Схиархимандрит Илий (Ноздрин) может вернуться в Оптину пустынь
По многочисленным просьбам духовных чад старца Святейший Патриарх Кирилл благословил отцу Илию при желании покинуть Подмосковье
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по просьбе духовных чад схиархимандрита Илия (Ноздрина) благословил старца, если такова будет его воля, вернуться в Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, сообщает Патриархия.Ru.
В резолюции Его Святейшества, адресованной наместнику Оптиной пустыни епископу Можайскому Иосифу, сообщается:
«В связи с поступающими на моё имя жалобами лиц, именующих себя духовными чадами схиархимандрита Илия, на невозможность иметь с ним общение и просьбами вернуть старца в Свято-Введенскую Оптину пустынь, где бы он мог пребывать „в условиях монашеского сообщества и окружения, с соответствующим медицинским наблюдением, подобающих его возрасту и духовному сану“, благословляю отцу схиархимандриту Илию при его согласии вернуться в Оптину».
Схиархимандрит Илий с конца 1980-х годов был духовником восстанавливающейся после 65-летнего запустения Оптиной пустыни. Здесь он был пострижен в великую схиму и в течение 20 лет проходил свое монашеское поприще. Однако, будучи духовником Святейшего Патриарха, он вынужден был покинуть обитель и переселиться в Подмосковье.
Русская линия
Власти Эстонии «насторожились» из-за послания Всемирного Русского Народного Собора
Выслав Предстоятеля Эстонской Православной Церкви из страны, эстонские чиновники не знают, что им теперь предпринять против эстонского духовенства
Среди чиновников Эстонии началась паника после того, как на внеочередном заседании Всемирного Русского Народного Собора, по результатам которого был утверждён и опубликован предельно жёсткий Наказ XXV Всемирного Русского Народного Собора.
Ранее против Московского Патриархата в Эстонии была развязана настоящая травля. Поводом для этого стало то, что Эстонская Церковь якобы поддерживала военные действия на Украине, что категорически отрицалось в самой Церкви. Тем не менее, эстонские власти «из-за угрозы безопасности» выслали из страны митрополита Таллинского Евгения.
Впрочем, репрессивные действия эстонских властей и их союзников на Украины и в Прибалтике вызвали лишь ужесточение позиции Русской Православной Церкви и лично Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который перестал заявлять о мире на Украине и начал называть специальную военную операцию по защите Донбасса «священной войной» для России.
Теперь эстонские власти не знают, что им ещё предпринять против Московского Патриархата и вызывают «для разговора в специальный отдел Министерства внутренних дел» епископат Эстонской Православной Церкви, сообщает СПЖ со ссылкой на Err.ee.
«Мы позвали епископа Православной Церкви, входящей в подчинение Москвы, завтра в министерство. Мы ждём их позицию, выслушаем, что они нам скажут, и тогда примем решение о своих дальнейших действиях. Мы не поступим так, как раньше, когда заранее заявляли о своих ожиданиях. Мы выслушаем, что они скажут и поймём их отношение. И если спросите, как относиться к посылу Москвы, то я скажу, что это очень настораживающее послание», — отметил министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс.
Он заявил, что документ, принятый на заседании ВРНС, может иметь последствия для Эстонской Церкви, так как она подчиняется Московскому Патриархату, а Русская Православная Церковь «оправдывает все военные преступления и несёт соответствующее послание своей пастве». Аналитическую оценку деятельности ЭПЦ проведёт специальный отдел МВД.
«Христианская церковь должна защищать совсем другие ценности. Она не должна оправдывать за спиной военные преступления и агрессию. Если наша оценка придёт к выводу, что следует что-то поменять, то придётся и оценить вероятность того, насколько такое подчинение Церкви Москве уместно», — считает спикер Рийгикогу Лаури Хуссар.
Как чиновники Эстонии собираются отделить Эстонскую Церковь от Московского Патриархата, остаётся только догадываться. Никаких рычагов у них для этого нет. Всё, что Таллин мог сделать против эстонского духовенства в рамках формального законодательства, уже предпринято вне зависимости от разъяснений позиции Эстонской Церкви по Украине.
Выслав митрополита Таллинского Евгения из страны, эстонские власти потеряли рычаги влияния на эстонское духовенство, и теперь находятся в явной растерянности. Далее остаётся только начало открытых гонений на верующих и запрет Церкви, но и это вряд ли приведёт к желаемому для эстонских властей результату. Гонения для христиан — дело обычное. На крови мучеников зиждется Православие, а потому трудно чиновникам Эстонии «идти против рожна».
Русская линия
Константинопольский Патриарх Варфоломей призвал к совместному празднованию Пасхи с католиками
Глава Фанара мечтает о единстве с Ватиканом. Верующие недоумевают, зачем им такое единство: чтобы вместе благословлять содомитов в храмах?
Глава Константинопольской Церкви Патриарх Варфоломей заявил о необходимости, начиная с 2025 года, объединить дату празднования Пасхи с католиками. Об этом глава Фанара сказал в поздравлении по случаю Воскресения Христова по григорианскому календарю, сообщает издание портал Raskolam.net со ссылкой на Orthodox Times.
«В этот день вечное послание Воскресения звучит как никогда глубоко, поскольку наши неправославные христианские братья и сестры празднуют воскресение нашего Господа из мёртвых, празднуя Святую Пасху. Мы молимся Господу Славы, чтобы грядущее празднование Пасхи в следующем году было не просто случайным событием, а скорее началом единой даты её празднования как восточным, так и западным христианством», — завил Патриарх Варфоломей.
Глава Константинопольского Патриархата считает, что объединение пасхалии стоит приурочить к 1700-й годовщине Первого Вселенского собора, на котором, как раз, и рассматривался вопрос исчисления даты Пасхи.
«Это стремление особенно важно в свете предстоящего празднования 1700-летия созыва Первого Вселенского Синода в Никее в 2025 году. Одним из ключевых вопросов, который обсуждался, было установление общей даты празднования Пасхи Христовой. Мы настроены оптимистично, потому что обе стороны демонстрируют добрую волю и готовность это сделать», — отметил глава Фанара.
Подобные заявления Патриарха Варфоломея совпадают с позицией папы Римского Франциска по данному вопросу. Ранее глава Ватикана также призывал «христиан всех конфессий» объединиться в вопросе празднования Пасхи в 2025 году. Причём католики ясно дают понять, что речь идёт именно о полном переходе православных с юлианского календаря на папский григорианский стиль.
Нельзя исключать, что Фанар в итоге решится на такой шаг и после 2025 года заключит с католиками новую унию. При этом следует понимать, что у Патриарха Варфоломея практически нет никакого авторитета среди Поместных Православных Церквей, а потому очень сомнительно, что кто-то решится последовать за ним. Тем более, после того, как папа Римский Франциск решил благословлять в костёлах открытых содомитов.
Русская линия
За заслуги перед Русской Православной Церковью
Митрополит Волоколамский Антоний вручил послу России в Израиле Анатолию Викторову орден святого благоверного великого князя Александра Невского
2 апреля 2024 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний, находящийся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Святой Земле, посетил Русскую духовную миссию в Иерусалиме, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
Иерарха сопровождали советник Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Игорь Якимчук, секретарь председателя ОВЦС диакон Николай Васин.
Митрополита Антония и сопровождающих его лиц тепло встретил начальник Миссии архимандрит Вассиан (Змеев).
В Русской духовной миссии состоялась встреча председателя ОВЦС с Чрезвычайным и Полномочным послом России в Израиле Анатолием Викторовым. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла митрополит Антоний вручил российскому дипломату орден святого благоверного великого князя Александра Невского (II степени). Этой высокой награды глава российского дипломатического представительства в Израиле был удостоен за заслуги перед Русской Православной Церковью.
В состоявшейся теплой беседе посол и митрополит Антоний обсудили ситуацию на Ближнем Востоке и другие вопросы, представляющие взаимный интерес.
Русская линия
В Минкульте Украины заявили, что в ближайшее время начнут «инвентаризацию» мощей Киево-Печерских святых
Духовенство Украинской Православной Церкви участвовать в работе соответствующей комиссии не будет
Директриса департамента культурного наследия Минкульта, глава комиссии по передаче объектов Киево-Печерской лавры государству Марьяна Томина заявила, что в пещерах Киево-Печерского монастыря в ближайшее время будет проходить «инвентаризация» мощей Киево-Печерских преподобных, сообщает СПЖ со ссылкой на ТСН.
Томина сообщила, что работа комиссии начнётся через две недели. В её состав войдут военные капелланы, археологи, антропологи. Представителей Украинской Православной Церкви в комиссии, по всей видимости, не будет.
«Хотим проверить всё, что касается непогребенных останков святых», — отметила Марьяна Томина.
Ранее глава заповедника «Киево-Печерская лавра» Максим Остапенко в письме в адрес монастыря также заявил, что с 27 февраля начнёт работу комиссия по «возвращению культурных ценностей с целью взятия их на учёт», которые «фактически находятся в Ближних пещерах».
Для украинских инвентаризаторов, которые дерзнут прикасаться к мощам Киево-Печерских святых, полезно будет ознакомиться с историей, которая случилась у раки с мощами преподобной Вассы в Богом зданной пещере Псково-Печерского монастыря. Память святой Вассы отмечается 1 апреля.
Во время одного из нападений ливонцев на Псково-Печерскую обитель западный рыцарь с усмешкой дерзнул осквернить святую гробницу преподобной. Он попытался мечом открыть крышку гроба, но был внезапно попален исшедшим изнутри огнём. На правой стороне гроба до сих пор остался след от пламени, который напоминает об этой поучительной истории.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем русскую православную поэтессу Л.А.Кологривову, а также русского исследователя и изобретателя контр-адмирала А.Ф.Можайского
Сегодня мы вспоминаем православную русскую поэтессу и убежденную монархистку Лидию Александровну Кологривову, скончавшуюся 20 марта 1915 г.
Точная дата рождения Кологривовой, к сожалению не известна. Она родилась в аристократической семье князя А.И.Ухтомского и княжны М.Д.Голицыной. Поэтическое творчество Лидии Кологривовой было хорошо известно в начале ХХ в. Без прочтения ее стихотворений не обходился практически ни один монархический вечер. В 1903—1904 гг. Кологривова сотрудничала в журнале «Вестник Европы», а с 1905 г. стала постоянной сотрудницей ведущей правой газеты «Московские ведомости», где по субботам и воскресеньям печатались ее стихотворные отклики на текущие исторические события.
Особое место в творчестве поэтессы занимала православная тематика («Воскресение Христово», «Иоанн Креститель», «Рождественская ночь», «Саровская пустынь», «Молитва» и др.). В годы Русско-японской войны и революционной смуты 1905−1907 Кологривова проявила себя как писательница, обладавшая глубоким патриотическим чувством.
Поэтесса принимала непосредственное участие в монархическом движении, одной из первых она стала членом Русского Монархического Собрания в Москве. Патриотической и монархической тематике были посвящены многие стихотворения Кологривовой: «Наши исконные заветы», «О, Русь!», «Россия для Русских», «Русь идет!», «Черная Сотня» и др. В стихотворении «Черная Сотня» Кологривова гордо заявляла о своей приверженности к черносотенцам:
Кологривова скончалась в Страстную пятницу после тяжелой и продолжительной болезни в своем имении в с. Милет Богородицкого у. Московской губ. Отпевал поэтессу видный монархический деятель, сщмч. протоиерей Иоанн Восторгов.
В прощальном слове у гроба он отметил, что Кологривова посвятила «свое перо, свое вдохновение не суете мира и не случайным и кратковременным интересам жизни, а тому, что называется интересами и вопросами высшего порядка. В век, когда перо литератора и даже поэта столь часто служило неверию и глумлению над верой, нравственностью, над Церковью, над высокими патриотическими чувствами, над подвигами верности, благородства и служения долгу; в век, когда творчество поэтов столь часто отдается воспеванию плоти, греха, позора, злобы, ненависти; в век, когда слово поэтическое стало продажным и служило столь часто наемником у модных или господствующих посредством наглости и засилья политических и общественных течений и партий, — слово ныне поминаемой поэтессы, Лидии Александровны Кологривовой, всегда было солью растворено, руководствовалось началами вечности, посвящено было идеалам Высшей Истины, Добра, Красоты и Бесконечного. Сколько возвышенных религиозных стихотворений принадлежит ей! Они были бы достойны, при иных условиях и обстоятельствах, общецерковного употребления. Сколько прекрасных и трогательных строк вылилось из-под ее пера в честь и славу Христа Воскресшего и в знаменование пасхальной радости! Они впоследствии, с течением времени, войдут в сборники и книги для молодых поколений, и долго < > будут напоминать родному русскому народу о возвышенных религиозных переживаниях русской женщины-поэта. Сколько стихотворений патриотических, согретых огнем любви, воодушевления и любви, написано ею, — и написано в такое время, когда всякое патриотическое воодушевление подвергалось насмешкам и преследованию!»
Ее муж — ученый-историк, сотрудник Императорского С.-Петербургского Археологического института С.Н.Кологривов также принимал участие в монархическом движении в Москве, был членом ряда московских патриотических организаций.
Сегодня мы также вспоминаем выдающегося русского исследователя и изобретателя контр-адмирала А.Ф.Можайского, скончавшегося 20 марта 1890 г.
Александр Федорович Можайский родился 9 марта 1825 г. в Выборгской губернии в семье морского офицера. В 1841 г. Можайский окончил Морской кадетский корпус и в 1853—1855 гг. принял участие в походе на фрегате «Диана» к берегам Японии через Атлантический и Тихий океаны. Затем Можайский служил в военно-морском флоте и в гражданских ведомствах. С 1856 г. он начал исследовать возможность создания летательного аппарата тяжелее воздуха и посвятил этой цели всю дальнейшую жизнь. Круг его научных интересов в этой области был весьма обширен: он всесторонне изучал строение крыльев птиц, их способность к парящему полету, исследовал работу воздушных винтов, динамику полета, одновременно строил модели летательных аппаратов.
В 1876 г. Можайский с успехом публично продемонстрировал полеты своих моделей, а в 1881 г. получил первую в России привилегию на изобретенный им «воздухолетательный снаряд» (самолет). В том же году Можайский начал постройку своего самолета с двумя паровыми двигателями на военном поле в Красном Селе под Петербургом. Официальные документы о полете на этом самолете не сохранились, но известно, что с 1882 по 1885 гг. Можайский ежегодно получал разрешения штаба войск гвардии и Петербургского военного округа на проведение опытов со своим «воздухолетательным снарядом».
Однако в целом Военное министерство не оказало Можайский никакой поддержки, считая создание летательных аппаратов тяжелее воздуха преждевременным и нецелесообразным делом. Несмотря ни на что, Можайский продолжал работу. Не имея средств, он был вынужден продать не только свои имения в Вологодской губернии и на Украине, но и личные вещи. Завершить свои труды Можайский не успел. Но его работа по созданию летательного аппарата — одна из первых попыток практического самолетостроения.
Русская линия