефовича. Интересна его записка о необходимости учреждения в Петербурге большой независимой газеты охранительного направления, которую он подал 7 февраля 1905 г. Петербургскому генерал-губернатору Д.Ф.Трепову. Юзефович предлагал объединить силы всех выдающихся ученых и публицистов правого направления, редактором газеты он предлагал утвердить приват-доцента Б.В.Никольского. Трепов отнёсся к проекту благосклонно, записку даже одобрил Государь Николай II, передавший её министру внутренних дел А.Г.Булыгину, но обстоятельства изменились и проект Юзефовича не нашёл применения. После кончины своего друга и покровителя Гессе в середине 1905 г. Юзефович был назначен русским агентом в Париже, но через два месяца вышел в отставку и вернулся в Киев.
В разгар революции он выдвинулся как один из руководителей правых организаций Киева, был избран председателем Киевского отдела Русского Собрания (РС), который благодаря его активности превратился во влиятельную патриотическую организацию. Одновременно Юзефович был избран председателем отдела Русской Монархической партии (РМП) в Киеве (с организатором и руководителем РМП В.А.Грингмутом у него были давние дружеские отношения), некоторое время состоял председателем Главного Совета Союза Русских Рабочих. Юзефович издавал и редактировал газету «Закон и порядок» (1905−08), публикации которой носили нередко остро полемический характер, он резко критиковал бездеятельность и безынициативность правительства и полиции в борьбе с крамолой, давал отпор посягательствам на целостность Российского государства, отстаивал идею незыблемости Неограниченного Самодержавия. На 3-м Всероссийском съезде Русских Людей в Киеве 1−7 октября 1906 г. Юзефович был избран почётным председателем Съезда. В октябре 1908 г. он сложил с себя обязанности председателя Киевского отдела РС и отказался от участия в монархических организациях. Он стал вести затворнический образ жизни, изредка публиковался в «Русском знамени» и «Земщине». Занялся публикацией своих «Политических писем», имевших подзаголовок «Материалы для истории русского политического умопомрачения на рубеже двух столетий (1898−1908 гг.)». Всего издал 17 выпусков (последний в конце 1908 г.).
Юзефович был весьма плодовитым публицистом. Он писал на многие темы, но особенно обстоятельно по еврейскому вопросу, а также на темы педагогики и печати. 11 и 12 февраля 1910 г. он прочитал доклад в РС на тему «Политические, экономические, социальные и педагогические основы для реформы школьной организации в России», который был опубликован отдельным изданием. Доклад этот — основательный и глубокий труд по основам русской педагогики, можно сказать — венец всей научно-публицистической деятельности Юзефовича, его завещание русским патриотам. Он скончался в 1911 г. после тяжелой болезни и был погребён в семейной усыпальнице на кладбище Аскольдова могила в Киеве.
Русская линия