Святейший Патриарх Кирилл: Хотел бы выразить поддержку усилиям Иерусалимского Патриархата по умиротворению ситуации на Святой Земле
В Москве прошла встреча президента России Владимира Путина с представителями религиозных объединений России
25 октября 2023 года в Екатерининском зале Кремля прошла встреча президента России Владимира Путина с представителями религиозных объединений России. Во встрече принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. После выступления В. Путина к главе государства и ко всем собравшимся обратился Предстоятель Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.Ru.
В своём слове Его Святейшество коснулся темы военного конфликта на Ближнем Востоке:
«Конечно, особую озабоченность сегодня вызывает у многих конфликт, который с новой силой вспыхнул в Восточном Средиземноморье. На протяжении столетий к этому региону было приковано внимание верующих всех авраамических традиций. Иерусалим был и остается священным городом для христиан, для иудеев и для мусульман. Территория Палестины, Израиля — это Святая Земля, на которой происходили важнейшие события мировой истории, прежде всего непосредственно связанные с общением Бога и человека.
Исторически Россия поддерживает самые тесные связи со Святой Землей, стремится сохранять там русское присутствие, история которого исключительно богата фактами и событиями. Многочисленные письменные свидетельства, а также культурные артефакты указывают, что паломничество в Иерусалим было одним из наиболее желанных и значимых событий в жизни благочестивых русских людей.
Именно обеспечение самой возможности посещения Святой Земли широкому кругу наших соотечественников было одной из главных целей учреждения более 140 лет назад решением Императора Александра III Императорского Православного Палестинского Общества. Эта организация, несомненно, внесла значительный вклад в поддержку палестинского народа, прежде всего в образовательной и социальной сферах. Создавались школы, приюты, больницы, т. е. осуществлялась очень значительная благотворительная деятельность, направленная на поддержание местного населения.
Отрадно, что сегодня традиционные взаимосвязи России и Святой Земли продолжают развиваться. Хотел бы особенно отметить, что наше государство стремится поддерживать исторически сложившиеся связи и традиции, а также культурное взаимодействие со странами и народами Ближнего Востока.
Наша нынешняя встреча проходит в очень непростое время, хотя не знаю, бывают ли простые времена. Сегодня в мире разворачивается множество конфликтов. Их следствием становится появление новых угроз мирному сосуществованию народов и стран, разрушаются дружественные, добрососедские отношения, испытываются на прочность устоявшиеся связи представителей различных культур и религий, потому что и религии также втягиваются в эти конфликты.
События последних недель вызывают наибольшее опасение, потому что затрагивают сложнейший вопрос соотношения и взаимодействия двух древних авраамических религий — ислама и иудейства. Хотел бы выразить признательность Вам как Президенту Российской Федерации, государственному руководству России за последовательную миротворческую позицию в связи с проблемами урегулирования ближневосточного конфликта. Трудно сказать, что было бы на Ближнем Востоке, если бы не эта миротворческая роль России, и только слепой может не видеть того, что именно от этой роли во многом зависит стабильность и спокойствие, насколько это возможно, на Святой Земле.
Искренне убежден, что у нас, представителей разных религий России, у государственных властей и общественности имеется общая заинтересованность в том, чтобы межрелигиозный и межкультурный диалог служил созиданию мира и достижению согласия. Мы все хотим, чтобы отношения между верующими традиционных религий были взаимоуважительными и доброжелательными. Для этого у нас есть необходимые прочные основания в виде нравственного консенсуса, общего понимания, чтó есть добро и чтó есть зло. Вот это фундаментальный момент. У нас в каком-то смысле общая система нравственных ценностей, конечно, окрашенная в некие культурные, конфессиональные тона, но по сути различение добра и зла в наших религиях одно и то же.
Религии не должны служить делу ненависти, призывы к которой звучат сегодня, к сожалению, от радикальных религиозных групп. Думаю, все присутствующие здесь духовные лидеры согласятся с утверждением, что идеи человеконенавистничества никак не могут ассоциироваться с религией. Более того, по своей внутренней природе эта идея есть несомненное порождение врага рода человеческого — диавола, который ненавидит добро.
Мы, лидеры традиционных религий России, хорошо осознаём весь трагизм происходящего сегодня на Ближнем Востоке, а потому мы не имеем права допустить в нашей стране призывов ко вражде и проявлениям ненависти на религиозной почве. И, слава Богу, за исключением каких-то совсем маргинальных групп ничего подобного в России не имеет места.
Конфликт на Святой Земле не должен отразиться на отношениях между религиозными общинами, в том числе в России. Наши единоверцы видят нас, сидящих сегодня за одним столом, в диалоге друг с другом и с главой государства. Это уникальный пример того, как взаимодействует Российское государство с религиями, представленными на территории России.
Мы вместе свидетельствуем об отсутствии принципиальных разногласий, в том числе по вопросам, связанным с общественной жизнью. Более того, как я уже сказал, у нас много общего в вопросах нравственности, а общим врагом мы считаем грех — подлинное зло, поражающее душу человека. Конечно, светская этика и, тем более, светское право не оперируют понятием «грех», но оперируют понятием «нарушение закона». А грех есть нарушение Божиего Закона, который лежит в основе человеческой нравственности. Именно на основе человеческой нравственности, исторически сформировавшейся во многих культурах, и возникает право. Поэтому существует, конечно, глубинная связь между религиозными ценностями, религиозной верой и правом.
Ныне, к сожалению, имеют место провокационные действия, направленные на усугубление ближневосточного конфликта путем дегуманизации противоположной стороны с использованием информационных ресурсов. Для устранения этой угрозы необходимо широкое и непредвзятое освещение ситуации. Очевидно, что Россия, последовательно отстаивая принцип уважения законных интересов каждой стороны и всемерно поддерживая стремление гражданского населения Израиля и Палестины к утверждению прочного справедливого мира, своей позицией содействует поиску путей прекращения вооруженного конфликта и восстановлению диалога политических оппонентов.
Вместе с тем, невозможно не сказать, что любые удары по гражданским учреждениям и религиозным святыням достойны самого решительного осуждения. Может быть, именно поэтому и подвергаются нередко религиозные объекты таким нападениям, чтобы спровоцировать и ожесточить сердца людей и тем самым сделать конфликт более жестоким. К сожалению, в последние дни было немало новостей подобного рода. Иерусалимская Православная Церковь, которая окормляет христиан, проживающих по обе стороны противостояния, придерживается позиции принципиальной и последовательной: гражданские лица не должны становиться целью вооруженных атак, им необходимо оказывать помощь и поддержку. Хотел бы вместе с Вами, Ваше Превосходительство, а также с братьями, которые сегодня здесь присутствуют и участвуют в этом разговоре, выразить совместную поддержку усилиям Иерусалимского Патриархата, возглавляемого Патриархом Феофилом, и призвать всех не ослабевать в молитвах и в наших дальнейших совместных усилиях по утверждению прочного и справедливого мира на Святой Земле. Святая Земля — это наше общее сокровище, духовное, культурное, историческое, и потому мир на Святой Земле — наша общая ответственность и наша забота".
Русская линия
В Русской Православной Церкви просят власти Москвы увековечить память Петра Мамонова
На доме, где родился и жил известный российский актёр, сыгравший старца отца Анатолия в фильме «Остров», предлагается установить мемориальную доску
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил мэру Москвы Сергею Собянину письмо с ходатайством об установлении мемориальной доски известному русскому актёру Петру Мамонову на доме, где он родился и жил, сообщает Патриархия.Ru.
«На мое имя поступило обращение от семьи Петра Николаевича Мамонова — выдающегося деятеля искусств, талантливого артиста, известного музыканта и писателя, скончавшегося два года назад. Близкие почившего просят ходатайствовать об установке памятной таблички на доме, где он родился и жил: Москва, Большой Каретный переулок, д. 17 стр. 1», — сообщается в письме Его Святейшества.
Святейший Владыка поддержал эту инициативу, отметив, что «творческое наследие Петра Мамонова, включающее немало ярких и по-настоящему знаковых работ в театре и кино, действительно является важным и заметным вкладом в отечественную культуру XX—XXI вв., в свидетельство о христианских нравственных ценностях».
По словам Его Святейшества, сохранение памяти о Петре Мамонове — человеке, глубоко и искренне любившем Россию, который был верен своему призванию и немало сделал ради укрепления традиционных основ в жизни народа, «стало бы не только данью благодарности этому замечательному и одаренному артисту, но и добрым, вдохновляющим примером для наших соотечественников».
«Принимая во внимание изложенное, предлагаю установить посвященную П.Н. Мамонову мемориальную доску на доме по адресу: Москва, Большой Каретный переулок, д. 17 стр.1», — заключил Предстоятель Русской Православной Церкви.
Русская линия
Планы Бессарабской митрополии Румынского Патриархата по поглощению Молдавской Церкви провалились
В Румынской Церкви негодуют в связи с решением Кишинёвской митрополии РПЦ извергнуть из сана молдавских священников, самовольно перешедших в Румынский Патриархат
Бессарабская митрополия Румынской Православной Церкви, действующая на территории Молдавии, опубликовала коммюнике, в котором высказала протест в связи с решением Синода Молдавской митрополии Русской Православной Церкви об извержении из сана шести священнослужителей, самовольно покинувших Молдавскую Церковь и перешедших в Бессарабскую митрополию, сообщает портал «Raskolam.net».
На фоне планов румынских властей включить в состав Румынии всю территорию современной Молдавии в Румынской Церкви надеются, что при помощи всевозможных инсинуаций, давления извне и откровенного подкупа им удастся переманить священнослужителей Молдавской митрополии к себе и тем самым серьёзно ослабить Молдавскую Православную Церковь. Именно поэтому жёсткое решение молдавского Синода вызвало такое возмущение и негодование среди румын.
«Русская структура в Кишиневе становится абсурдной и нелепой уже своим названием, предполагая, что она будет обладать авторитетом в регионе с православной историей, культурой и самобытностью, глубоко укорененной в румынской духовности», — говорится в коммюнике.
В то же время, в Бессарабской митрополии предложили священникам Молдавской митрополии, «оставив рабское положение», переходить в Румынский патриархат. Кроме того, в Бессарабской митрополии пообещали приложить все усилия, чтобы «все православные общины Молдовы вернулись в лоно Матери-Церкви».
Понять разочарование представителей Бессарабской митрополии не сложно — в Бухаресте надеялись, что прошедший 25 октября Синод Молдавской Церкви примет решение о выходе из состава Русской Церкви и переходе в Румынский Патриархат. Однако, этого не случилось, даже несмотря на серьёзную кампанию румынских и молдавских СМИ по этому поводу. Напротив, активных зачинщиков этого движения в Молдавской Церкви извергли из сана.
Накануне Синода румыны серьёзно надеялись рассорить молдавское священноначалие с церковной Москвой и прикладывали для этого неимоверные усилия. В СМИ было даже опубликовано обращение митрополита Кишинёвского Владимира на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 5 сентября 2023 года, в котором владыка высказал целый ряд претензий Предстоятелю Русской Православной Церкви.
Тем не менее, это нисколько не повлияло на предельно жёсткие решения Молдавского Синода по перебежчикам. При этом нельзя исключать, что в Московском Патриархате со вниманием отнеслись к письму владыки Владимира и нашли нужные решения для того, чтобы хотя бы отчасти снять его обеспокоенности.
Нам доподлинно неизвестно, с чем конкретно были связаны столь кардинальные кадровые перемены в Московской Патриархии, принятые на Синоде 11 октября 2023 года, но вполне вероятно, на них могло повлиять и обращение Кишинёвского митрополита.
Русская линия
Никита Михалков: Почему мы последовательно следуем за «просвещённой Европой», которая отменяет празднества на Рождество, чтобы не обидеть мигрантов?
Известный режиссёр в эфире своей авторской программы «Бесогон ТВ» высказался о проблеме мигрантов в России и вытравливании христианских крестов из российской символики
Известный российский режиссёр Никита Михалков в очередном выпуске своей программы «Бесогон ТВ» с названием «Если Бога нет, то всё дозволено» коснулся темы мигрантской преступности в России и отметил, что данной темой активно занимаются зарубежные фонды и таким образом пытаются взорвать нашу страну изнутри.
«Я не устаю удивляться столице нашего Урала — Екатеринбургу, — сказал Никита Михалков. — Мало того, что там в торговом центре появился анус и детям можно рассказывать и показывать, какие заболевания существуют в прямой кишке, но там собираются строить медицинский центр специально для таджиков. Об этом сказал генеральный консул Таджикистана в Екатеринбурге Зафар Сайизода. Прислушайтесь внимательно: медицинский центр в Екатеринбурге для граждан таджикской национальности».
«Трудно себе представить, чтобы в крупном городе Таджикистана построили такой же центр исключительно для русских. Да что там в Таджикистане! В России был бы невозможен проект строительства центра, где будут обслуживать только русских», — выразил уверенность Никита Михалков.
«Возможно ли здесь, у нас, построить медицинский центр для русских? Вот как к этому отнесутся русские же, кстати? Нет, при одном условии, я бы согласился на то, чтобы был построен таджикский медицинский центр. В Ельцин Центре. Вот, это вот самое идеальное место, которое будет всегда напоминать, как был развален Советский Союз. Только даже для этого, я думаю, что устроить медицинский центр для таджиков в Ельцин Центре было бы совершенно справедливо», — сыронизировал Никита Михалков.
При этом известный режиссёр заметил, что некоторые российские чиновники и часть российской элиты своими действиями или бездействием лишь способствуют тому, чтобы в России вспыхнул этно-религиозный конфликт. В качестве конкретного примера он привёл ситуацию с христианской символикой, которой почему-то стали стыдиться чиновники.
«Поразительно, мы даже не пытаемся себя защитить. Мы даже не пытаемся вообще отстоять свою позицию какую-то, убедить кого-то, мы словно извиняемся всё время. Недавно разразился скандал. Оказывается, на цифровом гербе России на сайте Кремля исчезли кресты. Ну как это вообще возможно?, — возмутился Никита Михалков.
Дизайнеры господа Сергей Шапиро и Артём Геллер, авторы обновлённого цифрового герба Российской Федерации, написали, что дело якобы в технических деталях, в микроскопическом размере рисунка в пикселях и так далее и так далее. И назвали нас, возмутившихся, «болезными фанатиками». Ну, вот как это? Это что случайность, произвол? Нет. Оказывается, это планомерное выдавливание крестов из нашей символики. Это планомерная вещь.
В Новгородской области жители голосуют за эмблему области — монумент тысячелетия России, но в итоговом варианте организаторы убирают с него христианские символы — кресты. То есть в той версии, за которую голосовали жители Новгорода, они были, а потом исчезли. Этот конкурс был организован Общественной палатой Новгородской области, а технический организатор — Центр развития городской среды Новгородской области.
А потом неожиданно совершенно люди заметили, что на рекламе «Московских сезонов» изображён храм Василия Блаженного без крестов. Ладно, «фанатики», «религиозные», «эти христиане», «православные» — мы всё это проходили, всё это я слышал. Но тут дело даже не в религиозном самосознании, а в авторском праве. Кто смеет нарушать авторское право зодчего из Пскова Постника Яковлева? Кто? Этот храм стоит 462 года, построен по указу Ивана Грозного в честь присоединения Казанского ханства. Кто имеет право касаться этого? Кто имеет право импровизировать по этому поводу?
Притом, что в этом плохого, если в Элисте на гербе — буддийский символ, в Чечне — исламский? В этом сила страны, в этом уважение друг к другу. Но тут более важные задачи, здесь не просто обидеть зодчего, а вытравить, вымыть, аккуратно забыть то, что требуется забыть. Для того, чтобы добиваться поставленных целей по разрушению России. И мы аккуратно, очень последовательно следуем за «просвещённой Европой», которая отменяет празднества на Рождество, чтобы не обидеть мигрантов. Вспомните, как Анналена Бербок (глава МИД Германии — РЛ) стыдливо сняла крест в зале, где было совещание. Почему? На всякий случай. И опять Ф.М. Достоевский: «если Бога нет, всё дозволено».
Русская линия
Украинская Православная Церковь идёт путём исповедничества
Антиохийский Патриархат высказался в поддержку гонимых на Украине верующих канонической Церкви
Гонимая властями Украинская Православная Церковь идёт путём исповедничества. Об этом сказано в заявлении по итогам заседания Священного Синода Антиохийской Православной Церкви, проходившего под председательством Блаженнейшего Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Иоанна X в Баламанде (Ливан) с 16 по 21 октября 2023 года, сообщает портал «Православная жизнь».
В ходе заседания члены Синода «повторили свой призыв к прекращению войн и конфликтов во всём мире, особенно на Украине», «помолились о Митрополите Онуфрии, Предстоятеле Украинской Православной Церкви, идущей путём исповедничества, чада которой подвергаются гонениям со стороны местных властей за веру».
Обсудив ситуацию в православном мире, члены Синода «призвали все Церкви объединиться и примириться, подчеркнув, что Православие превосходит национальности, чтобы провозглашать славу Божию в Его творении».
«Отцы просят Иисуса Христа, Господа мира и Бога всякого утешения, искоренить Своей милостью силу войны и дикость зла, исцелить раны страждущих и скорбящих в мире сем, который тоскует и жаждет Его сладкого мира», — сказано в итоговом заявлении.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем известного учёного, богослова и писателя Н.П.Гилярова-Платонова
Сегодня мы вспоминаем известного ученого, богослова, писателя и публициста Никиту Петровича Гилярова-Платонова, отошедшего ко Господу 13 октября 1887 года — в день прп. Никиты исповедника.
Он родился 23 мая 1824 г. в Коломне в семье священника П. Никитского, служившего в церкви мч. Никиты (откуда и происходила его фамилия). Обучаясь в семинарии, а затем и в Московской духовной академии, будущий писатель вместе с образованием получил и свою фамилию — фамилия «Гиляров» была образована от латинского hilaris — веселый, а вторая часть фамилии — «Платонов» досталась ему к лучшему студенту, удостоившемуся стипендию имени митрополита Платона (Левшина).
Получив духовное образование, Гиляров-Платонов был оставлен в академии бакалавром по кафедре герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах, на которой преподавал в течение семи лет. Покровительствовал ему Московский митрополит Филарет (Дроздов), которого Гиляров-Платонов считал своим духовным отцом и учителем.
С 1855 г. Гиляров-Платонов служил в Министерстве народного просвещения (МНП), являясь цензором книг научного и духовного содержания. Вскоре Я.И.Ростовцев, председатель комиссии по выработке положения об улучшении быта крестьян, привлек Гилярова-Платонова к составлению «Свода печатных мнений по крестьянскому вопросу». Одновременно Гиляров-Платонов продолжал служить и в МНП где подготовил записку для министра с предложением использовать духовенство для распространения грамотности в народе, при оказании ему государственной поддержки. Проект Гилярова-Платонова лег в основу создания церковно-приходских школ, расцвет которых пришелся на 1870−90 гг., на время руководства Св. Синодом К.П.Победоносцева. В августе 1863 г. Гиляров-Платонов стал управляющим московской синодальной типографией, участвовал в разработке «Временных правил о печати» (1865), по которым русская пресса жила вплоть до 1905 г.
С конца 1867 г. Гиляров-Платонов стал издавать в Москве собственную газету «Современные известия». Вскоре он полностью оставил службу и занялся журналистикой. Помимо «Современных известий», которые Гиляров-Платонов издавал до конца своих дней, он также редактировал еженедельный иллюстрированный журнал «Радуга», сотрудничал практически во всех славянофильских изданиях, особенно в журналах и газетах И.С.Аксакова. Свои взгляды публицист определял как «близкие, но не тождественные» славянофильству. «Современные известия» сразу заняли заметное место в тогдашней русской прессе, выделяясь твердой защитой истинно русских охранительных начал. К 1880-м гг. в русской национальной прессе сложился своеобразный триумвират ведущих публицистов и идеологов, во многом определяющих духовную атмосферу в стране — М.Н.Катков, И.С.Аксаков и Гиляров-Платонов. Но если Катков делал упор на защиту интересов государства и незыблемости самодержавия, а Аксаков занимался преимущественно проблемами славянства и сохранения национальной культуры, то Гиляров-Платонов особое внимание обращал на духовную жизнь общества и вопросы религиозного просвещения. Таким образом, Гиляров-Платонов отстаивал Православие, Катков — Самодержавие, а Аксаков — Народность. В результате трудов триумвирата в 1880-е гг. в общественном сознании стали доминировать православно-монархические настроения, сменившие нигилистические и западнические теории.
Гиляров-Платонов также занимался философией, в частности критически разбирая труды Гегеля и вообще западных философских школ. Интересовался Гиляров-Платонов и теоретической политэкономией, считая, что не производитель, а потребитель должен быть владыкой хозяйственной жизни. Однако ни при жизни, ни посмертно научные заслуги Гилярова-Платонова не были оценены и он так и остался по словам С.Ф.Шарапова «неопознанным гением».
Скончался Гиляров-Платонов в Санкт-Петербурге, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, по соседству с могилами М.П.Погодина и С.М.Соловьева. По справедливым словам В.В.Розанова, в Н.П.Гилярове-Платонове «открывался чрезвычайный ум, показывался глубокий мыслитель, которого Россия не успела заметить у себя».
Русская линия