Русская линия
<< Полная сводка новостей от 9 марта 2022 >>

Святейший Патриарх Кирилл: «Всякая война между православными братьями, принадлежащими к единой Церкви, — это дело диавольское, а не Божие»
Предстоятель Русской Православной Церкви призвал верующих усилить свои молитвы о единстве Церкви и о скорейшем прекращении братоубийственной войны на Украине

Святейший Патриарх Кирилл9 марта 2022 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, по окончании которой обратился к верующим с проповедью, призвав их усилить свои молитвы о скорейшем окончании вооружённого конфликта на Украине, сообщает Патриархия.Ru.

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Время Великого поста — это время покаяния, молитвы. Ради чего? А ради того чтобы освободить себя от плена, в который мы попадаем, совершая небогоугодные, греховные дела. Мы попадаем в плен к греху. Человек даже не замечает, как это происходит, — где-то сказал неправду, где-то извратил факты, где-то ответил неподобающим образом и обидел собеседника. Вот из таких маленьких конфликтов вырастает отчуждение, люди становятся врагами. А иногда конфликты разжигаются третьей стороной, заинтересованной в том, чтобы два человека поссорились, — сплошь и рядом такое происходит. Каждый, наверное, проходил через такое искушение, когда понимаешь, что ты, не имея ничего плохого в сердце в отношении другого человека, вдруг становишься в его глазах врагом. А потом оказывается, что кто-то поработал и внушил тому, кто к тебе всегда хорошо относился и к кому ты всегда хорошо относился, что ты его враг, что ты делаешь что-то плохое, что-то замыслил.

Подобные бытовые конфликты очень хорошо всем нам известны, а поскольку в их основе чаще всего ложь, то нужно помнить, кто есть отец лжи. Диавол есть отец лжи, а цель его — погубить человеческие души, столкнуть людей в конфликте, потому что конфликт раскрепощает страсти. То, что человек никогда бы не сказал и не сделал в спокойном состоянии, он начинает говорить и делать, если вступает в конфликт с ближним, если видит в нем врага. Тогда раскрепощается в человеке какая-то животная, природная стихия, и мы знаем, в какие ужасные формы облекаются конфликты. Семьи рушатся, люди погибают, но ведь это имеет отношение не только к межличностным отношениям, но и к конфликтам между народами, между странами.

Сейчас мы проходим через конфликт между Россией и Украиной. Давайте вдумаемся, что реально может нас разделять? Мы практически один народ, связанный исторической судьбой, мы все вместе вышли из Киевской купели, мы объединены верой, нашими святыми, единым упованием, одними и теми же молитвами. Что может нас разделить?! Но враг рода человеческого — через конкретных людей, через конкретные объединения людей — вбрасывает в отношения между нашими народами ложь, и на основе этой лжи развивается конфликт. И мы знаем, что это не просто ссора между соседями, а это конфликт, в который вовлекаются государства, то есть институции, которые имеют законное право употреблять силу, принуждая к повиновению своих граждан, если те нарушают законы, или принуждая другие страны, если видят в них угрозу, к тому, чтобы этой угрозы не было.

Другими словами, сегодня в конфликт вступили два братских народа — а по сути один, русский народ. Еще и еще раз напомню слова «Повести временных лет», нашей исторической хроники, в которой рассказывается, «откуда есть пошла Русская земля», а потом идет повествование о Киеве. Русь — одна страна, один народ, но уж очень сильным оказался этот народ, и напуганные его силой соседи стали делать все для того, чтобы этот народ разделить, чтобы внушить частям этого народа, что вы вовсе не один народ. И мы знаем, до какого ужасного апогея доходит сейчас следствие этому внушению, когда кто-то в брате своем не видит брата, а видит врага. И ужасно, что есть некоторые религиозные организации (даже язык не поворачивается назвать их религиозными), которые поднимают на щит своей проповеди необходимость борьбы с братским русским народом.

Церковь, которая измеряет время не днями, не месяцами, не годами, а столетиями и тысячелетиями, в своем историческом опыте хранит память о множестве конфликтов, бывших начиная с глубокой древности — в Древнем Риме, Византии, Древнерусском государстве, Российской империи, современных государствах на территории исторической Руси. Церковь помнит об этих конфликтах и знает, к каким тяжелым последствиям они всегда приводили. Вот и сегодня всеми силами враги и русского, и украинского народов извне пытаются внушить, что никакие вы не братья, а вы враги, и вы должны воевать друг с другом. И ведь кто-то поддается на это искушение! И мы, конечно, сожалеем и оплакиваем тот факт, что на близкой, родной нам Украинской земле возникли политические силы, которые, используя идею врага применительно к народу русскому, выстраивают сегодня политику в отношении России. И мы знаем, к каким скорбям уже привела эта политика и на многострадальной земле Донбасса, а теперь и в более широком масштабе.

Не будем говорить о тех, кто поджигал эту войну, — Бог им судья, и Он их накажет. Нужно сегодня говорить о самих себе, и я призываю всех вас, мои дорогие, в первую очередь усилить молитву о том, чтобы прекратилась всякая военная конфронтация между Россией и Украиной, чтобы народ наш вновь сумел осознать наличие общих духовых корней и общей духовной силы, которой является неразделенная Церковь наша, пребывающая в России, в Украине и в других странах. Это действительно залог спасения, залог будущего мира, но именно поэтому на нее сегодня там, на Украинской земле, и обрушиваются гонения тех, кто не заинтересован в мире. Поэтому мы должны сугубо молиться и о Блаженнейшем владыке, Предстоятеле Украинской Православной Церкви, о украинском епископате, но и, конечно, о Церкви нашей и о том, чтобы никакие искушения, никакие соблазны не были способны разрушить духовное единство, которое обрели наши предки, выходя из Киевской купели Крещения.

Но вот еще о чем хотелось бы сказать. Там, где диавол, там всегда ложь. Вот и сегодня — какое огромное количество лжи распространяется! Появилось даже такое новомодное слово «фейк» как синоним лжи. Но это обычная диавольская ложь, ведь именно ложь сегодня используется для того, чтобы углубить пропасть между двумя народами, чтобы сделать их врагами; и мы должны быть очень бдительными ко всему тому, что сейчас говорится в связи со скорбным конфликтом, возникшем на Донбасской земле.

Наша Церковь — и в России, и, надеюсь, на Украине, потому что у нас общие ценности, общие идеалы, общая христианская совесть, в конце концов. Мы не можем действовать иначе, как только молиться о мире и стараться снижать градус противостояния, градус эмоциональных политических дискуссий, часто переходящих границы приличия. Мы должны делать все для того, чтобы умиротворить и умирить сердца, чтобы враг рода человеческого не сумел разрушить наше духовное единство, вокруг которого и сформировалась религиозная и культурная жизнь нашего единого народа — россиян и украинцев.

Конечно, тема, связанная с российско-украинскими отношениями, сегодня стала частью большой политики или, как теперь говорят, геополитики. И одной из целей этой геополитики является ослабление России, которая стала сильной, реально могучей страной. Но как же гадко и подло для осуществления этих геополитических целей использовать братский народ! Как ужасно натравливать этот народ на своих братьев! Как ужасно вооружать его, для того чтобы он вступил в борьбу со своими единокровными и единоверными братьями! Все те, кто это делают в виде пропаганды, массированно обрушившейся на Украину, в виде конкретных действий, в виде создания предпосылок для расширения военного конфликта, — все эти люди враги и России, и Украины. Они против нашего единства, против наших духовных корней, а значит, вне зависимости от того, называют они себя верующими или неверующими, они против воли Божией, которая всегда направлена на мир, на братство, на любовь.

Пусть Господь поможет всем нам — русским, украинцам, белорусам, всем народам, которые произошли от одного корня, вышли из Киевской купели Крещения, сохранять наше духовное единство, не допускать разделение нашей Церкви. Кстати, те, кто стремился разделить народы, начали с разделения Церкви, образовав некие расколы на Украине. С этого начали, чтобы разорвать духовное единство, но по милости Божией это единство сохраняется.

Я сегодня особенно молился и за Блаженнейшего Онуфрия, за епископат, за духовенство, за верующий народ Украины, чтобы Господь сберег их от козней лукавого, сохранил в понимании того, что всякая война между православными братьями, принадлежащими к единой Церкви, — это дело диавольское, а не Божие. И поэтому Церковь наша единая, будь то в России, на Украине, в других странах, должна сегодня молиться о мире, о прекращении междоусобной брани, как это делал преподобный Сергий, как это делала наша Русская Церковь, когда князья русские вступали в междоусобную брань, уничтожая друг друга. Вот и сегодня мы пойдем не по тому пути, к которому нас призывают, провоцируя вовлечение и Церкви в конфликт, а мы пойдем по пути преподобного Сергия и будем молиться за единство Святой Руси, чтобы никакие силы не сумели разделить наш народ и, конечно, чтобы никакие силы не смогли разделить нашу Церковь.

Пусть Господь благословит землю нашу — историческую Русь! Да сохранит Господь нас от разделений в Церкви, да поможет преодолеть все те разделения, которые порождены не различием в вере, а влиянием политических сил на те или иные церковные круги. Чтобы все это осталось в прошлом и чтобы мы все единеми усты и единем сердцем могли прославлять святое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа и, Крестом оградясь, прогонять всякую вражую, бесовскую силу от нашей общей жизни и от нашей судьбы. Аминь".

Русская линия


В России выросло число тех, кто решил соблюдать Великий пост
Почти 70% россиян считают себя православными, при этом 19% из них заявляют, что соблюдают Великий пост

ВЦИОМБольшинство россиян (68%) считают себя православными, среди сограждан в возрасте 45−59 лет эта доля ещё больше и составляет 76%, свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ, передаёт Интерфакс.

Результаты исследования показывают, что среди российских женщин больше последователей православной веры, чем среди мужчин — 74% и 60% респондентов соответственно.

Что касается соблюдения православных постов, то среди сограждан православной веры их соблюдает почти каждый четвертый (24%) — 19% православных россиян соблюдают только Великий пост, строго соблюдают все православные посты 5% сограждан. Не соблюдают посты, по данным опроса, почти три четверти православных россиян (74%).

Нынешнее исследование показало заметный рост числа тех, кто собирается держать Великий пост. Так, согласно опросам ВЦИОМ, соблюдать его планировали 11% православных, а в 2020 году — 10%.

По данным ВЦИОМ, на вопрос о проведении в период Великого поста, допускающий любое количество вариантов ответа, каждый второй православный россиянин (50%) сообщил, что, прежде всего, отказывается от алкоголя, 49% респондентов посещают церковные службы, доля отказавшихся от жирной пищи составляет 47%, а 40% сограждан, относящих себя к православным, отказываются от ненормативной лексики.

Всероссийский инициативный опрос был проведен 4 марта 2022 года среди 1600 респондентов в возрасте от 18 лет.

Русская линия


В УПЦ заявили о похищении настоятеля Дуконского монастыря в Карпатах
Наместника Дуконского мужского монастыря архимандрита Тита похитили украинские националисты в Ивано-Франковской области Украины

Архимандрит Тит (Драчук)8 марта 2022 года неизвестные вооруженные люди похитили наместника Троицкого Дуконского мужского монастыря Ивано-Франковской епархии Украинской Православной Церкви возле села Пробойновка Верховинского района Ивано-Франковской области Украины архимандрита Тита (Драчука) вместе с послушником Трофимом, сообщает «Союз православных журналистов» со ссылкой на Telegram-канал Черновицко-Буковинской епархии УПЦ.

Обитель расположена в Карпатах на высоте 1534 метров, и здесь нет российских войск, а также не ведётся военных действий. «Был похищен настоятель монастыря, отец Тит и послушник Трофим. С этого времени они не выходят на связь», — сообщает епархия.

По словам местных жителей, наместника с послушником принудительно доставили в Верховину, где допрашивали. Дальше об их судьбе ничего неизвестно.

В епархии просят, если кто-то владеет информацией о местонахождении архимандрита Тита и послушника Трофима, сообщить в Ивано-Франковскую епархии УПЦ по телефону (095)436−93−45.

Русская линия


Александрийский Патриарх Феодор заявил, что, признав украинских раскольников, он не нарушил священные каноны
Глава Александрийского Патриархата не хочет признать ошибочность своего решения и продолжает негодовать на Русскую Православную Церковь

Александрийский Патриарх Федор в Конго8 марта 2022 года Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II в присутствии митрополитов Киншасского Феодосия и Аксумского Даниила в Культурном центре Эллинской общины Демократической Республики Конго провёл Общецерковный собор духовенства Киншасской, Браззавильской и Габонской митрополий, в ходе которого постарался оправдаться за признание украинских раскольников, сообщает портал «OrthodoxTimes».

Глава Александрийского Патриархата приветствовал священнослужителей Конго и представил духовенству Киншасы их нового архипастыря — митрополита Киншасского Феодосия (грека по национальности).

«Святая Митрополия Киншасы вступает в новый благословенный период развития, прогресса, созидания, благословения и благодати Божией с приходом нового митрополита Феодосия», — сказал Патриарх Федор.

Затем он коснулся темы, которая очень беспокоит Александрийский Патриархат — это учреждение Экзархата Русской Православной Церкви в Африке. В связи с этим Патриарх Феодор сделал обширный исторический обзор церковной истории, начиная с 64 г. н. э. и основателя Александрийской Церкви апостолом и Евангелистом Марком, и постарался убедить православных священнослужителей Конго не переходить в юрисдикцию Русской Церкви.

При этом Патриарх Федор вынужден был оправдываться за своё признание украинских раскольников. Он пояснил, что за годы своей истории Вселенский Патриархат предоставил автокефалию многим Поместным Церквам, и последней их них якобы была Украинская Православная Церковь. О том, что на самом деле на Украине продолжает существовать каноническая Церковь, которую ранее признавали все Поместные Церкви и в том числе Александрия, глава Александрийского Патриархата предпочёл не упоминать.

Открытие Экзархата Русской Православной Церковью Патриарх Федор объяснил мстительностью церковной Москвы.

«Наш Патриархат уже более 2000 лет стоит на крепостных валах Африки. От Евангелиста Марка до наших дней, проходя через «тяжёлые валуны», он смиренно и молча служит нашим африканским братьям своими скудными средствами и силами. И все это признают, все это знают! Однако в последнее время они борются с нами изнутри. Но мы не прогибаемся, не боимся, не отступаем от того, что унаследовали от Отцов. Мы обещали перед Богом и людьми защищать права Александрийского престола. Пусть ни у кого не будет иллюзий, что мы не исполним свой священный долг. Мы уважаем и любим все Православные Церкви. Но мы не те, кто нарушил каноны. Мы ничего не хотим больше того, что передали нам Предание и священные Каноны. Пусть они уважают нас, как мы уважали их!" — обратился Патриарх к священникам.

Русская линия


Владимир Потанин пообещал не оставить без поддержки службу «Милосердие»
«Норникель» удвоит сумму пожертвований частных доноров в православную службу, которая сейчас активно занимается помощью беженцам с Донбасса

Компания "Норникель"Компания «Норникель» в течение всего 2022 года будет удваивать пожертвования частных доноров по программе «Друзья милосердия» в пользу православной службы помощи «Милосердие», а также пожертвования на Платформе милосердия, созданной «Милосердием» для поддержки региональных церковных социальных проектов, сообщает портал Милосердие.Ru.

«Друзьями милосердия мы называем людей, подписанных на ежемесячное пожертвование в пользу нашей службы помощи, — рассказала руководительница отдела благотворительных программ службы „Милосердие“ Владлена Калашникова. — Именно их поддержка дает нам возможность планировать помощь своим постоянным подопечным: людям с инвалидностью, одиноким старикам, неизлечимым больным, детям-сиротам. В течение 2022 года каждое первое пожертвование наших новых Друзей будет удвоено. Самое время стать Другом милосердия!»

Оформить регулярное пожертвование можно через специальную форму на сайте службы «Милосердие».

«Удвоение поступлений для участников Платформы милосердия тоже очень важно, особенно в наше непростое время, — отметила главная редакторша портала „Милосердие.Ru“ Юлия Данилова. — Это помощь лучшим, эффективным церковным проектам на всей территории России — от Хабаровска и Томска до Петербурга».

Поддержать их можно на сайте platform.miloserdie.ru.

Партнерство между частными жертвователями и представителями бизнеса называется matching gift. Сумма мэтчинга, заложенная Владимиром Потаниным на поддержку службы «Милосердие» и проектов Платформы Милосердия в 2022 году, составляет 18,5 млн рублей.

Владимир Потанин — президент и председатель правления компании «Норникель», меценат. В 1999 году Владимир Потанин создал собственный благотворительный фонд для реализации социально значимых проектов. В 2021 году получил премию Forbes «Филантроп года» в номинации «Системное развитие благотворительности». Владимир Потанин выделил сотни миллионов рублей на помощь пострадавшим от коронавирусной инфекции, в том числе поддержал работу проектов службы «Милосердие».

Православная служба помощи «Милосердие» — это 26 проектов помощи нуждающимся: людям в беде, одиноким матерям и женщинам в кризисной ситуации, бездомным. Подопечным службы доступна гуманитарная, медицинская, психологическая и юридическая помощь. Каждый год служба оказывает поддержку более 30 тысячам людей.

Больше новостей и историй о церковном социальном служении — в Telegram-канале «Дела Церкви» и «Дела Церкви. Кратко», в группе Синодального отдела в Facebook, VK, ОК, в Youtube-канале и аккаунте Отдела в Instagram. Экспертные комментарии и ответы на вопросы — в аккаунте Отдела в Яндекс.Кью.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти русского военачальника, покорителя Кавказа, фельдмаршала князя А.И.Барятинского, а также русского ученого С.П.Крашенинникова

Князь Александр Иванович Барятинский Князь Александр Иванович Барятинский родился 2 мая 1815 г., в знатной семье, его род вел начало от св. князя Михаила Черниговского. Князь Барятинский получил прекрасное домашнее образование и в соответствии с семейной традицией поступил в 16 лет на военную службу. После нескольких лет службы в привилегированном Кавалергардском полку князь предпочел отправиться на Кавказ, где шла настоящая война с горцами. Первое пребывание кн. Барятинского на Кавказе продолжалось лишь несколько месяцев и закончилось тяжелым ранением в бою с черкесами. До конца дней своих Барятинский носил в своем правом боку черкесскую пулю. Помимо этого раненый князь едва не попал в плен к горцам. За свое короткое пребывание на Кавказе кн. Барятинский заслужил первые ордена, золотую саблю с надписью «За храбрость» и досрочное присвоение чина поручика.

Залечив раны, в 1845 г. князь вновь отправился на Кавказ. В этом краю Барятинский провел 17 лет, сражаясь с дикими горцами и устанавливая русскую власть. Он участвовал почти во всех экспедициях и боях Кавказской армии, многократно отличаясь личной храбростью и знанием специфических особенностей войны в горах. Князь командовал знаменитым Кабардинским полком, затем гренадерской бригадой, был начальником левого фланга Кавказской армии, а в 1853 г. в звании генерал-лейтенанта стал начальником штаба армии.

В разразившейся Крымской войне войска Кавказской армии одерживали победы над турками, причем Барятинский лично сражался с неприятелем в целом ряде боев. За годы пребывания на Кавказе князь получил известность как один из самых опытных и умелых командиров, войска которого несли минимальные потери, при этом Барятинский также считался превосходным администратором, создающим эффективное управление Кавказом. В 1856 г. Государь Император Александр II назначил кн. Барятинского Наместником Кавказа.

При вступлении в должность кн. Барятинский в своем приказе обратился к войскам: «Воины Кавказа! Смотря на вас и дивясь вам, я вырос и возмужал. От вас и ради вас я осчастливлен назначением быть вождем вашим, и трудиться буду, чтобы оправдать такую милость, счастье и великую для меня честь. Да поможет нам Бог во всех предприятиях на славу Государя».

Вступив в управление краем, по всему пространству которого велась нескончаемая борьба с бандформированиями горцев, стоившая России огромных жертв, кн. Барятинский поставил перед собой цель завершить успокоение Кавказа. В к. 1856 г. Русские войска под началом кн. Барятинского начали наступление. В 1857 г. была занята Чечня, а в следующем году князь начал наступление на Дагестан. В августе 1859 г. в ауле Гуниб кн. Барятинский завершил Кавказскую войну, пленив лидера горцев Шамиля.

За победу над Шамилем кн. Барятинский был произведен в генерал-фельдмаршалы. В 1862 г. уйдя с государственной службы, князь проявил себя как видный публицист национально-консервативного направления. Скончался князь Барятинский в Женеве в возрасте 63-х лет 25 февраля 1879 года. По завещанию его тело было перевезено в Россию и погребено в родовом имении — селе Ивановском Курской губернии.

Степан Петрович Крашенинников Сегодня мы также вспоминаем русского ученого, исследователя Камчатки и сподвижника М.В.Ломоносова С.П.Крашенинникова, скончавшегося 25 февраля 1755 года.

Степан Петрович Крашенинников родился 31 октября 1711 года в Москве в семье солдата Преображенского полка. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии в Москве и в Академии наук в Санкт-Петербурге. В 1733 — 1736 гг. Крашенинников путешествовал по Сибири, составив «Дорожный журнал». В следующем 1737 г. он был отправлен на Камчатку, где вёл самостоятельные исследования.

По сибирским и камчатским землям Крашенинников, по его собственным подсчетам, прошел 25 773 версты, собрав богатые коллекции и составив историю Камчатки с момента появления на полуострове русских. По возвращении в Петербург Крашенинников был удостоен звания профессора натуральной истории и ботаники, а затем и академика Петербургской Академии наук. В 1754 г. исследователь подготовил окончательную редакцию главного своего труда «Описание земли Камчатки». Этот труд был первым источником сведений по географии, истории, быту, языкам народов Камчатки, он был переведён на английский, немецкий, французский и голландский языки и вызвал большой интерес у А.С.Пушкина, который конспектировал его незадолго до своей гибели.

Крашенинников был первым русским профессором натуральной истории и ботаники. Он входил в группу ведущих учёных Академии наук, разделявших взгляды великого русского ученого-энциклопедиста М.В.Ломоносова на её задачи и способствовавших созданию русской национальной науки и культуры.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 9 марта 2022 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика