Св. Синод Русской Православной Церкви: «Константинопольский Патриарх несёт персональную ответственность за организацию преследований верующих Украинской Православной Церкви»
Члены Синода выступили с Заявлением в связи с принятием Верховной Радой Украины законопроекта, направленного на ликвидацию Украинской Православной Церкви
22 августа 2024 года члены Священного Синода Русской Православной Церкви, обсудив предварительно в дистанционном формате принятый 20 августа с.г. Верховной Радой Украины закон «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций», направленный на ликвидацию Украинской Православной Церкви, постановили обратиться с соответствующими посланиями к Предстоятелям Поместных Православных Церквей, главам инославных Церквей и межхристианских сообществ, руководителям и представителям международных организаций, сообщает Патриархия.Ru.
В Синоде обратили внимание, что в результате действий украинских властей «сотни монастырей, тысячи общин, миллионы православных верующих на Украине окажутся вне правового поля, потеряют свое имущество и место молитвы».
«Не добившись ослабления канонической Церкви на Украине, не сумев поколебать её единство, местная власть сделала шаг к её прямому запрету. По своему масштабу и централизованному характеру эта мера может превзойти все прежние исторические репрессии против Украинской Православной Церкви, включая гонения времен Брестской греко-католической унии, и сопоставима с такими печальными историческими прецедентами, как гонения в Римской империи времен Нерона и Диоклетиана, так называемая дехристианизация Франции в годы Французской революции XVIII века, атеистические репрессии в Советском Союзе и уничтожение Албанской Православной Церкви в 1960-е годы режимом Энвера Ходжи», — говорится в специальном заявлении Синода.
Члены Синода с особой горечью отмечают негативную роль в процессе развертывания гонений на УПЦ Патриарха Константинопольского Варфоломея и единомысленных ему иерархов. «Своими односторонними, поспешными и противными духу священных канонов действиями они лишь усугубили церковный раскол на Украине, не исцелив его. Руководство признанных Фанаром раскольников с особой неистовостью требовало принятия закона о фактическом запрете Украинской Православной Церкви. А Патриарх Варфоломей, ранее публично одобривший уголовное преследование и аресты её иерархов и священнослужителей, сейчас, подобно первосвященникам Анне и Каиафе, открыто поддержал действия государственной власти, цель которых — распятие и уничтожение канонической Церкви на Украине. Константинопольский Патриарх таким образом несет персональную ответственность за организацию преследований верующих Украинской Православной Церкви», — отмечается в тексте.
«Выражая твёрдую уверенность, что врата ада не одолеют Церковь Христову (Мф. 16:18), как не одолели её и ранее самые жесточайшие гонения; что православные христиане Украины с мужеством и твердостью встретят новые уготованные им испытания и преодолеют их силою Возлюбившего нас Иисуса (Рим. 8:37) — призываем полноту всего мирового Православия усилить свои молитвы об Украинской Православной Церкви, пребывающей в скорбях за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа (Откр. 1:9). Обращаемся к международным правозащитным организациям с призывом немедленно и объективно реагировать на вопиющие притеснения верующих на Украине», — сказано в документе.
Русская линия
Украинскую Православную Церковь толкают к расколу
В Государственной службе по вопросам этнополитики и свободы совести Украины потребовали от УПЦ публично отречься от Русской Православной Церкви
Председатель Государственной службы по вопросам этнополитики и свободы совести Украины Виктор Еленский заявил, что канонической Украинской Православной Церкви нужно обнародовать заявления о выходе её священноначалия из состава Священного Синода Русской Православной Церкви, чтобы к ней не был применен принятый недавно закон о запрете Церкви, сообщает РИА Новости.
Украинский парламент во вторник принял закон, который позволяет запретить на Украине самую большую христианскую конфессию и общину верующих в стране. Как уточнил депутат Рады Ярослав Железняк, у УПЦ будет девять месяцев, чтобы «разорвать связи с РПЦ». Закон вступает в силу через 30 дней со дня его опубликования. Перед этим законопроект поддержал Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций.
«Все, что нужно Украинской Православной Церкви, чтобы к ней не применялся этот закон, — это обнародовать письма, в которых они выходят из состава Синода Русской Церкви и всех руководящих органов, и в которых они ставят в известность Поместные Православные Церкви, что они не являются частью РПЦ», — приводит слова Еленского украинское издание «Общественное».
В свою очередь, как передает украинское издание «Страна», председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Климент заявил, что бывшие иерархи Украинской Православной Церкви, которые перешли в раскольническую структуру «Православная церковь Украины», до сих пор не подали заявления о выходе из состава синода РПЦ.
«В этой связи Госслужба должна сначала озаботиться ситуацией в ПЦУ — уточнить доказательства, свидетельствующие, что её „епископы“ порвали с Московским Патриархатом и вышли из Русской Православной Церкви. Иначе требования Госслужбы будут свидетельствовать лишь о субъективном избирательном подходе, что может иметь признаки дискриминационного отношения к гражданам Украины, исходя из их религиозных убеждений», — приводит слова владыки Климента «Страна».
Впрочем, украинским раскольникам ничего не стоит опубликовать такие послания. Поэтому мы бы не стали на месте митрополита Климента слишком уж напирать на эту тему. Для Украинской Православной Церкви такое отречение будет грубым нарушением всех канонических норм и фактическим объявлением об уходе в раскол, что митрополит Онуфрий вряд ли может допустить. В любом случае, верующих и духовенство УПЦ ждут очень непростые времена, но именно сейчас многим из них готовятся венцы в Царствие Небесном.
Русская линия
Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий впервые за последние годы принял делегацию Фанара
Фанариоты хотят побудить священноначалие УПЦ перейти в «ПЦУ» или Константинопольский Патриархат и ищут для этого всевозможные пути
22 августа 2024 года делегация Константинопольского Патриархата, которая прибыла на Украину для «урегулирования церковного конфликта», провела ряд встреч с представителями «ПЦУ». Кроме того, фанариотов впервые с тех пор, как Фанар в нарушение всех канонов признал украинских раскольников, принял Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий, сообщает портал Raskolam.net со ссылкой на свои источники.
По имеющейся информации, во встрече со стороны Украинской Православной Церкви приняли участие Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский Антоний, председатель ОВЦС УПЦ митрополит Черновицкий Мелетий и глава Информационного отдела митрополит Нежинский Климент.
Детали встречи пока не разглашаются. Однако, как пишет Телеграм-канал «О Церкви и о людях», делегаты Константинопольского Патриархата дали понять, что их не устраивает состав принимающей стороны, так как беседу с ними вёл не только Блаженнейший Онуфрий, но и митрополит Антоний, а он известен своей принципиальной позицией в отношении украинских раскольников (сродни позиции митрополита Запорожского Луки).
«Некоторые каналы успели написать, что присутствие митрополита Антония говорит о том, что Блаженнейший никакого диалога не хочет. Но, это не так, — отмечают авторы Телеграм-канала «О Церкви и о людях». — Во-первых, Блаженнейший не хочет монолога. То есть, он не хочет, чтобы диалог проходил в одностороннем порядке и под диктовку Фанара. У Митрополита Онуфрия есть ряд условий, невыполнение которых делает любой диалог невозможным. То есть, диалог зависит не от присутствия (или отсутствия) митрополита Антония.
Во-вторых, Блаженнейший смотрит на картину в целом и пытается не допустить нового раскола и сохранить Церковь. Именно поэтому, в разговоре с фанариотами присутствовали представители разных мнений в УПЦ. Один — представлял собой крыло, которое готово уйти от Москвы подальше (но не по беспределу, потому что есть и такие), второй — тех, кто хочет быть поближе (считая, что любое другое мнение — нарушение канонов), а третий — всех остальных. Кто из них кто — догадайтесь сами, но Блаженнеший поступил по библейскому принципу и взял «каждой твари по паре».
В-третьих, если бы любого из означенных архиереев не было, то те епископы, которые придерживаются определенных мнений, могли бы посчитать, что их мнение во внимание не берут, а это — готовый гипотетический раскол".
Что касается состоявшегося диалога, то он, по данным канала, был очень общим, и в общем-то не о чём:
Фанар: «Это плохо, что христиане разделены».
УПЦ: «Да, это не хорошо».
Фанар: «Надо как-то решать вопрос единства».
УПЦ: «Да, надо».
«Всё. Уже после встречи наши иерархи недоумевали, зачем вообще эта встреча была нужна, так как никакой конкретики от фанариотов они не услышали. Да, вопрос единства надо решать. Всё дело в том, как? - пишут авторы «О Церкви и о людях».
С другой стороны, фанариоты говорили между собой (но так, чтобы слышали другие), что им не понравился состав участников, и именно поэтому они не могли быть до конца откровенными. Но, послушайте, это же детский сад!
Потому что, в УПЦ есть разные епископы, разные священники и разные мнения. И все это надо учитывать. И если фанариоты не готовы к диалогу только потому, что есть кто-то, кто им не нравится — значит они не готовы к диалогу вообще, а просто пускают пыль в глаза".
Русская линия
Господь близ нас есть
Верующие Болгарской Православной Церкви обсуждают чудо, которое произошло во время лесного пожара, когда огонь остановился перед деревенским храмом
Господь всегда подле нас, даже если мы в суете своих бытовых проблеме забываем об этом. Такой вывод можно сделать из свидетельств верующих Болгарской Православной Церкви, которые в эти дни обсуждают чудо Божие, случившееся в июле 2024 года во время лесного пожара.
Летом по Болгарии прокатилась волна страшных лесных пожаров, охвативших сотни тысяч гектаров земли, и ни один населенный пункт не пострадал больше, чем деревня Воден, где сгорело более 60-ти домов, сообщает Православие.Ru со ссылкой на новостной портал Trud.bg.
Тем не менее, несмотря на многочисленные потери, жители деревни заявляют о чуде, поскольку бушующий огонь остановился и погас перед дверями простого деревенского храма.
«Неистовый огонь превратил всё на своём пути в пепел, но, как ни странно, не тронул церковь великомученика Георгия Победоносца. Местные жители верят, что это знамение Божие», — отмечает издание.
«То, что все остальное сгорело, но уцелела одна лишь церковь, не может быть простым совпадением. Это знамение свыше, чудо!» — говорят жители деревни.
В свою очередь, иподиакон Атанас Стефанов, который отправился на место происшествия, чтобы помочь людям, рассказал о том, как Бог использовал одного старика для борьбы со стихией:
«Церковь была спасена в том числе благодаря приливу поистине сверхчеловеческих сил в одном пожилом человеке, которому удалось более ста раз принести к храму полные ведра с водой. Он не уставал, потому что Божия сила и его вера помогали ему. Братья и сестры болгары, мы должны брать пример с этого человека. Его вера дала ему сверхчеловеческие силы в этот трудный момент. Нам нужно иметь более крепкую веру и исправляться. И молиться каждый день, потому что вера — наше спасение. Да хранит Бог Православие и нашу Мать Болгарию».
Фотограф, запечатлевший последствия пожара, также был ошеломлен увиденным.
Русская линия
Думенко холодно встретил визитёров из Фанара
В Константинопольском Патриархате крайне недовольны встречей с главой раскольников, который не хотел пускать к себе в резиденцию епископа Команского Михаила
Отношения между украинскими раскольниками и Фанаром катятся под откос из-за нежелания главы «ПЦУ» Епифания Думенко беспрекословно слушаться Патриарха Варфоломея и хотя бы временно отказаться от захвата храмов Украинской Православной Церкви. Думенко полагает, что в планах Стамбула перевести большую часть приходов запрещённой на Украине УПЦ в экзархат Константинопольского Патриарха в Киеве, а потому страшно зол на своих «покровителей».
Как писала украинская пресса, глава «ПЦУ» выступал против приезда делегации Фанара на Украину, а потому оказал визитёрам Константинополя крайне холодный приём, который к тому же был отмечен скандалом, сообщает СПЖ со ссылкой на свои источники.
22 августа 2024 года делегация Константинопольского Патриархата в составе митрополита Украинской Православной Церкви Канады архиепископа Виннипегского Иллариона, митрополита Писидийского Иова и патриаршего дьякона Епифания (Камьяновича) встретились с Думенко.
При этом перед началом встречи у экзарха Константинопольского Патриарха на Украине епископа Команского Михаила случился конфликт с охраной резиденции главы «ПЦУ». Охрана не хотела пропускать иерарха Фанара в здание на том основании, что его «нет в списках участников встречи». После скандала епископу Михаилу позволили поучаствовать в беседе с Думенко, но осадок у гостей остался.
Как пишет СПЖ, представители Фанара сделали вывод, что для Думенко встреча была формальной, а все его заявления носили декларативный характер. Многие обратили внимание, что глава «ПЦУ» сел во главе стола, чем продемонстрировал своё отношение к прибывшим иерархам «Церкви-Матери» как к подчиненным. Надо ли говорить, что результаты встречи не удовлетворили иерархов Константинопольского Патриархата.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти блаженного Лаврентия, Христа ради юродивого
Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец, жил в начале ХVI века в полуверсте от старой Калуги при лесном храме в честь Рождества Христова, стоявшем наверху горы.
Из его хижины был прокопан подземный ход в церковь, где он слушал богослужение. Бывал он и в доме калужского князя Симеона Иоанновича. Предполагают, что блаженный Лаврентий происходил от боярского рода Хитровых, потому что его именем начинался их родовой помянник в Перемышльском Лютиковом монастыре, находившемся в Калужской епархии. Зимой и летом блаженный ходил босой, в рубашке и овчинном тулупе. Подвигами самоотречения он возвысился до того, что еще при жизни прославился благодатными дарованиями.
Когда в мае 1512 года крымские татары напали на Калугу, блаженный Лаврентий, бывший в доме князя, внезапно закричал громким голосом: «Дайте мне мою секиру острую, псы напали на князя Симеона, надо оборонить его!» Сказав это, он схватил топор и ушел. Внезапно оказавшись на корабле рядом с князем, праведный Лаврентий укрепил и ободрил воинов, и они в тот же час победили врага.
Калужский чудотворец был помощником в ратном деле. Святой, защищавший Калугу при жизни, и после блаженной кончины посылал обильную помощь русскому воинству и избавлял государство от врагов, приходивших покорить Калугу и находивших здесь гибель.
Во время наполеоновского нашествия заступление блаженного Лаврентия за родную землю проявилось особенно ярко. Калужские места стали «пределом наступления и началом отступления и гибели врага», — как написано на Малоярославецком памятнике в честь боя 12 октября 1812 года.
Когда после сражения под Малоярославцем 12 октября 1812 года началось отступление неприятеля, то калужане увидели в этом милосердие Божие, заступление Божией Матери в чудотворном Ее Калужском образе и помощь святого покровителя города — блаженного Лаврентия. Святейший Синод указом от 17 июня 1813 года удовлетворил просьбу граждан об оставлении образа блаженного Лаврентия в соборе и постановил совершать с ним ежегодный крестный ход вокруг Калуги в память чудесного заступления 12 октября 1812 года.
Известно, что во время Отечественной войны 1812 года было собрано Калужское ополчение 15 000 человек. Епископ Калужский Евлампий (Введенский) после молебна привел всех к присяге и сказал им слово, проникнутое глубокой надеждой на помощь Божию. Окропив ополченцев святой водой, он вручил начальнику ополчения генерал-лейтенанту Шепелеву знамя-хоругвь, на которой с одной стороны был образ Калужской Богоматери, а с другой — святого праведного Лаврентия. Ополчение, в которое входили и местные семинаристы, прошло под этой хоругвью всю войну. И после победного возвращения войск из заграничного похода она была помещена в калужском кафедральном соборе в 1814 году.
Скончался блаженный Лаврентий 10 августа 1515 г., очевидно, в день своего тезоименитства. Известно, что память святого чтилась, кроме того, и 8 июля. Прославлен блаженный Лаврентий предположительно во второй половине ХVI века.
Русская линия