В Москве почтили память жертв политических репрессий
Мемориальные торжества на Бутовском полигоне в день памяти жертв безбожных советских властей возглавил викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Бронницкий Иоанн
30 октября 2025 года приход храма Святых Новомучеников и исповедников Российских в Бутове провёл ежегодную акцию «Голос Памяти» на Бутовском полигоне, посвященную Дню памяти жертв политических репрессий, сообщает официальный сайт храма.
Священный Синод Русской Православной Церкви от 23−24 сентября 2021 года «в дополнение к ежегодному поминовению пострадавших в годы гонений за веру Христову» благословил «30 октября совершение заупокойных богослужений о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении», особо отметив «сложившееся традиции вне богослужебной практики чтения на полигоне имен здесь убиенных» (журнал № 70).
С утра в каменном храме Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове Божественную Литургию возглавил викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Бронницкий Иоанн.
По окончании Божественной Литургии епископ Иоанн отслужил панихиду по всем, расстрелянным и похороненным на Бутовском полигоне, а также по всем во дни лихолетия безвинно убиенным, страдания и истязания претерпевшим, в изгнании и заключении горькую смерть приемшим.
После этого перед мемориалом «Сад памяти», открытым 27 сентября 2017 г., на специально оборудованном помосте прошла ежегодная акция «Голос Памяти», в рамках которой были зачитаны имена 20 762 человек, пострадавших на Бутовском полигоне в 1937—1938 гг. Чтение совершалось в соответствии с «расстрельными списками» НКВД, по дням приведения приговоров в исполнение. Возглавил чтение владыка Иоанн, после которого в чтении имен приняли участие священнослужители, родственники пострадавших, прихожане московских и подмосковных храмов, представители дипломатического корпуса и общественных организаций, гости из других российских регионов.
После прочтения имен участники акции возложили цветы и поставили лампады у насыпей погребальных рвов.
Русская линия
В Русской Православной Церкви будут сугубо молиться о вразумлении имеющих намерение совершить аборт
Священный Синод установил день особой молитвы за женщин, оказавшихся в одном шаге от страшного греха, который будет преследовать их всю оставшуюся жизнь
30 октября 2025 года участники заседания Священного Синода Русской Православной Церкви имели суждение об установлении дня особой молитвы о вразумлении имеющих намерение совершить убиение младенца во утробе (аборт), сообщает Патриархия.Ru.
Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Феодор Лукьянов по изучении поступающих на имя Предстоятеля Русской Православной Церкви обращений представил предложение относительно возношения особых молитв о недопущении убийств детей в материнской утробе.
Синодальной богослужебной комиссии предписано в срок до 1 декабря сего года представить на рассмотрение Священного Синода текст молебна о вразумлении имеющих намерение совершить убиение младенца во чреве.
Члены Синода также постановили ежегодно 29 декабря / 11 января, в день памяти мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме убиенных, повсеместно, с подобающим пояснением, включать в сугубую ектению Божественной литургии прошения из сугубой ектении упомянутого молебна, а после сугубой ектении Божественной литургии — молитву из этого молебна. По усердию и произволению настоятелей можно совершать в этот день и полный молебен по окончании Божественной литургии.
В прочие дни года постановлено совершать упомянутый молебен в ответ на поступающие обращения или согласно определенному графику по решению настоятелей и приходских советов.
Русская линия
Митрополит Святогорский Арсений отверг все обвинения в свой адрес
В Днепре проходят сразу три судебных заседания, касающихся дела против наместника Святогорской Лавры
30 октября 2025 года в Соборном районном суде Днепра состоялось заседание по избранию меры пресечения наместнику Святогорской Лавры митрополиту Святогорскому Арсению. Слушание, продолжавшееся до поздней ночи, было прервано из-за ухудшения состояния здоровья иерарха и перенесено на утро 31 октября. Ранее, по прибытии в изолятор временного содержания, у владыки изъяли все лекарства, передаёт портал Raskolam.net.
Как сообщает сайт Свято-Успенской Святогорской Лавры, заседание началось в 14:00. Сторона обвинения ходатайствовала о содержании владыки под стражей. Поддержать архиерея в зале суда собрались около 30 верующих и духовенство, а также народный депутат Украины Виктория Гриб, одна из десяти парламентариев, готовых взять владыку «на поруки».
В своем слове митрополит Арсений подчеркнул, что в происходящем видит не личное обвинение, а испытание для всей страны. «Я не себя защищаю. Я защищаю то доброе, что есть у нас в Украине. Сейчас мы проходим экзамен на нашу человечность, нашу совесть, здравомыслие», — сказал архиерей, слова которого приводит Телеграм-канал «Украина Православная».
Архипастырь отметил, что многие на Украине и за её пределами выступают в его защиту. «Ко мне в СИЗО приезжал правозащитник из Лондона Питер Крю и потом выступал в мою защиту в СМИ. Правозащитник Роберт Амстердам написал и поклал на стол Дж. Д. Вэнсу письмо в мою защиту. И знаете, как это тяжело слышать, что ты враг украинского народа, от представителей этого народа — тех, кто меня задержал? Я ради украинского народа жил и живу, я трудился не для абстрактной Украины и не для Москвы, а для народа Украины. Но об этом забыли и выставляют меня как врага народа, и требуют, чтобы меня посадили на 5 или 8 лет», — отметил владыка.
«Однако нонсенс: меня выставляют как врага украинского народа, но при этом меня уже полтора года защищают 10 народных избранников, готовые взять меня на поруки. < > Говорят, что я якобы могу сбежать. Извините, но в 2022 г. я был в Лавре, сидел под обстрелами, меня дважды заваливало в подвале — братия откапывала. Линия фронта была в 80 метрах от Лавры, так что возможность сбежать, если бы я хотел, у меня была. Но я никуда не бежал. Также говорят, что я могу уничтожить какие-то документы. Какие документы я могу уничтожить, если все документы у меня забрали при обыске, который, к слову, проходил без меня и без адвоката. И копии всех документов, которые вы посчитали необходимым, приобщили к делу», — заявил митрополит Арсений.
«Кроме того, как я могу воздействовать на свидетелей? Это три сотрудника СБУ, которые, давая показания на открытом заседании суда, назвали точные координаты блокпостов, месторасположение которых я якобы сдал: 3 кода, каждый по 11 цифр. Конечно, в проповеди я никаких цифр не называл (её видеозапись есть в свободном доступе на Youtube). Ещё два „свидетеля“ дали показания, что они были на службе в праздник всех преподобных Святогорских — приехали в 8:00 24 сентября 2023 г. и уехали в 12:00 того же дня — и слышали, как я в проповеди сдал координаты блокпостов. Но проповедь, за которую меня судят, я произнёс вечером 23 сентября», — обратил внимание архипастырь.
«Я не ради себя говорю всё это. Я говорю это сейчас как митрополит Украинской Православной Церкви, потому что, видя, как ко мне государство относится, люди понимают, что к ним относятся так же. Вы сейчас ударите молотком по столу и скажете: «Именем Украины» — а значит именем народа Украины. Так вот народ Украины поддерживает Святогорскую Лавру, народ Украины за меня молится и считает меня своим митрополитом. Перед одним судебным заседанием один судья мне сказал: «Ну что ж. У меня дилемма: «поступать по-Божьему или не потерять работу». Вот в чём правда сегодняшнего дня», — добавил владыка Арсений.
Слушание было прервано около 21:00 из-за воздушной тревоги. После возобновления, около 22:00, митрополиту Арсению стало плохо. Прибывшие медики зафиксировали у него высокое давление (170×110) и сделали укол. В полночь суд объявил перерыв, назначив продолжение заседания на 10:00 пятницы, 31 октября.
Параллельно в Шевченковском районном суде Днепра рассматриваются жалобы адвокатов на незаконное задержание митрополита Арсения в СИЗО. Таким образом, на 31 октября назначено три судебных заседания, касающихся дела наместника Святогорской Лавры.
Русская линия
Архиепископ Тиранский Иоанн встретился с папой Римским Львом XIV
Албанская Православная Церковь начинает всё более явственно следовать в фарватере церковной политики Фанара
31 октября 2025 года Предстоятель Албанской Православной Церкви Архиепископ Тиранский Иоанн встретился с папой Римским Львом XIV. Встреча состоялась во время частной аудиенции после Международной конференции «Осмелься на мир», организованной общиной Сант-Эджидио в Риме, передаёт портал «OrthodoxTimes».
Во время состоявшейся беседы стороны обсудили вопросы, представляющие взаимный интерес, и подчеркнули исключительную важность восстановления мира и прекращения войн, от которых страдает человечество. Особое внимание было уделено заботе о молодёжи и её поддержке, ведь молодые люди — это настоящее и будущее любого общества.
«Албанская Православная Церковь продолжает развивать отношения дружбы и открытого диалога со всеми, способствуя гармонии и благополучию. Эта историческая встреча свидетельствует о роли христиан в укреплении мира, в которой Албанская Православная Церковь играет особенно важную роль», — говорится в сообщении греческих журналистов.
При этом осталось неясным, зачем Предстоятелю Албанской Церкви нужно было встречаться с главой Ватикана. Никаких вразумительных комментариев по этому поводу не последовало, и, похоже, данная встреча стала знаком вежливости Архиепископа Иоанна в адрес Ватикана при посещении одного из мероприятий, устроенных Римом.
Впрочем, сама поездка владыки Иоанна в Италию может свидетельствовать о том, что при новом Предстоятеле Албанская Православная Церковь начала всё более явственно следовать в фарватере церковной политики Фанара, представители которого являются самыми активными сторонниками общения с католиками и всегда выступают за любые встречи с папой Римским.
Русская линия
Митрополит Владимирский Никандр: В аварийном и руинированном состоянии сейчас в России находятся 7 тысяч храмов
Глава Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата признал, что восстановить их все не представляется возможным
Восстановление всех аварийных и руинированных храмов из реестра культурного наследия религиозного назначения невозможно и будет чрезмерно даже для федерального бюджета. Данный факт вынужден был признать глава Финансово-хозяйственного управления (ФХУ) Московского Патриархата митрополит Владимирский и Суздальский Никандр (Пилишин), сообщает ТАСС.
«У нас на сегодняшний день 7 тысяч объектов находятся в аварийном и руинированном состоянии. Ни один бюджет, даже федеральный, не может справиться с тем, чтобы начать хотя бы думать в этом направлении, что делать с этими 7 тысячами объектов. Но сегодня на повестке у нас 180 объектов, и, я думаю, можно было бы ими заниматься, объединяя усилия», — сказал он на совещании по вопросу сохранения федеральных объектов культурного наследия религиозного назначения, находящихся в неудовлетворительном состоянии в Совете Федерации.
Митрополит Никандр отметил, что внесенные ранее в реестр объекты сейчас могут быть в худшем состоянии, не допускающем их восстановления. «Всё, что касается реестра, это ещё одна большая сложность, потому что на сегодняшний день мы абсолютно не понимаем, и у нас нет представления, в каком состоянии находятся объекты, которые включены в реестр. У нас есть объекты, которые уже превратились в руины», — добавил он.
По его словам, руинированные храмы могут представлять интерес «как археологический памятник», но не могут быть восприняты в качестве объекта культурного наследия. «Это уже не является объектом культурного наследия, но должна быть экспертиза, которая должна это подтвердить», — подчеркнул архиерей.
Глава ФХУ предложил создать регламент по выведению объектов из реестра культурного наследия религиозного назначения. «У нас на сегодняшний день есть регламент по выявлению и включению объектов в реестр, но нет регламента по выведению объектов из реестра. Если нам наши коллеги помогут такой регламент разработать, и мы направим его в регионы, я думаю, что можно было бы очень осторожно, но попробовать это сделать», — заключил владыка.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти преподобного Иосифа Волоцкого, генерал-лейтенанта Я.П.Бакланова и графа Н.Н.Муравьева-Амурского
Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился 14 ноября 1440 года (по другим данным — 1439 год) в селе Язвище-Покровское, недалеко от города Волоколамска, в семье благочестивых родителей Иоанна (в монашестве Иоанникия) и Марины (в схиме Марии). Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению.
За два года он изучил Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви. В двадцать лет Иоанн посетил Тверской Саввин монастырь, где познакомился с духовным наставником Варсонофием, и «мудре последуя совету и благословению прозорливаго и святаго старца Варсонофия, пришел еси в обитель преподобнаго Пафнутия и того умолил еси прияти тя в послушание».
В Боровском монастыре преподобный Пафнутий постриг юношу в иночество с именем Иосиф. Восемнадцать лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника. По преставлении своего учителя он был назначен игуменом Боровского монастыря, которым управлял около двух лет. В этой обители он ввел общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых иноков. Преподобный Иосиф вынужден был покинуть обитель и отправился в паломничество по Русским святыням. Так он оказался в Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь он еще более укрепился в желании создать новое монашеское общежитие. Из Кирилло-Белозерского монастыря он удалился в Волоколамские пределы, где в 1479 году при слиянии рек Струги и Сестры в лесу основал обитель Успения Пресвятой Богородицы.
Величайшим подвигом преподобного Иосифа стало обличение ереси жидовствующих, пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни. Как святые отцы и учители Вселенской Церкви изложили догматы Православия, возвышая свой голос против древних ересей, так святому Иосифу возвещено было Богом противостоять лжеучению жидовствующих и создать первый свод русского православного Богословия — великую книгу «Просветитель».
Преподобный Иосиф был активным общественным деятелем и сторонником сильного централизованного Московского государства. Он один из вдохновителей учения о Русской Церкви как преемнице и носительнице древнего Вселенского благочестия: «русская земля ныне благочестием всех одоле». Идеи преподобного Иосифа, имевшие огромное историческое значение, были развиты позже его учениками и последователями. Из них исходил в своем учении о Москве как Третьем Риме старец Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей: «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
Взгляды иосифлян на значение монастырского имущества для церковного строительства и участия Церкви в общественной жизни в условиях борьбы за централизацию власти Московского князя его противники — сепаратисты старались опровергнуть в своих политических целях, недобросовестно использовав для этого учение преподобного Нила Сорского о «нестяжании» — отречении монаха от мирских дел и собственности. Это противопоставление породило ложный взгляд на враждебность направлений преподобных Иосифа и Нила. В действительности оба направления закономерно сосуществовали в русской монашеской традиции, дополняя друг друга. Как видно из «Устава» святого Иосифа, полное нестяжание, отказ от самих понятий «твое-мое» был положен в его основу. В своем монастыре преподобный Иосиф ввел самое строгое общежитие и составил для него собственный устав, значительная часть которого взята из Устава преп. Нила Сорского. Преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников. Многие постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря были архипастырями и занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: митрополиты Московские и всея Руси Даниил и святой Макарий, архиепископ Вассиан Ростовский, епископы Симеон Суздальский, Досифей Крутицкий, Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский, святители Казанские Гурий и Герман, святитель Варсонофий, епископ Тверской.
На церковных Соборах 1490 и 1504 годов преподобный Иосиф выступил с обличением ереси жидовствующих, возникшей в Новгороде. Он решительно добивался осуждения упорствующих отступников. Кроме основного его сочинения «Просветитель», направленного против этой ереси, перу святого принадлежат также 24 послания к различным лицам, краткая и пространная редакции монастырского «Устава».
Преподобный Иосиф преставился 9 сентября 1515 года и был погребен близ алтаря Успенского храма своей обители. Собором 1578 года преподобный Иосиф был причислен Церковью к местночтимым святым, а в 1591 году — к общерусским.
Также сегодня день памяти военачальника Донского казачьего войска, генерал-лейтенанта Якова Петровича Бакланова, скончавшегося в 1873 году.
Он родился 15 марта 1808 г. в станице Гугнинская (15 верст от Цимлянска) в семье хорунжего. В три года юный казак уже ездил на коне по двору, в пять скакал по улице. Уже в подростковом возрасте он имел славу одного из лучших наездников и стрелков, став к 15 годам урядником Донского казачьего полка. Бакланов принимал участие в Русско-турецкой войне 1828−1829 гг. в составе полка, которым командовал его отец. В боях Бакланов показал себя столь храбрым и дерзким, что за излишнюю пылкость отец не раз собственноручно «дубасил по спине нагайкой», как признавался Яков Петрович впоследствии. За отличия при штурме Браилова и в бою под Кулевчой был награжден орденом Св. Анны 4 степени, а при взятии городов Месемирия и Ахиолло — орденом Св. Анны 3 степени.
В 1831—1841 гг. Бакланов служил в составе казачьих полков на Кубанской линии и на Дону, затем четыре года служил в Польше. Участвовал он и в Кавказской войне, командуя 20-м, а затем 17-м казачьими полками. На Кавказе прошли самые жаркие годы его военной жизни, принесшие ему славу «грозного Боклю», как называли Бакланова горцы. За мужество в бою у аула Бейк-Которо отважный офицер был награжден Золотым оружием, а за захват укрепления на реке Мичик — орденом Св. Георгия 4 степени. За доблестные действия при прорыве сильного заслона горцев у Гойтемировских ворот командир казачьего полка получил полковничий чин (1850 г.).
В трудные минуты боевой обстановки Бакланов с шашкой в руках первый бросался на своем коне вперед. Его шашка «разваливала» врага от темени до седла. Он был непримиримо строг и безжалостен к трусам и говорил обычно оплошавшему казаку, показывая огромный кулак: «Еще раз струсишь, видишь этот мой кулак? Так я тебя этим самым кулаком и размозжу!» Зато за храбрость поощрял всячески и по возможности берег своих подчиненных. За строгий нрав, отвагу, могучее здоровье его называли «Ермаком Тимофеевичем». Для горцев же «Боклю» («лев») был «шайтаном», «дьяволом». Считалось, что его можно убить только серебряной пулей, стреляли в него и такими, но и они не брали казака. Его рябое и заросшее волосами лицо, большой нос, громадная папаха усиливали производимый им устрашающий эффект. Помимо этого, Бакланов наводил ужас на горцев черным шелковым полотнищем с вышитой на нем мертвой головой (черепом) и двумя скрещенными под нею костями. С этим символом, получившим вскоре на Кавказе название «Баклановского значка», Яков Петрович не расставался до конца жизни.
Когда весной 1850 г. истек срок пребывания полка Бакланова на кавказской службе, главнокомандующий Воронцов писал военному министру в Петербург: «Передайте, дорогой князь, Государю, что я умоляю его оставить нам Бакланова». По указанию Императора Николая I военный министр А.И.Чернышев вынужден был удовлетворить просьбу кавказского наместника.
В 1851 г. Бакланов был вызван в крепость Грозную для участия в чеченской экспедиции под руководством князя А.Барятинского. Якову Петровичу было поручено командовать всей конницей отряда, и за свои блестящие действия в экспедиции он получил новую награду — орден святого Владимира 3-й степени.
В 1853—1855 гг. Бакланов был назначен начальником кавалерии левого фланга Кавказской линии, а 1857−1860 гг. стал походным атаманом донских казачьих полков на Кавказе. В 1861 г. Бакланов был назначен окружным генералом 2-го округа Донского казачьего войска, а в 1863 г. направлен в Вильно, где генерал от инфантерии М. Муравьев собирал войска для похода на мятежную Польшу. Вопреки страшной молве, сопровождавшей его имя в Польше, Бакланов действовал хотя и сурово, но без жестокости, отмечая, что был «прислан сюда не мстить, а умиротворять». За польскую кампанию Бакланов получил свою последнюю награду — орден святого Владимира 2-й степени.
Из-за болезни печени Бакланов зимой 1864 г. уехал на Дон отдыхать и лечиться. Позже переехав в Петербург, написал воспоминания «Моя боевая жизнь». В 1873 г. после тяжелой и продолжительной болезни он умер в бедности и был похоронен на кладбище петербургского Новодевичьего монастыря за счет Донского казачьего войска. Пять лет спустя его могилу украсил памятник, созданный на добровольные пожертвования и изображавший скалу, на которую брошены бурка и папаха, из-под папахи выдвинут черный «Баклановский значок». В 1911 г. прах Якова Петровича был торжественно перезахоронен в усыпальнице Вознесенского собора Новочеркасска, рядом с могилами других героев Дона — М. Платова, В. Орлова-Денисова, И.Ефремова.
Имя Бакланова стоит в ряду тех российских генералов, которые вышли из низших и средних слоев общества, не дослужились до самых высших военных чинов и отличий, но благодаря своей воинской доблести и яркости личности были широко известны и любимы в Русской армии и народе.
Сегодня мы также вспоминаем видного русского государственного деятеля и дипломата графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, скончавшегося 18 октября 1881 года.
Он родился 11 августа 1809 г. в Санкт-Петербурге в старинной дворянской семье. Получив основательное образование дома, в частном пансионе и в Пажеском корпусе, в 1827 г. Муравьев поступил на военную службу. За участие в Русско-турецкой войне 1828−1829 гг., он получил золотую шпагу с надписью «За отвагу»; в 1831 г. был в числе усмирителей польского восстания. В 1833 г. он вышел в отставку по состоянию здоровья, но уже в 1838 г. снова вернулся в армию. Служил на Кавказе, был ранен. В качестве начальника Черноморской береговой линии Муравьев много сделал для укрепления побережья. Произведенный в 1841 г. в генерал-майоры из-за болезни был вынужден покинуть армию навсегда.
В 1846 г. Муравьева назначили тульским военным и гражданским губернатором. Уже тогда он обратился с адресом к Императору Николаю I, предложив отменить крепостную зависимость крестьян. В 1847—1861 гг. Муравьев занимал пост генерал-губернатора Восточной Сибири. В этой должности он проводил активную политику освоения и изучения восточно-сибирских земель, оказал содействие Г. И.Невельскому в его исследованиях устья Амура и открытии России свободного пути к Тихому океану. В 1858—1860 гг., благодаря решительности Муравьева, осуществлявшего хозяйственное освоение и фактическое занятие Уссурийского края военными силами, удалось подготовить почву для подписания Айгунского (1858) и Пекинского (1860) договоров, по которым территория, находившаяся в совместном владении России и Китая, вошла в состав Российской Империи. В 1858 г. Муравьев получил за свои заслуги перед Отечеством титул графа и приставку к фамилии «Амурский». В 1861 г. граф вышел в отставку и был назначен членом Государственного Совета.
Русская линия