Из истории дроздовцев
В Ростове-на-Дону прошла презентация книги дроздовского офицера Павла Трофимова о боевых действиях Дроздовской дивизии в Крымский период Гражданской войны
25 декабря 2023 года в Донской государственной публичной библиотеке состоялась презентация книги «Из истории дроздовцев. Боевые действия Дроздовской стрелковой дивизии в Крымский период Гражданской войны (март — октябрь 1920 г.)», сообщает официальный сайт «Российского исторического общества».
Книга капитана Павла Михайловича Трофимова — участника Белого движения на Юге России — рассказывает о завершающем этапе Гражданской войны в России: сражениях в Северном Причерноморье между ВСЮР и Рабоче-крестьянской Красной армией, состоявшихся весной — осенью 1920 года.
Её основой послужили многочисленные документы и свидетельства участников событий, собранных автором. П. Трофимов, непосредственно участвовавший в событиях, не только подробно описал боевые действия, но и постарался ответить на вопрос о причинах поражения Белого движения в 1920 году.
Научным редактором издания выступил председатель Правления РИО, исполнительный директор фонда «История Отечества» Руслан Гагкуев. В своем выступлении он отметил:
«Такой показатель, как отношение общества к увековечиванию памяти участников и революции, и Гражданской войны, та острота, с которой зачастую воспринимается установка памятника тому или иному деятелю или наоборот — его снятие с постамента — говорит о том, что эта тема для общества очень важна и очень значима, что для существенной его части Гражданская война остаётся незаживающей раной, по которой продолжается полемика. На мой взгляд, в наши дни нам крайне важно прежде всего примириться в своём отношении к тем событиям, которые происходили в нашей стране уже более 100 лет назад, перестать делить в современной России друг друга на белых и красных и заниматься взвешенным научным изучением этой темы».
«Крайне важно, с одной стороны, рассказывать о событиях революции и Гражданской войны на понятном и доступном для общества языке, с другой стороны, публиковать те источники и документы, которые относятся непосредственно к этой эпохе, вводить их в оборот. Причём вводить в оборот не документы какой-то одной стороны, а публиковать и красные источники, и те, которые принадлежали участникам Белого движения. Важно делать это профессионально, с использованием всего комплекса документов, опубликованных на сегодняшний момент в российской историографии, достижений российской историографии. Но, ещё раз повторю, важны не только научные работы, но и разговор на эту тему на понятном для общества языке», — добавил он.
С приветственным словом к участникам презентации обратилась член Совета Российского исторического общества, председательница Совета отделения РИО в Ростовской области, глава Института истории и международных отношений Южного федерального университета Мария Пономарёва. Она подчеркнула актуальность обсуждения событий Гражданской войны:
«История Донского Юга — это история собственно Гражданской войны, которая отражается на нас до сих пор. Кому, как ни нам, сейчас говорить о том, что происходило в те годы: о противостоянии».
В свою очередь, научный сотрудник ЮНЦ РАН, профессор кафедры отечественной истории XX—XXI вв.еков ИИМО ЮФУ Андрей Венков рассказал о том, какие события связывают дроздовцев с Ростовом-на-Дону, и отметил некоторые особенности этого подразделения:
«История дроздовских войск очень тесно связана с историей города Ростова. Действительно, город Ростов и Новочеркасск были итогом знаменитого похода с Румынского фронта. Даже была такая песня: „из Румынии походом шёл Дроздовский храбрый полк“. <…> Дроздовцы отличались от других частей Добровольческой армии тем, что это была стрелковая дивизия. И даже их военная форма с малиновым верхом символизировала стрелковые части старой русской гвардии. Они прекрасно дрались».
Ценность публикации воспоминаний Петра Михайловича Трофимова подчеркнул профессор кафедры «Новейшая история России» Института истории СПбГУ Александр Пученков:
«Я читал рукопись воспоминаний Трофимова ещё в Государственном архиве Российской Федерации много лет тому назад. Должен сказать, что это относится к лучшим образцам белогвардейской прозы. В каком плане? В том плане, что там присутствует и определённый литературный талант, и цепкая наблюдательность, и описание целого ряда ключевых сцен, которые я считаю важнейшими для понимания исторической драмы 1920 года».
Он добавил, что примером таких сцен можно считать описание знаменитого военного совета в Севастополе, на котором решался вопрос о том, кто возглавит Белое движение на Юге России после Антона Ивановича Деникина.
Подводя итоги мероприятия, Мария Пономарёва предложила провести конференцию по истории Гражданской войны, а также подготовить издание, посвящённое истории Гражданской войны на территории Донбасса.
Русская линия
«За верность Церкви и мужество»
Митрополит Черкасский Феодосий наградил защитников черкасского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы высшими епархиальными наградами
24 декабря 2023 года во время Божественной литургии в Архангело-Михайловском кафедральном соборе города Черкассы митрополит Черкасский и Каневский Феодосий наградил клириков и прихожан монастыря Рождества Пресвятой Богородицы, которые пострадали при нападении украинских националистов на обитель и получили травмы разной тяжести, сообщает пресс-служба Черкасской епархии УПЦ.
Представители духовенства и прихожане проявили особый героизм в противостоянии с захватчиками обители. 20 ноября люди в военной форме, выкрикивая угрозы в адрес прихожан, ворвались на территорию монастыря. При содействии полиции они совершили жестокое избиение верующих. Несколько защитников обители получили тяжкие телесные повреждения. Клирик монастыря иерей Сергий Пащенко был госпитализирован в больницу с диагнозом «перелом нижней челюсти». В дальнейшем священник в тяжёлом состоянии был доставлен в отделение челюстно-лицевой хирургии Черкасской областной больницы, где ему была сделана операция.
Другие пострадавшие были доставлены в третью городскую больницу Черкасс.
Нападавшие на обитель активно препятствовали проведению фото- и видеосъемки как на территории монастыря, так и возле больницы, разбивали и уничтожали мобильные устройства, насильно настаивали на удалении записанных материалов. Однако, ряд видеокадров всё-таки удалось со временем извлечь из разбитых телефонов, и эти страшные кадры облетели весь мир.
После длительного противостояния монастырь был силой захвачен, а пожилые монахини вместе с наместником викарием Черкасской епархии архиепископом Золотоношским Иоанном были выселены из своих келий на улицу.
В своей проповеди на Литургии митрополит Феодосий отметил особое мужество и смелость защитников монастыря. Пострадавшие от силового захвата обители были удостоены наград от управляющего Черкасской епархией. Клирик монастыря иерей Сергий Пащенко был удостоен права ношения золотого наперсного креста и награждён знаком отличия «За верность Церкви и мужество». Такие же знаки отличия — высшие награды Черкасской епархии, получили и другие пострадавшие, которые защищали черкасскую обитель, будучи преданными Богу и канонической Церкви.
Русская линия
«ПЦУ» — пустующая церковь Украины
Переход на новый стиль сыграл с украинскими раскольниками злую шутку — большинство храмов «ПЦУ» остались на Рождество 25 декабря полупустыми
На фоне полупустых храмов «ПЦУ» на Рождество, которое её представители впервые отмечали 25 декабря, а не 7 января, в Интернете начали массово расходиться сообщения о том, что переход украинских раскольников на новый стиль сыграл с ними злую шутку и «ПЦУ» теперь можно смело именовать не «православной», а «пустующей церковью Украины».
Так, Телеграм-канал «Перший козацький» опубликовал фото и видео «богослужений» раскольников, проходивших в захваченном ими Свято-Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Опубликованные кадры были сделаны на «рождественский сочельник» 24 декабря по новому стилю. На фото видно, что главный храм Лавры практически пуст. Кроме того, накануне «новостильного» Рождества, представители «ПЦУ» не совершали никаких религиозных мероприятий в Трапезном храме Лавры, сообщает портал «Raskolam.net».
«Вот и все собравшиеся сегодня на Рождественскую службу „ПЦУ“ в Киево-Печерской Лавре. Успенский собор — поруганная святыня, которую отобрали у православных христиан год назад. Святыня, которую из руин возрождала братия монастыря, и которую снова оккупировал советский заповедник. Там, где недавно молились тысячи христиан — пустота. Только несколько приверженцев „ПЦУ“ и Аврамий, предавший свою Церковь», — прокомментировали опубликованные фото и видео авторы канала.
Здесь же следует указать, что практически все захваченные раскольниками храмы Украинской Православной Церкви ныне пустуют. Не наблюдалось массового наплыва верующих на «католическое Рождество» и в храмах, которые давно пребывают в расколе. Календарная реформа «ПЦУ» отпугнула даже тех украинцев, которые всегда выступали с националистических позиций.
В украинских Телеграм-каналах расходится видео, на котором украинский военный жалуется с передовой, что капеллан «ПЦУ», прикреплённый к их подразделению, проклял тех украинских военнослужащих, которые решили традиционно отмечать Рождество по старому стилю. А таковых оказалось немало. «Я просто в шоке», — заявил военнослужащий, пояснив, что многие военные с восточной Украины и всегда ходили в храмы Украинской Православной Церкви.
Русская линия
На Западе отмечают Рождество Христово
Десять Поместных Православных Церквей, католики, протестанты и украинские раскольники празднуют сегодня Рождение Христа Спасителя
25 декабря по новому стилю в странах Западной Европы, на Ближнем Востоке, а также в США христиане встречают Рождество Христово. Праздник, который в России принято называть «католическим Рождеством», на самом деле отмечается не только католиками и протестантами, но и целым рядом Поместных Православных Церквей, перешедших с юлианского на новоюлианский стиль, согласно которому Пасха отмечается по старому стилю, а все остальные праздники по новому.
Несмотря на то, что только пять из пятнадцати Поместных Православных Церквей (Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская и Польская Православные Церкви, а также Святая Гора Афон) до сих пор живут по старому стилю и строго придерживаются юлианского календаря, по количеству верующих они многократно превосходят те десять Православных Церквей, что живут по новоюлианскому календарю и празднуют Рождество Христово 25 декабря.
Поэтому в сознании многих рождественские торжества на Западе по-прежнему остаются католическими, ведь число католиков в мире насчитывает более миллиарда человек, в то время как общее количество всех православных около 300 млн, и лишь меньшая часть из них празднует Рождество в конце декабря.
Следует также указать, что впервые в текущем году украинские раскольники также будут праздновать Рождество не 7 января, как раньше, а 25 декабря, как это делают на Фанаре. Официальной причиной такого перехода «ПЦУ» на новый стиль стало то, что, по их мнению, юлианский календарь Украине навязала Россия, а они не хотят праздновать «русское Рождество». Тем не менее, подавляющее большинство верующих на Украине продолжают придерживаться юлианского календаря и пойдут в храмы Божии на рождественскую службу 7 января.
Русская линия
Израиль не собирается щадить христианские храмы в секторе Газа
Еврейские власти заявили представителям Сената США, что «не могут гарантировать» безопасность находящихся в храмах гражданских лиц
Сенат Конгресса США по просьбе католических неправительственных организации направил Израилю письмо с указанием координат религиозных учреждений в секторе Газа и настоятельной просьбой не наносить по ним удары. Однако, это не спасло эти храмы от бомбардировок, сообщает ТАСС со ссылкой на газету Politico.
Как пишет газета, после начала конфликта на Ближнем Востоке Католическая служба помощи направила в Сенат письмо с координатами четырех зданий в Газе, которые служили убежищами для мирного населения. Позднее законодатели отправили эти сообщения еврейским властям, которые ответили, что «не могут гарантировать» безопасность находящихся внутри этих зданий гражданских лиц, и попросили религиозные организации покинуть занимаемые ими помещения. Однако НПО указали, что это невозможно, поскольку под их опекой находятся лица с ограниченными возможностями и пожилые люди.
Politico указывает, что два из четырех перечисленных зданий впоследствии попали под удары Еврейского государства. Одним из них стал храм латинского обряда в Газе, куда неоднократно звонил папа Римский Франциск.
В результате удара 16 декабря, как сообщил портал Vatican News, погибли две женщины, предположительно престарелая мать и дочь. По его данным, эта церковь окружена израильскими военными, которые оправдывают свои действия тем, что на её территории находятся ракетные пусковые установки.
Ранее израильская армия нанесла удар по комплексу Святого Порфирия — старейшему христианскому приходу в Газе. Храм был основан в 452 году и реконструирован во второй половине XIX века. Сообщалось, что в результате погибли 18 человек.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем известных русских историков М.М.Щербатова и А.Д.Нечволодова
Михаил Михайлович Щербатов родился 22 июля 1733 г., получив первоначальное образование дома, с 1750 г. служил в лейб-гвардии Семеновском полку, но после манифеста Петра III 1762 г., дающего дворянам право не служить, вышел в отставку. На гражданской службе, куда он скоро поступил, Щербатов имел полную возможность хорошо ознакомиться с тогдашним положением России. В 1767 г. он, в качестве депутата от ярославского дворянства, участвовал в комиссии для составления нового уложения, где, в духе данного ему избирателями наказа, отстаивал интересы дворянства и всеми силами боролся с либерально-настроенным меньшинством.
Занимался князь Щербатов и русской историей. Получив от Императрицы Екатерины II доступ в патриаршую и типографическую библиотеки, где были собраны списки летописей, присланные по указу Петра Великого из разных монастырей, Щербатов взялся за составление истории. К 1774 г. были изданы первые 4 тома «Истории Российской от древнейших времен» (всего труд князя насчитывал 7 томов, хронологически доходивших до свержения Василия Шуйского), а также другие исторические работы князя. В 1778 г. Князь был назначен президентом камер-коллегии, а с 1779 г. — сенатором. До самой своей смерти Щербатов продолжал интересоваться политическими, философскими и экономическими вопросами, излагая свои взгляды в ряде статей. Как публицист, он прославился, главным образом, как убежденный защитник дворянства. Из его многочисленных статей — «Разговор о бессмертии души», «Рассмотрение о жизни человеческой», «О выгодах недостатка» и др., особый интерес представляет его утопия — «Путешествие в землю Офирскую господина С. извецкого дворянина», излагающая взгляд князя на идеальное общество. Скончался М.М.Щербатов 12 декабря 1790 г.
Сегодня также день памяти выдающегося русского историка, военного и общественного деятеля генерал-лейтенанта Александра Дмитриевича Нечволодова, скончавшегося в эмиграции в 1938 г. Родился 25 марта 1864 г., происходил из дворян Екатеринославской губернии. Окончил 2-ю Петербургскую военную гимназию, в 1881 г. выдержал офицерский экзамен при Главном управлении военно-учебных заведений, в 1889 г. закончил Николаевскую академию Генерального Штаба. Служил на разных командных и штабных должностях, в ноябре 1903 — сентябре 1905 гг. военный агент в Корее. Участвовал в русско-японской войне и Первой мировой войне, кавалер ордена Св. Георгия 4-й ст., заслуживший его в победоносном бою, командуя бригадой, и награжденный им Государем Императором, по представлению Думы кавалеров этого ордена, с августа 1915 г. начальник 19-й пехотной дивизии, генерал-лейтенант. Одновременно с военной службой серьезно занимался историей, действительный член Императорского русского военно-исторического общества, автор сочинения «Сказания о Русской земле» в 4-х томах, вышедших в свет по воле Императора Николая II в 1913 г. Перед мировой войной подготовил специальный доклад о масонстве в Европе.
После отречения Государя революционным правительством был отрешен от должности начальника дивизии. В эмиграции жил и работал в Париже, сотрудничал с видными исследователями иудейства и масонства, группировавшимися вокруг газеты «Либр пароль» и издательства «Долой зло!». В 1924 г. Нечволодов выпустил на французском языке книгу «Николай II и евреи. Очерк о русской революции и ее связях со всемирной деятельностью современного иудаизма», в которой исследовались Сионские протоколы. В середине 1930-х гг. являлся негласным экспертом со стороны защиты на Бернском процессе по делу о Сионских протоколах. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев де Буа.
Русская линия