Апостолов первопрестольницы
Сегодня у православных начинается Петров пост
С понедельника Недели Всех Святых начинается Петров пост, установленный перед праздником святых апостолов Петра и Павла. Этот летний пост раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия. По словам святителя Иоанна Златоуста, «пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных. тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились».
Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви. О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских. Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю — 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой. С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке — Лев Великий и Феодорит Кирский.
Продолжительность Петрова поста может быть различной, в зависимости от дня празднования Пасхи: самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный — 6 недель. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля (29 июня по юлианскому календарю), если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.
По строгости Петров пост равен Рождественскому посту и является нестрогим. Ограничения, налагаемые верующими на себя на этот период, такие же. В течение всего поста в среды и пятницы полагается растительная пища без постного масла, по понедельникам, вторникам и четвергам — с постным маслом, по субботам, воскресеньям и дням памяти некоторых святых к этому еще добавляется и рыба. По церковному уставу, во время Петрова поста нужно воздерживаться от мясной и молочной пищи, а рыба за трапезой в субботу и воскресенье благословляется.
Однако пост не должен сводиться нами только к воздержанию от какого-либо вида пищи. Не менее важна духовная составляющая. Для христианина — это всегда время особого внутреннего делания, а также активного совершения дел милосердия и благотворительности.
Русская линия
Предстоятелем Болгарской Православной Церкви избран митрополит Видинский Даниил
Избрание владыки фактически поставило крест на планах Фанара подвигнуть Болгарский Патриархат к признанию украинских раскольников в лице «ПЦУ»
30 июня 2024 года в столице Болгарии Софии состоялись выборы нового Предстоятеля Болгарской Православной Церкви — преемника приснопамятного Патриарха Неофита, преставившегося ко Господу 13 марта, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
В ходе голосования, которое проходило в два тура, большинство голосов (69) участники Патриаршего избирательного церковного Собора отдали митрополиту Видинскому Даниилу, который является строгим поборником канонического Православия и ранее выступал в поддержку УПЦ и против признания украинских раскольников.
После официального объявления итогов голосования новоизбранный Патриарх Даниил вместе с иерархами Болгарской Церкви направился в Патриарший Александро-Невский собор, где собравшиеся верующие его встретили громкими возгласами «Аксиос!», «Достоин!».
В храме начался чин возведения избранного Патриарха Даниила на Болгарский Патриарший престол. На торжество интронизации собрались представители Поместных Православных Церквей, государственные деятели Болгарии и множество верующих.
В отличие от Предстоятелей других Поместных Церквей глава Константинопольского Патриархата Патриарха Варфоломей решил лично прибыть в Софию и принять участие в торжествах в честь избрания нового Болгарского Патриарха, хотя обычно Предстоятели не посещают таких торжеств, чтобы не отвлекать внимание окружающих от новоизбранного собрата.
Причиной такого поведения фанариотов стала их чрезмерная самоуверенность. На Фанаре не без основания предполагали, что Патриаршие выборы в Болгарии станут для них триумфом, поскольку надеялись на избрание того или иного профанарского кандидата и скорого признания болгарами «ПЦУ». А потому Патриарх Варфоломей решился на такой нетрадиционный визит.
На этом фоне болгарские верующие серьёзно опасались, что глава Фанара может привезти с собой в Софию украинских раскольников, как он это сделал во время похорон Патриарха Неофита. Настроение у многих было весьма тревожное, однако Господь не без милости — глава Фанара уехал из Софии досрочно посмеянный, даже отказавшись принимать участие в Литургии вместе с новоизбранный Болгарским Предстоятелем.
Сейчас уже смело можно сказать, что признание Болгарской Православной Церковью украинских раскольников в лице «ПЦУ» не состоится.
Русская линия
В Ярославле открылась выставка «Царская семья: любовь и милосердие»
Экспозиция представляет собой набор из 32 стендов с фотографиями, цитатами современников и историческими документами
В Ярославском государственном медицинском университете состоялось открытие выставки «Царская семья: любовь и милосердие». Выставка открыта в Ярославле, на улице Андропова возле гарнизонного военного госпиталя, недалеко от храма Спаса на Городу, и рассказывает о служении дочерей последнего российского Императора медсестрами во время Первой мировой войны и о традициях сестринского дела в России на рубеже XIX — XX веков, сообщает Православие.Ru.
Выставку посетили митрополит Ярославский и Ростовский Вадим; ректор Ярославского государственного медицинского университета, академик РАН, профессор Александр Хохлов; делегация врачей из Индии, в состав которой вошли: священник Павел Мулакодиил Чериан, директор Госпиталя святителя Григория Парумальского; д-р. Джордж Коши, главный кардиолог; д-р. Шрикумар Махадеван Пиллай, главный нейрохирург; д-р. Мэтью Варгезе, главный травматолог и ортопед; д-р. Мэтью Джос, главный онколог; д-р. Шринат Сваминатан, ревматолог; д-р. Джордж Бенедикт Джон, глава Отдела биомедицинской инженерии.
Инициатором открытия выставки в Ярославле стали больница Святителя Алексия и Ярославский государственный медицинский университет. В Ярославской области действует филиал больницы Святителя Алексия в городе Переславле-Залесском. А в Москве, на базе больницы святителя Алексия действует базовая кафедра ЯГМУ.
19 июня 2023 года комплект выставки «Царская семья. Любовь и милосердие» больнице Свт. Алексия и ее филиалам передал московский Сретенский ставропигиальный мужской монастырь для организации просветительских экспозиций в различных городах и медицинских учреждениях.
Выставка, организованная Сретенским монастырем совместно с департаментом культуры правительства Москвы, с успехом проходила на Рожественском бульваре в Москве в октябре-ноябре 2023.
Экспозиция представляет собой набор из 32 стендов с фотографиями Царской семьи, цитатами современников и историческими документами.
С началом Первой мировой войны Императрица и старшие Великие княжны окончили специальные курсы сестер милосердия и всю войну несли свое служение в лазаретах и госпиталях. Царскосельский госпиталь был переоборудован под прием раненых. Александра Федоровна вместе со старшими дочерями Ольгой и Татьяной ассистировали при операциях, выполняя все обязанности медицинских сестер. Они в меру своих сил старались облегчить боль и переживания раненных, не брезгуя самой тяжелой и грязной работой. Юные княжны старались ничем не показывать своего высокого положения, с ранеными всегда были деликатны и просты в общении.
Княжны Мария и Анастасия и еще не могли стать сестрами милосердия, но помогали раненым: шили белье для солдат, готовили бинты, читали им вслух и играли в игры. Анастасия, отличавшаяся актерским талантом и чувством юмора, устраивала веселые представления. А Мария любила сесть у изголовья больного и беседовать с ним о его семье, детях. Она записывала письма их родным. Позже, будучи в ссылке, девочки с ностальгией и трепетом вспоминали свои обязанности.
В госпиталь приходил и юный цесаревич Алексей, любивший общаться с ранеными героями. Сам Император Николай II старался как можно чаще посещать раненых в госпиталях. Он лично вручал им награды за храбрость, с участием расспрашивал о совершенных подвигах.
Русская линия
Болгарский Патриарх Даниил отказался принять отставку наместника Гигинского монастыря
Новоизбранный Предстоятель прокомментировал решение архимандрита Никанора в знак протеста против избрания владыки Патриархом перейти в юрисдикцию Фанара
Патриарх Болгарской Православной Церкви Даниил не принял отставки архимандрита Никанора, который просил освободить его от должности настоятеля Гигинского монастыря на Черногорской горе и пожелавшего перейти в Константинопольский Патриархат, сообщает СПЖ.
«Я лично передал свою просьбу об освобождении Святейшему Патриарху Даниилу. Святейший не принял её», — сообщил Никанор на своей странице в одной из соцсетей.
Ранее Патриарх БПЦ ответил архимандриту Никанору через журналистов.
«Я бы посоветовал ему сначала связаться со своим епархиальным архиереем, прежде чем делать публичные заявления, потому что мы всё ещё люди, и нам нужно общаться напрямую, а не через соцсети», — сказал Патриарх и предложил наместнику Гигинского монастыря встретиться лично.
«Бог даёт разум, поэтому при разговоре, когда возникают проблемы, апостол Павел говорит: „Разъясните противоречия, не допускайте диавола между вами“. Мы — люди, мы можем говорить, и почему диавол должен держать наши души, когда Бог дал нам свободу», — отметил Патриарх.
Архимандриту Никанору, отличающемуся профанарскими взглядами, не понравились результаты выборов нового Болгарского Патриарха. У себя в социальных сетях он заявил, что подаст заявление об уходе из Болгарской Православной Церкви. По мнению архимандрита, «всё пошло, как по учебнику КГБ».
Увы, политика многим застилает глаза. В случае с указанным клириком это очевидно. Конечно, Патриарх Даниил вряд ли сможет изменить взгляды наместника Гигинского монастыря, однако сам факт того, что он предложил ему встретиться и обсудить сложившуюся ситуацию, говорит о многом. Патриарх Даниил не намерен делить свою паству на «своих» и «чужих».
Русская линия
Св. Синод Кипрской Православной Церкви запретил странный обычай кипрских священников бегать по храму в Великую субботу
Считается, что таким образом священнослужители изображали радость о воскресении Христа, что в Синоде назвали пародией на богослужение
Священный Синод Кипрской Православной Церкви строго запретил очень странный пасхальный обычай, который соблюдали во многих церквах острова в Великую субботу, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на «Вестник Кипра».
В субботу перед Пасхой на утреннем богослужении многие священники в определенный момент начинали бегать по храму, тем самым «выражая радость о воскресении Христа». Богослужение утра Великой субботы носит праздничный характер, именно на нём поется песнопение «Воскресни, Боже».
Священный Синод строго запретил представителям духовенства бегать по храмам и совершать любые другие действия, за исключением разбрасывания лавровых листьев. «Песнопение „Воскресни, Боже“ не должно отменять собой призыв „Да молчит всякая плоть человеча“ и не должно приводить к пародии на богослужение», — говорится в заявлении Священного Синода Кипрской Православной Церкви.
При этом в документе отмечается, что запрет не распространяется на мирян, которые обычно в тот же момент богослужения начинают громко стучать церковными скамьями.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день Боголюбской иконы Божией Матери, мы вспоминаем архиепископа Стефана (Архангельского)
Боголюбская икона Божией Матери была написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Божией Матери.
В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздаль, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою. В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, встали и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей долго со слезами молился перед чтимым образом. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю оставить образ во Владимире, а на месте чудесного явления построить храм и святую обитель.
Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал иконописцев и попросил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви.
Боголюбский образ Божией Матери прославился многочисленными чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу.
Сегодня день памяти активного участника монархического движения архиепископа Курского Стефана, скончавшегося в 1914 г. Он родился 22 июля 1861 г. и в миру звался Николаем Архангельским. Образование получил в Казанской духовной академии, которую закончил в 1885 г. со степенью кандидата богословия. Ученый аскет, он еще на студенческой скамье отличался высокой религиозной настроенностью и особенной ревностью к охранению строго-церковного порядка жизни. По окончании академии преподавал в духовных школах, в 1897 г. защитил магистерскую диссертацию. В 1898 г. рукоположен во иерея целибатом (редкий по тем временам случай) и назначен инспектором Кутаисской духовной семинарии, в 1899 г. принял постриг. В 1902 г. хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии, через два года назначен на самостоятельную кафедру в Могилев.
Во время смуты 1905−06 гг. занимал строгую православно-монархическую позицию по важнейшим вопросам общественно-политической жизни. В связи с учреждением Государственной Думы он пытался внести православный дух в порядок выборов, полагая служить особые молебны перед голосованием. Он призывал русский народ к тому, чтобы «единым сердцем и едиными усты вознести Господу Спасителю нашему и Его Пречистой Матери горячее моление, да коснется Дух Божий сердец выборщиков и да изберут они из себя для Государственной Думы мужей мудрых, прозорливых, честных и неподкупных, людей мужественных», но, главное, «глубоко верующих в Бога и чтущих Его святой закон, Его святую волю», ибо «только таковые люди будут смотреть на свое служение Отечеству как служение Самому Богу». При таком порядке избрания депутатов Государственная Дума никогда не стала бы рассадником революции! В 1909 г. владыка Стефан принимал участие в Съезде Русских Людей в Москве, председательствовал при открытии съезда и был председателем отдела по школьным вопросам. В 1911 г. он получил назначение на Курскую кафедру и был возведен в сан архиепископа, в 1912 г. получил степень доктора богословия. Однако вскоре заболел и скончался после операции.
Русская линия