Русская линия
<< Полная сводка новостей от 4 августа 2023 >>

Украинская Православная Церковь не будет переходить на новый стиль
Несмотря на серьёзное давление извне, украинское священноначалие продолжит держаться традиционного юлианского календаря, заявил управделами УПЦ митрополит Бориспольский Антоний

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний Управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний в комментарии порталу «Православная жизнь» дал исчерпывающий ответ на вопрос о том, почему Украинская Православная Церковь в отличие от украинских раскольников не станет отказываться от юлианского календаря и переходить на новый стиль. Ниже мы приводим текст этого комментария целиком:

«Из многих требований к Церкви со стороны «прогрессивной общественности» один из самых шумных в последнее время — переход на новый календарь.

Аргументы сторонников такого перехода в целом таковы: нынешний церковный календарь не является частью вероучения; новый более точный с астрономической точки зрения; при принятии нового календаря не будет разницы с гражданским.

Да, юлианский календарь, на котором основан календарь церковный, — это традиция, а не часть догматического вероучения. И новый, изначально принятый в католическом мире, григорианский календарь (или его разновидность — новоюлианский) действительно астрономически точнее. Однако в Церкви любые нововведения или изменения традиции, как правило, производятся неспешно и обдуманно. А самое главное — всегда важно чётко определять цель этих нововведений.

Давайте вспомним, как именно вводился новый календарь в тех Православных Церквах, которые его придерживаются. О календарной реформе в Церкви дискуссии шли довольно давно. Но на практике его введение активно инициировал в 20-х годах прошлого века печально известный Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис). Патриарх Мелетий за свою жизнь успел побывать архиепископом Афинским, патриархом Константинопольским и патриархом Александрийским. Известен он, прежде всего, своими интригами, подлогами, захватом чужих канонических территорий, поддержкой обновленцев и многими другими весьма неблаговидными деяниями. Да и его стремление перевести православных на новый календарь, почти идентичный западному — григорианскому, мотивировалось не столько желанием дать Церкви более точное летосчисление, сколько политическими расчётами на унию с Англиканской церковью. Чему должны были способствовать и иные уступки, такие, например, как возможность брака для священников и диаконов после хиротонии и допустимость повторного брака для клириков.

Многие политические проекты патриарха Мелетия так и не осуществились, кафедры, которые он возглавлял, ему часто приходилось покидать со скандалами. Но главное его детище, новый календарь, в части Православных Церквей прижился, хотя тоже не без проблем: агрессивное внедрение нового летосчисления вызвало нестроения и даже «старостильные» расколы.

Впрочем, есть к новоюлианскому календарю и совершенно прагматические претензии. Так, даже те Церкви, которые перешли на новоюлианский календарь, продолжают исчислять время Пасхи и зависимых от неё переходящих праздников согласно юлианскому календарю. А это создаёт определённые литургические проблемы: например, когда Пасха поздняя, из богослужебного года может полностью выпасть Петров пост. Попытки же создания новой Пасхалии до сих пор не увенчались успехом.

Сторонники нового календаря часто указывают на тот факт, что разница между новым и старым летоисчислением составляет 13 дней и со временем будет только увеличиваться, пока не наступит тот момент, что Рождество по юлианскому календарю придётся праздновать летом. В самом деле, разница между календарями растёт, но гипотетический переход даты Рождества на лето может произойти лишь через тысячелетия, а за это время Церковь явно сможет справиться со всеми календарными проблемами, если Господу будет угодно к тому времени сохранить наш грешный мир.

Сейчас же это проблема больше политическая, чем церковная. И те, кто агрессивно раздувает эту тему, меньше всего думают о прихожанах, особенно сейчас, когда нашу Церковь в буквальном смысле хотят запретить, а значит — уничтожить. Забота о верующих — наша первейшая обязанность. Давайте зададимся простым вопросом: в настоящий момент мешает ли церковная жизнь по юлианскому календарю вести людей к Богу? Понятно, что нет. Приблизит ли нас ко Господу переход на новый календарь? Ответ тоже очевиден.

В то же время негатив от такого необдуманного перехода очень явственен. Достаточно вспомнить все последствия радикальных церковных реформ, чтобы притормозить любое рвение не по разуму. Ввести в соблазн верующих и вызвать сейчас в Церкви ещё один раскол, мягко говоря, безответственно.

Светская власть вправе на основании своих приоритетов вводить или отменять праздники, которые она считает государственными. Наше же право — отмечать церковные праздники в своё, установленное многолетней традицией время. И это право у нас никто отнять не может".

Русская линия


«Туркестанская Голгофа»
Создана электронная база данных репрессированных православных священнослужителей и мирян, связанных с Казахстаном и Средней Азией

Туркестанская Голгофа4 августа 2023 года завершилась работа по созданию электронной базы данных всех репрессированных клириков и мирян Русской Православной Церкви, чьи судьбы связаны с Казахстаном и Средней Азией — «Туркестанская Голгофа», сообщает Патриархия.Ru.

Проект осуществляется по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра и митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия.

Кураторы проекта: ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Е. Озмитель и сотрудник комиссии по канонизации святых Казахстанского митрополичьего округа чтец М. Ивашко. Большинство биографий на сайте опубликовал исследователь из Москвы С. Чертков; значимый вклад в создание базы данных вн`с краевед из города Уральска В. Кутищев.

В рамках проекта члены комиссий по канонизации святых 12 епархий двух Митрополичьих округов и независимые исследователи из пяти стран составляли биографические анкеты и публиковали наиболее полные и достоверные данные о репрессированных православных верующих Казахстана и Средней Азии; в ходе работы исправляются неточности и дополняются новыми сведениями жития новомучеников и исповедников Церкви Русской.

На основе этой базы данных будет издан мартиролог, в который войдут биографические данные о православных верующих (прославленных и не прославленных), пострадавших за Христа и Православную Церковь в годы безбожной власти, родившихся, служивших, совершивших исповеднический или мученический подвиг на земле Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана.

Значимой частью проекта стало создание сайта «Туркестанская Голгофа». Интернет-портал призван повысить научную эффективность проведенной исследовательской работы, привлечь новых специалистов, сделать более доступным для широкой аудитории обмен знаниями. На сайте формируется база данных, собирается литература и источники по истории Церкви в Средней Азии и Казахстане, создана возможность проверки и обсуждения всех персоналий, коллективной оценки составленных биографических справок, совместного поиска достоверных фактов и способов решения проблем, связанных с недостатком источников, ошибками в житиях и биографиях и пр.

Кураторы проекта приглашают к участию исследователей подвигов священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви в годы советской власти.

Русская линия


«У объекта на протяжении последних десятилетий не было пользователя»
В правительстве Архангельской области объяснили, почему разрушился деревянные храм в деревне Тарасово (Чухчерьма)

Деревянный храм Василия Блаженного в селе Чухчерема Холмогорского района Архангельской области После того, как российские СМИ сообщили о разрушении «объекта культурного наследия федерального значения» деревянного храма Василия Блаженного XIX века, расположенного в деревне Тарасово (Чухчерема) Холмогорского округа Архангельской области, власти региона попытались найти оправдание произошедшему.

Оказывается, на протяжении последних десятилетий у храма «не было пользователя, что и привело его к аварийному состоянию», сообщает Global Orthodox.

«К сожалению, у памятника на протяжении последних десятилетий пользователя нет, что и привело его к аварийному состоянию, — сообщила исполняющая обязанности руководителя инспекции Наталья Некрасова. — Архангельская область ежегодно принимает участие в заявочной кампании с целью получения федерального финансирования в рамках государственной программы „Развитие культуры“ на проведение противоаварийных работ на данном памятнике. Но пока этот объект не вошёл в число приоритетных и в программу включён не был».

Она добавила также, что проблемой сохранения данного храма является и его местоположение. Он находится на высоком берегу реки, которому, в случае проведения работ на объекте, потребуется укрепление.

Ситуацию с памятником прокомментировал и депутат Государственной Думы Александр Спиридонов.

«Вопрос спасения деревянных церквей Севера стоит очень остро. Полгода назад мы обращались в Министерство культуры России с просьбой выделить федеральное финансирование и запустить специальную программу по проведению противоаварийных и восстановительных работ на таких объектах культуры. Понимая, что мы теряем наши древние церкви и ценнейшие памятники деревянного зодчества, мы провели круглый стол, резолюция которого также была направлена в Минкульт. Нас не услышали, и, к сожалению, мы видим результат. Это наша история, это наша культура, и мы обязаны её сохранить!» — сказал Александр Спиридонов.

Таким образом, государство фактически расписалось в своём бессилии в данном вопросе.

В свою очередь, в Архангельской епархии отметили, что готовы оказать содействие собственнику памятника и обратиться к общественности с просьбой внести посильный вклад в общее дело возрождения святыни. Раз у Минкультуры нет на это денег, Церковь может попробовать привлечь к восстановлению храма благотворителей. Но для этого всё равно необходимо решение властей.

Русская линия


В Луганске налаживается мирная жизнь
Сретенская духовная академия заключила соглашение о сотрудничестве с Луганским государственным университетом

Сретенская духовная академия заключила соглашение о сотрудничестве с Луганским государственным университетом4 августа 2023 года в дистанционном формате прошла встреча и.о. ректора Сретенской духовной академии игумена Иоанна (Лудищева) и ректора Луганского государственного университета имени В. Даля Виктора Рябичева. На встрече было подписано соглашение о сотрудничестве между Сретенской академией и Луганским госуниверситетом, сообщает сайт Сретенской академии.

При подписании договора присутствовали от СДА помощник и.о. ректора монах Рафаил (Попов), от ЛГУ — проректор по стратегическим коммуникациям и молодежной политике Ольга Долженко.

Подписанное соглашение закладывает основу для развития совместной деятельности двух вузов в реализации актуальных просветительских инициатив. В частности, один из проектов, к участию в котором Сретенская академия приглашает студентов ЛГУ, — «Школа для молодых гуманитариев „Россия — мое будущее“». Планируется, что на Школу приедут 10 студентов Луганского университета. Школа проводится при поддержке Фонда президентских грантов.

Также планируются и другие формы сотрудничества, направленные на развитие науки, образования и добрых взаимных отношений между преподавателями и студентами СДА и ЛГУ им. В. Даля.

Русская линия


Ещё один шаг в сторону от жёсткого матриархата
В России принят закон, по которому право на алименты отныне будут иметь не только женщины, но и мужчины

АлиментыПрезидент России Владимир Путин подписал закон о праве отцов на алименты при их уходе за ребёнком. Ранее в случае отказа от поддержки и отсутствия соглашения между супругами (бывшими супругами) об уплате алиментов право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имела только жена (бывшая жена) в период беременности и в течение трёх лет со дня рождения общего ребёнка, сообщает Милосердие.Ru.

Федеральный закон, дающий отцам право выдвигать требования об алиментах в адрес жён или бывших супруг, вступил в силу 31 июля. Алименты можно будет требовать в судебном порядке.

Закон внес изменения в статьи 89 и 90 Семейного кодекса РФ. Теперь, если отец фактически один ухаживает за ребёнком в течение трёх лет со дня его рождения, он может претендовать на алименты от матери. До этого у отцов за исключением некоторых случаев (пенсионный возраст, нетрудоспособность) в принципе не было такого права.

Таким образом, законодатели решили исправить этот жуткий перекос в сторону матриархата, который фактически сложился в семейных отношениях в России. Правда, пока отцам очень сложно добиться в суде даже того, чтобы ребёнок при разводе оставался с ними, хотя нередко именно женщины виноваты в разводе (измена, блудная жизнь и т. д). Причина этого проста — подавляющее большинство судей в России женщины.

Тем не менее, нынешняя мера может положительно сказаться на атмосфере в российских семьях. Правовое бесправие мужей порой играло злую шутку с некоторыми женщинами, уврененными в том, что в любых семейных спорах государство априори встанет на их строну. Теперь эта практика начала меняться.

Об этом свидетельствует и то, что ранее Госдума приняла закон, позволяющий не только матерям, но и отцам тратить маткапитал на накопительную пенсию. Право на материнский капитал переходит отцу или усыновителю двух и более детей, если мать умерла, лишена родительских прав или если отец — единственный усыновитель. До этого мужья в принципе не могли получить право распоряжаться маткапиталом.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память преподобного Корнилия Переяславского

Преподобный Корнилий ПереяславскийСегодня мы вспоминаем преподобного Корнилия Переяславского. В миру он звался Кононом и был сыном богатого рязанского купца. В юности он тайно оставил родительский дом и поступил в Лукьянову пустынь, прожив в которой пять лет перешел в Переяславскую обитель свв. Бориса и Глеба. В то время (XVII в.) в обители подвизались лишь три монаха и строитель Сергий. Братия долго отказывалась принять Корнилия, полагая, по виду, что ему не более пятнадцати лет и что глух и нем, так тот ничего не говорил о себе. Но преподобный не отходил от ворот обители, и терпение довело до цели — в конце концов его приняли.

Св. Корнилий усердно выполнял все послушания. В трапезе святой послушник не садился с братией, но довольствовался тем, что оставалось, принимая пищу три раза в неделю. Через пять он лет был пострижен в иночество. С тех пор его никто не видел спавшим на постели, а послушания он выполнял еще с более усердным рвением. Число братии увеличилось, и некоторые смеялись над Корнилием как над юродивым, но он молчал и терпел. Спустя три года, с благословения настоятеля, он ушел в затвор молчания. Так прожил он тридцать лет, оставаясь, по мнению многих, глухим и немым.

Перед кончиною, последовавшей 22 июля 1693 года, преподобный Корнилий исповедался у духовника обители отца Варлаама, причастился Святых Таин и принял схиму. Преподобный был погребен в часовне. Через 9 лет при построении нового храма его мощи были обретены нетленными. В 1705 году святитель Димитрий, митрополит Ростовский (память 28 октября), освидетельствовал мощи преподобного Корнилия, и они были помещены в новом храме под спудом. Тогда же святитель Димитрий составил преподобному тропарь и кондак.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 4 августа 2023 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика