Митрополит Халкидонский Эммануил настаивает на поддержке Фанаром украинских раскольников и Зеленского
На фоне появившихся у Патриарха Варфоломея сомнений в правильности действий Фанара на Украине главный инициатор создания «ПЦУ» выступил с обширным интервью в свою защиту
Дела сторонников признания украинских раскольников в составе Константинопольского Патриархата крайне скверные и настроение у них в последнее время явно подавленное. Об этом свидетельствует обширное и предельно жёсткое интервью главного инициатора создания «ПЦУ» митрополита Халкидонского Эммануила, который пытается убедить всех вокруг, что всё, что он насоветовал Патриарху Варфоломею по Украине — было правильно и дальновидно, а то, что фанариотам так и не удалось заставить УПЦ объединиться с «ПЦУ» — ничего не значит.
Владыка Эммануил совсем недавно сопровождал главу украинских раскольников Епифания Думенко на встречу с Константинопольским Патриархом Варфоломеем и всеми силами пытался убедить главу Константинопольского Патриархата, что «всё идёт по плану» и «нет никаких проблем». Однако, факты свидетельствуют об обратном, и среди фанариотов всё чаще звучат мнения, что после прихода к власти в США Дональда Трампа и пошатнувшимся положением Зеленского на международной арене, необходимо корректировать украинскую политику Фанара и сворачивать проект активной поддержки автокефалии «ПЦУ».
Отозвать свой Томос об автокефалии, выданный украинским раскольникам, Патриарху Варфоломею ничего не стоит. Вместо этого он мог бы попытаться создать на территории Украины свой Экзархат, в который пригласить влиться, как архиереев Украинской Православной Церкви, выступающих за разрыв всякого общения с Московским Патриархом Кириллом, так и разного рода раскольники из «ПЦУ». Для Фанара такое развитие событий было бы даже предпочтительней, чем непризнанная в православном мире структура Думенко, устраивающая фанариотам постоянную головную боль.
Не устраивать это может только митрополита Халкидонского Эммануила и его сторонников, ведь именно он завёл Фанар на Украине в тупик, и отвечать за это придётся именно ему. Вот он и пустился во все тяжкие в интервью французскому ресурсу Le point, договорившись до того, что назвал Русскую Православную Церковь, ни много ни мало, раскольнической и пообещал когда-нибудь сделать её «свободной». Так, видимо, жжёт его обида на Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Блаженнейшего Митрополита Киевского и всей Украины Онуфрия за то, что они не стали следовать его планам по Украине.
Отвечая на вопрос, не является ли предоставление «автокефалии» Украине источником раскола, который сейчас разделяет Православную Церковь, владыка Эммануил ответил отрицательно, и подчеркнул, что «именно Константинополь, сталкиваясь с давлением царской власти с XVIII века, а затем советской в XX веке, защищал стремление к независимости православных народов — славянских, балтийских и скандинавских — и предоставил им канонические основания для этой независимости после 1991 года», сообщает СПЖ.
«Решение Его Святейшества в отношении Украины было не только пророческим, но и полностью соответствующим правам и обязанностям первенства служения, которыми наделен Вселенский престол как Церковь-Мать, — заявил архиерей. — Сегодня только Московский Патриархат настаивает на расколе, и только он сам является раскольническим, поскольку вновь оказался, на этот раз добровольно, под влиянием Кремля».
По его словам, «разрыв произошёл не по нашей инициативе, мы не отождествляем это отклонение с богатейшим вкладом русской православной традиции в мировую культуру и работаем над восстановлением единства с Русской Церковью, когда она обретёт подлинную свободу».
Он упомянул, что «символом Римской, а затем Византийской империи, как и многих претендентов на их наследие, был двуглавый орел, символизировавший гармонию между духовной и светской властями». «В современной России этот орел превратился в одноглавого — произошло полное слияние властей», — сказал владыка Эммануил, и напомнил, что Собор восточных патриархов, состоявшийся в Стамбуле в 1872 году, «осудил под названием „этнофилетизм“ смешение религии и политики, нации и конфессии, Церкви и государства, определив его как „самую опасную современную ересь“».
«Это осуждение в полной мере применимо к идеологии „русского мира“, которую разделяют патриарх Кирилл и президент Путин, выстраивая на её основе свой манихейский крестовый поход „Добра против Зла“. Подлинное православие, как живая вера, а не идеологическая конструкция, всегда следует заповеди Христа отделять Божие от кесарева», — заявил владыка Эммануил.
Иерарх Константинопольского Патриархата отметил, что несколько раз встречался с Зеленским, и «убежден, что он воплощает голос своего народа, что он сражается за свою родину и сопротивляется во имя свободы, за свободу своих соотечественников».
Кроме того, митрополит Эммануил считает, что Зеленский борется «и за нашу свободу», не уточнив, кого именно он имеет ввиду. «Мы должны его поддержать», — заверил архиерей.
Комментируя скандальную встречу в Овальном кабинете Белого дома, митрополит Эммануил заявил, что поведение Дональда Трампа «вызвало беспокойство у тех, кто на разных континентах считает американскую демократию образцом для подражания».
В то же время, Зеленский, по его словам, «проявил мудрость, сделав ставку на преодоление эмоций и незамедлительно возобновив диалог». «Очевидно, что в этой ситуации Европейский союз призван сыграть решающую роль», — подчеркнул архиерей в контексте мирных переговоров о ситуации на Украине.
Русская линия
Иерусалимский Патриарх Феофил наградил Анатолия Викторов орденом Святого Животворящего Креста Господня
Посол России в Израиле был награжден высшим орденом Иерусалимской Православной Церкви за значительный вклад в сохранение христианского наследия Святой Земли
20 марта 2025 года в Тронном зале Патриаршей резиденции Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил вручил послу России в Израиле Анатолию Викторову Орден Святого Животворящего Креста Господня II степени, сообщает сайт Русской духовной миссии в Иерусалиме.
На торжественной церемонии вручения Ордена присутствовал начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Вассиан (Змеев).
В своём выступлении после торжественной церемонии А. Викторов тепло поблагодарил Первоиерарха Иерусалимской Православной Церкви за высокую оценку вклада российской дипломатии в сохранение культурного и духовного христианского присутствия на Святой Земле и укрепление межрелигиозного диалога.
Посол заверил Предстоятеля Святогробского Престола в неизменности установок и деятельности России в защиту ближневосточных христиан, а также решимости и впредь оказывать всестороннее содействие усилиям Патриарха Феофила, направленным, в том числе, на поддержание исторически сложившегося статус-кво в Иерусалиме.
Орден Святого Животворящего Креста Господня — высшая награда, вручаемая Патриархом Иерусалимской Православной Церкви за значительный вклад в сохранение христианского наследия Святой Земли, укрепление межконфессионального диалога и поддержку христианских традиций.
Русская линия
Польская Православная Церковь канонизировала жертв «Катынского расстрела»
Официальная церемония канонизации новых польских мучеников состоится 17 сентября 2025 года
18 марта 2025 года в Варшаве под председательством Блаженнейшего митрополита Варшавского и всей Польши Саввы состоялась весенняя сессия Архиерейского Собора Польской Православной Церкви, в которой приняли участие все епископы и на которой было принято решение канонизировать мучеников, убитых в Катыни в 1940 году по решению НКВД СССР. О принятом решении сообщается на официальном сайте Польской Православной Церкви.
«Церковь Господа нашего Иисуса Христа, призванная Им к жизни, на протяжении всей своей истории была гонима и преследуема. Однако она всегда укрепляется мученической смертью верных учеников Христа. На каждой капле мученической крови строится новая церковная жизнь, — говорится в резолюции Собора.
Православная Церковь в Польше переживала эти гонения на протяжении всей своей истории. Поэтому наше поколение склоняет головы перед мучениками и провозглашает их святыми. В истории мы многое сделали в этом отношении: это мученики времен Брестской унии, первой и Второй мировых войн и различных переселений верующих нашей Церкви.
Сегодня, когда мы отмечаем 100-летие церковной самостоятельности, вспоминая 1700-летие Первого Вселенского Собора в Никее в 325 году, 80-летие окончания Второй мировой войны; основываясь на Священном Предании, после изучения материалов о жизни и смерти наших братьев и сестёр, погибших в Катыни и других местах смерти и переселения:
Священный Собор епископов Польской Автокефальной Православной Церкви во имя Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, причисляет к числу святых и вписывает в диптих святых Польской Автокефальной Православной Церкви:
Священника протопресвитра полковника Симона Федоронько,
Священника прот. подполковника Виктора Романовского,
Священника прот. майора Владимира Очаба,
Священнослужителей и мирян, имена которых мы знаем и не знаем. Их знает только Всемогущий Господь.
Канонизационные торжества Катынских мучеников пройдут 17 сентября 2025 года и этот день станет днём их молитвенной памяти.
Память их будет почитаться и в другие дни, связанные с их жизнью (например, в день именин). Решение об этом будет приниматься епархиальным епископом.
Одобрить тропарь в их честь.
Утвердить их значок.
О канонизации святых Катынских мучеников уведомить Поместные Церкви.
Святые мученики катынские молитесь за нас!"
Русская линия
Папу Римского Франциска отключили от аппарата искусственной вентиляции лёгких
В Ватикане заявили, что 88-летний глава Католической церкви начал идти на поправку
Вечером 19 марта 2025 года пресс-служба Ватикана сообщила о существенном улучшении состояния здоровья папы Римского Франциска, который с 14 февраля проходит курс лечения в римской многопрофильной клинике «Джемелли» в связи с воспалением лёгких, сообщает Vatican News.
«Подтверждено улучшение клинического состояния Святейшего Отца. Прекращена механическая вентиляция лёгких, а также снизилась потребность в высокопоточной кислородной терапии. Отмечается прогресс в двигательной и дыхательной физиотерапии. Утром в праздник св. Иосифа Папа Франциск сослужил на Святой Мессе», — говорится в коммюнике Зала печати Ватикана.
По словам врачей, «лёгочные инфекции находятся под контролем, хотя и не устранены полностью». Показатели клинических анализов и температура тела остаются в пределах нормы. В течение дня папа Римский «чередовал терапевтические процедуры, молитву и рабочую деятельность».
Что касается богослужений Страстной седмицы и Пасхи, до которых ещё, как минимум, три-четыре недели, решение по этому вопросу пока не принято, поскольку папе Римскому в любом случае понадобится определённый период для восстановления. Учитывая его стабильное состояние, очередной медицинский бюллетень ожидается теперь только не ранее следующей недели.
Пресс-служба Ватикана планирует предоставить общую информацию для журналистов в ближайшую пятницу, а затем в следующий понедельник.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день Курско-Коренной иконы Божией Матери, мы вспоминаем архиепископа Виталия (Максименко), поэта А.Н.Майкова, художника И.И.Шишкина и археолога Н.В.Покровского
Курская икона Знамение Божией Матери — одна из древнейших икон Русской Православной Церкви. В XIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство испытывало величайшее бедствие, город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение.
8 сентября 1295, в день Рождества Пресвятой Богородицы, небольшая дружина охотников из Рыльска прибыла на охоту к реке Тускоре, в 27 верстах от Курска. Один из охотников, муж благочестивый и благоговейный, высматривая добычу в лесу, нашел небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева. Едва он поднял икону, чтобы рассмотреть ее, как из того места, где лежала святая икона, забил сильный многоводный источник чистой воды. Икона оказалась «Знамения» Божией Матери. После этого охотник не решился оставить икону в лесу и построил на месте обретения небольшую деревянную часовню, и в ней поставил новоявленный образ Богоматери.
Вскоре икону перенесли в Рыльск и поставили в новом храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Но святыня пробыла там недолго, чудесным образом она исчезла и возвратилась на прежнее место явления. Тогда все поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления Своего образа. С 1806 г., по Высочайшему повелению, было определено, что чудотворная икона должна находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-ой седмицы по Пасхе до 12 сентября. В эти дни икона переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни — 27 верст.
Особая помощь Божией Матери через эту икону связана с важными событиями в истории России: освободительной войной русского народа во время польско-литовского нашествия 1612 года и Отечественной войной 1812 года. С чудотворной иконой связаны также некоторые ужасные события предреволюционных лет в России, как, например, взрыв в Курском соборе с целью уничтожения иконы. Храм был взрывом разрушен, а икона осталась цела. Икона покинула Россию вместе с отступавшими частями Белой армии, и в настоящее время она является особо почитаемой святыней Русской Зарубежной Церкви и находится в Нью-Йорке.
Сегодня также день памяти председателя Почаевского отдела Союза Русского Народа архиепископа Виталия (Максименко), скончавшегося в эмиграции в 1960 г.
Он родился 8 августа 1873 г. в семье диакона под Таганрогом и в миру звался Василием Ивановичем. Образование получил в Екатеринославской семинарии, затем в Киевской и Казанской духовной академии. В Академии принял постриг и был рукоположен во иеромонаха, его духовным наставником и покровителем был знаменитый русский архиерей Антоний (Храповицкий). С 1903 г. в Почаевской Лавре, где организовал выпуск многих патриотических печатных изданий. В годы смуты о. Виталий стал организатором самого многочисленного и одного из самых активных отделов Союза Русского Народа — Почаевского. Пользовался огромной популярностью среди местных крестьян. Организовал банк «Почаевско-Волынский народный кредит», чтобы освободить русское население от финансовой зависимости от евреев и поляков. Принимал активное участие в ряде монархических съездов и совещаний. В 1919 г. был арестован петлюровцами вместе с владыками Антонием (Храповицким) и Евлогием (Георгиевским). В эмиграции жил в Чехословакии и США. Скончался в Нью-Йорке, похоронен в Джорданвилльском монастыре.
Сегодня мы вспоминаем известного русского художника, выдающегося мастера пейзажа Ивана Ивановича Шишкина, скончавшегося 8 марта 1898 г.
Он родился 13 января 1832 г. в г. Елабуга в семье небогатого купца, бывшего большим ревнителем старины, автора книги «Истории города Елабуги». Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856−60).
В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. «Пейзажист — истинный художник, он чувствует глубже, чище», — записал Шишкин в своем дневнике. «Природа всегда нова. и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы..»
В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников подготовленностью и блестящими способностями. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В 1865 г. художник удостоился звания академика живописи. Среди наиболее известных полотен мастера можно выделить картины «Сосновый бор», «Рожь», «Дождь в дубовом лесу», «Утро в сосновом лесу» и другие.
«Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный», — так писал о живописце известный русский критик В.В.Стасов.
Сегодня мы вспоминаем выдающегося русского поэта, человека консервативно-монархических взглядов Аполлона Николаевича Майкова, скончавшегося 8 марта 1898 г.
Он родился 23 мая 1821 г. в семье академика живописи Н.А.Майкова. Образование получил на юридическом факультете Петербургского университета, служил помощником библиотекаря при Румянцевском музее, с 1852 г. и до конца жизни — чиновник в комитете иностранной цензуры.
После увлечений т.н. «свободомыслием» (в молодости Майков был близок Белинскому и кружку петрашевцев), поэт, начиная с 1850-х гг. все более смыкается с консервативно-патриотическим лагерем. С этого времени Майков проявлял постоянный интерес к исторической тематике, особенно к эпохе Древней Руси и славянскому фольклору, что помогло ему создать один из лучших поэтических переводов «Слова о полку Игореве» (1866−70). Подобно славянофилам, Майков противопоставлял буржуазным отношениям традиции русской старины и сильную русскую государственность. С сочувствием рисовал образы св. блгв. Князя Александра Невского, Государей Иоанна IV Грозного и Петра I Великого («Кто он?», «В Городце в 1263», «У гроба Грозного Царя»). А начиная с 1870-х гг. в творчестве поэта усиливаются религиозные настроения.
К числу лучших творений Майкова относится его пейзажная лирика, рисующая чарующие картины русской природы («Весна! Выставляется первая рама», «Сенокос», «Под дождем», «Ласточки» и др.). Многие его стихотворения вдохновляли русских композиторов на написание романсов.
Его сын художник Аполлон Аполлонович был одним из организаторов Союза Русского Народа и товарищем председателя Главного Совета СРН.
Сегодня мы также вспоминаем выдающегося русского ученого директора Археологического института, члена-учредителя Русского Собрания профессора Николая Васильевича Покровского, скончавшегося в 1917 г.
Он родился в 1848 г. в семье священника Костромской губернии. Образование получил в Петербургской духовной академии, с которой была связана вся его дальнейшая судьба. Получил известность своими трудами по церковной археологии и церковному искусству. Был в числе 40 учредителей РС, на первом заседании избран членом Совета, но отказался из-за научных занятий.
В этот же день, 8 марта 1917 года, по распоряжению Временного правительства командующий Петроградским военным округом генерал Л.Г.Корнилов арестовал Царскую Семью.
Русская линия
Во Владикавказе прошла презентация двух изданий мемуаров полковника Г. Хутиева «Борьба терских казаков с большевиками»
В презентации изданий принял участие председатель Правления Российского исторического общества Руслан Гагкуев
13 марта 2025 года в Доме Вахтангова во Владикавказе прошла презентация двух научных изданий — мемуаров уроженца станицы Черноярской Терской области, полковника Генерального штаба, начальника штаба Терского Казачьего войска Георгия Хутиева, рассказывающих о Гражданской и Первой мировой войнах и вышедших в прошлом году, сообщает официальный сайт Российского исторического общества.
Книгу «Борьба терских казаков с большевиками», подготовленную группой учёных из Москвы и Екатеринбурга, представил председатель Правления РИО Руслан Гагкуев и начальник отдела экскурсионной работы Мультимедийного парка «Россия — Моя история» в Екатеринбурге Юрий Пыльцын. Рукопись воспоминаний Г. Хутиева хранится в Государственном архиве России, работа над научными изданиями на основе его дневниковых записей велась двумя коллективами историков независимо друг от друга.
Второе издание подготовлено в рамках «Терского сборника», издаваемого Терским обществом любителей казачьей старины. Руководитель редакционной коллегии сборника — атаман Минераловодского городского казачьего общества Олег Губенко трудился вместе с историком Феликсом Киреевым.
Главная тема воспоминаний Г. Хутиева — Терское восстание 1918 года. Как и многие его современники, автор сосредоточивается на ходе Гражданской войны в регионе, уделяя меньше внимания своей роли в происходивших событиях. Таким образом получилась своего рода хроника участия терских казаков в Гражданской войне, начиная с 1917 года и до исхода армии генерала Врангеля из Крыма в 1920 году.
Презентуя издание, Руслан Гагкуев обратил внимание на то, что, не играя в Гражданской войне на Юге России ключевой роли, Хутиев был непосредственным участником многих значимых событий 1918−1919 годов и внимательным наблюдателем за всем происходившим в Терской области и на Северном Кавказе в 1917—1920 годах.
«В совокупности его труд о Терском восстании и участии терцев в Гражданской войне, по масштабности и замыслу можно сравнить с „Очерками русской смуты“ А.И. Деникина для всего Белого движения на Юге России. Отсутствие ярко выраженного личного отношения к событиям позволяет автору сохранять, насколько это возможно для непосредственного участника и очевидца, беспристрастность в рассказе о них», — отметил Руслан Гагкуев.
Русская линия