Митрополит Черкасский Феодосий: «В моём лице преследователи гонят Церковь, и я представляю теперь в суде именно Церковь. Дискриминированную и преследуемую сегодня на Украине»
В Черкассах состоялось заседание суда над правящим архиереем Черкасской епархии
21 августа 2023 года в Сосновском районном суде города Черкасс на Украине состоялось судебное заседание по делу против митрополита Черкасского и Каневского Феодосия, которого украинские спецслужбы обвиняют по ст. 161 (нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности, религиозных убеждений, инвалидности и по другим признакам) и 436/2 (пропаганда войны) УК Украины, сообщает пресс-служба Черкасской епархии УПЦ.
Согласно процедуре, в начале первого заседания суда, митрополит Феодосий обратился к суду и всем присутствующим со вступительным словом относительно обвинений против него, в котором он полностью отверг все обвинения и указал, что в его лице украинские власти осуществляют гонения на Церковь.
Ниже мы приводим текст выступления владыки целиком, который на своих страницах опубликовал портал «Православная жизнь»:
«Уважаемый суд, уважаемые наблюдатели этого судебного процесса!
Сегодня мне, гражданину Украины, коренному киевлянину, митрополиту Украинской Православной Церкви, управляющему Черкасской епархией, митрополиту Черкасскому и Каневскому Феодосию, приходится стоять перед судом и отвечать на сфабрикованные против меня обвинения. Сразу следует сказать, что хотя обвинения сформулированы против физического лица, но всё это уголовное дело искусственно сфабриковано против меня именно как против митрополита Украинской Православной Церкви, управляющего Черкасской епархией. Происходит это уголовное производство в рамках нынешних гонений на Украинскую Православную Церковь в нашем государстве, и на Черкасскую епархию в частности. А как физическое лицо, как гражданин Украины, лично я им малоинтересен. В моём лице преследователи гонят Церковь, и я представляю теперь в суде именно Церковь. Дискриминированную и преследуемую сегодня в Украине Украинскую Православную Церковь.
И именно поэтому приковано сегодня внимание к этому судебному процессу не только граждан Украины, но и международного сообщества. Особенно это касается стран с исторически существующими Православными Церквями.
Ко мне со словами поддержки и с запросом комментариев по текущей ситуации регулярно обращаются священнослужители Поместных Православных Церквей со всего мира и журналисты, специализирующиеся на правовой и религиозной тематике из Греции, Сербии, Соединенных Штатов Америки и других стран.
Недавно, 26 июля, состоялось заседание Совета безопасности Организации Объединенных Наций, на котором в том числе звучал «черкасский вопрос», и о моём заключении, и о гонениях на Церковь. Надеюсь, что с этой высокой международной трибуны он был услышан людьми доброй воли во всём мире. Поэтому все материалы настоящего судебного процесса, с разрешения суда, обязательно будут переводиться на языки международного общения и предоставляться на ознакомление всем заинтересованным журналистам и международным правозащитникам.
Конечно, выдвинутых Службой безопасности Украины против меня обвинений я не признаю, и признать не могу, поскольку они полностью искусственно сфабрикованы и сфальсифицированы. Служба безопасности Украины инкриминирует мне, как иерарху Украинской Православной Церкви, две статьи Уголовного кодекса.
Первую и более тяжёлую — статью 436/2 (ч.ч. 2 и 3) за то, что якобы мною давались распоряжения публиковать на официальном сайте Черкасской епархии материалы экстремистского характера. Но я никогда не давал таких распоряжений и никогда не имел намерения этого делать. Это утверждение совершенно лживо и никоим образом не соответствует действительности. И у стороны обвинения нет, и в принципе быть не может никаких фактов, никаких доказательств, чтобы утверждать обратное. Обвинения меня по этой статье Уголовного кодекса Украины полностью сфабрикованы от начала до конца.
Второе выдвинутое против меня обвинение — по ч.1 статьи 161 Уголовного кодекса. Это (цитата): «Умышленные действия, направленные на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды и ненависти, на унижение национальной чести и достоинства или образа чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями, а также прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных привилегий граждан по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, инвалидности, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или другим признакам».
И это обвинение на полном серьёзе выдвигается сегодня против нас в обстановке, когда сама принадлежность к Украинской Православной Церкви в нашем обществе, накрученном ручными СМИ, сама по себе принадлежность к Украинской Православной Церкви уже опасна для человека. Повсюду идёт масштабная травля нашей Церкви, дискредитация в СМИ. Противозаконно, рейдерски захватываются наши храмы, в том числе в Черкассах и Черкасской области. Вот, например, в этом зале присутствует многодетный священник Евгений Буркацкий, которого три недели назад вместе с религиозной общиной, незаконным образом, путём рейдерской подтасовки юридических понятий и документов, выгнали из Сретенского храма, который строила Черкасская епархия за свой счёт, а храм захватили и передали ПЦУ. Сам отец Евгений вместе с семью детьми и женой был изгнан из приходского домика именно этими людьми, которые сейчас сидят перед нами в военной форме и выдают себя за «потерпевших» в этом судебном процессе.
На каждом шагу унижаются, топчутся права верующих нашей Церкви, граждан Украины, их оскорбляют грязными словами и презирают должностные лица разных рангов. Мэры городов и местные депутаты принимают антиконституционные решения против Украинской Православной Церкви, оскорбляют миллионы наших верующих на словах и в документах. В Верховной Раде Украины готовятся сразу несколько законопроектов о запрете деятельности нашей Церкви, вопреки Конституции, вопреки международным правовым принципам, вопреки здравому смыслу, наконец. Украинская Православная Церковь и её верные, миллионы граждан Украины стали сегодня людьми третьего сорта, изгоями в своей стране, в стране, где они родились и где живут.
Сегодня в Украине, на глазах у всего мира, гонениями на Украинскую Православную Церковь полностью растоптаны и осквернены 35 статья Конституции и 161 статья Уголовного кодекса Украины. И при этом всём прокуратура и СБУ сегодня на полном серьёзе выдвигает против представителей гонимой Церкви, в том числе и против меня, обвинения по 161 статье. У людей с неповрежденным логическим мышлением это может вызывать только когнитивный диссонанс. И такой когнитивный диссонанс возникает у людей во всем мире.
Так что перед судом стою сегодня не только я, но в моём лице и все православные верующие Черкасщины — Черкасская епархия Украинской Православной Церкви. Более того, обвинения против Украинской Православной Церкви в Черкасской области прокуратура и СБУ выдвигают сегодня в тесном сотрудничестве со своими верными помощниками «от религии». Они делают это руками так называемой «Православной Церкви Украины» в лице её клириков. Ведь практически все «потерпевшие» и «свидетели» в этом процессе — это «священнослужители» ПЦУ.
Мы видим сейчас этих «священнослужителей» ПЦУ перед собой в зале суда. Они сегодня будут обвинять меня как православного архиерея по приведённым выше статьям Уголовного кодекса. Но при этом они не хотят, чтобы их публично идентифицировали в суде именно как «священнослужителей». Потому они сегодня и без ряс. Клирики ПЦУ не хотят, чтобы этот их «иудин грех» воспринимался как «иудин грех» нашим обществом и всем Православным миром, который следит за процессом. Поэтому они и не одевают на заседание суда соответствующую их положению в ПЦУ одежду — рясы и кресты. Они приходят на судебные заседания в военной форме, маскируются в форму капелланов. Зачем здесь, в суде, сидеть в защитных, маскировочных штанах и футболках? Неужели вам здесь угрожает снайпер, или «вражеская пуля»? Нет, не угрожает. Но вы очень не хотите, чтобы христианский мир видел, что православного митрополита толпой привлекли в суд именно «клирики» ПЦУ. А это именно так и есть. И это происходит в ХХ веке перед глазами всего Православного мира.
Вступая в судебный процесс, хочу обратить внимание уважаемого суда и наблюдателей на то, что этот процесс, скорее всего, будет показательным, поскольку уже вызывает широкий общественный резонанс как в Украине, так и за её пределами. Также этот процесс может стать прецедентным для современного украинского правосудия. Но совершенно точно он станет ещё одной серьёзной проверкой на беспристрастность и справедливость нашего правосудия.
Ведь инициаторы этого уголовного дела, хотя и выдвинули против меня сфабрикованные обвинения по конкретным статьям Уголовного кодекса, в которых я вовсе не виноват, но, по большому счёту, они хотят судить меня отнюдь не за конкретные противоправные действия (которых я не совершал, и следователи СБУ и прокуратуры это прекрасно знают). Они хотят подвергнуть обструкции и публично осудить саму мою позицию, как иерарха Церкви:
• позицию защиты канонического устройства Церкви,
• позицию неприятия раскола, неприятия политических, компромиссных, неканонических путей преодоления раскола — без покаяния и без настоящего апостольского рукоположения,
• позицию сторонника Церковного единства и тысячелетней исторической правды нашего народа.
Инициаторы этого уголовного производства хотят, чтобы я, как православный архиерей и как гражданин Украины, замолчал и ничего больше не говорил. Чтобы и другие верные Церкви тоже это увидели, испугались и также замолчали бы. В идеале — чтобы умолкла вся Церковь. Они хотят осудить не только нашу позицию, наши высказывания, но и наши мысли. Целью бенефициаров этого уголовного производства является осудить само наше гражданское отношение к происходящему сейчас в религиозной сфере украинского общества. Осудить инакомыслие. И не только моё лично, но и миллионов таких же людей, как и я, граждан Украины, в первую очередь верных Украинской Православной Церкви, но и не только их.
Твёрдо стоя на своих канонической и гражданской позициях, озвученных выше, я, тем не менее, прекрасно понимаю, что сегодня в нашей стране любой не выверенный шаг в публичном отстаивании своих принципов может привести к шквалу клеветы и агрессии со стороны оппонентов, и как следствие принесёт вред Церкви. Поэтому в судебном процессе мы будем стараться не давать стороне обвинения провоцировать нас на ненужные и лишние шаги. Другими словами — судите меня только за те фактические правонарушения, которые мне инкриминирует СБУ, а не за мои мысли и чувства. Мои мысли и чувства — это только моё дело. Особенно сторона защиты будет предотвращать любые попытки перевести дискуссию в политическую плоскость, если такие попытки будут предприниматься.
Поскольку в Уголовный кодекс Украины пока ещё законодательно не внесены статьи за «инакомыслие» и «мыслепреступление» (как в известном романе Джорджа Оруэлла), наша сторона защиты будет настаивать на приведении стороной обвинения доказательств именно тех правонарушений, которые инкриминируются мне в Обвинительном Акте, и только.
Осознавая свою ответственность перед разноликой паствой нашей Церкви, страдающей от постоянных нападок на неё, как иерарх Церкви я оставляю за собой принципиальное право не высказывать на этом публичном судебном процессе своей личной точки зрения по каким-либо общественным вопросам, идеологическим вопросам, а тем более по вопросам политическим. Если дискуссия будет касаться официальной позиции Украинской Православной Церкви по тем или иным общественно значимым вопросам, то в качестве ответов сторона защиты будет приводить официальные документы Украинской Православной Церкви.
Благодарю за внимание".
Святейший Патриарх Кирилл: «Мы с вами находимся в месте расстрела наших мучеников»
Его Святейшество благословил обустроить место для поклонения и молитвы у одной из стен Соловецкого монастыря, где расстреливали заключённых
20 августа 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил восточную стену Соловецкого монастыря и указал на место, где, по сведениям Его Святейшества, осуществлялись расстрелы заключённых, сообщает Патриархия.Ru.
«Хочу сделать заявление, на мой взгляд, исторической важности. Господь удерживал мой язык от того, чтобы сделать это заявление раньше, но то, что сейчас скажу, — это абсолютная правда, и восходит информация, которой я владею, к 1972 году, — сказал Святейший Патриарх. — Тогда в первый раз я посетил Соловки вместе со своей покойной мамой. Мы летели на самолете Ил-18 из Ленинграда до Архангельска, а потом кораблём добирались до Соловков. И вот с моим первым посещением связана встреча с неизвестным мне человеком. Я перемещался от периметра обители в ту сторону, где сейчас гостиница, и какой-то человек спросил меня: „Ты поп?“ Говорю: „Да“. — „Да, много тут ваших положили“. — „Откуда вы знаете?“ — „Да я был здесь в то время“. И Господь как-то вразумил меня спросить: „А где положили?“ — „Ну, много времени уже прошло, могу и сказать. А грохали мы их у стенки, за церковью“».
«Я не мог понять, о какой церкви шла речь, о какой стенке, — продолжил Святейший Владыка. — Но когда мы осматривали сейчас это место, уединённое, абсолютно непросматриваемое, несомненно, препятствующее распространению звука, стало ясно, что именно это место очень подходило для расстрелов. Меня сопровождают сотрудники ФСО, специалисты по баллистике, и они утверждают, что здесь реальные следы от пуль. Никакого другого уединенного места за церковью, которое несло бы на себе следы от пуль, на Соловках нет».
«Значит, речь идёт о том, что мы с вами находимся в месте расстрела наших мучеников, — сделал вывод Предстоятель. — Именно здесь, у этой стенки, я глубоко убеждён, и происходили расстрелы наших новомучеников и исповедников».
В связи с этим Святейший Патриарх Кирилл благословил наместнику Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря епископу Озерскому Порфирию обустроить это место для совершения поминальных богослужений и поклонения паломников:
«Просил бы Вас, владыка, обустроить это место, повесить доску с информацией, которую я сейчас огласил, и сделать здесь место поклонения, где совершались бы и молебны, и панихиды и куда была бы проложена тропа для наших паломников».
«Да хранит Господь обитель сию, страну нашу, народ наш от любых поползновений вернуться к тем самым псевдоидеалам, которые служили основанием безумной власти для того, чтобы уничтожать ни в чем не повинных людей. Молитвами святых новомучеников и исповедников Церкви Русской да хранит Господь державу Российскую и народа наш. Аминь», — сказал в завершение Предстоятель.
Русская линия
Русская Православная Церковь продолжает оказывать помощь пострадавшим от паводка в Приморье
Митрополит Владивостокский Владимир встретился с пострадавшими от постигшего регион наводнения
18 августа 2023 года митрополит Владивостокский и Приморский Владимир посетил Уссурийский округ Владивостокской епархии и встретился с пострадавшими от паводков жителями, сообщает Патриархия.Ru.
В начале архиерей побывал в храме Покрова Пресвятой Богородицы, который был подтоплен в период паводков: от стихии пострадали подвальные помещения, были затоплены подходы к церкви.
Затем митрополит Владимир посетил храм святителя Николая Мирликийского, где располагается пункт сбора гуманитарной помощи пострадавшим от наводнения. Владыка пообщался с волонтерами, а также ответил на вопросы корреспондента телеканала «ОТВ-Прим». В интервью архиерей рассказал о деятельности епархиального социального отдела и участии Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению в оказании помощи жителям затопленных населенных пунктов.
Митрополит Владимир в сопровождении благочинного Уссурийского округа протоиерея Андрея Машанова и настоятеля храма благоверного князя Александра Невского при Уссурийском Суворовском училище иерея Павла Моисеева посетил пункт временного размещения пострадавших от стихии жителей Уссурийского городского округа, где на данный момент располагаются 56 семей. Владыка пообщался с людьми, передал им гуманитарную помощь и иконы святителя Николая Чудотворца.
Архиерей также встретился с министром Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики А.О. Чекунковым и главой администрации Уссурийского городского округа Е.Е. Коржом. Митрополит Владимир рассказал о создании епархиального оперативного штаба, координирующего деятельность монастырей и приходов, направленную на помощь пострадавшим, организации целевого сбора средств и гуманитарной помощи для нужд подтопленцев. Глава Приморской митрополии особо подчеркнул внимание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к проблемам, с которыми столкнулись жители Приморья, рассказал о финансовой помощи Синодального отдела по благотворительности в размере одного миллиона рублей, направленной в епархиальный социальный отдел для приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости и последующей передачи пострадавшим. Также митрополит Владимир отметил неравнодушное отношение к нуждам жителей подтопленных районов со стороны других епархий Приморской митрополии, в которых также объявлены целевые сборы средств.
Владивостокская епархия продолжает оказывать помощь пострадавшим от паводков: за период с 15 августа по 18 августа было собрано и передано нуждающимся более 3,5 тонн продуктов, 500 л питьевой воды, более 100 комплектов постельных принадлежностей, наборы средств гигиены для детей и взрослых, насосы, газовые плитки и баллоны к ним, детские вещи и школьные принадлежности. Также для адресной помощи были приобретены медикаменты, антисептики и дезинфицирующие средства.
На приходах епархии продолжают действовать склады гуманитарной помощи, расположенные по адресам:
г. Владивосток, ул. Махалина, 30 (собор святителя Николая Мирликийского);
г. Владивосток, Океанский проспект, 44 (храм Покрова Пресвятой Богородицы);
г. Владивосток, ул. Черняховского, 13 (храм святителя Спиридона Тримифунтского);
г. Владивосток, ул. Светланская, 65 (храм Успения Пресвятой Богородицы);
г. Владивосток, ул. Гамарника, 18;
г. Уссурийск, ул. Комарова, 58 (храм святителя Николая Мирликийского);
п. Раздольное, Казанский женский монастырь.
Для оказания оперативной помощи нуждающимся продолжают работать «горячие линии»:
Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению: 8 (800) 70−70−222;
Владивостокской епархии: +7 (902) 483-08-38.
Русская линия
На Преображение Господне отобранный у УПЦ Трапезный храм Киево-Печерской Лавры остался пуст
На праздничное богослужение к предавшему Матерь-Церковь архимандриту Авраамию (Лотышу) никто не пришёл
Украинские раскольники не знают, как заглушить новости, распространившиеся в Интернете о пустующем на Преображение Господне Трапезном храме Киево-Печерской лавры, который был отобран у Украинской Православной Церкви и где на Преображение служил предавший Матерь-Церковь и перешедший в «ПЦУ» архимандрит Авраамий (Лотыш).
Фото пустующего храма в двунадесятый православный праздник быстро разошлось по cети и воочию засвидетельствовало то, как православные верующие на Украине относятся к украинским раскольникам и перебежчикам.
Первоначально в «ПЦУ» надеялись, что эти сообщение удастся замять и старались просто отмолчаться. Однако, уже вскоре спикер «ПЦУ» Евстратий Зоря вынужден был выступить с объяснениями, почему отобранный у УПЦ храм оказался пустующим на великий праздник, сообщает СПЖ.
Зоря заявил, что стремление к «массовке» — это якобы один из признаков «русского мира», а его «украинская церковь» такого недостатка лишена. При этом он ни много ни мало сравнил Лотыша со Христом. «Когда Христа распинали — массовка кричала „распни“. Когда Христос воскрес — свидетелями были лишь несколько человек», — заявил Зоря, проводя параллели со «службой» Лотыша в пустом Трапезном храме.
«Помню, в какой нищете, в маленьких домиках собирались на службы общины Украинской Церкви три десятилетия назад. На столиках под закрытыми дверями храмов молились. А МП пафосно поглядывал с высоты своей „массовки“. Но из малого стада Бог вырастил большую Церковь. Вместо этого МП и дальше мыслит категориями массовки и никак не может привыкнуть, что главное — правда, а не количество. Будет правда — рано или поздно она соберет и людей», — заверил Зоря.
Таким образом, представитель «ПЦУ» выступил в роли унтер-офицерской вдовы, которая сама себя выпорола. Ведь правда Божия, о которой говорит Зоря, уже давно собрала к себе верных, и они оказались в храмах Украинской Православной Церкви, а не «ПЦУ», представители которой пытаются силой и обманом захватить чужие храмы, а потом, оправдываясь, рассказывают всем о мнимой правде.
Русская линия
На Черниговщине неизвестные подожгли Троицкий храм УПЦ
Украинская Православная Церковь просит оказать верующим посильную помощь для восстановления храма
В ночь с 20 на 21 августа 2023 года в результате поджога сгорел Свято-Троицкий храм в селе Халявин Новобелоуской ОТГ Черниговского района Черниговской области Украины, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
Специалисты указали, что возгорание произошло не случайно, а вызвано преднамеренными действиями. О поджоге свидетельствуют канистра с остатками бензина и предварительное заключение пожарных.
Огонь уничтожил колокольню, сгорели четыре колокола, недавно приобретённые за счет общины, и старинный дореволюционный колокол.
Повреждена кровля храма на площади 80 квадратных метров, перекрытия на площади 20 квадратных метров и конструктивные элементы стен.
Внутри храма повреждён водопровод, и закопчена вся церковная утварь.
По словам прихожан, никаких конфликтных ситуаций в селе не возникало, протоиерей Вадим Малышко служит настоятелем с 2001 года и пользуется в селе уважением.
Приход нуждается в помощи в восстановлении храма. Карточка Сбербанка № 4790 7299 4132 3461 на имя Дмитрия Макарова, церковного старосты.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти священномученика Никодима, архиепископа Костромского
Архиепископ Никодим (в миру Николай Васильевич Кротков) родился 29 ноября 1868 года в г. Погрешино Середского уезда Костромской губернии в семье священника. Окончив в 1889 году Духовную семинарию, он некоторое время учительствовал в приходской школе, затем в 1890 году принял священнический сан. Поступив в 1896 году в Киевскую Духовную академию, через три года, потеряв ребенка и любимую жену, он принял монашеский постриг с именем Никодим.
После окончания Духовной академии со степенью кандидата богословия иеромонах, а затем архимандрит Никодим последовательно служил смотрителем Владикавказского духовного училища и ректором Псковской Духовной семинарии.
В 1905 году о. Никодим бы назначен епископом Аккерманским, а затем — в 1911 году — Чигиринским. В годы Гражданской войны, в 1918 году владыка протомившесь несколько месяцев в плену у петлюровцев, по освобождении вернулся в занятый белыми Киев. В 1919 г., после оставления Киева Белой армией генерала А.И.Деникина, владыка, несмотря на опасность расправы, остался в городе вместе со своей паствой «под красными». Позже, на допросах архиепископ Никодим так определил свою позицию во время Гражданской войны: «Я стоял за единую неделимую Церковь и Родину, невзирая на то, какая в ней будет власть».
В 1921 году епископ Никодим возглавлял Таврическую и Симферопольсую кафедру. В 1922 году владыку возвели в сан архиепископа. Отказавшись от предложения покинуть Россию, архиепископ Никодим встал в ряд мучеников, принесших свою жизнь в жертву Христу. Арестованный по обвинению в сопротивлении по изъятию церковных ценностей, владыка до 1932 года протомился в лагере особого назначения на Соловках. Будучи освобожденным из тюрьмы, архиепископ Никодим был назначен управляющим Костромской епархией, но уже в декабре 1936 года был вновь арестован. А 21 августа 1938 г. священномученик Никодим в застенках ярославской тюрьмы отошел ко Господу.
В 1995 году священномученик Никодим был канонизован в Костромской епархии как местночтимый святой, а в августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был сопричтен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.
Русская линия