Русская линия
<< Полная сводка новостей от 1 апреля 2025 >>

Митрополит Запорожский Лука: «Что изменилось с тех пор, когда большевики издевались над мощами? Только одно — участь самих большевиков. Точно так же будет и в этот раз»
В связи с кощунством в Киево-Печерской лавре правящий архиерей Запорожской епархии УПЦ напомнил о печальной участи тех, кто восстаёт на Бога и его подвижников

Митрополит Запорожский ЛукаПравящий архиерей Запорожской епархии Украинской Православной Церкви митрополит Запорожский Лука в своём Телеграм-канале высказался по поводу кощунственных действий чиновников Министерства культуры Украины в Киево-Печерской лавре и захвату Ближних и Дальних пещер обители.

«Все, кто мог, и кто хотел, высказали свое возмущение по поводу тех кощунств, которые творят в Киево-Печерской лавре неокрасноармейцы-коммунисты, — написал владыка. — Мне больше нечего добавить к уже сказанному нашим народом, поэтому я буду краток. Как всегда, сатана ничего нового не придумал, как только проигрывать старые сценарии. Что изменилось с тех пор, когда большевики издевались над мощами? Только одно — участь самих большевиков. Точно так же будет и в этот раз. Бог не изменится, как бы люди не старались Ему досадить. Небесное блаженство, в котором пребывают Киево-Печерские подвижники, останется прежним. Изменится только посмертная участь музейщика, ветеринара, анатома, биолога и прочих святотатцев, которые участвовали в этом безбожном спектакле. И мне их искренне жаль. Поэтому в эти дни Великого поста лучше не дышать злобой и проклятиями в их адрес, а воздохнуть о них с сожалением. «Господи, прости этих несчастных, ведь и в самом деле не ведают, что творят».

Ранее оценку действиям Минкульта Украины также дал митрополит Черкасский Феодосий, призвав верующих Украинской Православной Церкви не беспокоиться и не унывать, а отдать гонителей Церкви в руки Божии.

Русская линия


Чиновники из Совета Европы недовольны укреплением Болгарской Православной Церкви
Комитет министров Совета Европы потребовал отменить ранее принятое болгарскими властями решение о признании Болгарского Патриархата единственной Православной Церковью в стране

Совет ЕвропыНа недавнем заседании представителей министров Совета Европы в формате «права человека» был рассмотрен вопрос о статусе Болгарской Православной Церкви как единственного официального представителя традиционного Православия в стране. Внимание было уделено отказу болгарских властей в регистрации «Болгарской православной старостильной церкви», а также поправкам, внесённым 31 января 2025 года в Закон о вероисповеданиях Республики Болгария, сообщает портал Raskolam.net.

Комитет министров Совета Европы рекомендовал болгарским властям пересмотреть законодательные изменения и «привести национальное законодательство в соответствие с Европейской конвенцией по правам человека и решениями Европейского суда». В постановлении Комитета отмечена системная проблема, связанная с «необоснованными отказами» болгарских судов в регистрации новых «православных церквей». Основными причинами отказов назывались сходство названий с Болгарской Православной Церковью или совпадение религиозной доктрины с официальной позицией БПЦ.

Совет Европы выразил озабоченность тем, что признание Болгарской Православной Церкви единственным выразителем православной веры в Болгарии может привести «к продолжению практики отказов в регистрации других религиозных объединений», относящих себя к Православию. «Международные эксперты» подчеркнули важность соблюдения принципов религиозной свободы и плюрализма в Болгарии, что соответствует европейским стандартам защиты прав человека.

Одним словом, европейские чиновники выразили недовольство тем, что болгарские власти устранили возможность внешних сил шатать Болгарию при помощи религиозного фактора. О том, что в Совете Европы на самом деле не беспокоятся о религиозных правах верующих, а лишь ищут возможность давления на национальные власти при помощи рычага прав человека, говорит хотя бы то, что эти же чиновники демонстративно не замечают нарушения прав Украинской Православной Церкви на Украине.

Русская линия


Сербский Патриарх Порфирий посетил Иерусалим
Иерусалимский Патриарх Феофил тепло приветствовал своего собрата на Святой Земле

Патриарх Иерусалимский Феофил и Патриарх Сербский Порфирий31 марта 2025 года в Иерусалиме прошла встреча Иерусалимского Патриарха Феофила с Сербским Патриархом Порфирием, который прибыл на Святую Землю с паломническим визитом, сообщает СПЖ со ссылкой на пресс-службу Иерусалимского Патриархата.

В письме, отправленном накануне визита Патриархом Сербским Патриарху Феофилу III, Предстоятель Сербской Церкви выразил желание посетить Святую Землю, Святой Град Иерусалим и поклониться Гробу Господню.

Его Блаженство Патриарх Феофил III ответил ему в ответном письме, искренне приветствуя Его Святейшество:

«Ваше Блаженство, Патриарх Сербский, наш возлюбленный брат во Христе Порфирий!

Мы с большой радостью получили ваше письмо, в котором вы выражаете нам свои пожелания, чтобы мы могли укрепиться духом во время Великого поста с Божьей помощью.

Кроме того, Ваше Блаженство выразили желание посетить Святую Землю для паломничества, место, «где стояли Его ноги» (Псалом 131,7), и услышали слова святого Павла: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище, и совершать службу, и о Святых, и о всем, что принадлежит к служению Божию, не будем оставлять неделанием ничего, как будто мы видим кого, или слышим, или знаем» (Евр. 4,16).

Мы рады приветствовать и принимать Ваше Блаженство и Вашу свиту. Мы с нетерпением ждём возможности «утешаться вместе с вами нашей общей верой и общением» (Римлянам 1:11−12).

Поэтому, ожидая вашего прибытия на Святую Землю, мы посылаем вам братскую любовь от Святой и животворящей Гробницы нашего Господа Иисуса Христа".

Визит начался 31 марта 2025 года. В ходе состоявшейся беседы Патриархи обменялись подарками и обсудили вопросы, представляющие взаимный интерес.

Русская линия


Иерусалимский и Антиохийский Патриархаты окончательно примирились
На фоне трагических событий в Сирии и на Святой Земле разногласия решено было оставить в прошлом. Антиохийский Патриарх Иоанн посетил Катар

Антиохийский Патриарх Иоанн и представитель Иерусалимского Патриархата архиепископ МакарийАнтиохийский и Иерусалимский Патриархат на фоне постигших в последнее время обе эти Православные Церкви больших трудностей решили окончательно примириться и прекратить свой спор по поводу принадлежности Катара.

Ещё в апреле 2019 года Иерусалимский Патриарх Феофил и Антиохийский Патриарх Иоанн провели переговоры по этому поводу на Кипре, по итогам которых достигли компромисса. В связи с этим Иерусалимский Патриархат должен был рассмотреть вопрос о выводе своего архиепископа из Катара, а также изменения его титула, чтобы не было причин для споров по вопросам церковной юрисдикции.

Однако, с тех пор ничего не изменилось. Только 21 октября 2023 года, когда Иерусалимский Патриархат оказался в тяжёлой ситуации в связи с началом военных действий в Секторе Газа, Священный Синод Антиохийского Патриархата принял решение восстановить разорванное ранее евхаристическое общение с Иерусалимской Церковью.

«Поскольку нынешние обстоятельства требуют усиления молитвы и сотрудничества, Священный Синод принял решение восстановить нарушенное церковное общение с Иерусалимским Патриархатом и поручить компетентному комитету Патриархата установить связь с братьями в Иерусалимском Патриархате, чтобы найти решение вопроса о церковном споре по поводу церковной юрисдикции над Катаром, чтобы сохранить право церковной юрисдикции Антиохийского престола на него», — говорилось в постановлении Синода.

После недавних трагических событий в Сирии уже Антиохийская Церковь оказалась в сложной ситуации, и на этом фоне Иерусалимский Патриарх Феофил также решил поддержать своих антиохийских собратьев.

В результате 28 марта 2025 года Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X впервые за многие годы посетил Катар, где в присутствии представителя Иерусалимского Патриархата архиепископа Макария возглавил богослужение в церкви Святых Исаака и Георгия, сообщает портал «OrthodoxTimes».

В конце богослужения Патриарх Иоанн обратился к своему собрату во Христе Патриарху Иерусалимскому Феофилу III с искренними словами о единстве и любви. «Мы едины апостольской верой со всеми нашими братьями в других Церквях, — сказал Патриарх Иоанн. — Хотя мы переживаем трудные и исключительные времена на Ближнем Востоке, мы здесь не гости — мы укоренены в этой земле».

В тот же день глава Антиохийского Патриархата посетил Эмира Катара шейха Тамима бин Хамада Аль Тани, который выразил поддержку Патриарху Иоанну в связи с трагическими событиями в Сирии.

На встрече детально обсуждалась ситуация на Ближнем Востоке и, в частности, в Сирии и Ливане. Во время обсуждения сирийского кризиса Патриарх Иоанн подчеркнул важность роли Катара и личных усилий эмира в содействии стабилизации ситуации в Сирии.

Встреча Патриарха Иоанна с катарскими властями фактически продемонстрировала, что Катар отныне — это каноническая территория Антиохийского Патриархата, данный спор окончательно закрыт.

Русская линия


Священник Федор Конюхов вынужден был прекратить экспедицию в южной части Индийского океана
В связи с поломкой оборудования вёсельной лодки, на которой путешествовал священник, он не смог дойти до намеченной цели лишь треть пути

Схема пройденного до момента эвакуации маршрута. Фото: t.me/konyukhovfedor30 марта 2025 года была успешно проведена эвакуация священника Фёдора Конюхова с лодки «АКРОС» в южной части Индийского океана. Решение о досрочном прекращении экспедиции было принято накануне береговым штабом, координировавшим плавание. Сейчас путешественник находится на китайском сухогрузе Ore Hong Kong и физически чувствует себя хорошо. За 115 дней одиночного плавания на вёсельной лодке он преодолел расстояние свыше 11 150 км по лагу, или более 6020 морских миль. Удаление лодки «АКРОС» от Кейптауна на момент эвакуации составляло примерно 2 тыс. морских миль, передаёт сайт «Русского географического общества».

Как сообщил Telegram-канал путешественника, 29 марта после ревизии повреждений и неисправностей на борту лодки команда предложила Конюхову завершить переход по техническим причинам и эвакуироваться на борт первого проходящего судна.

Как выяснилось, после многочисленных штормов, самые опасные из которых произошли в феврале, ключевые системы управления судном и жизнеобеспечения вышли из строя. В частности, не работает ни один ветроуказатель, вышел из строя основной опреснитель, молчит стационарный спутниковый телефон Iridium, повреждена внешняя антенна. В довершение ко всему полностью вышел из строя блок управления автопилотом.

Между тем впереди оставалось ещё треть пути, если смотреть по прямой. В реальности, учитывая сложные метеоусловия и течения, путь мог быть гораздо больше и занял бы не меньше двух с половиной месяцев. Как отметил руководитель штаба экспедиции Оскар Конюхов, критичным мог бы стать момент подхода к берегам Австралии, где к тому времени наступит время суровых антарктических штормов.

Экспедиция стартовала 5 декабря 2024 года от мыса Горн (Чили). Знаменитый российский путешественник поставил задачу пройти в одиночку на весельной лодке «АКРОС» через два океана (Атлантический и Индийский) до мыса Люин (Австралия). Расстояние между точками старта и финиша — свыше 15 тысяч км. Нынешний переход должен был стать вторым этапом кругосветного плавания. Первый этап проходил с декабря 2018 по май 2019 года. Тогда отец Федор Конюхов на этой же лодке «АКРОС» совершил первый в истории переход на веслах в Южной части Тихого океана по маршруту: порт Данидин (Новая Зеландия) — мыс Горн (Чили).

«Несмотря на неудачу экспедиции, эти 115 дней, безусловно, являются достижением, учитывая беспрецедентный по сложности маршрут и чрезвычайно неблагоприятные условия. Если на первом этапе кругосветного проекта лодка перевернулась четыре раза, то на сей раз таких переворотов было несколько десятков. Как говорят в штабе, Конюхов выдержал, а вот матчасть — нет. Одиночный переход на весельной лодке через Южный Атлантический океан, на что путешественнику понадобилось 68 суток, будет зафиксирован как первопрохождение», — отметили в «Русском географическом обществе».

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти одного из идеологов славянофильства Ю.Ф.Самарина и генерал-адъютанта П.К. фон Ренненкампфа

Юрий Федорович Самарин Юрий Федорович Самарин родился 21 апреля 1819 г. в Петербурге в аристократической дворянской семье. Образование получил на филологическом факультете Московского университета, где защитил магистерскую диссертацию «Стефан Яворский и Феофан Прокопович как проповедники» (1844).

Являясь в молодые годы большим почитателем философии Гегеля, Самарин пытался примирить ее с Православием, но попытка эта потерпела крах. Зрелые философские взгляды Самарина основывались на представлениях славянофильского учения о Православии как истинном христианстве.

С середины 1840-х гг. Юрий Самарин стал одним из главных деятелей славянофильского движения. В 1849 г. он был заключен в Петропавловскую крепость за «Письма из Риги», распространявшиеся в списках и направленные против немецкого засилья в Прибалтике. «Все здесь дышит ненавистью к нам; ненавистью слабого к сильному, облагодетельстваванного к благодетелю и вместе гордым презрением выжившего из ума учителя к переросшему его ученику — писал Ю. Самарин о Прибалтике. — Здесь все окружение таково, что ежеминутно осознаешь себя как русского и как русский оскорбляешься».

В 1853−56 гг. написал и пустил в обращение в списках записку «О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе» — проект отмены крепостного права в России. В 1859−60 гг. Самарин активно работал в Редакционных комиссиях по выработке крестьянской реформы 1861 г. Скончался Ю. Самарин 19 марта 1876 г.

Павел Карлович фон Ренненкампф Сегодня мы вспоминаем генерал-адъютанта, генерала от кавалерии, активного борца с революционной смутой 1905 — 1907 гг. Павла Карловича фон Ренненкампфа, замученного 1 апреля 1918 г. большевиками.

Он родился 17 апреля 1854 г. близ Ревеля и происходил из вестфальского дворянского рода, перебравшегося в XVI в. в Прибалтику. Ренненкампф окончил Гельсингфорсское пехотное юнкерское училище и Николаевскую академию Генштаба. Долгое время он служил на офицерских должностях при штабе Варшавского военного округа, а в 1899 г. был назначен начальником штаба войск Забайкальской области.

В звании генерал-майора Ренненкампф в 1900 г. принял участие в подавлении Ихэтуаньского («боксерского») восстания в Китае, в ходе которого был дважды награжден за боевые отличия орденом Св. Георгия (IV и III ст.). Во время Русско-японской войны 1904−1905 гг. командовал Забайкальской казачьей дивизией, особо отличившись при Мукденском сражении. Проявив личное мужество, был ранен в ногу, отмечен золотым оружием с надписью «За храбрость» и орденом св. Станислава 1-й степени с мечами. За боевые отличия был произведен в генерал-лейтенанты и по окончании боевых действий назначен командиром 7-го Сибирского армейского корпуса.

В годы революционной смуты 1905 — 1907 гг., командуя карательным отрядом, Ренненкампф энергично подавил антиправительственные выступления в Забайкалье, восстановив сообщение Маньчжурской армии с Западной Сибирью. За усмирение восставших генерал получил из рук Императора бриллиантовые украшения к Золотому оружию, а революционеры организовали на него покушение, к счастью безуспешное. В последние дни революции генерал был послан на усмирение Прибалтийских губ. С началом Первой мировой войны Ренненкампф был назначен командующим 1-й армией Северо-Западного фронта. В августе 1914 г. генерал нанес поражение 8-ой германской армии под Гумбинненом в Восточной Пруссии, однако в результате дальнейших неудачных действий был отдан под суд, так как общественное мнение несправедливо обвинило генерала с немецкой фамилией в измене.

Остаток жизни над ним тяготело ложное обвинение в предательстве, что причиняло Ренненкампфу глубокие нравственные страдания — его не раз подвергали оскорблениям на улице и в общественных местах. Между тем, как вспоминала его жена, в Прибалтике Ренненкампфа считали «чересчур русским патриотом» и «страшным русофилом». Его повторно арестовали при Временном правительстве, но никаких фактов измены не нашли. В марте 1918 г. генерал был арестован в Таганроге — на этот раз уже большевиками. Несколько раз ему предлагали перейти на службу к новой власти и занять один из командных постов в Красной армии. Но от сотрудничества с большевиками Ренненкампф категорически отказался. Перед отступлением большевиков из Таганрога в ночь с 31 марта на 1 апреля 1918 г. после издевательств (ему выкололи глаза) Ренненкампф был вывезен за город и расстрелян (по другой версии зарублен). По свидетельству самих же большевиков, генерал вел себя перед расстрелом геройски.

В этот день в 1908 г. был утвержден Устав Киевского Клуба русских националистов. Целью Клуба объявлялось «распространение в обществе идей русского национализма, национального самосознания, проведение в жизнь идей мирного политического и культурного развития России, выяснение нужд и потребностей населения края и удовлетворение их легальными путями, борьба с вредными влияниями космополитизма и учениями антирусскими, противогосударственными и противообщественными, главным же образом, борьба с польским натиском и украинофильством и, наконец, объединение людей, исповедующих принципы национально-русской государственности».

Устав предусматривал следующие виды членства: 1) почетные члены, 2) члены-учредители, 3) действительные члены, 4) члены-сотрудники. Можно было стать еще и пожизненным членом, для чего нужно было внести в кассу организации не менее 200 руб. Управлял клубом Совет, состоявший из 18 членов и 2 кандидатов. По именному списку в Клубе на 1909 г. числилось 326, а к 1913 г. уже 738 человек.

Одним из активных деятелей Клуба был видный ученый-психолог, теоретик русского национализма профессор Иван Алексеевич Сикорский (память 14 февраля). Вот что говорил он в своей речи в собрании русских избирателей в 1910 г.:

«На Киев смотрит вся Россия. Петербург никогда не имел значения руководителя национальной жизни России. Москва после 1905 г. также утратила нравственный авторитет в глазах национально-русского общества. Значение центра русской национальной жизни начинает переходить к Киеву, и на киевлянах лежит высший долг перед городом и родиной: мы должны укреплять возникшую здесь русскую твердыню. Пора нам сказать: мы — сыны великого народа и здесь в историческом Киеве, хозяева — мы! Городское управление матери городов русских должно быть русским. Мы должны решительно сказать: мы — русские, и Киев — наш. Я, как человек старый, по сравнению с большинством присутствующих здесь, могу сказать одно: Я вас благословляю! Идите смело и дружно и никому не уступайте своего первородства. Надо, чтобы Киев богател, но богател, как национально-русский центр..».

В этот день 19 марта 1814 г. Император Александр I Благословенный торжественно вступил в покоренный русской армией и союзниками Париж.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 1 апреля 2025 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика