«Статус Украинской Православной Церкви определен Грамотой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 27 октября 1990 года»
Священный Синод Русской Православной Церкви вынес суждение о решении Собора УПЦ о своей независимости
29 мая 2022 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.Ru.
Члены Синода обсудили итоги состоявшегося 27 мая с.г. в Киеве Собора Украинской Православной Церкви, на котором были приняты дополнения и изменения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви, а также ряд иных решений в связи с продолжением военных действий на Украине, усилением давления на Украинскую Православную Церковь, продолжающимися захватами ее храмов, множественными фактами дискриминации и нарушения прав ее верующих.
По итогам заседания члены Синода постановили (журнал № 56):
1. Выразить всемерную поддержку и понимание архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Украинской Православной Церкви, подвергающейся беспрецедентному давлению со стороны представителей раскольнических структур, местных властей, средств массовой информации, экстремистских организаций и националистически настроенной части общественности.
2. Призвать полноту Русской Православной Церкви к горячим молитвам об укреплении сил наших собратьев на Украине, о даровании им мужества и помощи Божией в каждодневном подвиге христианского свидетельства.
3. Констатировать, что статус Украинской Православной Церкви определен Грамотой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 27 октября 1990 года.
4. Отметить, что принятые Собором Украинской Православной Церкви дополнения и изменения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви нуждаются в изучении в установленном порядке на предмет их соответствия упомянутой Грамоте и Уставу Русской Православной Церкви, согласно которому таковые дополнения и изменения должны быть представлены на одобрение Патриарху Московскому и всея Руси.
5. Подчеркнуть, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, глубоко сопереживая всем, кого коснулась беда, неоднократно призывал сделать всё возможное, чтобы избежать жертв среди мирных жителей, а всех членов Русской Православной Церкви — сугубо молиться о скорейшем восстановлении мира и оказывать всемерную помощь всем пострадавшим, включая беженцев, людей, оставшихся без крова и средств к существованию.
6. Выразить сожаление в связи с тем, что в ряде епархий Украинской Православной Церкви прекращается поминовение Патриарха Московского и всея Руси, что уже привело к разделениям внутри Украинской Православной Церкви и что противоречит 15 правилу Двукратного Собора.
7. Засвидетельствовать, что вся полнота Русской Православной Церкви молится о сохранении церковного единства и о скорейшем прекращении кровопролития.
Русская линия
Митрополит Волоколамский Иларион: «Есть мнение, что Украинская Православная Церковь отделилась от Русской Православной Церкви. Это не так»
Председатель ОВЦС МП заявил, что решения Собора УПЦ необходимо оценивать в контексте беспрецедентного давления, которое оказывается на Церковь на Украине
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал принятое 29 мая 2022 года Священным Синодом Русской Православной Церкви решение, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП.
«Священный Синод Русской Православной Церкви имел суждение о состоявшемся 27 мая в Киеве Соборе Украинской Православной Церкви и выразил всемерную поддержку ее архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам в связи с тем, что она подвергается беспрецедентному давлению с разных сторон: со стороны экстремистских группировок, со стороны раскольничьих структур, со стороны местных властей, которые иногда в конкретных областях Украины просто запрещают деятельность Украинской Православной Церкви, а также со стороны националистически настроенных кругов украинской общественности, — заявил владыка.
Синод констатировал, что статус Украинской Православной Церкви определен Грамотой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 1990 года. Именно эта Грамота является каноническим фундаментом, на котором строится здание Украинской Православной Церкви.
Было отмечено, что поправки, которые приняты Собором Украинской Православной Церкви и внесены в её Устав, требуют рассмотрения Священным Синодом Русской Православной Церкви. Мы не рассматривали сейчас эти поправки, поскольку они пока не обнародованы.
Священный Синод выразил сожаление в связи с тем, что в ряде епархий Украинской Православной Церкви прекращается молитвенное поминовение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, что уже привело к разделениям внутри Украинской Православной Церкви.
Комментируя эти решения Священного Синода, я хотел бы сказать не о том, что произошло в Киеве, а о том, что там не произошло. Есть мнение, что Украинская Православная Церковь отделилась от Русской Православной Церкви. Это не так. Никакого заявления об отделении от Русской Православной Церкви не было. Не было сделано заявления о том, чтобы у Украинской Православной Церкви появился какой-то новый статус, — наоборот, в очередной раз она подтвердила, что обладает статусом независимости и самостоятельности, который был дан ей ещё в 1990 году.
Мы должны понимать контекст, внутри которого принималась эти решения в Киеве. Он связан с тем, что на протяжении многих лет Украинской Православной Церкви отказывают в праве именоваться так, как она именует себя сама. Ее пытаются заставить именоваться «Российской Православной Церковью на Украине», а целью этого является перерегистрация всех приходов Украинской Православной Церкви и их отчуждение в пользу раскольнической структуры.
В контексте всего того, что происходит сегодня на Украине, в контексте беспрецедентного давления, которое оказывается на Украинскую Православную Церковь, и следует воспринимать то, что происходит.
Вся полнота Русской Православной Церкви молится и будет продолжать молиться за страждущую и гонимую Украинскую Православную Церковь. Верим, что Господь заботится о Своей Церкви и по Его обетованию врата адова не одолеют ее".
Таким образом, все понимают, что судьба УПЦ на самом деле зависит от того, чем закончится специальная военная операция России на Украине. Если Кремль достигнет на этом направлении существенного успеха, это будет одна ситуация, если же нет — другая. В первом случае УПЦ останется в составе Русской Православной Церкви и, возможно, даже сохранит свою самостоятельность, во втором же её, несмотря на все принятые решения об автокефалии, скорее всего, ждёт полный разгром и мученический подвиг. Надеяться на то, что украинские власти в случае своей победы откажутся от поддержки ПЦУ и проявят лояльность к верующим и духовенству канонической Церкви не приходится.
Русская линия
Митрополит Екатеринбургский Евгений: Нельзя не поддержать инициативу отменить Болонскую систему в России
Глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации назвал это решения российских властей правильным и здравым шагом
Возможная отмена Болонской системы образования в России будет правильным и здравым шагом, это предложение государственных деятелей можно только поддержать, заявил глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации, председатель оргкомитета XXX Международных образовательных чтений митрополит Екатеринбургский Евгений (Кульберг) на закрытии этого форума в среду, сообщает ТАСС.
«В четверг, когда проходили Парламентские встречи в зале Совета Федерации, [вице-спикер Госдумы] Петр Олегович Толстой внес некое предложение, некую идею — а не выйти ли нам из Болонской системы высшего образования? И сегодня мы видим, как это пожелание озвучено уже на высоком уровне — не как некое пожелание, наказ, а уже как реальный план по выходу из этого процесса. Я очень надеюсь и хочу пожелать, чтобы и иные здравые, правильные, интересные идеи, мысли так же скоро и позитивно воплощались», — сказал митрополит Евгений на церемонии закрытия Чтений в храме Христа Спасителя.
Ранее в среду спикер Госдумы Вячеслав Володин в ходе пленарного заседания поручил депутатам в июне провести широкое обсуждение процесса выхода России из Болонской системы с участием главы Минобрнауки Валерия Фалькова. По его словам, организовать такое обсуждение можно сразу после того, как депутаты вернутся из регионов 6 июня.
Во вторник Фальков назвал Болонскую систему образования, когда обучение строится по системе «бакалавриат — магистратура», «прожитым этапом», заявив, что в России появится своя система. По его словам, отказ от Болонской системы и переход на специалитет может усилить качество подготовки специалистов в России.
Русская линия
Священник Федор Лукьянов: Учреждение министерства по делам семьи приведёт к созданию жёсткой системы с высокой коррупционной составляющей
В Русской Православной Церкви выступили против создания министерства семейной политики в России
Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства выступает против создания отдельного ведомства по семейной политике — существующих органов власти, осуществляющих контроль и регулирование в данной сфере, вполне достаточно. Об этом заявил на круглом столе в Совете Федерации РФ председатель патриаршей комиссии священник Федор Лукьянов, сообщает ТАСС.
«Создание отдельного централизованного органа по делам семьи с широкими полномочиями регулирования и регламентации жизни семей, управления органами опеки и попечительства, с привлечением профессиональных НКО, служб изучения, ротации, администрирования жизни семей в итоге рано или поздно приведёт к созданию жёсткой системы с высокой коррупционной составляющей, которая отнюдь не будет способствовать демографическому возрождению страны», — заявил священник.
По его словам, на Западе подобные структуры, принявшие форму частно-государственных партнёрств, обычно служат агрегаторами по оказанию социальных услуг населению посредством НКО и частных предпринимателей, а критерием эффективности их деятельности является количество освоенных выделенных средств, а также изъятых и перемещённых детей. «За годы деятельности таких органов в странах Западной Европы произошёл беспрецедентный спад рождаемости и снижение количества заключаемых браков даже на фоне социально-экономического благополучия», — отметил отец Федор.
Он констатировал, что «циркулирующая информация о создании министерства по делам семьи вызывает высокую степень напряжения и раздражение в родительском сообществе и опасения экспертов». «Организацией образовательных процессов для детей занимается министерство образования, социальной поддержкой семей — Минсоцтруд, безопасностью детей в информационном пространстве — Роскомнадзор, защитой детей от противоправных действий — МВД. Чем будет заниматься министерство по делам семьи? Ответ очевиден — предметом деятельности будут семьи и отношения внутри семей», — полагает представитель РПЦ.
В связи с этим он высказал опасения, что увеличение числа «специалистов» по семье, «превентивное наблюдение» за семьями будет иметь негативные последствия для родителей, имея в виду, в том числе, различные злоупотребления при изъятии детей из так называемых неблагополучных семей.
«Считаем, что прежде всего должны быть пересмотрены критерии оценки эффективности существующих органов, участвующих в реализации семейной политики правительства РФ, органов опеки и попечительства. Предлагаем конкретизировать критерии оценки благополучного климата в стране для семей: рост рождаемости, снижение числа абортов, рост числа заключенных браков, снижение числа разводов, снижение числа детей-сирот, увеличение количества семей, которым оказана помощь, сохраненных семей, снижение числа правонарушений среди детей и подростков. Мы поддерживаем поручение президента РФ о необходимости реформирования опеки и попечительства в рамках существующей структуры правительства РФ без создания специализированных органов по семье», — заключил отец Федор Лукьянов.
Русская линия
Захваты храмов УПЦ на Украине продолжаются
В городе Рожище Волынской области украинские раскольники совершили очередную попытку силового захвата храма канонической Церкви
Несмотря на объявление УПЦ о фактической автокефалии и полной независимости от Москвы, украинские власти и раскольники из «ПЦУ» продолжают считать верующих и духовенство канонической Церкви «москалями», а потому не собираются останавливать волну силовых захватов храмов УПЦ. Об этом свидетельствует очередное нападение на Михайловский храм города Рожище (Волынская епархия) утром 29 мая 2022 года, о котором сообщает «Союз православных журналистов».
Утром 29 мая 2022 года храм подвергся атаке раскольников. Прямо во время Литургии сторонники структуры Думенко ворвались в храм и потребовали, чтобы приход передали «ПЦУ». Прихожане, которые несколько дней в молитвенном стоянии защищали святыню и ночевали в храме, вызвали военную полицию из областного центра. По словам прихожан, рейдеры «ПЦУ» вели себя агрессивно. Нескольких человек вывели на улицу в крови.
«Какого-то человека вывели под руки, у него лицо было в крови», — рассказал СПЖ очевидец. Он добавил, что прихожане надеялись на защиту областной полиции. Однако приехавшие из области правоохранители выгнали из храма прихожан УПЦ и опечатали двери, хотя местная полиция поддерживала верующих. Ещё 24 мая представители рожищенской полиции утверждали, что у сторонников «ПЦУ» нет никаких законных оснований требовать ключи от храма, ведь все документы подтверждают право собственности религиозной общины УПЦ на Михайловский храм в городе Рожище.
Прихожане Михайловского храма рассказали, что постоянные атаки рейдеров «ПЦУ» довели настоятеля храма до инфаркта, а верующим УПЦ угрожают.
Правозащитница Виктория Кохановская прокомментировала ситуацию: «Волынская область, Луцкий район, город Рожище, в течение пяти дней бездеятельности правоохранительных органов — инфаркт у протоиерея Петра Иванычко, благочинного Рожищенского округа, настоятеля Михайловского храма УПЦ Рожище. Ряд телесных повреждений и кровопролитие, незаконное завладение имуществом религиозной общины и постоянные угрозы, проявления дискриминации, унижение граждан Украины с нивелированием Конституционных прав на свободное вероисповедание и принципы демократии».
23 мая 2022 года рейдеры «ПЦУ» впервые попытались захватить Михайловский храм, срезав замки на дверях, а 26 мая настоятель храма протоиерей Петр Иванычко попал в больницу с инфарктом.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память преподобной Евфросинии Московской и вспоминаем писателя князя М.Н.Волконского и легендарного летчика Б.Ф.Сафонова
Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, дочь Суздальского князя Димитрия Константиновича, была супругой Великого князя Московского Димитрия Донского. Их счастливый союз был для Руси залогом союза и мира между Москвой и Суздалем.
Вся жизнь великокняжеской четы прошла под духовным руководством и благословением великих святых земли Русской — святителя Алексия и преподобного Сергия, а также ученика преподобного — святого Феодора, игумена Московского Симонова монастыря (впоследствии архиепископа Ростовского), который был духовником Евдокии. Преподобный Сергий крестил самого Димитрия и двух его детей, в том числе и первенца Василия (у великокняжеской четы родилось 5 сыновей и 3 дочери).
Это был поистине благословенный христианский брак. Автор «Слова о житии..» князя Димитрия находит удивительные и точные слова для описания совместной жизни великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались.
В страшный 1380 год княгиня по праву разделила с великим князем подвиг борьбы за освобождение Руси от монголо-татарского ига, — горячими молитвами и делами любви. В память победы на Куликовом поле Евдокия построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был расписан великими иконописцами Древней Руси Феофаном Греком и Симеоном Черным.
Святая княгиня была строительницей храмов. В 1387 году она основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь. В 1395 году, при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по ее совету, была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери. 26 августа 1395 г. великая княгиня Евдокия с сыновьями, митрополитом, духовенством, боярами, с множеством собравшихся жителей Москвы встретили икону Богоматери на Кучковом поле. В тот самый день и час Тамерлан в сонном видении увидел «Светозарную Жену», окруженную сиянием и множеством «молнеиносных воинов», грозно устремившихся вперед. По совету своих наставников Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси.
Втайне предаваясь подвигу поста, княгиня под пышными княжескими одеждами носила вериги. По ее указанию был написан знаменитый образ Архистратига Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Кремля.
В 1407 г., после видения архангела Михаила, предвозвестившего ей скорую кончину, княгиня Евдокия решила принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. В молитве и подвиге свершив свой земной путь, преподобная Евфросиния мирно почила 7 июля 1407 года и погребена была в основанном ею Вознесенском монастыре.
Точная дата кончины известного русского писателя и драматурга, активного участника монархического движения, одного из руководителей Союза Русского Народа (СРН) князя Михаила Николаевича Волконского неизвестна. Но известна дата рождения — 7 мая 1860 г.
Он принадлежал к числу самых знатных русских фамилий, его род вел происхождение от Рюрика. Образование получил в элитном Императорском Училище правоведения, воспитанники которого обычно делали карьеру государственных служащих. Однако князь Волконский получил известность на поприще литературы, став автором ряда исторических романов и повестей (писал под псевдонимом Манценилов). Его прославили романы «Князь Никита Феодорович», «Мальтийская цепь», «Воля судьбы», «Кольцо императрицы» и др., которые сегодня вновь на полках магазинов. Его драматические произведения «Вампука, принцесса Африканская», «Гастроль Рычалова» и др. в свое время пользовались успехом у публики. В 1892−94 гг. князь Волконский был редактором одного из самых популярных журналов «Нива», сотрудничал в газете «Новое время».
В годину революционной смуты князь Волконский принял активное участие в монархическом движении. Будучи русским православным националистом, он вступил в состав Русского Собрания (РС) уже в первые годы существования организации, а в 1904−06 гг. был членом Совета РС. В 1905−06 гг. Волконский принял деятельное участие в правом сатирическом журнале «Виттова пляска», разоблачавшем всесильного тогда графа С.Ю.Витте, инициатора злосчастного Манифеста 17 октября. Журнал был запрещен, но Волконский и его единомышленники продолжили дело в журналах «Плювиум» и «Продолжение Виттовой пляски». Особенно активное участие принял князь Волконский в деятельности СРН: он выступал на знаменитом первом митинге Союза в ноябре 1905 г. в Михайловском манеже, собравшем около 20 тыс. человек, некоторое время был редактором органа СРН — газеты «Русское знамя». Волконский активно участвовал в организации монархических союзов среди рабочих Петербурга, был делегатом 3-го Всероссийского монархического съезда в Киеве в октябре 1906 г. как делегат от Союза русских рабочих. Князь принимал участие в работах Ярославского совещания монархистов в марте 1909 г., занимая на тот момент должность председателя Петербургского губернского отдела СРН. Призывал правых отказаться от прежней порочной практики обращаться с просьбами к правительству. Монархисты должны показать правительству, что они могут действовать самостоятельно, чтобы правительство считалось с ними как с серьезной силой, которая сама может правительству что-то дать, а не только обременять правительство просьбами. После раскола в СРН и начала ожесточенной внутренней борьбы в Союзе вместе с другим основателем и лидером СРН художником А.А.Майковым отошел от активной деятельности в монархических организациях. Скончался в начале 1917 г., по всей видимости, еще до революции.
Сегодня также день памяти дважды Героя Советского Союза, легендарного летчика-истребителя Бориса Феоктистовича Сафонова, павшего в бою 30 мая 1942 года.
Он родился 26 августа 1915 г. в селе Синявине Тульской губернии. Окончив с отличием семилетку, Борис Сафонов поступил в Тульскую железнодорожную школу фабрично-заводского ученичества, также занимался в планерной школе и в школе летчиков Осоавиахима. По окончании Качинской летной школы Сафонов служил в морской авиации Северного флота. С началом Великой Отечественной войны он отличился в воздушных боях с немецкими захватчиками. Уже к началу сентября 1941 г. летчик был награжден двумя орденами Красного Знамени, а 16 сентября того же года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Истребительный авиаполк, где он служил, был награжден орденом Красного Знамени, а затем стал гвардейским. 30 мая 1942 г. гвардии подполковник Сафонов, будучи уже командиром полка, вылетел во главе звена истребителей на прикрытие каравана судов, идущих к Мурманску. Ведя бой с превосходящими силами противника, летчик сбил три вражеских самолета, но и сам погиб в этом бою. 14 июня 1942 г. отважный летчик был посмертно награжден второй медалью «Золотая Звезда».
Сафонов стал первым из тех, кому дважды было присвоено звание Героя Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войне. Летчик-герой не прожил и 27 лет, провоевал менее года, половину этого срока в должности командира полка, при этом около месяца проболел и находился в госпитале. Он сражался на самолетах, в техническом плане существенно уступавших самолетам противника, но сумел до момента своей гибели совершить 234 боевых вылета и сбить лично 30 и в группе 3 самолета противника.
Русская линия