Русская линия
<< Полная сводка новостей от 20 сентября 2023 >>

Санкт-Петербургская епархия публикует протоколы допросов всех участников Петроградского процесса
Документы включают расшифрованные материалы следственного дела, касающиеся шести человек, прославленных в лике святых

Санкт-Петербургская епархия опубликовала протоколы допросов всех участников Петроградского процессаКомиссия по канонизации Санкт-Петербургской епархии продолжает расшифровку и публикацию материалов Петроградского судебного процесса 1922 года «Об изъятии церковных ценностей», сообщает ИА «Вода живая».

Материалы дополнены протоколами допросов трёх представителей духовенства, приговоренных к расстрелу — секретаря Общества православных приходов Николая Елачича, члена правления общества, профессора Дмитрия Огнева и викария Петроградской епархии, епископа Кронштадтского Венедикта (Плотникова). Таким образом, расшифрованы протоколы допросов всех участников процесса, приговоренных к «высшей мере наказания».

Расшифрованные документы публикуются на виртуальной выставке «Святые новомученики и исповедники на Петроградском процессе 1922 года» в разделе «Документы и публикации» http://vladimirskysobor-expo.ru/2022/novomucheniki1922.

Чтобы ознакомиться с разделом, нужно нажать на книгу на столе и в открывшемся списке выбрать интересующий файл.

Опубликованные документы включают расшифрованные материалы следственного дела, касающиеся шести человек, прославленных в лике святых, — священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, преподобномученика архимандрита Сергия (Шеина), мучеников Иоанна Ковшарова и Юрия Новицкого, священномученика протоиерея Михаила Чельцова и священноисповедника протоиерея Михаила Союзова, а также шести представителей духовенства и мирян, приговоренных к расстрелу с заменой на различные сроки заключения — протоиерея Николая Чукова (впоследствии митрополита Ленинградского и Новгородского Григория), протоиерея Леонида Богоявленского, Льва Парийского, епископа Венедикта (Плотникова) и других.

Расшифровка материалов Петроградского процесса продолжается.

Русская линия


Чудотворный Крест Христов из Годеново принесли на Донбасс
Русская Православная Церковь стремится духовно укрепить жителей Донецка и Луганска, продолжающих страдать от военных действий и постоянных обстрелов

Чудотворный Крест Христов из Годеново принесли на Донбасс19 сентября 2023 года, в праздник воспоминания чуда Архистратига Михаила бывшего в Хонех, митрополит Луганский и Алчевский Пантелеимон и епископ Луховицкий Евфимий совершили Божественную литургию в Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе, куда накануне из села Годеново Ярославской области России был доставлен чудотворный Крест Христов, сообщает Православие.Ru.

Принесение святыни на Донбасс проходит в рамках миссионерского Крестного хода, посвященного 600-летию явления Креста Господня близ села Годеново.

За Литургией Преосвященным архипастырям сослужило соборное духовенство. После сугубой ектении, были вознесены молитвы о Святой Руси и за болящих.

По окончании Литургии архипастыри, духовенство и верующий народ совершили поклонение Кресту Господню.

В своем слове по завершении богослужения владыка Пантелеимон подчеркнул значимость события, когда в дни испытаний верующий народ, уповающий на милость Божию, получает её через приобщение к источникам благодати.

Митрополит Пантелеимон выразил слова благодарности епископу Евфимию и его спутникам за труды по сопровождению святого Креста.

«Милость Божия и благодарение Господу за то, что мы сегодня имеем возможность объединить наши молитвы рядом с этим Крестом, преклонить наши колени в смирении, в послушании воле Божией и в благодарности Ему.

Дай Бог, чтобы Ваше путешествие по Донбасской земле было благополучным, и Вы принесли этим Крестным ходом мир, радость и утешение нашему народу, который терпеливо несёт свой жизненный крест, благодаря Бога за все испытания", — произнес архипастырь.

После ответного слова епископа Евфимия, архипастыри поблагодарили верующих за общую молитву и призвали на всех Божие благословение.

На протяжении всего дня в кафедральном соборе городское духовенство совершало молебны с чтением акафиста Кресту Господню.

Согласно запланированному графику, 20 сентября Годеновский Крест отправился для пребывания в Донецкую епархию.

Русская линия


Кого Господь хочет наказать, того лишает разума
Кипрская Православная Церковь, признавшая в лице своего Предстоятеля украинских раскольников, неожиданно поддержала уроки секспросвета в младших классах кипрских школ

Нет секспросвету!Воистину, кого Господь хочет наказать, того лишает разума. Истинность этого высказывания вновь стала очевидной после того, как архиереи Кипрской Православной Церкви неожиданно выступили не против, а за уроки секспросвета в кипрских школах, на чём ранее настаивали сочувствующие содомии еврочиновники и против чего выступали многие обеспокоенные родители. Причём речь идёт о секспросвете не только для учащихся старших классов, но всех возрастов, включая подготовительные классы, сообщает портал «Православная жизнь» со ссылкой на «Вестник Кипра».

Как отмечается в сообщении, архиереи признали, что современные дети, имеющие доступ в Интернет, с самого юного возраста оказываются подвержены «всем видам информации и дезинформации» по теме половой жизни и человеческой сексуальности. Поэтому должное просвещение якобы «необходимо для защиты ребёнка».

«Это, безусловно, предполагает, что учебный материал будет подаваться сообразно уровню восприимчивости в соответствии с возрастом», — цитирует издание заявление Синода.

Беспокойство части родителей и общественных групп преподаванием полового просвещения, Синод связал с «распространением преувеличенных страхов, которые не имеют отношения к реальности».

«Урок будут преподавать учителя, получившие для этого необходимую квалификацию. А не представители групп, которые будут навязывать определенную идеологию», — подчеркнул Синод.

В заявлении утверждается, что Кипрская Церковь будет следить за содержанием и способом преподавания предмета на всех уровнях образования. Отмечается, что министр образования Афина Михаилиду пообещала при внесении любых изменений в учебный план принимать во внимание мнение родителей, нравы и опасения общества.

Почему родители должны отдавать на откуп учительницам общеобразовательной школы столь личную и щепетильную семейную тему? И что им мешает самим позаботиться о половом воспитании своего чада, а не делать его темой публичных обсуждений учителей и школьников? Не приведёт ли знакомство с секспросветом учеников младшей школы к ещё большему развращению школьников? На эти вопросы кипрские архиереи предпочли не отвечать.

После того, как Кипрская Церковь в лице своего Предстоятеля признала украинских раскольников, Господь, похоже, лишил кипрских архипастырей разума. Поэтому Кипрская Церковь стала первой Поместной Православной Церковью, которая выступила в поддержку уроков секспросвета среди детей самого младшего возвраста. Такое чувство, что в кипрском Синоде решения теперь принимают не архиереи, а еврочиновники.

Русская линия


В Киево-Печерской лавре осквернили часовню в честь Пресвятой Богородицы
Украинские поклонники нацизма нанесли на строение часовни надписи краской и оставили фашистскую символику

В Киево-Печерской лавре осквернили часовню в честь Пресвятой БогородицыВ ночь на 20 сентября 2023 года неизвестные злоумышленники осквернили лаврскую часовню в честь иконы Пресвятой Богородицы «Похвала Печерская» и источник «Слезы Пресвятой Богородицы». Об этом написал в своем Telegram-канале адвокат Киево-Печерской лавры отец Никита Чекман, сообщает СПЖ.

Злоумышленники расписали краской стены храма. Также возле святыни неизвестные нарисовали знаки меча и прусского Железного креста, который до 1945 года использовала нацистская Германия, что свидетельствует о том, что преступники являются поклонниками немецкого нацизма.

Адвокат отметил, что на место случившегося сразу же были вызваны сотрудники полиции. Однако, надежды на то, что злоумышленники будут найдены, практически нет.

Русская линия


Митрополит Нежинский Климент: «Сам факт таких заявлений — это какой-то позор»
В Украинской Православной Церкви отреагировали на предложение киевского депутата снести 74 православных храма в Киеве, если они «были построены с нарушениями»

Митрополит Нежинский КлиментПредседатель Информационного отдела Украинской Православной Церкви митрополит Нежинский и Прилукский Климент прокомментировал предложение депутата Киевсовета Вадима Васильчука о необходимости проверки в Киеве 74 храмов УПЦ на предмет их незаконной постройки и возможном снесении, сообщает СПЖ.

По словам архиерея, подобные инициативы неприкрыто свидетельствуют о разжигании агрессии по отношению к верующим УПЦ и пропагандируют в украинском обществе законодательное установление религиозной сегрегации.

Митрополит Климент рассказал, что в списке храмов, указанных в тексте проекта, перечислены практически все исторические киевские святыни, которые либо почти никогда не закрывались, либо после закрытия были переданы Церкви ещё во времена СССР.

«Какой-то депутат, который, очевидно, совсем недавно стал киевлянином и не знает истории столицы, утверждает, что эти храмы построены с нарушениями документации и размещены на несогласованной чиновниками территории. Сам факт таких заявлений — это какой-то позор, говорящий об абсурде, навязываемом обществу нормой жизни», — сказал иерарх.

Комментируя заявление депутата о том, что храмы могут быть переданы другим конфессиям, архиерей задался вопросом: «Если государство считает, что старинный храм не может принадлежать УПЦ, потому что его расположение не согласовано с бюрократами, то как этот самый храм на том же месте может принадлежать другой конфессии?».

«То же мы видим и в Киево-Печерской лавре. Заповедник переживает, что УПЦ „самочинно“ и без необходимых документов построила здания на территории Лавры. И эти же здания опечатываются с целью передать их другим организациям. Естественно, возникает вопрос. Почему для УПЦ недостаточно имеющихся документов, а для других организаций возможно использование церковных зданий вообще без каких-либо документов? Налицо в таком непропорциональном подходе наблюдается лоббирование государством интересов одних граждан в ущерб интересам других таких же граждан», — добавил он.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память преподобных схимников-воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби, преподобного Макария Оптинского, архиепископа Иркутского Анатолия (Каменского) и публициста М.О.Меньшикова

Пересвет и Ослябя (худ. В.Васнецов) Александр Пересвет и Андрей Ослябя происходили из знатного рода бояр Брянского княжества. О Пересвете говорится в самом древнем литературном памятнике — «Задонщине» — вполне определенно, что он был «бряньский боярин». Об Ослябе известно из «Сказания о Мамаевом побоище», что он был Любутским боярином (г. Любутск территориально входил в Брянское княжество). Об их мирской жизни мы знаем немного, но согласно преданию, оба они в прошлом были умелыми воинами. Избрав иноческий путь, Александр и Андрей оказались в Троице-Сергиевом монастыре, обучаясь монашеству у преподобного Сергия Радонежского.

Благоверный Великий Князь Димитрий, позже прозванный Донским, перед Куликовской битвой направился за благословением к преподобному Сергию, который, осенив князя крестом, сказал ему: «Иди, господин, помянув Бога; Господь Бог да будет тебе помощником и заступником», тайно предсказав ему: «Погубишь супостатов своих, как должно твоему царству. Только мужайся и крепись и призывай Бога на помощь». И сказал ему в ответ Великий Князь: «Дай мне из своего полка двух воинов, Александра Пересвета и брата его Андрея Ослебяту, и ты с нами вместе поборешься». Преподобный Сергий отдал иноков князю Димитрию, возложив на них перед битвой схиму.

Александру Пересвету довелось начать Куликовскую битву. Русский богатырь-инок выехал на поединок с сильнейшим татарским богатырем Темир-мурзою. Оба воина сразили друг друга, однако смертельно раненому Пересвету удалось добраться верхом до своих. Пал в грозной сече и Андрей Ослябя.

Тропарь (глас 1): «Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии, Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый, Сергия игумена благодатные наследницы, Куликовской брани ратницы духовнии. Вы бо змия агарянскаго победисте, но и нас своим заступлением не остависте. Телами в храме Рождества Богородицы почиваете, душею в превышнем селении пребываете. Молите за весь род русский православный, преподобнии сродницы наши.

Преподобный Макарий Оптинский Преподобный Макарий (в миру — Михаил Николаевич Иванов), старец Оптиной пустыни, родился 20 ноября 1788 года в семье орловских дворян. После кончины обоих родителей Михаил, поделив наследство между братьями, оставил службу в финансовом ведомстве и поселился в своем поместье.

Однако мирская жизнь его не интересовала. В 1810 году Михаил отправился на богомолье в Площанскую пустынь и в мир уже не вернулся. В этой пустыни преподобный Макарий встретился со старцем Афанасием, учеником старца Паисия (Величковского), и обрел в его лице чуткого духовного наставника.

В 1834 году преподобный Макарий перешел в Оптину пустынь, где его духовным наставником стал преподобный Лев. Благодаря преподобному старцу Макарию были изданы собранные в Оптиной рукописи и переводы преподобного Паисия (Величковского). Большую помощь в этом ему оказывали духовные чада — супруги Киреевские. Под влиянием преподобного Макария возникла целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия, укрепилась связь между оптинским старчеством и русской интеллигенцией. На исповедь и благословение к преподобному Макарию приезжали А.К.Толстой и И.С.Хомяков, Н.В.Гоголь и А.Н.Муравьев.

Семь лет преподобные старцы Лев и Макарий руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей. Господь даровал преподобному Макарию дар смирения и духовного рассуждения. Каждому приходящему к нему на откровение своей совести он подавал врачевание, приличное немощи. Его смиренное слово было и словом действенным, словом с властью, ибо оно заставляло повиноваться и верить неверующего. Смирение проявлялось во внешности преподобного, в виде его одежды, в каждом движении. Лицо его было светло от постоянной Иисусовой молитвы.

За два года до своей кончины преподобный Макарий принял великую схиму. До самой смерти преподобный принимал духовных чад и паломников, наставляя и благословляя их. 7 сентября 1860 года, через час после принятия Христовых Таин, преподобный Макарий мирно отошел ко Господу.

Архиепископ Анатолий (Каменский) Сегодня день памяти видного деятеля монархического движения, депутата Государственной Думы архиепископа Иркутского Анатолия (Каменского), скончавшегося в 1925 г.

Он родился 3 октября 1863 г. в Самарской губернии. Окончил Самарскую духовную семинарию, служил священником, затем закончил Санкт-Петербургскую духовную академию, по окончании которой в 1895 г. принял постриг. В 1898—1903 гг. служил в Америке в сане архимандрита сначала на Аляске, затем в должности заведующего Миннеапольской миссионерской школой. Свои наблюдения за жизнью обитателей Америки отразил в двух книгах «Индиане Аляски» и «Американские очерки». В 1903 г. вернулся в Россию и был назначен ректором Одесской духовной семинарии. В годы революции стал активным участником патриотического движения. Он входил в руководство всех монархических организаций Одессы, авторитетом своего сана укрепляя русских людей в праведности избранного ими пути борьбы за русские устои. Был товарищем председателя Одесского отдела Союза Русского Народа, членом Совета Одесского отдела Русского Собрания и членом Совета Одесского Союза Русских Людей.

В 1906 г. хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. В Елисатветграде поддерживал тесные связи с монархистами. Благодаря своим патриотическим убеждениям избран депутатом IV Государственной Думы, где вошел во фракцию правых. В Петербурге владыка занял видное место в монархическом движении, был избран товарищем председателя Главного совета Союза Русского Народа, был товарищем председателя 6-го Всероссийского монархического съезда в 1913 г. Получив в 1914 г. назначение на самостоятельную Томскую кафедру, владыка вышел из состава Главного Совета СРН.

Участник Поместного Собора Российской Православной Церкви, по окончании которого возведен в сан архиепископа и назначен на Иркутскую кафедру. В 1919 г. был одним из главных организаторов Дружин Святого Креста в белой армии адмирала А.В.Колчака, по словам инициатора движения профессора Д.В.Болдырева, возглавлял всю религиозную часть добровольческого движения крестоносцев. После разгрома колчаковской армии остался в России, по прибытии в Иркутск был арестован ЧК и приговорен к расстрелу, который по каким-то причинам не был приведен в исполнение. Около двух лет томился в одиночной камере иркутской тюрьмы, затем был выслан в Москву. Последние месяцы жизни жил в Омске при архиепископе Викторе (Богоявленском), с которым нередко служил. «Сподобился блаженной кончины в алтаре Братской церкви во время всенощного бдения под воскресение. Почувствовав сердечную слабость, он со всеми простился и, сидя в кресле, при пении „Слава в вышних Богу“ тихо скончался», — сообщает митрополит Мануил (Лемешевский).

Михаил Осипович Меньшиков Сегодня также день памяти выдающего русского мыслителя и публициста, одного из основателей партии русских националистов — Всероссийского Национального Союза Михаила Осиповича Меньшикова, расстрелянного в 1918 г.

Он родился 23 сентября 1859 г. в семье священника. По окончании Опочецкого уездного училища поступил в Кронштадтское морское техническое училище. Будучи морским офицером, участвовал в нескольких дальних морских походах, выпустил в 1884 г. первую книгу очерков «По портам Европы». Параллельно со службой в 1880-х гг. начал сотрудничать в «Неделе», где вскоре стал одним из ведущих сотрудников. В 1892 г. подал в отставку, посвятив себя публицистике. После прекращения издания «Недели» А.С.Суворин пригласил Меньшикова к сотрудничеству в газете «Новое время». Здесь его талант раскрылся с большей цельностью и остротой, особенно в его «Письмах к ближним», печатавшихся вплоть до закрытия газеты в 1917 г.

Самыми интересными были его публикации по национальным проблемам, в том числе по еврейскому вопросу. Меньшиков был русским националистом, но его национализм — это не национализм захвата или насилия, а, как он выражался, национализм честного разграничения одних наций от других. Он не призывал никого уничтожать, как ему приписывали недоброжелатели, он лишь собирался оборонять свою нацию. «Мы, — писал Меньшиков, — не восстаем против приезда к нам и даже против сожительства некоторого процента иноплеменников, давая им охотно среди себя почти все права гражданства. Мы восстаем лишь против массового их нашествия, против заполонения ими важнейших наших государственных и культурных позиций». Меньшиков стал одним из организаторов Всероссийского Национального Союза. В него вошли умеренно-правые элементы образованного русского общества: национально настроенные профессора, военные в отставке, чиновники, публицисты, объединенные общей идеей главенства народности в трехчленной русской формуле. Для националистов и Православие, и Самодержавие вытекали из понятия Народности и национальных особенностей, что было серьезной ошибкой. Однако Меньшиков, не во всем принимавший позицию монархистов, честно признавал их заслуги перед Отечеством. Он писал: «Мы не принадлежим к Союзу Русского Народа, но было бы или актом невежества, или черной неблагодарностью забыть, что наши национальные начала были провозглашены еще задолго до возникновения партии националистов — именно такими „черносотенными“ организациями Петербурга».

После октябрьского переворота Меньшиков был арестован. 19 сентября 1918 г. он писал жене из заключения: «Члены и председатель Чрезвычайной следственной комиссии евреи и не скрывают, что арест мой и суд — месть за старые мои обличительные статьи против евреев». За день до расстрела он написал своей семье: «Запомните — умираю жертвой еврейской мести не за какие-либо преступления, а лишь за обличение еврейского народа, за что они истребляли и своих пророков. Жаль, что не удалось еще пожить и полюбоваться на вас». Он был расстрелян чекистами на берегу Валдайского озера. Многие мысли Меньшикова актуальны особенно сегодня. Например, эта: «Не раз великая Империя наша приближалась к краю гибели, но спасало ее не богатство, которого не было, не вооружение, которым мы всегда хромали, а железное мужество ее сынов, не щадивших ни сил, ни жизни, лишь бы жила Россия».

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 20 сентября 2023 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика