Сегодня крещенский сочельник
Православные христиане готовятся к празднованию Крещения Господня
Православные христиане готовятся к встрече праздника Крещения Господня. В этот день 30-летний Господь и Спас наш Иисус Христос принял Крещение в водах реки Иордан. Крестил Его посланный перед тем Богом на землю великий пророк Иоанн Предтеча, чтобы подготовить людей к принятию Господа. Святой Иоанн проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему.
Крещение Господне именуется также Богоявлением, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3,17), и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя.
День, предшествующий празднику Крещения Господня, именуется Крещенским сочельником (Богоявленским вечером). Он имеет сходство с Рождественским сочельником и также является днем строгого поста. В Крещенский сочельник и в сам день Крещения Господня в храмах после Божественной литургии совершается чин великого освящения воды. Освященная крещенская вода является особой святыней.
Начало празднования Крещения Господня восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского (II век) о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертней» (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род. В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.
Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения.
Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27).
Русская линия
Власти Эстонии объявили митрополита Таллинского Евгения «угрозой для страны»
Эстонские чиновники отказывают продлевать вид на жительство для владыки и готовятся выслать архипастыря из страны
Предстоятелю Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата митрополиту Таллинскому и всея Эстонии Евгению грозит высылка из страны, так как эстонские власти не стали продлевать ему вид на жительство. Об этом говорится в заявлении пресс-службы эстонского Департамента полиции и погранохраны, сообщает портал «Православная жизнь» со ссылкой на Postimees.ee.
«Гражданин Российской Федерации Валерий Решетников (имя митрополита Евгения в миру — ред.) предоставил в PPA заявление о продлении вида на жительство, но в этом ему было отказано. Срок окончания его действующего срочного вида на жительство истекает 6 февраля, после чего он должен покинуть Эстонию», — говорится в сообщении ведомства.
Соответствующее распоряжение эстонские чиновники мотивировали тем, что иерарх якобы «представляет угрозу безопасности государства», поскольку «сохранил риторику, противоречащую ценностям Эстонии и неподходящую для её правового поля». Таким образом, эстонские власти признают, что изгоняют архипастыря из страны за его взгляды и заявления. То есть ни о какой свободе слова в Эстонии ныне и говорить не приходится.
«Решетников в своей публичной деятельности, в том числе в публичных выступлениях, поддерживает действия агрессора и не изменил свою линию поведения, несмотря на делавшиеся ему ранее предупреждения» − пояснил руководитель бюро погранохраны Пыхьяской префектуры Индрек Ару.
Отмечается, что власти решили не продлевать митрополиту Евгению вид на жительство, «принимая во внимание его деятельность как представителя Московского Патриархата». При этом, как уточнил Ару, речь здесь идёт «только об оценке результатов действий конкретного человека» и «никак не затрагивает» Эстонскую Православную Церковь и её верующих.
Принятое властями Эстонии решение было вполне ожидаемым. Ещё в сентябре 2022 года глава эстонского МВД пригрозил лишить митрополита Евгения вида на жительство, требуя от него осудить «российское вторжение на Украину». В ответ на ультиматум, 6 октября того же года Синод ЭПЦ официально заявил, что выступает за мирное урегулирование любого конфликта, а все обвинения в поддержке Церковью военных действий на Украине назвал беспочвенными.
Тем не менее, эстонские чиновники решили выслать владыку Евгения.
Русская линия
Следственный комитет России объяснит Усману Баратову, кто такой «петух»
Против главы узбекской диаспоры, который назвал участников СВО «петухами», возбудили уголовное дело
Следственный комитет России возбудил уголовное дело против лидера межрегионального узбекского землячества «Ватандош» Усмана Баратова, который в грубой форме оскорбил участников специальной военной операции, назвав их «петухами», сообщает Lenta.Ru со ссылкой на официальную представительницу ведомства Юлия Иванова.
По данным следствия, в декабре 2023 года глава диаспоры разместил в социальной сети пост, унижающий достоинство участников СВО.
Возбудить уголовное дело поручил председатель СК Александр Бастрыкин. Отреагировать на публикацию Баратова главу ведомства попросили военные корреспонденты. В свою очередь, Баратов заявил, что его страница якобы была взломана. Хотя до возбуждения дела он ничего подобного не сообщал.
После этого Бастрыкин поручил руководителю московского управления ведомства предоставить доклад о ходе расследования дела, которое теперь стоит на контроле в Центральном аппарате СКР.
Лидер узбекской диаспоры выражал недовольство частым употреблением слова «русский» в передачах на федеральных телеканалах. Он также возмутился тем, что телеведущие стали называть паспорт России русским, а не российским.
Комментируя высказывания Баратова, член международного комитета Совета Федерации Сергей Цеков заявил, что слово «русский» не может быть оскорблением.
«Это заявление возмутительное, он [Баратов] фактически позволяет [себе] ссорить российский народ. У нашего народа использование обращений к кому бы то ни было сложилось за столетие. И даже за границей, отмечу, граждан России не делят с энтузиазмом на национальности», — заявил сенатор.
В свою очередь вице-спикер Госдумы Петр Толстой назвал национальные диаспоры и общины легализованными мафиозными структурами. По его мнению, землячества имеют мало отличий от корсиканских или сицилийских преступных группировок.
«Так же подкупают местную власть, „отмазывают“ собственных боевиков, „крышуют“ полулегальный бизнес и запугивают всех остальных», — отметил Петр Толстой.
Депутат считает, что в России не должно быть места «параллельным структурам со своими законами». «За нарушения российского законодательства должна следовать жёсткая реакция со стороны властей», — заключил Толстой.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем художника-баталиста Н.С.Самокиша
Николай Семенович Самокиш, академик, действительный член Императорской Академии художеств и заслуженный деятель искусств РСФСР скончался 18 января 1944 года. Он родился 13 ноября 1860 г. в Нежине. Окончил 4 класса Нежинского историко-филологического института. Первая попытка поступить в Императорскую Академию художеств не удалась, но через год занятий в батальной мастерской профессора Б.П.Виллевальде, Самокиш успешно сдал экзамены (1879).
Уже в 1881 г. молодой художник получил малую золотую медаль за картину «Возвращение войск на родину». В 1882 г. издал первый альбом офортов, в 1883 г. получил премию С.Г.Строганова за картину «Помещики на ярмарке». В 1884 году был награждён второй малой золотую медалью за картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце», а картину «Прогулка» приобрел для своей галереи П.М.Третьяков. В 1885 г. за дипломную работу «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-й степени. С 1885 по 1888 г. совершенствовался в Париже под руководством известного баталиста Эдуарда Детайля. В 1890 г. удостоен звания академика.
В 1888 г. Самокиш ездил на Кавказ для сбора материалов для картин, заказанных Тифлиским военно-историческим музеем. Результатом стали три полотна: «Сражение при Авлиаре», «Баталия при речке Иори», «Защита Наурской станицы», которые принесли ему известность как баталисту.
Ознакомившись с работами художника, Великий князь Владимир Александрович, бывший президентом Академии, представил рисунки наследнику престола Великому князю Николаю Александровичу. После этого молодого художника рекомендовали к военному ведомству для зарисовок маневров. С 1890 г. он приступил к работе. «И вот я вступил на путь иллюстрированной работы, не подозревая, как я втянусь в это дело и буду отдавать этой работе большую часть моего времени, изредка только принимаясь писать картины для выставок», — записал он позднее в своем дневнике.
В 1889 г. Самокиш женился на Елене Петровне Судковской (принявшей в браке двойную фамилию Самокиш-Судковская) (1863−1924) — известной книжной художнице, ученице В.П.Верещагина. Елена Петровна принимала участие в иллюстрации «Книги русской скорби», посвященной памяти погибшим в годы революционной крамолы 1905 года русским монархистам. Супруги временами работали вместе. В одном из залов Царскосельского (ныне Витебского) вокзала, возведенного в 1901—1904 годах, стены украшены панно Н.С. Самокиша и Е.П.Самокиш-Судковской, посвященными истории Царскосельской железной дороге.
Вместе с С. Васильковским Н.С.Самокиш работал над иллюстрациями к альбомам по истории Малороссии (1898−1900), подгтовил тысячи книжных и журнальных иллюстраций. Среди них — к произведениям А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя и др. Среди наиболее известных работ — иллюстрации и художественное оформление очерков Н.И.Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» в 4 томах (1896−1911). Это издание принесло художнику славу анималиста. Другая знаменитая работа — рисунки пером, сепией, тушью и акварелью к книге Г. И.Радде, описывающей путешествие великих князей в Индию. Для этого издания художник сделал 456 рисунков!
Много различных иллюстраций Самокиша было опубликовано в журналах «Нива» и «Солнце России». По заданию «Нивы» в мае 1904 года он уехал на фронт Русско-японской войны и работал там до конца 1904 года Результатом поездки на фронт стал альбом Самокиша «Война 1904−1905. Из дневника художника». Кроме альбома рисунков по фронтовым впечатлениям были созданы картины. Наиболее знаменитая из них — «Ляоян. 18 августа 1904 года». Полотно, посвященное одной из самых жестоких битв между русской и японской армиями, в 1910 году поместили в военную галерею Зимнего дворца.
В годы Первой мировой войны Н.С.Самокиш сформировал «художественный отряд» и выехал на фронт. Им было выполнено здесь около 400 работ. Рисунки Самокиша были (частично) опубликованы в изданиях Д. Маковского «Великая война в образах и картинах» (1915) и «Русским героям Сербии и Черногории» (1915). По мнению некоторых историков, именно книга Самокиша послужила распространению названия «Великая война» применительно к Первой мировой.
Н.С.Самокиш преподавал всю жизнь с 1894 года, когда его пригласили в Рисовальную школу, где он вел рисунок и живопись в течение 23 лет. По учебному пособию Самокиша «Рисунок пером» до сих пор учатся российские художники-иллюстраторы. В Академии художеств преподавал до 1918 года, когда Совнарком РСФСР упразднил старую Академию и создал на её базе Государственные свободные художественные мастерские. Преподавал и на этих курсах до своего отъезда в Крым.
В 1918—1921 гг. жил в Евпатории (где создал более 30 картин), с 1922 года — в Симферополе. Создал в Симферополе собственную художественную студию, которая стала основным региональным центром художественного образования. Собирал и поддерживал талантливую молодёжь. Постановлением Совнаркома Крыма в 1937 г. на базе студии Самокиша было организовано Крымское художественное училище. В 1960 г. именем Самокиша была названа также одна из улиц Симферополя. В 1936—1941 гг. работал в Харьковском художественном институте.
Советская власть уважала достижения художника и отмечала их почетными званиями, премиями, орденом. В советский период мастер создал полотна о Красной армии: «Разведка» (1923), «Пулеметная тачанка» (1930), «Переход Красной Армии через Сиваш» и другие. Лауреат Сталинской премии. Репрессии 30-х гг. не коснулись художника лично. И всё же некоторые источники сообщают, что в конце жизни Н.С.Самокиш был на грани ареста. Во время немецкой оккупации Крыма (1941−1944) он оставался в Симферополе, где и скончался.
Русская линия