Святейший Патриарх Кирилл: «Будем избегать всякого поспешного и осудительного слова»
Предстоятель Русской Православной Церкви призвал русское духовенство в своих оценках церковной ситуации на Украине не выходить за границы того, что определил Священный Синод
22 декабря 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своём обращении к участникам Епархиального собрания Московской епархии заявил, что Русская Православная Церковь сталкивается с серьёзными угрозами её единству, обратив особое внимание на сложную церковную ситуацию на Украине, сообщает Патриархия.Ru.
«Неистощимые потоки клеветы на Церковь, на Патриарха, на епископов и священнослужителей — все это в изобилии изливается каждый день на многих наших братьев за пределами России через пропаганду в СМИ, через высказывания государственных и общественных деятелей, через заявления лжебратий, которые сами уже оказались в плену у чуждых нашей вере идей и интересов», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.
В основном, отметил Святейший Владыка, это касается епархий и приходов Русской Православной Церкви в странах Запада и Прибалтики, частично — Молдовы. В первую же очередь данная ситуация характерна для Украины, где ожесточение сердец и омрачение умов «выливается в прямые гонения: в силовые захваты храмов, в побои, наносимые священнослужителям и мирянам и угрозы их жизни, в массовые обыски и „контрразведывательные мероприятия“ в епархиальных управлениях, храмах и монашеских обителях, в возбуждение уголовных дел, в призывы к совершенному запрету деятельности канонической Православной Церкви — теперь уже не только в отдельных районах, но и в государстве в целом на уровне его руководства».
«Тем, кто живёт в условиях свободного устроения церковной жизни, иногда трудно себе представить, до какой степени способно простираться упомянутое ожесточение сердец, и насколько это тяжело ныне в некоторых странах — оставаться приверженцем единства Церкви», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.
Святейший Владыка с сожалением отметил, что цена сохранения единства Русской Церкви становится для некоторых его защитников слишком высокой, чтобы они смогли её понести, «а кто-то даже проникся риторикой гонителей».
«Скорбим об этом, ибо если в Теле Господнем страдает один член, „страдают с ним все члены“ (1 Кор. 12:26). Продолжаем молиться за наших братьев во Христе и вместе с ними, чтобы Господь умножил их силы в несении тяжкого креста. Молимся за мир и прекращение всякой брани. Справедливо выступая в защиту единства Святой Матери-Церкви и не оставаясь слепыми к попыткам её раскола, предпринимаемым, в том числе, внутри церковной ограды, увещевая уклоняющихся вернуться на путь канонической правды, будем избегать всякого поспешного и осудительного слова. Да не исходит оно из наших уст, особенно в переживаемые нами грозные дни! Лучше будем просить Господа, чтобы никому из нас не поколебаться, если для нас настанет день испытаний. Будем помнить слова апостола: „Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть“ (1 Кор. 10:12)», — отметил Предстоятель.
В связи с этим Его Святейшество напомнил, что «Собор Украинской Православной Церкви, состоявшийся в Киеве 27 мая, удалил из её устава все упоминания о Русской Православной Церкви и о Патриархе, кроме ссылки на грамоту Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 1990 года, которая предоставила Украинской Православной Церкви широкие права самоуправления», а «во многих храмах Украинской Православной Церкви после этого Собора прекратилось поминовение имени Патриарха, предусмотренное канонами Церкви».
Священный Синод Русской Православной Церкви ответил на это в своих постановлениях от 29 мая и 7 июня. «Синод засвидетельствовал, что для полноты Русской Православной Церкви статус Украинской Православной Церкви доныне определяется уже упомянутой грамотой Святейшего Патриарха Алексия, выражающей соборное согласие всего епископата, высказанное Архиерейским Собором 25−27 октября 1990 года. Священный Синод подчеркнул, что всякий пересмотр упомянутого статуса возможен только в рамках законной соборной процедуры, предусмотренной Уставом нашей Церкви. Уставом, который был принят в свое время при участии всех украинских архиереев. Синод предупредил, что действия, несогласные с уставом и канонами Церкви, могут привести к новому расколу, и отметил, что решения в Киеве принимались в условиях беспрецедентного давления на архиереев, священнослужителей, монашествующих и мирян Украинской Православной Церкви со стороны представителей власти, раскольников, экстремистов. Синод выразил поддержку всем членам Украинской Православной Церкви, которые и в этих условиях продолжают считать своим долгом сохранение канонического порядка и соблюдение канонической нормы поминовения за богослужениями Патриарха Московского и всея Руси. Священный Синод призвал всю полноту церковную к сугубой молитве о сохранении единства, о скорейшем прекращении кровопролития, к оказанию действенной помощи всем, кого коснулась беда», — отметил Патриарх Кирилл.
При этом Предстоятель Русской Церкви призвал всех «в ваших публичных высказываниях и оценках происходящего ныне на Украине, а также в переписке и в разговорах с клириками Украинской Православной Церкви не выходить за границы того, что определил Священный Синод». «Дабы чьи-то неосмотрительные и самоуверенные слова не повредили еще более единству нашей Церкви, не нанесли новых ран тем, кому и без того тяжко, не усугубили страдания наших братьев и сестер во Христе. Бог даст, наступит мир, вернется возможность беспрепятственного общения и свободного соборного обсуждения, тогда и рассудит полнота Церкви, как и что происходило в переживаемые тяжелые времена и как подобает далее поступать архипастырям, дабы право правити слово Христовой истины», — заключил Его Святейшество.
Русская линия
На Западе готовятся отметить Рождество Христово
Десять Поместных Православных Церквей, католики и протестанты будут праздновать завтра Рождение Христа Спасителя
25 декабря по новому стилю в странах Западной Европы, на Ближнем Востоке, а также в США христиане будут встречать Рождество Христово. Праздник, который в России принято называть «католическим Рождеством», на самом деле отмечается не только католиками и протестантами, но и целым рядом Поместных Православных Церквей, перешедших с юлианского на новоюлианский стиль, согласно которому Пасха отмечается по старому стилю, а все остальные независящие от неё праздники по новому.
Несмотря на то, что только пять из пятнадцати Поместных Православных Церквей (Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская и Польская Православные Церкви, а также Святая Гора Афон) до сих пор живут по старому стилю и строго придерживаются юлианского календаря, по количеству верующих они многократно превосходят те десять Православных Церквей, что живут по новоюлианскому календарю и празднуют Рождество Христово 25 декабря.
Поэтому в сознании многих рождественские торжества на Западе по-прежнему остаются католическими, ведь число католиков в мире насчитывает более миллиарда человек, в то время как общее количество всех православных около 300 млн, и лишь меньшая часть из них празднует Рождество в конце декабря.
Тем не менее, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл традиционно направляет свои поздравительные послания Предстоятелям Поместных Православных Церквей, а также папе Римскому, главе Англиканского содружества, председателю Совета Евангелической Церкви в Германии и другим. Очевидно, не станет исключением и этот год.
Впрочем, Русская Православная Церковь была вынуждена разорвать евхаристическое общение и всякие контакты с представителями Константинопольского Патриархата, а также с частью епископата Кипрской, Элладской Православной Церкви и Александрийским Патриархом Феодором. Потому неизвестно, направит ли Патриарх Кирилл свои поздравления в Турцию, Грецию на Кипр и в Египет.
Русская линия
«Аборт — это намеренное убийство невинного ребёнка, подобное убийству ребёнка уже рождённого»
Русская Православная Церковь продолжит добиваться вывода абортов из системы обязательного медицинского страхования и прекращения их госфинансирования
22 декабря 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своём обращении к участникам Епархиального собрания Московской епархии призвал духовенство «с безусловной ясностью» говорить о том, что «аборт — это намеренное убийство невинного ребенка, подобное убийству ребенка уже рожденного».
«Мы уже 7 лет — увы, пока безуспешно — говорим о том, что аборты должны быть хотя бы выведены из системы обязательного медицинского страхования, по той простой причине, что аборт — это вовсе не лечебная процедура. Ведь ношение матерью ребенка в утробе — это не болезнь, требующая излечения! Поэтому продолжаем настаивать на необходимости выведения абортов из ОМС», — отметил Предстоятель.
«Нам говорят: „Если государство не будет оплачивать аборты, люди будут делать аборты нелегально“. А я спрашиваю людей, которые на такую аргументацию опираются: „А что, нелегальные аборты делают бесплатно?“ Иногда ещё и гораздо больше денег берут за нелегальный аборт. Так что это лукавый аргумент, и его нужно сразу отвергать. Бесплатных нелегальных абортов не бывает. Поэтому, когда мы говорим о необходимости вывести прерывание беременности из системы ОМС, мы настаиваем на том, чтобы через эту систему государство не поддерживало совершение абортов. Вот о чём идёт речь», — подчеркнул Патриарх Кирилл.
В связи с этим Его Святейшество выразил сожаление, что «некоторые врачи, сам смысл профессии которых должен состоять в защите и сохранении жизни, порой прагматически, холодно и бесчеловечно относятся к этому вопросу, подталкивая женщину к аборту даже тогда, когда для этого нет так называемых медицинских показаний, при том что и сами эти медицинские показания иногда вызывают сомнения. Говорю это не просто так, а опираясь на конкретные факты, которые мне известны».
«Мы знаем, что государством многое делается с целью поощрения рождения детей, и Церковь приветствует эти усилия. Однако, к сожалению, продолжает сохраняться в нашем обществе опасное убеждение, согласно которому прерывание зачавшейся жизни относится к правам человека. Это просто издевательство над самой идеей прав человека. Но сейчас этой темой — правами человека — очень многое прикрывается, в том числе разного рода греховное и даже асоциальное поведение. Ещё не родившийся беззащитный живой человек — носитель Образа Божия — объявляется препятствием к комфортной жизни и источником неудобств, который можно с легкостью устранить! Аборт в сознании многих людей стал чем-то почти бытовым. И это является великим грехом перед Богом», — заявил Патриарх Кирилл.
Русская линия
Митрополит Берлинский Марк: Мы находимся в преддверии нового гонения на христиан на Украине
В РПЦЗ выступили в поддержку Украинской Православной Церкви и призвали европейское общество не закрывать глаза на беззакония украинских чиновников
Один из самых уважаемых иерархов Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт) обратился к немецкой общественности с призывом не закрывать глаза на агрессивные действия властей Украины против Украинской Православной Церкви. Видео с обращением иерарха разместил 22 декабря 2022 года официальный сайт Русской Зарубежной Церкви, сообщает портал «Православная жизнь».
«В эти дни Украинская Православная Церковь подвергается новым гонениям. Десять дней тому назад украинский президент Владимир Зеленский поручил парламенту в течение двух недель предложить законопроект, с помощью которого УПЦ может быть полностью запрещена. Следует ожидать, что этот закон будет не только предложен, но и принят. Таким образом, миллионы украинских верующих окажутся преступниками закона».
Как считает иерарх РПЦЗ, усиленные обыски в квартирах епископов, священников, верующих, в монастырях и храмах, которые в течение последних недель и месяцев проводились органами власти Украины, «являются методом запугивания». «Всё это показывает, что Украина очень далека от того, чтобы быть демократическим государством, и что мы находимся в преддверии нового гонения на христиан в этой стране», − убежден митрополит Марк.
Он напомнил, что Украинская Православная Церковь объединяет в своей стране «самую большую часть верующих», а также, что она «является продолжением той Церкви, которую основал святой князь Владимир при Крещении Руси», и которая «во времена гонений на христианство в Советском Союзе перенесла страшные страдания и породила множество мучеников».
Сегодня, подчеркнул архипастырь, «гонение на Церковь в Украине заново разгорелось».
Вместе с тем митрополит Марк отметил, что в сложившихся обстоятельствах призывает решать проблему не политическими акциями, но при помощи единственного приемлемого для христиан средства − молитвы.
«Наша задача состоит не в том, чтобы участвовать в политических демонстрациях, а в молитве о том, чтобы Церковь вместе со своим верным народом пережила это искушение. И чтобы у людей хватило мужества на то, чтобы быть свидетелями Христа. Я и раньше говорил, что наше оружие − молитва», − подчеркнул иерарх РПЦЗ и призвал усиленно молиться всех, кто неравнодушен к судьбе Украинской Православной Церкви.
Русская линия
Украинские чиновники ломают голову, как им «законно» уничтожить УПЦ
Новый глава Госэтнополитики Украины заявил, что у него есть мысли, как насильно переименовать, а затем и запретить УПЦ
Новоназначенный глава Госэтнополитики Украины Виктор Еленский в интервью «Левому берегу» рассказал, каким образом он видит возможный «законный» запрет Украинской Православной Церкви, сообщает СПЖ.
Чиновник открыто заявил, что он его цель переименовать, а затем и полностью уничтожить УПЦ. При этом он хочет воспользоваться формальным поводом, ссылаясь на одно из решений ЕСПЧ.
«Недавно принято решение Европейского суда по правам человека „Михаил Ильин против Украины“, где в принципе говорится, что государство может прибегнуть к такому ограничению, как называть Церкви, религиозные организации соответствующим образом, чтобы не вводить в заблуждение людей, которые присоединились или будут присоединяться к этой религиозной организации», — заявил Еленский.
Он указал, что УПЦ может быть запрещена через суд, и тут нет никаких проблем — украинские суды легко проштампуют любое решение Банковой. Проблема в другом, пояснил чиновник, — даже если запретить религиозный центр, то приходы, которые в него входили, всё равно смогут действовать, регистрируясь как автономные религиозные общины.
«То есть они считают себя православными, но не подчиняются ни одному религиозному центру или управлению», — пояснил чиновник. Эти приходы Еленский хочет запретить за связь с Русской Православной Церковью.
По его словам, чтобы доказать связь между приходами УПЦ и РПЦ, нужно «провести церковно-экономическую беспристрастную экспертизу, которая должна ответить на вопрос, есть ли церковно-экономическая связь с тем или иным центром». Еленский убеждён, что «на Украине достаточно специалистов, в том числе по экономическому праву, которые смогут провести эту экспертизу, установить, существует ли такая связь или её нет».
Каковы будут выводы этих «специалистов» заранее понятно.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти святителя Иоасафа Белгородского
Святитель Иоасаф Белгородский родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малоросийского рода Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иокима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 оду он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии.
После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил Забороский. Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иосафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одно-временно он был назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки. епархии.
24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубинского чудотворца. Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве.
В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего синода назначен наместником Свято-Троицкой Лавры. В обители Преподобного Сергия он так же самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара). 2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения богослужения. И особенно за нравственностью паствы. Особенно большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. 10 декабря 1754 года святитель преставился. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года.
Русская линия