Русская линия
<< Полная сводка новостей от 22 сентября 2022 >>

Святейший Патриарх Кирилл: «Очень важно, чтобы в наших сердцах не возникало чувства, что там враг»
Предстоятель Русской Православной Церкви призвал россиян не считать украинцев своим врагами и молиться о прекращении кровопролития

Святейший Патриарх Кирилл21 сентября 2022 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы, за которой призвал россиян по-прежнему считать украинцев своими братьями, а не врагами, сообщает Патриархия.Ru.

Ниже мы приводим эту проповедь целиком:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний день в истории нашего Отечества был отмечен многими событиями, но, наверное, самое яркое и значительное — это Куликовская битва в 1380 году. Конечно, враг не знал, что в этот день Русь прославляет Пресвятую Богородицу, что к Ней особенно возносятся молитвы. Он начал эту битву в полной уверенности, что победа будет одержана. Но мы знаем, что этого не случилось. Непобедимый враг был остановлен, и по прошествии ста лет враг ушел, осознав, что невозможно победить этот народ и эту державу.

Вот какие замечательные события связаны с праздником, который мы сегодня отмечаем. Почему же Русь стояла так твердо? Потому что Россия сохранила свой язык, свою веру, свою культуру, и даже под иноземным владычеством продолжала развиваться наша национальная жизнь.

А теперь давайте спросим: а почему так? Ответ только один: вера православная, Церковь Православная была хранителем духовной жизни народа. Люди понимали, что отступить можно от чего угодно, но только от веры никогда нельзя отступать. Потому что, если предашь в этом Господа, ничего другое не получится и никаких успехов не будет. И эта наша верность Господу и Спасителю, в условиях иноземной власти, была угодна Всевышнему настолько, что в течение десятилетий враг не предпринимал никаких усилий, чтобы напасть на столицу. Враг стоял на реке Угре, напротив стояло наше войско, и это стояние, без видимой битвы, и стало нашей тихой победой над врагом.

Конечно, все это было связано с глубочайшей верой нашего народа. Потому что вера делает человека очень сильным, ведь она переводит его сознание от повседневности, от материальных забот к заботе о душе, о вечности. И когда в человеке сильно это измерение, связанное с вечностью, то он становится непобедимым, потому что перестает бояться смерти. А именно ведь страх смерти гонит воина с поля битвы, толкает слабого на предательство и даже на то, чтобы брату восстать на брата.

Но подлинная вера истребляет страх смерти, а значит, и всякую человеческую подлость и предательство, и является великой опорой людей в созидании их общей жизни. Вот почему вера так важна для созидания жизни и общества, и государства. И если люди отказываются от этой силы и уповают только на силу юридического закона или на силу политических групп и партий, то такого рода единство всегда временное: проходит вкус на партии и политические идеалы, и все начинает разваливаться. И потому важно, чтобы в основе нашей национальной жизни, как великий приоритет, была вера, а вместе с ней — система христианских ценностей, которые возвышают душу и ведут человека, убежденно верующего, в вечную жизнь, а потому и непобедимого.

Сегодня Отечество наше, Русь, историческая Русь проходит через тяжелые испытания. Мы знаем, что происходит на Украине. Мы знаем, какая опасность нависла над украинским народом, который пытаются переформатировать, сделать государством, противным Руси, вражеским по отношению к России. Очень важно, чтобы в наших сердцах не возникало чувства, что там враг. Мы должны молиться сегодня о том, чтобы Господь укрепил братские чувства народов Святой Руси, чтобы еще более и более крепким становилось единство нашей Церкви, которое действительно является залогом мира на просторах Руси, — почему и развал нашей страны начался с попыток разорвать Церковь, создать расколы и разделения. Враг знал, что в эту точку надо ударить. И хотя мы понесли потери и возник опасный, греховный безблагодатный раскол на Украине, но одновременно там сохраняется вера православная, и наши братья и сестры, архипастыри и пастыри едины и, верю, вместе с нами продолжают молиться вокруг престола Господня и за прекращение междоусобной брани, и за восстановление мира на просторах исторической Руси.

Сегодняшний день связан с воспоминанием великой победы нашего народа, его духовного подвига, с воспоминанием того, как духовный авторитет влиял на формирование мужества и героизма. Я имею в виду, в первую очередь, благословение преподобного Сергия Радонежского, данное Дмитрию Донскому. Как все это формировало подлинную духовную силу нашего воинства, которое одержало победу в историческом сражении.

Это экскурс в историю с нашей, церковной точки зрения. Эта точка зрения не присутствует в светской исторической науке, а напрасно, потому что именно этот подход к истории высвечивает самое главное — духовное измерение в жизни людей и государства, без которого победы, в условиях угасания веры и духа, становятся невозможными. Поэтому сегодня мы еще и еще раз молимся Господу, чтобы Он умирил Русь, остановил междоусобные брани, чтобы воссоединилась Русь Святая — в том смысле, чтобы никакие раздоры и разделения не терзали наследников той самой единой Святой Руси. И сегодня, когда мы вспоминаем победу нашего народа в Куликовской битве, мы просим о том, чтобы без особенных битв и кровопролитий пришла подлинная победа, которая бы вернула нам духовное единство, мир, благополучие и взаимную любовь.

Пусть Покров Царицы Небесной простирается над Ее уделом — над Святой Русью. Пусть святые угодники Божии, одинаково прославляемые и почитаемые в России, на Украине, в Беларуси и других уголках исторической Руси, молятся сегодня за нас, недостойных, и вооружают нас правильными мыслями, нужными словами, но, самое главное, праведными делами, через которые могли бы прийти мир и благополучие на землю Святой Руси. Аминь".

Русская линия


Неравномерный обмен или грозное предзнаменование грядущих военных действий
Россия обменяла 215 украинских военнопленных на 55 российских солдат и Виктора Медведчука

Российские пленные едут домойВесь день сегодня в российском обществе идёт дискуссия о неравномерном обмене военнопленными, который произошёл между Россией и Украиной 21 сентября, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

В рамках обмена России выдали 55 пленных российских солдат, а также бывшего народного депутата Украины, лидера движения «Украинский выбор» и бизнесмена Виктора Медведчука, который является кумом Владимиру Путина. Украина, в свою очередь, получила 215 человек, среди который были командиры националистического батальона, захваченные в плен в Мариуполе. Это пять человек, они будут находиться в Турции до окончания боевых действий «под личные гарантии турецкого президента», сообщает РБК.

Глава ДНР Денис Пушилин подтвердил, что в рамках обмена России был передан Медведчук, а также 55 военнопленных, а Украине — 215 пленных. Минобороны России заявило, что 55 военных России, ДНР и ЛНР были доставлены в Россию «в результате сложного переговорного процесса». В плену им «грозила смертельная опасность», заявили в ведомстве.

Однако, столь неравномерный по числу людей обмен вызвал бурю негодования в российском обществе. Даже глава Чечни Рамзан Кадыров выразил по этому поводу своё недовольство.

«Я понимаю, наверху в Минобороны и ФСБ гораздо виднее, но я считаю, что признанных террористами преступников нельзя менять на военнослужащих. Я бы понял, если был бы равноценный обмен — военнослужащего на военнослужащего, агента на агента. У нас полно пленных ВСУшников, которых хоть сто к одному меняй, так еще останутся. Мы выполнили обмен на украинских условиях. Это неправильно», — заявил Кадыров.

Он подчеркнул, что считает передачу даже одного бойца батальона «Азов» (признан экстремистской организацией и запрещён в России) неправильным. Кадыров напомнил, что именно азовцы участвовали в боевых действиях в Мариуполе. «И поэтому неудивительно, что бойцы, которые освобождали Мариуполь и сейчас находятся на передовой, делают свой вывод — не брать фашистов в плен», — заявил глава Чечни.

Впрочем, вряд ли в Кремле не понимали, что 56 человек не равны 205-ти, во всяком случае, количественно. Тогда, почему же Москва пошла на такую неправильную формулу? Ответов на этот вопрос может быть несколько.

На Украине попытались представить дело так, что «Путин отдал 200 человек за Медведчука», поскольку он его кум, а остальные 55 российских военных были отданы Украиной в придачу, что вряд ли является правдой.

Другая версия кажется нам более правдоподобной. Россия готовится к полномасштабной войне с Украиной без всяких сантиментов и «благородных правил», а потому хочет максимально быстро вернуть себе своих людей, поскольку потом вести переговоры об их возвращении, возможно, будет уже не с кем. То есть неравномерный обмен пленными — это грозное предзнаменование грядущих военных действий, а не умиротворения или беззубости Кремля.

За эту версию говорит целый ряд фактов. Так, сначала в Кремле активировали опцию референдумов на освобождённых территориях Луганска, Донецка, Херсона и Запорожья. Причём назначили их на самые ближайшие даты — 23−27 сентября. 21 сентября Путин также объявил частичную мобилизацию в России. При этом его «обращение к нации» первоначально должно было состояться вечером 20 сентября, но неожиданно было перенесено, что может быть связано именно с подготовкой к обмену.

Медведчук был «в плену» в Киеве полгода, так почему же именно сейчас Кремлю понадобилось его вызволять? Всё потому же.

Тем временем, в украинских Телеграм-каналах пишут, что вслед за «непропорциональным обменом» может состояться и ещё один обмен, но уже «всех на всех», то есть Украина отдаст России ещё 400 российских солдат (если они, действительно, у Украины есть) и 500 своих граждан, арестованных за сотрудничество с русскими в Харьковской области и других регионах страны, а Россия — 5 тысяч пленных украинских военных.

Такой обмен изначально кажется очень маловероятным. Но если в Москве, действительно, планируют ужесточение военных действий, то нельзя исключать, что в Кремле пойдут даже на такие неравные условия, чтобы обезопасить своих людей, томящихся в тюрьмах Украины.

Русская линия


В Москве почтили память русского поэта и офицера Николая Туроверова
Фонд «Наследие» и «Союз историко-просветительских обществ «Наследие Империи» к 50-летию со дня кончины поэта провели мемориальный вечер

Дней на десять я стану всем ближе.

Моего не припомня лица,

Кто-то скажет в далёком Париже,

Что не ждал он такого конца"

Николай Туроверов

Вечер памяти Николая Туроверова20 сентября в помещении музея Императора Николая II в Токмаковом переулке после небольшого перерыва, вызванного летними каникулами, состоялось очередное заседание Имперского клуба, регулярно проводимого фондом «Наследие» и «Союзом историко-просветительских обществ «Наследие Империи».

По традиции собрание клуба было приурочено к памятной, юбилейной дате — 50-летию со дня кончины одного из самых значительных поэтов Русского Зарубежья, донского казака, офицера Русской армии, участника Великой (Первой мировой), Гражданской и Второй мировой войны Николая Николаевича Туроверова.

Заседание Имперского клуба открыл председатель координационного совета «Союза историко-просветительских обществ «Наследие Империи» генерал-лейтенант Леонид Решетников, кратко рассказавший об основных вехах по-своему уникальной боевой и творческой жизни самобытного казачьего поэта Николая Туроверова, важности и актуальности для грядущего возрождения России богатейшего и трагического наследия Русского Зраубежья, а так же познакомил собравшихся с результатами нынешней деятельности Союза «Наследие Империи».

Затем перед собравшимися выступил специальный гость Имперского клуба — бард, композитор и историк Виктор Леонидов. Гости услышали стихи Н. Туроверова и песни о Русском зарубежье.

Вслед за этим настал черёд главной части юбилейного мероприятия — обстоятельной, по обыкновению захватывающей и увлекательной лекции одного из постоянных докладчиков Общества, преподавателя кафедры культурного наследия Московского государственного института культуры Александра Музафарова, подробно освятившего жизненный путь выдающегося русского казачьего поэта на фоне исторических потрясений 20-го века и трагических судеб русской эмиграции.

Лекция вызвала пристальный интерес заполнившей актовый зал музея аудитории. По завершении живого и занимательного доклада перед собравшимися вновь выступил В. Леонидов, исполнив песни о Русском зарубежье.

По уже сложившейся доброй традиции мероприятие завершилось дружеским чаепитием.

Русская линия


Александр Вучич: «Там, где нет сербского государства, сербский народ выживает только благодаря Сербской Православной Церкви»
Президент Сербии выступил против отмены религиозного образования в школах

Александр ВучичПрезидент Сербии Александр Вучич выступил категорически против отмены религиозного образования в сербских школах, и убеждён, что те, кто недооценивают Церковь, не понимают её роли в сегодняшних обстоятельствах. Об этом глава государства заявил 19 сентября 2022 года в Нью-Йорке, отвечая на вопрос журналистов о том, как он воспринял требование Хельсинкского комитета отменить религиозное образование в государственных школах Сербии, сообщает портал «Православная жизнь».

На днях в Белграде Хельсинский комитете по правам человека в Сербии выпустил Обращение с требованием соблюдать Конституцию и принципы светскости и отменить религиозное образование в государственных школах Сербии, чтобы обеспечить предпосылки для членства страны в ЕС. В документе Сербская Православная Церковь названа «нетерпимой, антидемократической и закрытой» организацией, которая «не может и не должна» воспитывать детей, тем более что «лучшее общество начинается со строгого разделения церкви и религии от науки и государства».

«Мы не имеем права, я не думаю, что мы должны отменять религиозное образование», — сказал Вучич и добавил, что надо еще посмотреть, как преподается альтернативная дисциплина — уроки гражданского воспитания.

Президент подчеркнул, что верит в историческую роль Сербской Православной Церкви, благодаря которой сегодня люди живут и выживают там, где наблюдается её присутствие.

«Там, где нет сербского государства, сербский народ выживает только благодаря Сербской Православной Церкви», — отметил Александр Вучич и уточнил, что подтверждение этому можно видеть в Косово, Черногории, Боснии и Герцеговине и Республике Сербской, и даже в родном селе его отца Чипуличи (БиГ).

«Если бы не было Церкви, мы бы не выжили, и те, кто недооценивает роль СПЦ, не понимают её роли в настоящем, её исторической роли, её значения как национального института», — цитирует выступление сербского лидера Politika.

В сербских средних школах уже более 20 лет преподается предмет «веронаука». Религиозное образование получают 450 тысяч учеников и около 315 тысяч предпочитают посещать «альтернативный» факультатив — урок гражданской этики.

Русская линия


В Греции начались гонения на монахов, выступающих против вакцинации от коронавируса
Настоятелю и пяти насельникам монастыря Пелион грозит срок от 3 месяцев до 5 лет

ВакцинацияНастоятель и пять насельников монастыря Пелион, расположенного в окрестностях города Волоса в Греции, предстанут перед судом по обвинению в распространении ложных новостей о вакцинации и коронавирусе, сообщает портал «Православная жизнь» со ссылкой на Vimaorthodoxias.gr.

Согласно обвинительному акту прокуратуры Волоса, настоятель и монахи раздавали верующим карманную брошюру с названием «Подумай, прежде чем сделать прививку», в которой содержались «неправдивые сведения» о ковидной пандемии. На первых страницах мини-сборника представлены высказывания иностранных врачей об опасности вакцин от коронавируса, а на последних − советы, как уклониться от прививок.

«Вызывает сильное чувство горечи то, что администрация Церкви, архиепископы и митрополиты рекомендуют вакцинироваться, используя проповедь для оболванивания верующих», − говорится в брошюре.

Согласно поправкам, внесённым в Уголовный кодекс Греции в разгар угрожающих сообщений о пандемии в СМИ в ноябре 2021 года, обвиняемым монахам грозит тюремный срок от 3 месяцев до 5 лет и штраф. Именно к такому наказанию приговаривается на основании 191 статьи «любое лицо, которое публично распространяет ложные сведения, способные вызвать замешательство или страх у гражданина и подорвать его доверие к системе общественного здравоохранения».

Русская линия


Украинские раскольники захватили старинный храм УПЦ в Зазимье на Киевщине
В захвате активное участие принял бывший священник УПЦ Анатолий Слиньком, который ранее уклонился в раскол

Украинские раскольники захватили старинный храм УПЦ в Зазимье на Киевщине17 сентября 2022 года сторонники «ПЦУ» во главе с бывшим священником УПЦ Анатолием Слинько, попирая все законы и права прихода УПЦ в честь Воскресения Христова в селе Зазимье Киевской области, захватили старинный храм, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ со ссылкой на «Первый Казацкий».

Это уже не первая преступная попытка завладеть святыней. Так, 10 сентября, после попытки захвата храма сторонниками «ПЦУ» в Зазимье, стороны договорились закрыть храм и сесть за стол переговоров.

«Но договориться там уже не смогли, потому что активистам „ПЦУ“ не нужен был компромисс, им нужна была наша святыня. Именно поэтому Анатолий Слинько сегодня организовал проведения своего обряда в 14:00», — рассказал журналист «Первого Казацкого» и подчеркнул, что у сторонников «ПЦУ» нет никаких прав на здание храма.

Он отметил, что с самого утра у храма появились сторонники Епифания — небольшая группа, которая выстроилась у ворот и не пускала верующих. Прихожане в то время молились у стен своей святыни. По его словам, на месте присутствовало много правоохранителей, однако полиция была вовлечена и поддерживала сторонников «ПЦУ». Кроме того, была тероборона и представители местной власти.

«Сначала всё было относительно мирно, верующие молились, активисты „ПЦУ“ просто стояли, но всё изменилось, когда в городе появился клирик „ПЦУ“ из села Погребы. Он начал разжигать вражду, начал обзывать верующих предателями, подстрекать толпу. У храма началось противостояние. Активисты „ПЦУ“ толкали людей, обзывали, унижали. Одна из активисток пыталась выхватить у меня камеру, что можно классифицировать как правонарушение — препятствование журналистской деятельности», — говорится далее в сообщении корреспондента с места событий.

Он констатировал, что «к сожалению, активисты „ПЦУ“ незаконно перерегистрировав церковь, не имея никаких прав на святыню, сорвали печати, замки и вошли в церковь».

Православные решили прекратить противостояние.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы отмечаем память преподобного Иосифа Волоцкого и вспоминаем архиепископа Иннокентия (Беляева), профессора В.Е.Чернова, русскую героиню Р.М.Иванову

Преподобный Иосиф ВолоцкийПреподобный Иосиф Волоцкий, в миру Иоанн Санин, родился 14 ноября 1440 года (по другим данным — 1439 год) в селе Язвище-Покровское, недалеко от города Волоколамска, в семье благочестивых родителей Иоанна (в монашестве Иоанникия) и Марины (в схиме Марии).

Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. За два года он изучил Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви. В двадцать лет Иоанн посетил Тверской Саввин монастырь, где познакомился с духовным наставником Варсонофием, и «мудре последуя совету и благословению прозорливаго и святаго старца Варсонофия, пришел еси в обитель преподобнаго Пафнутия и того умолил еси прияти тя в послушание».

В Боровском монастыре преподобный Пафнутий постриг юношу в иночество с именем Иосиф. Восемнадцать лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника. По преставлении своего учителя он был назначен игуменом Боровского монастыря, которым управлял около двух лет. В этой обители он ввел общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых иноков. Преподобный Иосиф вынужден был покинуть обитель и отправился в паломничество по русским святыням. Так он оказался в Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь он еще более укрепился в желании создать новое монашеское общежитие. Из Кирилло-Белозерского монастыря он удалился в Волоколамские пределы, где в 1479 году при слиянии рек Струги и Сестры в лесу основал обитель Успения Пресвятой Богородицы. В своем монастыре преподобный Иосиф ввел самое строгое общежитие и составил для него собственный устав, значительная часть которого взята из Устава преп. Нила Сорского.

Жизнь преподобного Иосифа не была легкой и покойной. В трудное для Русской Церкви время Господь воздвиг его как ревностного поборника Православия на борьбу с ересями и церковными несогласиями. Величайшим подвигом преподобного Иосифа стало обличение ереси жидовствующих, пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни. Как святые отцы и учители Вселенской Церкви изложили догматы Православия, возвышая свой голос против древних ересей (духоборческих, христоборческих, иконоборческих), так святому Иосифу возвещено было Богом противостоять лжеучению жидовствующих и создать первый свод русского православного Богословия — великую книгу «Просветитель».

На церковных Соборах 1490 и 1504 годов преподобный Иосиф выступил с обличением ереси жидовствующих, возникшей в Новгороде. Он решительно добивался осуждения упорствующих отступников. Кроме основного его сочинения «Просветитель», направленного против этой ереси, перу святого принадлежат также 24 послания к различным лицам, краткая и пространная редакции монастырского «Устава».

Преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников. Многие постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря были архипастырями и занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: митрополиты Московские и всея Руси Даниил и святой Макарий, архиепископ Вассиан Ростовский, епископы Симеон Суздальский, Досифей Крутицкий, Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский, святители Казанские Гурий и Герман, святитель Варсонофий, епископ Тверской.

Преподобный Иосиф преставился 9 сентября 1515 года и был погребен близ алтаря Успенского храма своей обители. Собором 1578 года преподобный Иосиф был причислен Церковью к местночтимым святым, а в 1591 году — к общерусским.

Архиепископ Иннокентий (Беляев)Сегодня день памяти вдохновителя создания Тамбовского Серафимовского Союза Русских Людей, экзарха Грузии, архиепископа Карталинского и Кахетинского Иннокентия (Беляева), скончавшегося в 1913 г. Он родился 23 сентября 1862 г. в семье священника во Владимирской епархии и в миру звался Иваном Васильевичем. Образование получил во Владимирской семинарии и Казанской духовной академии, которую закончил в 1885 г. со степенью кандидата богословия. Занимался преподавательской деятельностью в Тобольске. Овдовев, в 1895 г. принял монашеский постриг, рукоположен во иеромонаха, вскоре возведен в сан архимандрита и назначен ректором Литовской семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Ему удалось поставить на широкую ногу издательскую просветительскую деятельность. В 1899 г. хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. В феврале 1903 г. назначен на самостоятельную кафедру — епископом Тамбовским и Шацким. В Тамбове владыка принял самое деятельное участие в прославлении прп. Серафима Саровского и организации церковных торжеств. Будучи монархистом по своим убеждениям, владыка поддержал инициативу по организации Тамбовского Серафимовского Союза Русских Людей, лично отслужил молебен при торжественном открытии Союза в ноябре 1905 г. и благословил патриотов на борьбу со смутой. Тамбовский СРЛ был одной из самых активных монархических организаций в России. Владыка принимал участие в 4-м Всероссийском монархическом съезде в Москве в 1907 г. В 1909 г. назначен экзархом Грузии в сане архиепископа Карталинского и Кахетинского. Скончался в Петербурге от паралича сердца.

Василий Егорович ЧерновСегодня также день памяти председателя Киевского Клуба Русских Националистов доктора медицины профессора Василия Егоровича Чернова. Он родился 2 марта 1852 г. в семье солдата в Тифлисской губернии. Образование получил в Воронежской гимназии и Императорской Медико-хирургической академии. Принимал участие в русско-турецкой войне, работал в Ясском эвакуационном бараке и госпитале Красного Креста в тылу действующей армии. В 1889 г. стал профессором по кафедре детских болезней университета Св. Владимира в Киеве. В 1892 г. стал директором Киевского Мариинского детского приюта, за заботу о «благоустройстве и обеспеченности» которого удостоился благодарности Государыни Императрицы, в 1896 г. назначен директором Бактериологического института в Киеве. Гроза, пронесшаяся над Россией, та грязь и позор, которые она за собой оставила, превратили Чернова в передового борца за русские национальные идеалы. В 1908 г. в Киеве был организован и стал активно действовать Клуб Русских Националистов под председательством Чернова, которому удалось сплотить передовые силы русской интеллигенции и духовенства. Взвешенность в суждениях и основательность в оценках сделали Клуб одной из ведущих патриотических организаций в России. Отвергая обвинения в адрес Клуба в «реакционности», Чернов писал: «Еще нелепее мысль, будто русский национализм в его теперешних стремлениях отождествляет себя с реакционностью. Его пытаются отождествить, но только те, кому русская национальная политика невыгодна, т.к. мешает осуществлению тех или иных планов». Однако обремененный занятиями в университете Чернов в апреле 1912 г. вынужден был сложить с себя звание председателя Клуба, а в ночь на 9 сентября профессор скончался.

Римма Михайловна Иванова Сегодня мы также вспоминаем сестру милосердия Римму Михайловну Иванову, бывшую единственной женщиной в России, награжденной за боевые отличия офицерским Военным орденом Св. Георгия 4-й степени (посмертно). Она родилась в Ставрополе 15 июня 1894 г. в семье казначея Ставропольской духовной консистории. В 1913 г. она окончила Ольгинскую гимназию и начала работать учительницей начальных классов в селе Петровском. Когда началась война 1914 года, то окончив курсы сестер милосердия 20-летняя девушка поступила на работу в епархиальный лазарет для больных и раненых воинов. Но уже в начале 1915 г. Римма Иванова добровольно ушла на фронт. Она была зачислена в 83-й пехотный Самурский полк сначала под именем санитара Ивана Михайловича Иванова, а потом и под настоящим своим именем. За мужество при спасении раненых (ей удалось вынести с поля боля около 600 воинов) девушка была удостоена солдатского Георгия IV степени и двух Георгиевских медалей. В августе 1915 г. Римма Иванова поступила в 105-й пехотный Оренбургский полк на Западном фронте, где полковым врачом служил ее брат Владимир. Солдаты горячо полюбили отважную девушку, называли ее «святой Риммой». 9 сентября в ходе контрудара Оренбургский полк пошел в очередную атаку у села Доброславки. В 10-й роте были убиты оба офицера, солдаты смешались, стали отходить. И тогда Римма Иванова, перевязывавшая раненых в гуще боя, поднялась и крикнув: «Вперед! За мной!», собрала вокруг себя тех, кто еще мог держать оружие и повела в атаку. Воодушевленные солдаты ринулись за ней, опрокинули врага и взяли сильную позицию. Однако Римма при этом была смертельно ранена. По словам очевидцев, последними ее словами были: «Боже, спаси Россию..» Указом Императора Николая II героиня была посмертно награждена офицерским орденом Св. Георгия IV степени. Это была единственная женщина, удостоенная такой награды. Прах ее был перевезен в Ставрополь. И хоронил ее весь город — возле Андреевского храма, где погребали всех местных героев. «..Да! Сестра милосердия стала предводителем воинства, совершила подвиг героя. Город наш, город Ставрополь! Какой славы сподобился ты! Франция имела Орлеанскую деву — Жанну д’Арк. Россия имеет Ставропольскую деву — Римму Иванову. И имя ее отныне будет вечно жить в царствах мира..», — сказал, провожаю героиню в последний путь протоиерей Семен Никольский. А местное духовенство даже поднимало вопрос о причислении девушки к лику святых. Для увековечения памяти Р. Ивановой было принято решение установить в Ставрополе памятник в ее честь, но оно так и не осуществилось: грянула революция, затем Гражданская война.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 22 сентября 2022 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика