Украинский суд признал законным изгнание УПЦ из Киево-Печерской лавры
Хозяйственный суд Киева утвердил решение Минкульта Украины о расторжении договора с УПЦ о пользовании обителью, отвергнув все аргументы монашествующих
Хозяйственный суд Киева признал законным расторжение договора о безвозмездном пользовании «культовой государственной собственностью», заключенного между Киево-Печерской Лаврой и одноименным Национальным заповедником. Решение принято в судебном заседании 9 августа 2023 года и, как уточняется, речь в нём идёт о помещениях Нижней Лавры, сообщает портал «Православная жизнь» со ссылкой на Strana.news.
Тем самым судьи отказали монастырю Украинской Православной Церкви в удовлетворении исковых требований о признании недействительным одностороннего отказа одной из сторон от упомянутого договора, расторгнутого Минкультом ещё 29 марта 2023 года.
«Наивно было ожидать принятия другого решения в случае, когда весь административный аппарат был задействован для того, чтобы лишить монастырь права вести религиозную деятельность», − прокомментировал итоги судебного заседания в своем Telegram-канале адвокат Лавры протоиерей Никита Чекман.
По его словам, в суде не предоставили прямых доказательств тому, что монастырь якобы «содержал имущество в неположенном состоянии», а значит, «нарушил условия Договора».
Чтобы опровергнуть эти утверждения и развеять любые сомнения, адвокат предложил сравнить, «в каком заброшенном, разрушенном состоянии монастырю в 1988 году достались здания» с тем, какой, благодаря кропотливому труду лаврских монахов, стала отреставрированная православная святыня, являющаяся ныне «украшением Украины на весь мир».
Несмотря на неблагоприятный исход дела на этом этапе судопроизводства, отец Никита пообещал «всем прихожанам Украинской Православной Церкви», что церковные юристы уже готовят апелляцию, и для того, чтобы отстоять Киево-Печерскую Лавру, ими «будут использованы все национальные и международные способы защиты».
Русская линия
Святейший Патриарх Кирилл: Прошу вас обратить внимание на целенаправленную политику украинских властей, направленную на уничтожение Украинской Православной Церкви
Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к религиозным деятелям и представителям международных организаций в связи приговором митрополиту Тульчинскому Ионафану
9 августа 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей, ряду религиозных деятелей и представителей международных организаций с посланиями, в которых сообщил о преследовании митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана, приговоренного украинским судом к лишению свободы на пять лет с конфискацией имущества, сообщает Патриархия.Ru.
Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей, папе Римскому Франциску, Патриарху Коптской Церкви Тавадросу II, Главе Англиканского сообщества Архиепископу Кентерберийскому Джастину Уэлби, генеральному секретарю Всемирного совета церквей доктору Джерри Пиллэю, генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Антониу Гутерришу, генеральному секретарю ОБСЕ Хельге Марии Шмид, генеральному секретарю Совета Европы Марии Пейчинович-Бурич, верховному комиссару ООН по правам человека Фолькеру Тюрку, директору Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека Маттео Мекаччи.
В своём обращении Святейший Патриарх Кирилл сообщил, что 7 августа Винницким городским судом вынесен приговор в отношении правящего архиерея Тульчинской епархии Украинской Православной Церкви — митрополита Ионафана (Елецких).
Как отметил Святейший Владыка, «этому беззаконному решению предшествовали многочисленные попытки оказать давление на владыку Ионафана, который несмотря ни на что, оставался верен своей Церкви и собратьям по вере Христовой».
По словам Его Святейшества, пожилой и тяжело больной архиерей, широко известный в православном мире церковный композитор, «приговорён к пяти годам лишения свободы с конфискацией имущества по абсурдным обвинениям, включающим „действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти“, а также „посягательство на территориальную целостность Украины“».
«Все эти обвинения абсолютно ничтожны, а так называемые доказательства сфальсифицированы. Преосвященный Ионафан, как и вся Церковь, молится за мир, призывает к духовному единству Святой Руси, а также отстаивает права Украинской Православной Церкви, обличая каноническую неправду раскола. Именно за это его осудили», — заявил Предстоятель.
По мнению Его Святейшества, «в этом продиктованном ненавистью к Украинской Православной Церкви судебном решении мы видим очередной акт вопиющего нарушения религиозной свободы, пример гонений на веру».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал мировое сообщество, религиозных и политических лидеров, правозащитные организации «обратить внимание на целенаправленную политику украинских властей, направленную на уничтожение Украинской Православной Церкви, на продолжение безнаказанных преследований ее иерархов и клириков, монашествующих и мирян».
Русская линия
Митрополита Запорожского Луку вызвали на допрос из-за его принципиальной позиции по «ПЦУ»
Украинские власти завели против владыки уголовное дело за его посты в Телеграм-канале Лекарь. zp
9 августа 2023 года правящего архиерея Запорожской епархии Украинской Православной Церкви митрополита Запорожского Луку вызвали на допрос в полицию, где ему сообщили о возбуждении против него уголовного дела по статье 161 УК Украины «Нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности, религиозных убеждений, инвалидности и по другим признакам». Об этом верующим сообщил сам владыка в своём видео-обращении на Телеграм-канале Лекарь. zp. Текст этого обращение публикует Телеграм-канал «Правблог».
«Только что закончился допрос. Меня вызывали в национальную полицию в связи с тем, что возбуждено дело по 161 статье. Якобы я разжигаю религиозную вражду, — рассказ владыка Лука.
Давайте вместе с вами поразмыслим. Мне показали экспертное заключение. Филологическое заключение. Может этот человек разбирается в филологии, но он совершенно не разбирается в вопросах богословия и канонов. Почему я так говорю? Мне, например, вменяется в вину то, что я использую словосочетание «хула на Духа Святого». Чтобы вы могли себе просто представить.
Кроме этого, интересовались тем, как я отношусь к томосу. А как я могу относиться к томосу, если его признали только 4 Церкви из 16 (Поместных Православных Церквей)? Это полнота Церкви! Это подавляющее большинство! Как я отношусь к руководителю структуры, которая получила этот томос? Так же, как и вся полнота Церкви. За исключением 4 греческих Церквей, которые его (Думенко) признают. А другие не признают. Я при чем?
Я никого не оскорбляю. Покажите мне хоть одно оскорбительное слово. В отличии от тех слов, что летят в мой адрес, в адрес моей Матери-Церкви.
С какой целью был создан канал? Он был создан лишь с одной целью — защита моей Матери-Церкви. Донести до каждого из Вас слово истины. И чтобы грех, который вызывает смерть, вечное убийство души, не прикоснулся к вашему сердцу. Это мой долг. Я обязан (это делать) как пастырь Церкви. И меня призывает к этому апостол Павел, вся полнота Церкви, все святые угодники Церкви. Я обязан так себя вести, это мой долг.
Должен четко сказать — я осуждаю грех, но не осуждаю человека. Человек, какой бы он не был, есть образ Божий, носитель этого образа. Но этот образ может быть помрачен грехом. И я должен об этом говорить".
Русская линия
В Москве открыли памятник святому праведному воину Феодору Ушакову
На территории Духовно-исторического комплекса в честь святого воина также заложен храм в честь русского флотоводца
5 августа 2023 года, в день памяти святого праведного воина Феодора Ушакова, в Москве состоялась торжественная церемония освящения и закладки первого камня в основание храма в честь этого святого Русской Православной Церкви. Храм будет построен на территории Духовно-исторического комплекса в честь святого праведного воина Феодора Ушакова на Ленинградском шоссе, сообщает пресс-служба Ташкентской и Узбекистанской епархии.
Перед началом церемонии была отслужена Божественная литургия, которую возглавил постоянный член Священного Синода, глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий в сослужении епископа Бишкекского и Кыргызстанского Савватия, епископа Душанбинского и Таджикистанского Павла, а также клириков Московской епархии.
После Таинства Причастия, заамвонной молитвы и отпуста митрополит Викентий с собратьями-архипастырями совершил чин освящения и закладки первого камня в строительство нового храма, а также прошло освящение первого общедоступного памятника прославленному флотоводцу в Москве и заложена капсула времени с письмом потомкам и списком всех архиереев и иных лиц, причастных к строительству храма.
Мероприятие по освящению памятника и закладки первого камня в строительство храма было организовано Советом предпринимателей Москвы и Адмиральским советом Храма при поддержке руководства ВМФ России.
Духовно-исторический комплекс в честь святого праведного воина Феодора Ушакова площадью 12 000 квадратных метров — масштабный проект Русской Православной Церкви последнего десятилетия. Он строится по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при участии меценатов, неравнодушных бизнесменов и гражданского общества и станет не просто храмом, но и уникальным мультимедийным центром для выставок, духовно-просветительских и культурных мероприятий. В состав комплекса также войдут церковно-приходская школа, патриаршее подворье и концептуальный музей имени Феодора Ушакова.
Идея проекта существовала много лет, но старт ей был дан 24 февраля 2022 года — в день рождения великого адмирала. На пост настоятеля храма, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, был назначен митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, усилиями которого была собрана инициативная группа из меценатов, руководства ВМФ и неравнодушных общественных деятелей.
Русская линия
В Ужгороде униатский священник Роман Курах призвал просить Бога примирить «два великих народа — Украины и России»
Этот миротворческий призыв священника вызвал приступ ярости у украинских активистов, которые прямо во время причастия ворвались в алтарь, чтобы устроить скандал
На Украине произошёл скандал из-за недостойного поведения украинских националистов, которым не понравилась миротворческая проповедь униатского священника Романа Кураха в одном из храмов Ужгорода, и они бросились в алтарь прямо во время причащения, сообщает СПЖ.
«Мы очень просим, чтобы Господь сделал это чудо: примирил эти два великих народа — Украины и России. Чтобы эти два народа не сталкивались, не мучили, не уничтожали, не убивали друг друга. Но чтобы эти два прекрасных народа строили Царство Небесное уже здесь на земле и когда-то вместе вошли в Небо, обнялись и прославили Господа целую вечность на многая и благая лета», — сказал священник во время проповеди перед причастием.
Запись его речи выложила в одной из соцсетей скандально известная активистка Дарья Сипигина, после чего видеозапись распространили украинские телеграм-каналы с миллионными аудиториями.
Сипигина услышала проповедь священника через громкоговорители перед Крестовоздвиженским кафедральным собором Ужгорода, тут же вместе с двумя спутниками ворвалась в алтарь (!) и устроила священнику скандал. Запись «общения» она также выложила в Интернет.
«Вы сказали, что украинцы и россияне — братские народы, и вы повышаете на меня голос», — заявила Сипигина.
«Да, повышаю. Потому что вы лезете в алтарную часть, когда я молюсь, и не даёте мне принять Святое Причастие», — ответил священник и добавил, что его брат воюет в десантных войсках ВСУ.
«Вы благословляете наших врагов?» — возмутилась в ответ Сипигина.
«Благословляю, это Иисус сказал, не я», — ответил священник и поинтересовался, что бы она хотела от него услышать.
«Я бы хотела, чтобы вы этого не говорили», — ответила активистка.
Отметим, что священник Роман Курах принадлежит к Мукачевской греко-католической епархии, которая не входит в структуру УГКЦ и подчиняется не Шевчуку, а напрямую Ватикану. Впрочем, это не спасло его от гнева украинских националистов — уже вскоре он вынужден был принести извинения за свой миротворческий призыв.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день памяти преподобного Германа Аляскинского, мы вспоминаем консервативного публициста Ю.Н.Говоруху-Отрока
Преподобный Герман Аляскинский родился в городе Серпухове, под Москвой, в 1757 году в купеческой семье. С шестнадцати лет он вступил на иноческий путь. Вначале преподобный нёс послушание в Троице-Сергиевой пустыни на берегу Финского залива в окрестностях Петербурга. Но через 5 лет, желая полного уединения и безмолвия, преподобный Герман ушёл на Валаам.
После тщательного испытания различными послушаниями игумен Назарий благословил молодого подвижника на постоянное жительство в лесу, в пустынном уединении. По праздникам, приходя в монастырь, преподобный нёс клиросное послушание. В Валаамской обители святой Герман принял монашеский постриг.
После 15-ти лет пребывания преподобного Германа на Валааме Господь призвал смиренного инока на апостольское служение и послал его проповедовать Евангелие и крестить язычников малообжитого и сурового края Аляски и прилегающих к ней островов Северной Америки. С этой целью в 1793 году была создана духовная Миссия, получившая название Кадьякской, с центром на острове Кадьяк. Руководителем миссии был назначен архимандрит Иоасаф (Болотов), инок Валаамского монастыря. В числе прочих сотрудников Миссии было ещё пять иноков Валаамского монастыря, среди них и преподобный Герман, которому Господь благословил потрудиться в благовестии дольше и плодотворнее, чем кому-либо другому из членов Миссии.
Отец Герман на новом месте поначалу нёс послушание в пекарне и занимался хозяйственными заботами Миссии. Под руководством архимандрита Иоасафа (позднее епископа) Миссия находилась недолго: во время бури (в 1799 году) Преосвященный Иоасаф со своими спутниками погиб в волнах океана. На помощь оставшимся в живых миссионерам в 1804 году был командирован только один иеромонах Александро-Невской Лавры Гедеон, который в 1807 году покинул стан миссионеров, возложив всю ответственность на преподобного Германа. Преподобного хотели посвятить в сан иеромонаха и возвести во архимандрита, но смиренный инок отказался от какого бы то ни было возвышения и до конца своих дней пребывал простым монахом.
Преподобный Герман был для местных жителей истинным добрым пастырем и защищал их, как мог, от злых и хищных людей, которые видели в островитянах только объект для жестокой эксплуатации. Непоколебимо и настойчиво, не имея никакой поддержки, кроме своей пламенной веры, старец продолжал своё заступничество за обиженных и угнетённых, видя в этом свой долг и призвание, сущность которого он выразил удивительно простыми словами: «Я — нижайший слуга здешних народов и нянька».
Всем своим видом, всеми привычками старец Герман живо напоминал современникам древних отшельников, прославившихся подвигами воздержания и Богоугождения. Беседа старца производила на слушавших неотразимое впечатление. Особенно поражали собеседников ясность его мыслей, отчётливость и быстрота суждений.
Отец Герман жил сначала возле храма миссии, на Кадьяке, а после переселился на близлежащий остров Еловый, который назвал «Новым Валаамом». Остров Еловый был последним приютом в многотрудных апостольских странствованиях святого старца. Преподобный Герман предсказал своим духовным детям время своей кончины и объяснил, как похоронить его. 13 декабря 1837 года он попросил зажечь перед иконами свечи и почитать Деяния святых Апостолов. Во время чтения о трудах святых благовестников святой старец Герман перешёл от земных трудов к небесному упокоению на 81-м году жизни.
Сегодня мы вспоминаем известного консервативного публициста и критика Ю.Н.Говоруху-Отрока, скончавшегося 27 июля 1896 г.
Юрий Николаевич Говоруха-Отрок родился 25 января 1851 года в состоятельной дворянской семье, происходящей из запорожских казаков. Окончив гимназию, Говоруха-Отрок поступил в Харьковский университет, но не закончил его, т.к. с юных лет втянулся в революционное движение, став членом народнического кружка. В 1874 г. Говоруха-Отрок участвовал в «хождении в народ», был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. В 1877 г. он был в числе осуждённых по «делу 193-х». Правда, учитывая молодость Говорухи-Отрока и отсутствие конкретных преступлений, он вскоре был выпущен на свободу.
Провал «хождения в народ» привёл молодого человека к переоценке ценностей и к той же эволюции, которую проделали в разные годы Ф.М. Достоевский и Л.А.Тихомиров, став апологетами русской православно-монархической идеи. Отмежевавшись от прежних революционных взглядов, Говоруха-Отрок обратился к почвенничеству и славянофильству.
После цареубийства 1 марта 1881 г. он окончательно стал на защиту Православия, Самодержавия и Народности. Его талантливые полемические статьи в «Мире» и «Южном крае», направленные против нигилистов, либералов и украинских самостийников сделали его имя широко известным и превратили в публициста всероссийского значения. В это же время в печати появляются его рассказы, в которых публицист показывал нутро, завладевшего умами русской молодёжи нигилизма. В 1889 г. Говоруха-Отрок был приглашён в Москву вести литературный и театральный отделы в ведущей национально-консервативной газете «Московские ведомости». На протяжении 7 лет появлялись подписанные псевдонимом «Ю.Николаев» его статьи, рецензии, обзоры, заметки, посвящённые литературной и театральной жизни России. Говоруха-Отрок выпустил отдельные книги литературных очерков о Короленко, Толстом, Островском, Боборыкине и др. Помимо «Московских ведомостей» Говоруха-Отрок опубликовал много заметок и статей под псевдонимом «Ю.Елагин» в «Русском обозрении» и «Русском вестнике».
В своих статьях Говоруха-Отрок упорно боролся с вульгарным материализмом, упрощенчеством, оторванностью от народной почвы. Он по праву может считаться одним из создателей консервативной критики и эстетики. Публицист талантливо и смело боролся за русское искусство. В своих статьях он нещадно громил радикальных писателей и развивал мысль, что русскую литературу губит её растущая оторванность от Православия.
Русская линия