Русская Православная Церковь выразила решительный протест против необоснованного выдворения из Болгарии своих священнослужителей
Заявление Службы коммуникации ОВЦС в связи с высылкой властями Болгарии настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Софии
21 сентября 2023 года власти Болгарии обязали настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрита Вассиана (Змеева), секретаря подворья протоиерея Евгения Павельчука и сотрудника подворья покинуть территорию страны в течение 24 часов под ложным предлогом того, что их пребывание в Болгарии «представляет угрозу для государственной безопасности», сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
В связи с этим в ОВЦС выступили со следующим заявлением:
«Русская Православная Церковь заявляет решительный протест против необоснованного выдворения из Болгарии своих представителей. Выдворение священнослужителей, призванием которых является служение Богу и людям, проповедь мира и братства между народами, — возмутительное деяние, продиктованное русофобскими мотивами и желанием перечеркнуть славные страницы общей истории Болгарии и России.
Русский храм святителя Николая в Софии, при котором расположено подворье Русской Православной Церкви, на протяжении последних ста лет является символом духовного единства наших братских народов. Его история тесно связана с важнейшими событиями новейшей истории Болгарской Православной Церкви, в том числе с преодолением греко-болгарской схизмы и восстановлением болгарского Патриаршества. Прихожане подворья, среди которых было немало представителей русской эмиграции, оставили заметный вклад в болгарской богословской науке.
В крипте храма расположена гробница его бывшего настоятеля святителя Серафима (Соболева), широко почитаемого и в Болгарской, и в Русской Церквах. Поклониться его святым мощам ежедневно приходит множество православных христиан Софии и других городов. Нынешнее решение властей выражает и их неуважение к чувствам верующих, которые теперь лишены возможности посетить гробницу в связи с пресечением деятельности подворья.
Предпринятая властями Болгарии грубая мера полицейского произвола направлена на подрыв традиционно дружественных отношений между двумя Церквами-Сёстрами, имеет целью настроить друг против друга братские народы, связанные общей историей и единой верой. Уверены, что планы инициаторов этого оскорбительного деяния потерпят поражение. Московский и Болгарский Патриархаты сохранят свою укорененную в веках общность и не поступятся исторической памятью наших народов".
Отметим, что ранее отцу Вассиану (Змееву) запретили въезд и в Северную Македонию, что может означать, что данным вопросом активно занимались представители Госдепа США, которые по настоятельной просьбе Фанара и могли дать соответствующую команду болгарским и македонским властям.
Русская линия
Сегодня день памяти преподобных отцев Глинских
Часть почитаемых глинских старцев до сих пор, к сожалению, не канонизирована Украинской и Русской Православной Церковью
Сегодня Русская Православная Церковь отмечает память преподобных отцев Глинских, подвизавшихся в Рождества Пресвятой Богородицы Глинской пустыни в селе Сосновка Глуховского района Сумской области.
13 сентября 2017 года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых» память преподобных отцев Глинских была внесена в месяцеслов Русской Православной Церкви.
На Украине глинские старцы были прославлены решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 8 мая 2008 года. Позднее, 25 марта 2009 года, список глинских святых был дополнен, однако в него, к сожалению, так и не вошли известные глинские подвижники — схиархимандрит Иоанн (Маслов) и отец Виталий (Сидоренко).
Торжественное прославление Собора Глинских святых было совершено 16 августа 2008 года в Глинской пустыни священноархимандритом обители митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром.
В настоящее время в Собор глинских преподобных официально входят:
Прп. Василий (Кишкин), иеросхимон. (+ 1831)
Прп. Филарет (Данилевский), игум., настоятель (+ 1841)
Прп. Феодот (Левченко), мон. (+ 1859)
Прп. Макарий (Шаров), иеросхимон. (+ 1864)
Прп. Мартирий (Кириченко), мон. (+ 1865)
Прп. Евфимий (Любимченко), схимон. (+ 1866)
Прп. Досифей (Колченков) Благоговейный, мон. (+ 1874)
Прп. Илиодор (Голованицкий), схиархим. (+ 1879)
Прп. Иннокентий (Степанов), архим., настоятель (+ 1888)
Прп. Лука (Швец), схимон. (+ 1894)
Прп. Архип (Шестаков), схимон. (+ 1896)
Прп. Иоанникий (Гомолко), схиархим., настоятель (+ 1912)
Прп. Серафим (Амелин), схиархим., настоятель (+ 1958)
Прп. Андроник (Лукаш), схиархим. (+ 1974)
Прп. Серафим (Романцов), схиархим. (+ 1976)
Прп. Серафим (Мажуга), схимитр. (+ 1985)
Отметим, что в Свято-Вознесенском кафедральном соборе Новочеркасска, слева от главного входа, в специальном киоте находится святыня, связанная с отцом Виталием (Сидоренко), — епитрахиль и поручи старца. Все посетители собора могут к ним приложиться и помолиться у этой святыни, которая находится в ряду почитаемых икон новочеркасского храма.
Русская линия
Протоиерей Николай Балашов: Никаких претензий к Болгарской Православной Церкви у нас нет
В Русской Православной Церкви заявили, что не намерены требовать от российских властей высылки болгарских священнослужителей из России
Русская Православная Церковь не подвергнет подворье Болгарской Православной Церкви в Москве «ответным мерам» из-за высылки своих служителей из Болгарии, так как Болгарская Церковь не имеет отношения к действиям болгарских чиновников, заявил советник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов, сообщает РИА Новости.
Русская Православная Церковь накануне выразила протест против выдворения из Болгарии настоятеля подворья в Софии архимандрита Вассиана (Змеева) и двух служителей его храма. 21 сентября они были вызваны в иммиграционную службу Болгарии, где получили предписание в 24 часа покинуть страну как лица, представляющие угрозу для ее национальной безопасности.
Официальная представительница МИД России Мария Захарова назвала это вопиющим недружественным актом.
«Высылка наших церковных представителей из Болгарии — это проявление грубого произвола болгарских властей, к которому, однако, не имеет никакого отношения Болгарская Православная Церковь. Поэтому и со стороны Московского патриархата Никаких „ответных мер“, касающихся подворья Болгарской Православной Церкви в Москве, отнюдь не предполагается», — сказал отец Николай.
Подворье Болгарской Православной Церкви в Москве с 1948 года располагается в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах, построенном в 1654 году. Его настоятель и представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси — архимандрит Феоктист (Димитров).
Отметим, что со стороны Болгарской Православной Церкви пока не последовало никаких официальных комментариев в связи с антицерковными действиями болгарских властей.
Русская линия
Нанесён ракетный удар по штабу Черноморского флота в Севастополе
Всё говорит о том, что украинские власти стремятся спровоцировать Москву на жёсткие ответные действия
Сегодня украинскими военными при помощи западного ракетного вооружения был нанесён удар по штабу Черноморского флота в Севастополе. Об этом сообщил губернатор Михаил Развожаев в Telegram-канале, передаёт РИА Новости.
По предварительным данным, гражданская инфраструктура вокруг здания не повреждена, люди на улице не пострадали. Тем не менее, здание штаба оказалось сильно повреждено.
На месте ЧП создан оперативный штаб, работают спасатели и сотрудники других служб. В центре города из-за «специальных мероприятий» перекрыты дороги, глава региона призвал жителей туда не ездить.
Крылатые ракеты также сбиты над территорией Крыма, об этом сообщил глава региона Сергей Аксенов.
ВСУ регулярно проводят обстрелы и атаки БПЛА на приграничные российские территории. Так, Крым подвергся атаке в ночь на 21 сентября — по данным Минобороны, средства ПВО уничтожили 19 дронов.
О пострадавших в результате нынешней атаки пока не сообщается. Тем не менее, можно предположить, что они есть и потери значительные.
С военной точки зрения, удар по штабу в Крыму — это вызов, особенно, после того, как министр обороны России Сергей Шойгу обещал, что в случае такой атаки российская армия начнёт наносить удары по «центрам принятия решений» на всю глубину Украины.
Пока Зеленский находится в США, украинские военные максимально стремятся показать свою эффективность, а параллельно спровоцировать Россию на жёсткие ответные действия, что даст возможность команде Зеленского просить на Западе больше оружия и вообще отойти о давления с их стороны о необходимости начала мирных переговоров.
По сообщениям некоторых украинских Телеграм-каналов, в ходе недавней встречи Байден якобы из-за провального контрнаступления ВСУ потребовал от Зеленского готовиться с 1 ноября к переговорам с Кремлём, что для украинского президента смерти подобно. Это значит, что Киев будет стремиться всеми силами эскалировать конфликт, чтобы Москва даже заявить не могла о возможных переговорах.
Действительно, на фоне того, как горит российский штаб в Севастополе, заявления о том, что Кремль готов в любой момент сесть за стол переговоров с Зеленским кажутся неуместными.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы отмечаем память преподобного Иосифа Волоцкого и вспоминаем архиепископа Иннокентия (Беляева), профессора В.Е.Чернова, русскую героиню Р.М.Иванову
Преподобный Иосиф Волоцкий, в миру Иоанн Санин, родился 14 ноября 1440 года (по другим данным — 1439 год) в селе Язвище-Покровское, недалеко от города Волоколамска, в семье благочестивых родителей Иоанна (в монашестве Иоанникия) и Марины (в схиме Марии).
Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. За два года он изучил Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви. В двадцать лет Иоанн посетил Тверской Саввин монастырь, где познакомился с духовным наставником Варсонофием, и «мудре последуя совету и благословению прозорливаго и святаго старца Варсонофия, пришел еси в обитель преподобнаго Пафнутия и того умолил еси прияти тя в послушание».
В Боровском монастыре преподобный Пафнутий постриг юношу в иночество с именем Иосиф. Восемнадцать лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника. По преставлении своего учителя он был назначен игуменом Боровского монастыря, которым управлял около двух лет. В этой обители он ввел общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых иноков. Преподобный Иосиф вынужден был покинуть обитель и отправился в паломничество по русским святыням. Так он оказался в Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь он еще более укрепился в желании создать новое монашеское общежитие. Из Кирилло-Белозерского монастыря он удалился в Волоколамские пределы, где в 1479 году при слиянии рек Струги и Сестры в лесу основал обитель Успения Пресвятой Богородицы. В своем монастыре преподобный Иосиф ввел самое строгое общежитие и составил для него собственный устав, значительная часть которого взята из Устава преп. Нила Сорского.
Жизнь преподобного Иосифа не была легкой и покойной. В трудное для Русской Церкви время Господь воздвиг его как ревностного поборника Православия на борьбу с ересями и церковными несогласиями. Величайшим подвигом преподобного Иосифа стало обличение ереси жидовствующих, пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни. Как святые отцы и учители Вселенской Церкви изложили догматы Православия, возвышая свой голос против древних ересей (духоборческих, христоборческих, иконоборческих), так святому Иосифу возвещено было Богом противостоять лжеучению жидовствующих и создать первый свод русского православного Богословия — великую книгу «Просветитель».
На церковных Соборах 1490 и 1504 годов преподобный Иосиф выступил с обличением ереси жидовствующих, возникшей в Новгороде. Он решительно добивался осуждения упорствующих отступников. Кроме основного его сочинения «Просветитель», направленного против этой ереси, перу святого принадлежат также 24 послания к различным лицам, краткая и пространная редакции монастырского «Устава».
Преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников. Многие постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря были архипастырями и занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: митрополиты Московские и всея Руси Даниил и святой Макарий, архиепископ Вассиан Ростовский, епископы Симеон Суздальский, Досифей Крутицкий, Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский, святители Казанские Гурий и Герман, святитель Варсонофий, епископ Тверской.
Преподобный Иосиф преставился 9 сентября 1515 года и был погребен близ алтаря Успенского храма своей обители. Собором 1578 года преподобный Иосиф был причислен Церковью к местночтимым святым, а в 1591 году — к общерусским.
Сегодня день памяти вдохновителя создания Тамбовского Серафимовского Союза Русских Людей, экзарха Грузии, архиепископа Карталинского и Кахетинского Иннокентия (Беляева), скончавшегося в 1913 г. Он родился 23 сентября 1862 г. в семье священника во Владимирской епархии и в миру звался Иваном Васильевичем. Образование получил во Владимирской семинарии и Казанской духовной академии, которую закончил в 1885 г. со степенью кандидата богословия. Занимался преподавательской деятельностью в Тобольске. Овдовев, в 1895 г. принял монашеский постриг, рукоположен во иеромонаха, вскоре возведен в сан архимандрита и назначен ректором Литовской семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Ему удалось поставить на широкую ногу издательскую просветительскую деятельность. В 1899 г. хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. В феврале 1903 г. назначен на самостоятельную кафедру — епископом Тамбовским и Шацким. В Тамбове владыка принял самое деятельное участие в прославлении прп. Серафима Саровского и организации церковных торжеств. Будучи монархистом по своим убеждениям, владыка поддержал инициативу по организации Тамбовского Серафимовского Союза Русских Людей, лично отслужил молебен при торжественном открытии Союза в ноябре 1905 г. и благословил патриотов на борьбу со смутой. Тамбовский СРЛ был одной из самых активных монархических организаций в России. Владыка принимал участие в 4-м Всероссийском монархическом съезде в Москве в 1907 г. В 1909 г. назначен экзархом Грузии в сане архиепископа Карталинского и Кахетинского. Скончался в Петербурге от паралича сердца.
Сегодня также день памяти председателя Киевского Клуба Русских Националистов доктора медицины профессора Василия Егоровича Чернова. Он родился 2 марта 1852 г. в семье солдата в Тифлисской губернии. Образование получил в Воронежской гимназии и Императорской Медико-хирургической академии. Принимал участие в русско-турецкой войне, работал в Ясском эвакуационном бараке и госпитале Красного Креста в тылу действующей армии. В 1889 г. стал профессором по кафедре детских болезней университета Св. Владимира в Киеве. В 1892 г. стал директором Киевского Мариинского детского приюта, за заботу о «благоустройстве и обеспеченности» которого удостоился благодарности Государыни Императрицы, в 1896 г. назначен директором Бактериологического института в Киеве. Гроза, пронесшаяся над Россией, та грязь и позор, которые она за собой оставила, превратили Чернова в передового борца за русские национальные идеалы. В 1908 г. в Киеве был организован и стал активно действовать Клуб Русских Националистов под председательством Чернова, которому удалось сплотить передовые силы русской интеллигенции и духовенства. Взвешенность в суждениях и основательность в оценках сделали Клуб одной из ведущих патриотических организаций в России. Отвергая обвинения в адрес Клуба в «реакционности», Чернов писал: «Еще нелепее мысль, будто русский национализм в его теперешних стремлениях отождествляет себя с реакционностью. Его пытаются отождествить, но только те, кому русская национальная политика невыгодна, т.к. мешает осуществлению тех или иных планов». Однако обремененный занятиями в университете Чернов в апреле 1912 г. вынужден был сложить с себя звание председателя Клуба, а в ночь на 9 сентября профессор скончался.
Сегодня мы также вспоминаем сестру милосердия Римму Михайловну Иванову, бывшую единственной женщиной в России, награжденной за боевые отличия офицерским Военным орденом Св. Георгия 4-й степени (посмертно). Она родилась в Ставрополе 15 июня 1894 г. в семье казначея Ставропольской духовной консистории. В 1913 г. она окончила Ольгинскую гимназию и начала работать учительницей начальных классов в селе Петровском. Когда началась война 1914 года, то окончив курсы сестер милосердия 20-летняя девушка поступила на работу в епархиальный лазарет для больных и раненых воинов. Но уже в начале 1915 г. Римма Иванова добровольно ушла на фронт. Она была зачислена в 83-й пехотный Самурский полк сначала под именем санитара Ивана Михайловича Иванова, а потом и под настоящим своим именем. За мужество при спасении раненых (ей удалось вынести с поля боля около 600 воинов) девушка была удостоена солдатского Георгия IV степени и двух Георгиевских медалей. В августе 1915 г. Римма Иванова поступила в 105-й пехотный Оренбургский полк на Западном фронте, где полковым врачом служил ее брат Владимир. Солдаты горячо полюбили отважную девушку, называли ее «святой Риммой». 9 сентября в ходе контрудара Оренбургский полк пошел в очередную атаку у села Доброславки. В 10-й роте были убиты оба офицера, солдаты смешались, стали отходить. И тогда Римма Иванова, перевязывавшая раненых в гуще боя, поднялась и крикнув: «Вперед! За мной!», собрала вокруг себя тех, кто еще мог держать оружие и повела в атаку. Воодушевленные солдаты ринулись за ней, опрокинули врага и взяли сильную позицию. Однако Римма при этом была смертельно ранена. По словам очевидцев, последними ее словами были: «Боже, спаси Россию..» Указом Императора Николая II героиня была посмертно награждена офицерским орденом Св. Георгия IV степени. Это была единственная женщина, удостоенная такой награды. Прах ее был перевезен в Ставрополь. И хоронил ее весь город — возле Андреевского храма, где погребали всех местных героев. «..Да! Сестра милосердия стала предводителем воинства, совершила подвиг героя. Город наш, город Ставрополь! Какой славы сподобился ты! Франция имела Орлеанскую деву — Жанну д’Арк. Россия имеет Ставропольскую деву — Римму Иванову. И имя ее отныне будет вечно жить в царствах мира..», — сказал, провожаю героиню в последний путь протоиерей Семен Никольский. А местное духовенство даже поднимало вопрос о причислении девушки к лику святых. Для увековечения памяти Р. Ивановой было принято решение установить в Ставрополе памятник в ее честь, но оно так и не осуществилось: грянула революция, затем Гражданская война.
Русская линия