Игумения Ксения (Чернега): Более двухсот внештатных военных священников Русской Православной Церкви окормляют военнослужащих в зоне СВО
Руководительница Правового управления Московской Патриархии указала, что статус данных священнослужителей пока никак не регулируется законодательством
Руководительница Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) рассказала в интервью РИА Новости, что в вопросе обеспечения и правового оформления военного духовенства в российских войсках власти уже сделали довольно много, однако при этом остаётся немало и проблем, сообщает Патриархия.Ru.
Так, по словам матушки Ксении, размер содержания военным священникам в воинских частях на должности помощников командиров по работе с верующими будет повышен по сентябрьскому распоряжению правительства России.
«В сентябре сего года принято распоряжение правительства. „О принятии мер федеральными государственными органами, федеральными государственными учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета по увеличению с 1 октября 2023 года оплаты труда работников подведомственных учреждений“. Указанным распоряжением федеральным государственным органам поручается принять меры по увеличению с 1 октября 2023 года на 5,5% обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда работников, среди которых значится гражданский персонал воинских частей», — сказала игумения Ксения.
Данное распоряжение, пояснила она, распространяется в том числе на военных священнослужителей, состоящих на должностях помощников командиров воинских частей и являющихся гражданским персоналом Минобороны РФ.
Однако, обратила внимание матушка Ксения, сейчас военнослужащих в зоне СВО окормляют более двухсот внештатных военных священников Русской Православной Церкви, и их статус пока не регулируется законодательством РФ.
«Вне правового поля по-прежнему остаются внештатные военные священники, не состоящие на должностях помощников командиров воинских частей и направленные в зону СВО на основании удостоверений, выданных Синодальным отделом по взаимодействию с ВС. Общее количество таких священников — более 200 человек», — сказала игумения Ксения.
Руководительница Правового управления также сообщила, что в проработке сейчас находится проект документа о единовременных выплатах пострадавшему в СВО гражданскому персоналу воинских частей, а также семьям погибших гражданских служащих в размере 3 и 5 миллионов рублей, который будет распространяться и на военных священников.
«Проект предусматривает единовременные выплаты лицам гражданского персонала воинских частей, принимавшим непосредственное участие в обеспечении мероприятий специальной военной операции, получившим увечье (ранение, травму, контузию) при выполнении указанных мероприятий либо в случае их гибели — членам их семей. Упомянутые выплаты начисляются в размере 3 миллионов и 5 миллионов рублей соответственно», — рассказала игумения Ксения.
По её словам, проект документа распространяет свое действие на военных священников, занимающих должности помощников командиров воинских частей по работе с верующими военнослужащими, пострадавших в зоне СВО, а также на членов их семей.
Ранее председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл сообщил в интервью РИА Новости, что в армии есть 309 штатных должностей помощников командиров по работе с верующими военнослужащими и 34 штатные должности помощников начальников высших военных учреждений министерства обороны, на которых несут служение клирики Русской Православной Церкви.
В декабре 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с клириками Москвы и Московской области, совершившими командировки в зону СВО, рассказал, что от 15 до 25 штатных военных священников находятся на фронте в командировках единовременно, и решение о командировании в зону СВО внештатных священнослужителей было принято из-за того, что этого числа недостаточно.
Русская линия
Протоиерей Андрей Ткачёв: «Ленина нужно похоронить. Пусть не завтра, пусть спустя годы, но непременно»
Для верующих это будет покаянное переворачивание исторических страниц, а для поклонников Ленина — акт милосердия, считает известный православный священник
Известный православный проповедник протоиерей Андрей Ткачёв в своём Телеграм-канале коснулся темы необходимости захоронения трупа Ленина, который до сих пор находится на в мавзолее Красной площади столицы России.
Говоря о подвиге грузинского святого — архимандрита Гавриила (Ургебадзе), который в советские годы сжёг огромный портрет Ленина на здании кабмина Грузии, отец Андрей указал, что его мотивом было то, что «идолу кланяться нельзя», а у нас дети до сих пор играют в тени этого «бога».
«Был ли о. Гавриил прав? Был абсолютно, — написал отец Андрей. - Схема проста. Иисус есть долгожданный Мессия еврейского народа и Спаситель всех. Ленин стал «мессией» рабочего класса, этого «нового Израиля» и «спасителем пролетариата». Его нужно было канонизировать и его именем «освятить» все дела свои. Троцкий был против. Но Сталин и иже с ним понимали, что на место низвергаемого Бога нужно кого-то ставить. Всякий ставший на место Бога и Христа Божия есть идол. За ним и в нем бес прячется.
О Ленине говорили, что он «жил, жив и будет жить». Это перефразированное слово о Господе, которого в Откровении воспевают Ангелы и люди, как Того, Кто был, есть и грядет.
То есть по атрибутам это было ложное «божество», которое не может дать жизнь своим поклонникам. В тени этого «бога» до сих пор играют наши дети.
Ленина нужно похоронить. Пусть не завтра, пусть спустя годы, но непременно. Для верующих это будет покаянное переворачивание исторических страниц и прощание с массовым заблуждением. Для поклонников Ленина это будет акт милосердия к уважаемому ими человеку, чье тело, словно в знак проклятия, лишено обычного погребения.
Вообще плеяда «победителей», сожженных и бесчеловечно вмурованных в кремлевскую стену, это по факту плеяда заблудившихся и расписавшихся в своей бесплодной борьбе с Истиной. Такие расхваленные в соответственных книжках, они, на самом деле, такие слабые и проигравшие в схватке со смертью. И в их отношении становится видно, что Смерть есть благо (Григорий Нисский). Она крушит и позорит всё временное, лживое, претенциозное и наносное. А сильнее её только (!) Воскресший Христос, Которого одного можно и нужно славить, не боясь ошибиться.
За это уже — не считая исцелений и вразумлений многочисленных — большое спасибо мужественному отцу Гавриилу, любившему всех христиан и желавшему всем спасения".
Русская линия
Иерей Федор Лукьянов: Добровольный отказ частных клиник Крыма от проведения абортов является знаковым событием для России
Принятие федерального закона о запрете абортов в частных клиниках способно кардинально улучшить как демографическую ситуацию в стране, считает священник
Добровольный отказ частных клиник Крыма от совершения абортов защитит жизни детей и репродуктивное здоровье женщин в регионе и станет добрым примером для других регионов, считает председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Федор Лукьянов Иерей Федор Лукьянов, передаёт РИА Новости.
Ранее в четверг министр здравоохранения Крыма Константин Скорупский сообщил, что частные клиники Крыма официально уведомили республиканский Минздрав о своем добровольном отказе от оказания «услуг по прерыванию беременности».
По словам священника, есть основания полагать, что с отказом частный клиник от абортов уменьшится и число криминальных абортов, поскольку они «делаются, согласно данным правоохранительных органов, именно в частных клиниках».
«Надеюсь, решение Крыма станет ярким и добрым примером для других субъектов Российской Федерации, а Господь пошлет Свою особую помощь и защиту благословенному Крыму и каждому региону, вставшему на путь защиты жизни детей», — сказал отец Федор.
Он отметил, что другие регионы «подхватывают эту эстафету жизни», «всего около двух десятков регионов работают в этом направлении». В целом, по его данным, в регионах, где частных клиник с лицензией на аборт много — рождаемость низкая, и наоборот".
«Абортариев» во многих регионах в страны в десятки раз больше, чем роддомов. Эту ситуацию надо срочно менять, сочетая ограничительные и стимулирующие меры — убирая аборты из частных клиник и одновременно предоставляя беременной женщине максимально возможные меры государственной поддержки. Принятие федерального закона о запрете абортов в частных клиниках способно кардинально улучшить как демографическую ситуацию, так и состояние здоровья женщин и рожденных ими детей", — подчеркнул священник.
Говоря о стимулирующих мерах рождаемости, глава Патриаршей комиссии указал на усилия Церкви, которые «могут служить для властей регионов примером». «Русская Православная Церковь создала Дома для мамы, помогающие женщине в трудной ситуации спокойно выносить и родить малыша, более чем в 60 регионах страны. Приоритет на рождение детей — это признак жизнеспособности региона и страны в целом», — заключил собеседник агентства.
Русская линия
Храм святителя Николая Чудотворца в Софии вновь открыл свои двери верующим
В Болгарию прибыл новый начальник подворья Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Тыщук
Храм святителя Николая Чудотворца, который является подворьем и официальным представительством Русской Православной Церкви в Болгарии, вновь открыл свои двери для прихожан. В торжественном молебне, который провёл новый настоятель храма протоиерей Владимир Тыщук, приняли участие российские дипломаты во главе с послом Элеонорой Митрофановой и болгарские прихожане, сообщает ТАСС.
«Открываются двери этого намоленного, всеми любимого храма. За три дня, что я нахожусь в замечательной столице Болгарии, я убедился, сколько людей тянется к этому кладезю благодати Божьей, и, конечно, очень прискорбно было, когда этот кладезь был закрыт. Сегодня мы снова открываем этот источник, чтобы любой человек пришёл и прикоснулся к этому Божественному свету», — сказал отец Владимир, приветствуя прихожан.
«Бывают праздники, когда ликует сердце, бывают праздники, когда слезы наворачиваются на глаза. Сегодня наши сердца испытывают и то, и другое. Мы снова будем иметь возможность здесь молиться, и эта молитва будет объединять наши сердца, сердца двух замечательных братских народов. Будем стараться, чтобы этот храм становился всё лучше и лучше», — продолжил отец настоятель.
«Открытие храма — очень важное и значимое событие. Этот храм любят все софийцы, это храм, в котором находятся мощи святителя Серафима, к которому приходят люди в сложные и радостные моменты своей жизни. Будем надеяться, что все будет хорошо», — прокомментировала открытие храма посол России Элеонора Митрофанова.
Отвечая на вопросы журналистов, она подчеркнула, что храм святителя Николая принадлежит России и тут нет никаких сомнений.
«Храм принадлежит России. России была в свое время подарена и земля, где были построены и Русская церковь, и Дом Москвы, бывшее посольство царской России в Болгарии. На эту собственность мы имеем все необходимые документы, в том числе нотариальный акт на право собственности», — указала Митрофанова.
После торжественного молебна прихожане поклонились мощам святителя Серафима, похороненного в крипте Русской Церкви.
Начиная с субботы храм святителя Николая в Софии возобновит свою деятельность в полном объёме.
В сентябре Государственное агентство национальной безопасности Болгарии выдворило из страны трех представителей Русской Православной Церкви во главе с настоятелем подворья в Софии архимандритом Вассианом. В связи с физической невозможностью продолжать работу Русская церковь в Софии до прибытия нового настоятеля была закрыта. Священный Синод Русской Православной Церкви позднее назначил на эту должность клирика Венской и Австрийской епархии протоиерея Владимира Тыщука.
Тем временем прокуратура Болгарии рекомендовала министерству регионального развития и благоустройства оспорить в суде право собственности посольства России на Русскую церковь, утверждая, что для этого есть юридические основания. Соответствующая проверка продолжается.
МИД России определил инициативу как «проявление враждебности со стороны Софии», о чем заявила на брифинге официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова.
Русская линия
Епископ Верейский Пантелеимон: Главной темой Общецерковного съезда станет помощь беженцам и пострадавшим на Донбассе и в зоне СВО
В Москве пройдёт XI Общецерковный съезд по социальному служению, в котором примут участие более тысячи человек из России и других стран
12−15 ноября 2023 года в Москве соберётся Общецерковный съезд по социальному служению. В нём примут участие более тысячи человек из России и других стран: руководители благотворительных организаций, социальных отделов епархий и сестричеств милосердия. Главной темой станет помощь беженцам и пострадавшим в зоне СВО, в том числе в больницах и госпиталях. Также участники съезда обсудят вопросы помощи бездомным, детям-сиротам, людям с инвалидностью, зависимым от алкоголя и наркотиков, сообщает РИА Новости.
Председатель Синодального отдела Русской Православной Церкви по благотворительности епископ Верейский Пантелеимон (Шатов) указал на пресс-конференции в Международном мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня», что Русская Православная Церковь намерена расширять свою помощь нуждающимся в зоне боевых действий и надеется на консолидацию в этом вопросе всех благотворительных организаций.
В связи с этим 24 августа 2023 года Св. Синод Русской Православной Церкви учредил Патриаршую гуманитарную миссию на территориях ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей.
«Эта миссия была создана решением Священного Синода в конце лета, и она создана для того, чтобы помочь людям, которые пострадали от военных действий на новых территориях. Это и мирные жители, которые пострадали из-за наводнения после подрыва ГЭС. Это и воины, которые там находятся в больницах и в госпиталях. Это и люди, которые потеряли свое жилье. Это и дети, у которых нет учебников. Задача миссии объединить всех людей доброй воли, которые помогают на новых территориях. Мы встречались с руководителями этих территорий, обсуждали вопросы взаимодействия. Это разные организации: и недавно созданный фонд „Защитники Отечества“, это и епархии нашей Церкви. Это и простые люди, которые хотят помочь. Это другие общественные организации. Надеюсь, что мы на съезде обсудим, и деятельность миссии принесёт больше радости людям, которые нуждаются в помощи», — сказал владыка.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память святителя Димитрия Ростовского и вспоминаем видного государственного деятеля А.Ф.Трепова
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук.
9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. 23 мая 1675 года черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия во иеромонаха.
В течение нескольких лет отец Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру.
Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (Житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим.
Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.
Как и прежде, он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом. В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей. Причисление святителя Димитрия, митрополита Ростовского к лику святых совершилось 22 апреля 1757 года.
Сегодня день памяти видного государственного деятеля Царской России, члена Государственного Совета, статс-секретаря Александра Федоровича Трепова, скончавшегося в изгнании в 1928 году.
Он родился 15 сентября 1862 г. в Киеве в семье знаменитого Петербургского градоначальника генерала от инфантерии Ф.Ф.Трепова (1809−1889), его братья Федор (1854−1938), Дмитрий (1855−1906) и Владимир (1860−1918) занимали видные посты в государственном аппарате Российской Империи. Получил образование в привилегированном Пажеском корпусе, в 1880−89 гг. служил в армии, вышел в отставку в чине поручика. Служил в Министерстве внутренних дел и на выборных должностях по дворянскому самоуправлению, с 1905 г. — егермейстер Высочайшего двора; с 1906 г. — сенатор; с 1914 г. — член Государственного Совета, где был одним из руководителей правой группы; с 1915 г. — член Особого совещания по обороне. 1 января 1916 г. назначен министром путей сообщения, 10 ноября 1916 г. — председателем Совета министров. Правые связывали с Треповым большие надежды, поскольку он имел репутацию энергичного и волевого деятеля, однако 27 декабря 1916 г. он вышел в отставку, не желая работать вместе с министром внутренних дел А.Д.Протопоповым. В февральские дни 1917 г. Трепов с двумя другими видными правыми деятелями князем А.А.Ширинским-Шихматовым и Н.А.Маклаковым пытался побудить правительство к более активным действиям по противодействию революции, предлагая председателю Совета министров князю Н.Д.Голицыну ввести осадное положение, но их предложение было отвергнуто.
В первые дни после победы революции, когда шли массовые аресты правых деятелей, скрывался, затем легализовался. Аресту не подвергался. После захвата власти большевиками жил некоторое время в Петрограде, затем в 1918 г. выехал в Финляндию, где стал во главе Русского комитета, который ставил своей целью восстановление монархии в России. Однако под давлением стран Антанты (Трепов слыл германофилом) и руководителей Белого движения вынужден был отойти от дел, уехал в Германию, затем после революции в Германии перебрался в Париж. Был руководителем монархического движения во Франции, членом Высшего монархического совета — руководящего органа монархистов в эмиграции, поддерживал великого князя Николая Николаевича, в 1926 г. член Бюро Зарубежного съезда в Париже. Трепов был членом приходского совета Александро-Невской церкви в Париже. Похоронен на русском кладбище в Ницце.
В этот день в 1917 г. Поместный Собор Российской Православной Церкви принял историческое решение о восстановлении Патриаршества в России.
Русская линия