У православных начался Успенский пост
Это второй по строгости пост после Великого поста, но продолжается он всего две недели
Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели — от 14 до 27 августа.
Успенский пост дошёл до нас с древних времен христианства. Он не такой строгий, как Великий, но более строгий, чем Петров и Рождественский посты.
В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг — «с варением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей. До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию свв. отцов, «если же кто от братии снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август». В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.
Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь. В посте телесном на первом плане — воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном — воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и похоти. Там — оставление пищи скоромной — более питательной и употребление пищи постной — менее питательной; здесь — оставление прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.
И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям — в Царской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.
Успенский пост начинается с праздника «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня». Таинственное выражение «происхождение древ Креста» обозначает просто крестный ход. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращения болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви (в честь Святой Софии Премудрости Божией). С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста». В русской истории этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I». В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольский великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
В этот день же установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами и греческого Императора Михаила над сарацинами. По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника — медовый Спас).
Русская линия
Протоиерей Серафим Ган: «Меня, как и многих других, обнадежило то, что объявление о месте проведения предстоящей встречи произошло в день прославления преподобного Германа Аляскинского»
В РПЦЗ выразили надежду, что встреча Владимира Путина и Дональда Трампа на Аляске увенчается положительными результатами
Тот факт, что о предстоящей встрече президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа было объявлено в день, когда Православная Церковь чтит память преподобного Германа Аляскинского, служит знаком того, что этот святой принимает участие в судьбах двух стран, заявил управляющий делами канцелярии Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей протоиерей Серафим Ган, сообщает РИА Новости.
«Меня, как и многих других, обнадежило то, что объявление о месте проведения предстоящей встречи произошло в день прославления преподобного Германа Аляскинского, состоявшегося 55 лет тому назад, в 1970 году. Как верующий человек, вижу в этом утешение и знак того, что наши общие святые участвуют своей молитвенной помощью в судьбах наших стран», — сказал отец Серафим.
Он назвал преподобного Германа «серьезным звеном», связывающим Россию и Америку. Отец Серафим подчеркнул, что православные христиане двух стран ждут хороших результатов предстоящей встречи и молятся в надежде на милость Божию.
«Мы присоединяемся к молитвам многочисленных православных святых, подвизавшихся в Америке, но принадлежавших, как и мы, к Церкви Русской», — сказал он.
Кремль и Белый дом объявили 9 августа, что Путин и Трамп встретятся на Аляске 15 августа.
Русская линия
Митрополит Запорожский Лука: «Церковь Христова — не организация, подчиняющаяся прихотям политиков и общественным настроениям. Она — Тело Христово»
Правящий архиерей Запорожской епархии отреагировал на заявления главы ГЭСС Украины Виктора Еленского, потребовавшего новых подтверждений самостоятельности УПЦ
Правящий архиерей Запорожской епархии Украинской Православной Церкви митрополит Лука в своём Телеграм-канале Лекарь. zp-m.Luke прокомментировал действия украинских чиновников, которые, имея на руках все документы УПЦ, продолжают требовать от священноначалия каких-то новых и новых заявлений и подтверждений своей церковной самостоятельности. Таким образом владыка отреагировал на очередные заявления главы Государственной службы по этнополитике и свободе совести Украины Виктора Еленского, который фактически настаивает на созыве Архиерейского Собора УПЦ и соборного объявления о разрыве всяких связей с Русской Православной Церковью.
«Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения», — сказал Господь наш Иисус Христос, обращаясь к тем, кто видел Его чудеса, слышал Его слова, и всё же требовал новых доказательств. Тогда фарисеи и книжники были свидетелями величайших чудес: слепые прозревали, хромые ходили и т. д. Но вместо покаяния они выбирали неверие и зависть, называя источник этих чудес «князем бесовским». Сегодня мы видим то же самое", — отметил владыка Лука.
По его словам, «чиновник, знающий, что прописано во всех уставных документах УПЦ, продолжает требовать „подтверждения“ уже чётко зафиксированного на бумаге». «Не потому, что он не читал документы, а потому, что для него истина не имеет значения — важнее сфабрикованные „экспертизы“ и волна общественного давления, которую разогрели пропагандой те, кто ненавидит Церковь. Это риторика не служителей народа, а современных фарисеев, которые в упор не хотят видеть дела и жизнь Церкви. Они не только не замечают, а вообще делают всё, чтобы „стереть“ любое доказательство добрых дел. И сегодня, как тогда, логика проста: если факт мешает, надо не принять его, а уничтожить».
Архипастырь подчеркнул, что значительная часть украинского населения, не живущая жизнью Церкви и не участвующая в церковных Таинствах, подвержена влиянию пропаганды, а потому верит недобросовестным чиновникам. Но «Церковь Христова — не организация, подчиняющаяся прихотям политиков и общественным настроениям, не станет подыгрывать капризам толпы, и не склонит голову перед ложью, даже если эту ложь скандирует толпа. Она — Тело Христово, живущее по слову Божию и питающееся благодатью Святаго Духа, который даётся верным через Таинства. И никакие „бумажки“, никакие политические игры не могут отменить этой Истины».
В заключение архипастырь обратился со словами утешения к верующим:
«В эти нелёгкие времена, когда вокруг нас разрастается поток лжи и несправедливых обвинений, когда общественное мнение порой становится ареной пропагандистских баталий, мы призваны оставаться непоколебимыми в нашей вере и преданности Христу и Его святой Церкви. Мы не винтики в политической машине, а живое Тело Христово, которое не подчиняется временным веяниям и политическим интригам, живая община спасения, несущая свет Истины в тьму мира. Наш путь — путь молитвы, поста, участия в Таинствах и послушания святому преданию и канонам. И на этом пути мы не одни: с нами Господь, Который сказал, что «врата ада не одолеют Церковь Его» (Мф.16:18). А все попытки заставить Церковь подчиниться временным настроениям — это попытки ослепить солнце, потушить свет, который уже освещает путь.
Дорогие мои, когда вокруг звучат голоса тех, кто не живёт жизнью Церкви, кто питает свои сердца завистью и неверием, будем отвечать смирением и любовью, но не покорятся лжи и клевете, укрепляясь в истине, возжигая свет веры в своих сердцах и свидетельствуя его словом и делом. Не позволим ни страху, ни сомнениям поколебать наше внутреннее состояние. Вспомним пример святых, которые в самые тяжёлые времена сохраняли веру, несмотря на гонения и притеснения. Как апостол Павел ободрял Церковь в Коринфе: «Будьте тверды, непоколебимы, преуспевайте в деле Господнем» (1 Кор. 15:58).
Будем держатся крепко за нашу Церковь, за Её учение и Таинства. Она — наш духовный дом и крепость, дарованная нам Господом для спасения. И если кто-то сегодня пытается разжечь смуту, напомним себе и окружающим: истинная сила — в единстве с Христом и Его святыми. Мы — продолжатели великого наследия святых отцов и наших современных подвижников. Вера наша — не в словах пустых, а в жизни духовной, в подвиге молитвы и любви. И именно так, несмотря ни на что, мы пройдём этот путь, укрепляясь и умножая любовь к Богу и ближнему".
Русская линия
Папа Римский Лев: «Посмотрим, как они смогут договориться»
Глава Ватикана сдержанно отреагировал на грядущую встречу Путина и Трампа на Аляске, но выразил надежду на прекращение военных действий на Украине
Вечером 13 августа 2025 года папа Римский Лев, отвечая на вопросы журналистов в Папской резиденции в Кастель Гандольфо, довольно сдержанно прокомментировал грядущую встречу 15 августа между президентами России и США Владимиром Путиным и Дональдом Трампом, сообщает пресс-служба Ватикана.
«Всегда нужно стремиться к перемирию, нужно положить конец насилию, многочисленным смертям. Посмотрим, как они смогут договориться. К чему ведёт эта долгая война? Всегда нужно стремиться к диалогу, дипломатической работе, а не к насилию, не к оружию», — заявил папа Лев.
Говоря о миротворческом вкладе Ватикана в прекращение конфликтов, глава Католической церкви заявил: «Святейший Престол не может их остановить, но мы работаем над „мягкой дипломатией“, всегда призывая, подталкивая к поиску ненасильственных путей через диалог и новые решения: эти проблемы невозможно решить войной».
Ранее папа Римский Лев неоднократно предлагал провести мирные переговоры между Россией и Украиной на территории Ватикана, однако в Москве указали, что не считают Ватикан нейтральной территорией, поскольку католики активно поддерживают украинских униатов и отказываются осуждать преследование Украинской Православной Церкви на Украине.
Возможно, с этим связана такая сдержанность папы Льва по поводу мирных переговоров России и США на Аляске. Несмотря на всю ватиканскую дипломатию, католикам не удалось стать площадкой для договорённостей между двумя великими державами, и таким образом войти в историю. Что поделать, если Трамп решил забрать все лавры миротворца себе.
Русская линия
В Санкт-Петербурге прошли церковные торжества в память митрополита Петроградского Вениамина
В Александро-Невской Лавре при стечении многочисленных архиереев со всей России была отслужена Божественная литургия, после чего в Большом зале Филармонии состоялся памятный вечер
13 августа 2025 года, в день памяти священномученика митрополита Петроградского Вениамина и иже с ним убиенных, наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Вениамин совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе обители, сообщает пресс-служба Санкт-Петербургской епархии.
Его Преосвященству сослужили благочинный архимандрит Никита (Марков), архимандриты Виталий (Радомысльский), Никон (Якимов), Иероним (Тестин), игумен Силуан (Туманов), протоиереи Евгений Шогенов, Алексий Скляров, Александр Рябков, Александр Пелин, иерей Димитрий Малиновский, братия лавры в священном сане.
За богослужением молились митрополиты Волгоградский и Камышинский Феодор, Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, епископы Урюпинский и Новоаннинский Елисей, Череповецкий и Белозерский Игнатий, игумении Илариона (Феоктистова) и Евфросиния (Берлизова), и.о. главы администрации Центрального района Максим Романцов, начальник городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов, директор музея «Исаакиевский собор» Виталий Мудров, педагоги и учащиеся Школы народного искусства императрицы Александры Федоровны, гости и прихожане монастыря.
Обеспечивать порядок на богослужении помогала епархиальная молодежная добровольческая служба «Тысяча друзей».
По завершении богослужения архимандрит Никита поздравил наместника с тезоименитством и подарил ему просфору от братии и прихожан лавры. Был зачитан поздравительный адрес от губернатора Александра Беглова.
«Митрополит Вениамин с юности посвятил себя Богу, и, отдав себя в руки Божии, нёс верность Христу до конца своих дней, — сказал владыка в проповеди. — Мы не зря говорим, что мученики — это свидетели, соль Церкви. Мы знаем, насколько сильной личностью был митрополит, насколько крепка была его вера. Он твердо стоял на позициях Церкви. Господь избрал его в непростое время, когда именно такой пастырь нужен был для укрепления народа. Мы славим его и обращаемся к нему, прося о помощи, чтобы он своим примером назидал нас для подвига в вере и трудах, которые нам дает Бог».
«Двадцатые годы прошлого столетия — это время великих гонений, — продолжил наместник. — Терялись традиции, вера, казалось бы — всё, неизбежность, Церковь умирает. Многие священники были отправлены в лагеря, иные расстреляны. Не от кого было ждать помощи. Но мы знаем: „Невозможное человекам возможно Богу“ (Лк. 18:27). Вера — это та крепость, которую не поколебать в человеке, Бог в таком случае становится нам помощником. Святую Русь никогда не любили, потому что она — некая лампадка в мире, которая горит и многих ведёт ко Христу. Врата адовы хотят одолеть её. Но Бог, видя нашу крепость и единство, не оставляет Русскую землю. Он даёт нам таких святых, как митрополит Вениамин, которые продолжают молиться за нас, укреплять нас и вести ко Христу, объединяя в единстве Духа, давая нам возможность сохранить не только свой внутренний мир, но и тот мир, который вокруг нас».
В Большом зале Филармонии состоялся памятный вечер, на котором присутствовали митрополиты Волгоградский Феодор, Екатеринбургский Евгений, епископы Кронштадтский Вениамин, Урюпинский Елисей, Череповецкий Игнатий. Архипастыри возложили цветы к мемориальной доске в зале, где в 1922 году прошёл судебный процесс.
Было зачитано послание Святейшего Патриарха Кирилла участникам вечера.
«103 года назад в этом зале был вынесен несправедливый смертный приговор петроградским исповедникам, — отмечено в нем. — Священномученик Вениамин в тяжелые для Отечества времена одним из первых распознал замыслы богоборцев и отважно поднялся на защиту Церкви, явив пример непоколебимого стояния в Православии и верности Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону. Это было особенно важно в тот период, когда враждебные силы пытались всячески разрушить церковные устои. Всей своей жизнью владыка Вениамин и с ним пострадавшие засвидетельствовали, что подлинная сила человека заключается в преданности Богу и любви к ближним».
Прозвучала кантата «Блажен, кто помнит» Михаила Малевича на стихи архимандрита Исаакия (Виноградова). Это произведение посвящено святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея России, 100-летие блаженной кончины которого отмечается в 2025 году.
Затем была исполнена оратория «Страдалец до Голгофы» того же композитора. В основе произведения — завещание, написанное митрополитом Петроградским Вениамином в тюрьме на Шпалерной улице. Оно было адресовано протоиерею Петру Ивановскому, другу и сопастырю, настоятелю храма святого Андрея Критского на Рижском проспекте. Письмо было дополнено текстовыми фрагментами из Священного Писания и других источников.
В памятном вечере приняли участие актеры Игорь Скляр, Мария Лаврова, солисты Мариинского театра Ольга Пудова, Денис Беганский; Большой сводный хор Санкт-Петербурга, Губернаторский новгородский симфонический оркестр. Дирижировал Лев Дунаев. Автор-составитель литературной основы оратории «Страдалец до Голгофы» — Любовь Ивановская.
Состоялась презентация документального фильма Николая Васильева «Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский» из цикла «Лики Руси».
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Крещение Руси Святым Равноапостольным Великим Князем Владимиром
Праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня именуется в народе «Мокрым» или «Медовым» Спасом. В этот день во время богослужения на середину храма для поклонения выносят крест, а после литургии совершается крестный ход на воду, вместе с водой освящается по традиции и мед. Праздник пришел на Русь из Константинополя, где он был установлен не позже IX века. Накануне празднества из императорского дворца в храм Софии Премудрости Божией переносили сохранившуюся часть Креста Христова. При этом совершалось водоосвящение. Затем в течение двух недель — до праздника Успения Пресвятой Богородицы — святыню носили по городу, служа литии для освящения мест и отвращения болезней.
Примечательно, что именно этот праздник в Русской Православной Церкви соединился с воспоминанием о крещении Руси Св. Равноапостольным Великим Князем Владимиром Святославовичем в 988 г. Летописец пишет, что, прослышав о стремлении князя Владимира принять новую веру, соседние народы прислали к нему послов, чтобы склонить князя к своей вере. Владимир внимательно выслушал волжских болгар-мусульман, немцев-католиков и хазарских евреев, но их вера не тронула его сердца. Наконец, пришел к князю посланец от православных христиан, ученый монах из Византии по имени Константин. Его рассказ о творении, рае, грехе, потопе, пришествии Спасителя, Его крестных муках, Воскресении, Страшном суде потряс Владимира. Тронуто было сердце язычника, но не мог он сразу решиться оставить широкий путь мирских наслаждений, чтобы вступить в тесные врата, которые вели в Царствие Божие. «Пожду еще мало», — сказал Владимир и, посоветовавшись с боярами, послал доверенных людей испытать о вере. Богатство Константинополя, величие его храмов, таинственность обрядов потрясли послов. И когда рассказали они обо всем князю, Владимир решил принять греческую веру. Последним аргументом в ее пользу стало то, что ранее бабка князя Равноапостольная Ольга, которую он почитал, приняла Православие.
Но русский князь не пожелал смиренно молить о вере превозносившихся греков, памятуя унижение, какому подверглась мудрая Ольга от надменных кесарей, с которыми бились и отец его Святослав, и дед Игорь. Он решил завоевать веру, подобно князьям Аскольду и Диру, которые некогда с оружием ходили на Царьград и там приобрели веру. В 988 году собрал Владимир многочисленную дружину, спустился по Днепру и осадил город Корсунь. Однако взять город не удавалось, осада затянулась. Тогда Господь вложил в сердце одного корсунянина, саном пресвитера, по имени Анастас, открыть Владимиру тайное средство овладеть городом, не ради корысти человеческой, но чтобы самого завоевателя приобрести Богу, ибо ведома была ему благая цель сей необычайной брани. Он послал в стан русских воинов стрелу с запиской, на которой указал, где находятся источники воды. Русичи немедленно перекопали источники, и город сдался. Князь сообщил императорам греческим Василию и Константину, что взял Корсунь, и потребовал руки их сестры Анны, грозя в противном случае выступить в поход на Царьград. Кесари согласились, но потребовали со своей стороны, чтобы князь прежде крестился. Владимир начал торговаться и ответил: «Пусть прежде придут с сестрою вашей имеющие окрестить меня». Наконец кесари согласились и отправили царевну Анну на другой берег Черного моря.
Но Господь, воздвигший в лице Владимира второго Константина на земле Русской, хотел просветить его чудом, как апостола Павла, чтобы соделать его равноапостольным просветителем Руси. И к приезду царевны Анны князь русский был поражен слепотою при совершенном изнеможении тела. Скорбел Владимир и упал духом, уже сомнение начало колебать его сердце, но мудрая царевна утвердила его в вере Христовой, послав сказать ему: «Если хочешь освободиться от своей болезни, поспеши креститься во имя Святой Троицы». Поверил князь слову невесты и сказал: «Если сие исполнится, то поистине велик Бог христианский!» Он велел все приготовить для своего крещения. Торжественно совершено было таинство крещения, восприемником от купели заочно был старший император, коего царственное имя Василий принял князь. И здесь явил Господь славу Свою чудным знамением для обращения язычников и для утверждения в вере народа христианского. Как только возложил епископ святительскую руку свою на главу новокрещеного и стал погружать его в купели, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, внезапно спала как бы чешуя с очей его. Прозрел Владимир и в радостном восторге воскликнул: «Ныне познал я Бога истинного!» Изумилась дружина Владимирова чудному исцелению князя своего, и некоторые из бояр его просили себе также крещения. Вскоре после обновления духовного совершилось и брачное торжество князя русского с греческою царевною.
От Патриарха Цареградского был послан для просвещения земли Русской митрополит Михаил и с ним шесть епископов. Сопутствовал князю и пресвитер Анастас, пустивший известительную стрелу. Владимир испросил себе в благословение от местного епископа честную главу Климента Папы Римского, пострадавшего в Херсоне в I в. христианства, и часть от мощей ученика его Фива: это была первая святыня, которую принес с собой Владимир в престольный Киев вместе с церковными сосудами и святыми иконами. Сопровождаемый супругою и сонмом святителей греческих, поспешил князь русский на апостольский подвиг в Киев, где первым его действием было сокрушение кумиров, им самим некогда сооруженных. Все велел он ниспровергнуть, иные рассечь на части, другие жечь огнем; Перуна громовержца, как более уважаемого из всех кумиров, велел он привязать к конскому хвосту и влечь его на реку, приставив к нему двенадцать воинов, которые били его палицами для поругания демона, который под видом идола прельщает человеков. «Чудны дела твои, Господи, — восклицает летописец, — не вчера ли еще чтим был от человеков кумир сей? Ныне же он поруган!» Когда влекли Перуна по ручью в Днепр, плача бежали за ним неверные люди, еще не приявшие крещения, и громко вопияли: «Выдыбай, наш боже». Есть народное предание, что он выплыл на берег реки на том месте, где поставлен впоследствии монастырь Выдубицкий, и что слышан был, по лести демонской, вопль поражаемого кумира; но Владимир, опасаясь, чтобы народ не привязался опять к кумирам, велел следовать за ним вниз по реке, повсюду отталкивая его от берега, доколе не пройдет Днепровские пороги.
Сегодня мы также вспоминаем указ Императора Александра I о закрытии масонских лож.
1 августа 1822 г. появился Высочайший указ Императора Александра I о закрытии в России масонских лож. Указ гласил: «Все тайные общества, под каким бы наименованием они не существовали, как-то масонских лож, или другими, закрыть и учреждение их впредь не позволять». Особое внимание уделялось государственным служащим: от всех чиновников требовалось откровенное признание состоят ли они в ложах, члены лож должны были дать подписку о выходе из масонства, в случае отказа они немедленно увольнялись с государственной службы.
Русская линия