Македонская Православная Церковь отвергла требования Фанара
Архиепископ Охридский Стефан заявил, что македонские архиереи не будут менять самоназвание своей Церкви, отказываться от македонской диаспоры и признавать раскольников из «ПЦУ»
21 мая 2024 года Предстоятель Македонской Православной Церкви Архиепископ Охридский Стефан в интервью телеканалу «Стар од Штип» озвучил требования Константинопольского Патриархата, которые Константинопольский Патриарх Варфоломей выдвинул Македонской Церкви в обмен на выдачу Скопье Томоса об автокефалии со стороны Константинопольского Патриархата, сообщает Телеграм-канал «Правблог».
По словам владыки Стефана, Фанар требует от Македонской Православной Церкви:
1. Отказаться от своего официального названия, в котором употребляется слово «Македонская» или производные от него;
2. Отказаться от окормления македонской диаспоры, передав её таким образом в ведение Константинопольского Патриархата;
3. Признать украинских раскольников в лице «ПЦУ».
Давая оценку этим требования, Архиепископ Стефан подчеркнул, что все три условия для Македонской Православной Церкви являются неприемлемыми, что фактически означает, что Скопье не будет стремиться любой ценой получить Томос от Фанара.
Ранее Македонская Церковь получила Томос об автокефалии от материнской Сербской Православной Церкви и была признана целым рядом Поместных Православных Церквей, в том числе самой крупной из них, коей является Русская Православная Церковь. На этом фоне никакой срочной необходимости в Томосе от Фанара у македонцев теперь нет нужды, а потому они могут вести переговоры с Константинопольским Патриархатом ещё много лет.
Здесь стоит добавить, что затягивать этот вопрос сегодня невыгодно именно Константинопольскому Патриарху Варфоломею, поскольку из-за своего упрямства фанариоты могут провоцировать ситуацию, когда Поместные Православные Церкви признают автокефалию македонцев без всякого Томоса от Фанара, удовлетворившись Томосом Матери-Церкви в лице Сербской Патриархии. Собственно говоря, этот процесс уже начался.
Русская линия
В Москву доставили чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери
Все желающие смогут поклониться святыне в Храме Христа Спасителя до 26 мая
21 мая 2024 года в Москве состоялась торжественная встреча чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, доставленной в первопрестольную из Тихвина, сообщает Патриархия.Ru.
9 июля с.г. исполняется 20 лет со дня возвращения Тихвинской иконы Божией Матери в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла чудотворный Тихвинский образ привезён для поклонения верующих в Москву и с 21 по 27 мая будет находиться в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
Чудотворный образ сопровождают епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, секретарь Тихвинского епархиального управления иеромонах Николай (Бестужев), насельник Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Тихвинской епархии иеромонах Венедикт (Шустов).
На перроне железнодорожного вокзала в Москве святыню встречали духовенство столицы во главе с и.о. благочинного Богоявленского церковного округа, настоятелем храма Вознесения Господня на Гороховом поле протоиереем Максимом Батуриным, вице-губернатор Ленинградской области — руководитель Представительства Губернатора и Правительства Ленинградской области при Правительстве РФ Н. Циганов, сенатор от Ленинградской области С. Перминов.
Священнослужители вынесли икону из вагона поезда и при пении тропаря Пасхи «Христос Воскресе», «Богородице, Дево, радуйся», «Царица моя преблагая» пронесли по перрону. В зале официальных делегаций Ленинградского вокзала епископ Мстислав в сослужении духовенства совершил краткий молебен.
Богослужебные песнопения исполнили хор духовенства, которое приняло участие во встрече святыни, и хор храма Вознесения Господня на Гороховом поле г. Москвы.
Вечером торжественную встречу святыни в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Русская линия
Митрополит Запорожский Лука: Составители законопроекта № 8371 находятся во власти бесовской
Владыка выступил со специальным обращением в связи с попытками украинских депутатов принять закон о запрете Украинской Православной Церкви
21 мая 2014 года правящий архиерей Запорожской епархии Украинской Православной Церкви митрополит Запорожский Лука в своём Телеграм-канале Лекарь. zp-m.Luke выступил с обращением к верующим Украины в связи с новыми попытками украинских властей принять закон о запрете Украинской Православной Церкви на всей территории страны. В своём обращении владыка призвал верных УПЦ усилить свои молитвы, чтобы Господь не попустил бесовским силам закрыть храмы Божии.
Ниже мы приводим текст обращения целиком:
«Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Христос Воскресе!
В день памяти апостола Иоанна Богослова, накануне дня памяти святителя Николая, враг рода человеческого вновь показал свой звериный оскал. Некоторые «народные избранники», которые ненавидят Украинскую Православную Церковь, вновь пытаются осквернить как нашу Матерь-Церковь, так и Самого Господа Бога, через унижение Святого Православия.
Законопроект № 8371 противоречит законодательству Украины, о чем свидетельствуют заключения Главного научно-экспертного управления и Юридического управления Аппарата Верховного Совета Украины. Да и вообще этот документ составлен безграмотно, хотя последнее простительно, ведь составители, по всей видимости, были во власти бесовской.
Как известно, диавол — отец лжи. И сегодня это отчетливо видно. Ибо говорят, что строят правое государство, а на деле беззаконие беззаконием погоняется. Говорят, что не выступают против Церкви, а при этом сносят бульдозерами Её храмы. Говорят, что не вмешиваются в вопросы веры, но при этом прямо толкают нас в раскол и духовную погибель.
Всё это неправильно и беззаконно! Мы — граждане Украины, но, в то же время и граждане Царствия Божьего! И мы имеем полное право отдавать кесарю кесарево, а Божье — Богу! Не больше и не меньше.
Дорогие мои! Прошу вас усилить свои молитвы к Богу, Царице Небесной, святителю Николаю (читать акафист Святителю) о мире в Украине и о вразумлении законодателей, настолько ослепленных происками бесовскими, что у них полностью отнялась способность отличить ложь от истины.
Будем молиться, чтобы наступил день, когда «откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся» (Ис. 35:5)!
Воистину Воскресе Христос!"
Русская линия
Митрополит Волоколамский Антоний встретился митрополитами Киккским Никифором и Морфским Неофитом
Указанные архиереи Кипрской Православной Церкви выступают против признания «ПЦУ» и регулярно выражают поддержку гонимой Украинской Православной Церкви
20 мая 2024 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний, продолжающий свою рабочую поездку на Кипр, посетил подворье Киккского монастыря в столице страны Никосии, где состоялась встреча с игуменом обители митрополитом Киккским и Тиллирийским Никифором, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
В продолжительной беседе, которая проходила в братской сердечной атмосфере, иерархи обсудили современную ситуацию в мире, актуальные вызовы, стоящие перед мировым Православием в наше время, и возможную реакцию на них со стороны Церкви.
Митрополит Волоколамский Антоний поблагодарил собеседника за его неизменно твердую и принципиальную позицию в защиту священных канонов Церкви, отметив, что благодаря своему мужеству митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор известен и почитаем не только на Кипре, но и в других православных странах.
Владыка Никифор попросил передать его почтение и любовь Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, которого он принимал в Киккской обители во время мирного визита Его Святейшества в Кипрскую Православную Церковь, состоявшегося в 2012 году.
В завершение встречи митрополит Антоний и митрополит Никифор обменялись памятными подарками.
В тот же день председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата посетил Морфскую митрополию Кипрской Православной Церкви. Ввиду турецкой оккупации северной части острова резиденция правящего архиерея этой митрополии временно перенесена из города Морфу в селение Эвриху, где и состоялась встреча митрополита Волоколамского Антония с митрополитом Морфским Неофитом.
Между иерархами двух Церквей состоялась продолжительная и содержательная беседа.
Митрополит Неофит высказался в поддержку гонимой Украинской Православной Церкви, осудив преследования ее епископов, духовенства и простых верующих.
Он также поделился своими суждениями о месте православной веры в современном мире и о тех опасностях, которые сегодня угрожают Православию, его чистоте и единству.
В память о встрече митрополит Морфский Неофит преподнес митрополиту Волоколамскому Антонию образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
В свою очередь председатель ОВЦС подарил иерарху Кипрской Православной Церкви святую панагию.
В этих встречах митрополита Волоколамского Антония участвовали заместитель председателя ОВЦС протоиерей Игорь Якимчук, настоятель Никольского храма в Лимасоле протоиерей Павел Поваляев и секретарь председателя ОВЦС священник Николай Васин.
Русская линия
Митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий: «Мы знаем митрополита Арсения как мудрого пастыря, который пользуется уважением от собратьев-архиереев как в Украине, так и за её пределами»
Архипастырь Сербской Православной Церкви выразил слова поддержки находящемуся в СИЗО наместнику Святогорской лавры
Искреннюю поддержку митрополиту Святогорскому Арсению и вверенной его игуменскому попечению братии Успенской Святогорской лавры выразил митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий. Он выразил надежду «на демократический и беспристрастный подход к решению дела владыки Арсения, после чего он смог бы вернуться к управлению монастырем и к дальнейшему совершению социальной деятельности в нем», сообщает Патриархия.Ru.
Известно, что в конце апреля Службой безопасности Украины были проведены обыски в Святогорской лавре — одном из крупнейших монастырей Украинской Православной Церкви, известном на Украине и за ее пределами. Наместнику обители митрополиту Святогорскому Арсению предъявлено подозрение по политическим статьям. Основанием для уголовного преследования названо его слово в храме. Сам митрополит Арсений был задержан в ходе обыска, а на следующий день суд арестовал его на 60 дней содержания под стражей без права внесения залога. 13 мая апелляционный суд оставил меру пресечения без изменений.
«Мы знаем митрополита Арсения как мудрого пастыря, который пользуется уважением от собратьев-архиереев как в Украине, так и за её пределами, братии Святогорской лавры, её многочисленных прихожан-паломников и беженцев, которые с самого начала войны обрели в святой обители кров, — говорится в письме митрополита Иоанникия, опубликованном на сайте Святогорской лавры. — С 2014 года и доныне монастырь за свой счёт и при поддержке многих социальных миссий различных епархий Украинской Православной Церкви ежедневно неуклонно совершает гуманитарную деятельность, поддерживая местных жителей не просто в сложных обстоятельствах военного времени, а — довольно часто — в тяжелейших для выживания условиях».
«В эти святые дни верим, что Воскресший Христос не оставит Своего верного служителя, благословит быть торжеству закона и управит митрополиту Арсению вернуться в добром здравии к непосредственным обязанностям наместника Лавры», — пишет митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти великого патриота и гражданина России Козьмы Минина, академика С.П.Шевырева и иеромонаха Игнатия (Дверницкого)
Козьма Минин происходил из семьи солепромышленника из Балахны, по ремеслу своему был «говядарь», то есть мясник или торговец скотом, а в 1611 г. был избран земским старостой и начальником судных дел у посадских в Нижнем Новгороде.
Вскоре благочестивому Кузьме Минину явился преподобный Сергий Радонежский, призвавший его на борьбу со смутой. «Когда первый раз явился чудотворец, испугался Кузьма. Но, „помышляя, что не бе (ему) воинское строение в обычай“, не придал знаку большого значения. Успокоился, наказ святого „в небрежение положив“. И во второй раз явился преподобный Сергий: „рек“ то же, но строже, так, что заболел Кузьма. И после мучительных раздумий дал слово — волю святого выполнить».
После того как в город пришла одна из грамот архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Дионисия и Авраамия Палицына, призывавшая к освобождению Русской земли от иноземцев, Минин обратился к нижегородцам с призывом: «Если нам похотеть помочь Московскому государству, не пожалеем животов. дворы свои продадим, жен и детей заложим и будет бить челом, чтобы кто-нибудь за истинную православную веру и был бы у нас начальником. Если мы на это поднимемся, многие к нам пристанут, и мы избавимся от чужеземцев». Народ откликнулся, и Минин взял на себя сбор средств для ополчения. Возглавил же его князь Дмитрий Пожарский. В период движения к Москве, боев за ее освобождение и до созыва Земского собора 1613 Минин входил в состав Совета всей Земли, созданного в Ярославле и выполнявшего функции русского правительства.
В боях за Москву в августе 1612 г. Минин проявил большую активность, высокие качества военного организатора и личную храбрость. После избрания на царство Михаила Федоровича Романова (1613) Кузьма Минин за сои заслуги перед Отечеством был пожалован чином думного дворянина и одарен вотчинами.
Скончался Козьма Минин в Москве в 1616 г. Тело его было привезено в Нижний Новгород и погребено на погосте приходской Похвалинской церкви. Через некоторое время прах его был перенесен к кремлевскому Спасо-Преображенскому собору первым нижегородским митрополитом Филаретом. Позднее останки еще несколько раз перезахороняли. В 1962 г. они были положены в кремлевском Михайло-Архангельском соборе — храме-памятнике ополчению начала XVII в.
Сегодня мы также вспоминаем русского литературного критика, поэта и публициста академика С.П.Шевырева, скончавшегося 8 мая 1864 г.
Степан Петрович Шевырев родился 18 октября 1806 г. в Саратове в семье губернского предводителя дворянства и получил обрназование в Московском университетском благородном пансионе. Шевырев участвовал в деятельности кружков Раича и «любомудров». Сотрудничал в ряде московских журналов, вместе с М.П.Погодиным возглавлял журн. «Москвитянин» (с 1841). Одновременно с этим занимался преподавательской деятельностью, являясь профессором Московского университета, а затем академиком (с 1852).
Для Шевырева характерно подчеркивание значения народности, национального характера для понимания поэзии и искусства вообще. Своеобразие искусства того или иного народа для него определялось прежде всего религией (ей отводилась решающая роль в народной судьбе), а также природно-климатическими и хозяйственными условиями. Эстетика Шевырева была прочно сопряжена с его общефилософскими воззрениями, отмеченными чертами славянофильства. Он утверждал, что для России народность, неотделимая от Православия, становится главным элементом текущей истории. В отличие от загнивающего Запада, считал публицист, пропитанного «трупным ядом цивилизации», русский и родственные ему народы несут миру здоровый дух истинной христианской религиозности и смирения. Не разделяя упований славянофилов на общину, Шевырев возлагал надежды на Самодержавие как на силу, способную развить личностное начало в русском человеке. На этих основаниях он вел борьбу с западниками и защищал триединство «Самодержавия, Православия, Народности».
Сегодня также день памяти товарища председателя Томского отдела Союза Русского Народа (СРН) иеромонаха Игнатия (Дверницкого), зверски убитого в 1909 г.
Иеромонах Игнатий (Дверницкий) родился 12 июля 1878 г. в Кишиневе в семье мелкого чиновника и в миру звался Арсением Васильевичем. Учился в Нежинском историко-филологическом институте, откуда перешел на историко-филологический факультет Московского университета, а затем в Московскую духовную академию, где в 1902 г. принял монашество, а в 1905 г. был рукоположен во иеромонаха. По окончании академии осенью 1905 г. он был направлен преподавателем в Томскую семинарию. В Томске принял активное участие в монархическом движении, был избран товарищем председателя отдела СРН. В 1908 г. о. Игнатий был назначен заведующим Томской церковно-учительской школой, которую революционеры превратили в свою опорную базу. Новый заведующий восстановил порядок. Своей неутомимой энергией он усилил и укрепил русское дело. Сторонники Союза Русского Народа стали насчитываться тысячами. Томская интеллигенция возненавидела о. Игнатия как крупного общественного деятеля-патриота. Бороться в открытую с ним крамольникам было не под силу, и они уже тогда, в 1906, стали поговаривать о том, что о. Игнатия следует «убрать», что он слишком опасный для «освободительного движения» человек. И вскоре о. Игнатий был жестоко убит двумя семинаристами, связанными с революционерами, которые явились к нему под видом сдачи зачета. Томские монархисты очень почитали иеромонаха Игнатия, но после революции его имя совсем забылось.
В этот день в 1907 г. был утвержден Устав Союза Русских женщин. Учредителями Союза выступили вдова тайного советника М.Б.Аничкова, жена потомственного дворянина А.И.Тур, вдова штабс-капитана А.П.Чебышева, жена полковника Е.В.Огородникова и вдова статского советника А.А.Мейен. Союз руководствовался началами, выраженными в программе Русского Собрания и Союза Русского Народа. Членами Союза, согласно уставу, могли быть женщины русского подданства всех вероисповеданий, кроме иудейского и иудейского происхождения. Однако Союз не стал заметным явлением. Ситуация изменилась, когда 16 декабря 1910 г. Союз был преобразован в Союз русских женщин в помощь самобытному кустарному делу и его возглавила Мария Николаевна Дитрих, стоявшая во главе Союза до 1917 г. Особенно возрос авторитет Союза, когда его взяла под Августейшее покровительство Государыня Александра Федоровна. Во время Мировой войны Союз русских женщин активно занимался устройством лазаретов и организацией помощи фронту.
Русская линия