Митрополит Екатеринбургский Евгений: Важно не забывать и не повторять тех ошибок, которые были совершены сто лет назад
В Екатеринбурге открылась выставка «Святотатство: к 100-летию начала кампании по изъятию церковных ценностей»
6 февраля 2022 года, в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Храме-памятнике на Крови в Екатеринбурге открылась выставка «Святотатство: к 100-летию начала кампании по изъятию церковных ценностей». Экспозиция призвана сохранить память о трагедии столетней давности и не допустить ее повторения, сообщает сайт Екатеринбургской епархии.
В открытии выставки приняли участие митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, епископ Нижнетагильский и Невьянский Феодосий, региональная уполномоченная по правам человека Татьяна Мерзлякова, старший священник Храма-Памятника на Крови протоиерей Максим Миняйло и другие клирики Екатеринбургской епархии, а также прихожане храмов уральской столицы.
Тема открывшейся выставки — кампания по изъятию церковных ценностей 1922 года. Поводом для её реализации стал голод 1921 года, унесший жизни от 15 до 30 миллионов человек. Большевики решили воспользоваться этой народной бедой, чтобы уничтожить Русскую Православную Церковь.
Открывая экспозицию, владыка Евгений отметил, как важно «изучать, умом и сердцем проникать в эти события столетней давности»:
«Что это было 100 лет назад? Это была демонстрация высочайшего благородства тех людей, которые взросли в Церкви, тех людей, которые являли собой Церковь. И, конечно, это акт низости и какого-то позора тех людей, которые, с одной стороны, спровоцировали голод, тех людей, которые спровоцировали болезни и смерти. Когда, по свидетельству историков, на железнодорожных путях стояли вагоны, гружённые пшеницей и другими продуктами, а рядом с этими вагонами, не зная об этом, семьи, взрослые и дети, умирали от нехватки просто самой элементарной еды».
Архипастырь отметил, что созданная провокация была использована как «некий повод для того, чтобы забрать у Церкви, как им казалось, несметные богатства».
«Как отнеслась Церковь? Не стала воевать, не стала проливать кровь: хотите брать — берите. Принесёт ли вам это какую-то пользу, напитает ли это вас? И то, что произошло спустя уже год-два после начала изъятия этих ценностей. Оказалось, что нет, не напитало — нищие стали ещё более нищими. А те люди, которые были способны выращивать богатства земли небесной, они, сохранив свое благородство, продолжили свою жизнь, внутренне богатую, кто где — кто в застенках, кто в лагерях, а кто перешел уже в Царство Божие, Царство нового века. Это для нас урок».
Владыка Евгений отметил, как важно этого не забывать и не повторять тех ошибок, которые были совершены сто лет назад. «Дело не в том, что у кого-то где-то что-то лежит, а вопрос в том, что у нас в сердце, что у нас в уме. Способны ли мы собирать богатство нетленное, и подаст ли нам ради этого Господь богатства земные», — сказал архипастырь.
Митрополит Евгений поблагодарил всех, кто трудился над созданием выставки, кто сохраняет в памяти народной эти события прошлого, помогая предостеречь народ от повторения трагедии.
Со словами благодарности в адрес Музея святой Царской семьи и уральских коллекционеров, награждённых епархиальными медалями за Божественной литургией, начала своё выступление на открытии выставки и Татьяна Мерзлякова:
«Вот низкий поклон за то, что пятый год подряд традиционно в день новомучеников российских мы здесь собираемся, чтобы почтить память, прежде всего, извлечь уроки и сделать все возможное, чтобы такое никогда не повторялось».
Уполномоченная по правам человека напомнила, что в России действует концепция об увековечивании памяти жертв политических репрессий, согласно которой «очень много делается для того, чтобы была сохранена память о священномучениках».
«Вы знаете, что центром этой памяти является Бутовский полигон. Когда туда приходишь, то просто становится страшно. Но мне кажется, основные уроки этой памяти я всё-таки получаю здесь, — отметила Татьяна Георгиевна. — Все экспонаты уральские, сибирские, и все экспонаты „тяжёлые“. Владыка уже много говорил о том, что существовала версия о помощи голодающим, и Церковь не могла отказать, не могли отказать верующие люди в этой помощи».
Татьяна Георгиевна поведала, как, изучая историю отечественной журналистики, видела, как много внимания газеты того времени и журнал «Безбожник» уделяли необходимости помощи голодающим.
«Но зачем тогда стрелять в иконы? Зачем тогда изничтожать красоту, ту, которая несёт духовную радость людям? Вот эти вопросы, они остаются со мной. И сегодня я не смогла даже сфотографировать икону расстрелянную. Даже сфотографировать это рука не поднимается. А их стреляли, стреляли в Матерь Божию. Зачем? Почему? Вот эти уроки мы должны помнить и изучать. Именно поэтому до следующего года мы будем ходить сюда, будем приводить сюда своих гостей, своих друзей, своих близких, своих внуков, детей, потому что это надо видеть, это надо знать», — сказала Татьяна Георгиевна.
Главная хранительница Музея святой Царской семьи Виктория Калмыкова провела для участников открытия обзорную экскурсию по выставке, рассказав о том, как 23 февраля 1922 года Президиум ВЦИК опубликовал декрет «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим» драгоценных предметов из золота, серебра и камней, которые имеются в церквях страны.
Вскоре после издания декрета Святейший Патриарх Тихон обратился с воззванием к духовенству и верующим: «Мы нашли возможным разрешить церковно-приходским советам и общинам жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления, а 26 февраля ВЦИК постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи, в том числе и священные сосуды и прочие богослужебные церковные предметы. С точки зрения Церкви, подобный акт является актом святотатства».
Духовенство и верующие всеми силами стремились противостоять кампании: присутствовали на изъятиях, выкупали святыни, открыто выступали против изъятия, шли на мученические подвиги, как это было во время событий в Шуе. Фактически кампания продолжалась еще долгие годы, но именно в 1922 году был нанесен тяжелейший удар по Церкви.
Выставка, подготовленная Музеем святой Царской семьи, изобилует «говорящей» статистикой, фоторепродукциями, документами той эпохи. В экспозиции представлены богослужебные предметы, пострадавшие в годы советской власти, поруганные святыни, поврежденные иконы, богослужебная и четья литература, тайно сохраненная в годы советской власти в обложках советских книг, и другие предметы, связанные с историей Церкви в богоборческие годы.
Выставка размещена в галерее Храма-Памятника на Крови и будет открыта для всех желающих в течение года.
Русская линия
В Экзархат РПЦ в Африке перешли ещё 15 священников Александрийской Церкви
Африканские священники, решившие перейти в РПЦ, рассказали, что к ним приезжал их бывший епископ и угрожал последствиями такого шага
9 февраля миссионерская группа во главе с иереем Георгием Максимовым провела пастырское собрание в городе Меру (восточная провинция Кении), в котором приняли участие священники двух благочиний епархии Ниери Александрийской Православной Церкви, сообщает «Союз православных журналистов».
Экзарх РПЦ в Африке митрополит Леонид в своём Телеграм-канале написал, что эти священники пригласили отца Георгия, чтобы передать ему прошения о принятии их в Русскую Православную Церковь.
По результатам пастырского собрания 15 священников были приняты в Русскую Православную Церковь. Присяги были подписаны.
Он также рассказал, что, по сообщению местных священников, в воскресенье к ним приезжал епископ Ниерийской Неофит и просил не переходить в Русскую Православную Церковь, угрожал последствиями такого шага, но услышал, что подавляющее большинство священников обоих благочиний Меру уже приняли решение, и ему следует уважать его.
«На фото видно, что не все священнослужители были в подрясниках. Причина проста. У большинства африканских батюшек только один подрясник. Поэтому они его берегут, так как в случае повреждения рассчитывать на замену не приходится. Те отцы, которые приехали издалека на мотоцикле (а это несколько часов), просто не решились взять с собой подрясник, чтобы случайно не повредить его в дороге. Ничего, с Божией помощью решим и этот вопрос», — написал Патриарший экзарх.
Русская линия
Псевдо-художники продолжают глумиться над православными святынями
Архиереи трех Поместных Православных Церквей выступили против кощунственного «арт-объекта», выставленного в Музее испанского искусства
Архиереи трех Поместных Православных Церквей, окормляющих православных верующих в Аргентине, выразили протест против одного из экспонатов, представленных на выставке «Меч и Крест» в Музее испанского искусства имени Энрике Ларрета в Буэнос-Айресе. 7 февраля 2022 года митрополит Иаков (Антиохийский Патриархат), епископ Леонид (Московский Патриархат) и епископ Кирилл (Сербский Патриархат) встретились с директором Музея Делфиной Эльгера, сообщает портал «Православная жизнь».
Поводом для визита православных архиереев стал «арт-объект» аргентинской художницы Амайи Буке. Для него она использовала русскую икону XIX века (о чем свидетельствует прилагаемая к экспонату табличка). Образ Спаса Нерукотворного художница кощунственно закрыла клоком шерсти, а вместо ликов святых, изображённых на полях иконы, вставила полудрагоценные камни. Крайне кощунственным является и название нового «произведения искусства», в котором Спасителю приписываются характеристики животных.
В совместном заявлении архиереев, переданном руководству музея, выражен протест против экспонирования подобных объектов, которые являются «откровенным посягательством на религиозные чувства верующих и нарушением морально-этических принципов, принятых во всём мире». В ближайшие дни владыки направят письмо-протест в Министерство культуры Аргентинской Республики, где изложат свою позицию о недопустимости подобных действий в отношении святынь, предметов искусства и религиозного культа, независимо от того, к какой религии они принадлежат.
Русская линия
Митрополит Пирейский Серафим: Прежде чем разразится Божий гнев, давайте найдём время, чтобы поступить правильно
В Пирейской митрополии ЭПЦ призвали членов Священного Синода осудить «недействительную автокефалию ПЦУ», чтобы не стать сторонниками раскола
Правящий архиерей Элладской Православной Церкви митрополит Пирейский Серафим считает, что Синод Элладской Православной Церкви должен осудить томос «ПЦУ», выданный ранее Фанаром украинским раскольникам, сообщает «Союз православных журналистов» со ссылкой на греческое издание «Вима Ортодоксия».
В заявлении Пирейской митрополии, посвященном дехристианизации западного мира, содержатся конкретные шаги, которые нужно предпринять для того, чтобы «Элладская Поместная Церковь не была стёрта с лица земли, как были стерты семь Поместных Церквей Малой Азии».
Одним из таких шагов, помимо осуждения ереси экуменизма и Критского собора, должно стать осуждение томоса «ПЦУ»: «Пусть наша Поместная Церковь единодушно осудит недействительную украинскую автокефалию, чтобы не стать сторонником раскола», — говорится в документе.
«Давайте не забывать, что „Бог поругаем не бывает“ (Гал. 6:7) и что „страшно впасть в руки Бога живого“ (Евр. 10:31). Если мы равнодушны, то в какой-то момент Духовный Закон начнет действовать. Поэтому, прежде чем разразится Божий гнев, давайте найдем время, чтобы поступить правильно», — сказано в документе.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем русского мыслителя И.С.Аксакова и героический бой крейсера «Варяг»
Иван Сергеевич Аксаков родился 26 сентября 1823 г. в семье известного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Образование получил в элитном Императорском Училище правоведения, которое закончил в 1842 г. На государственной службе пробыл недолго, в 1851 г. вышел в отставку и занялся литературным трудом. Однако уже первый неудачный проект предопределил всю его литературную судьбу. В 1852 г. Аксаков выступил редактором славянофильского «Московского сборника», в котором цензура обнаружила «неприличные насмешки» над обществом, и в 1853 г. сборник был запрещен. В дальнейшем он был издателем-редактором газет «Парус» (1859), «День» (1861−65), «Москва», «Москвич» (обе 1867−68), «Русь» (1880−86), столь часто преследовавшихся цензурой и закрывавшихся, что Аксакова шутливо называли «страстотерпцем цензуры всех эпох и направлений».
Во время Крымской войны Аксаков вступил в Серпуховскую дружину в составе московского ополчения, дошел до Бессарабии, но в боях не участвовал. В конце 50-х гг. сблизился с московским купечеством, в 1869 г. стал одним из инициаторов создания Московского купеческого общества взаимного кредита (с 1878 г. председатель совета его правления). В 1872−74 гг. председатель Общества любителей российской словесности. Зять (с 1866 г.) и почитатель Ф.И. Тютчева, автор биографического очерка о нем. Жена Аксакова, Анна Федоровна (1829−1889), мемуаристка, фрейлина Великой княгини Марии Александровны и гувернантка детей Императора Александра II, слыла «неумолимой громовержицей» (И.С. Тургенев) московских салонов.
Сам Аксаков, человек мягкий в общении, был непримиримым врагом либерализма, заявляя: «Нет русского либерального направления, может быть только истинное и ложное, здоровое и вредное, направление русское и антирусское»; «либерализм — это пена взбаламученной мысли».
В 1858−78 гг. возглавлял Московский Славянский комитет. Пик его популярности пришелся на время Русско-турецкой войны 1877−78 гг. К пламенным речам Аксакова, выражавшим настроения патриотической части русского общества, прислушивались в России и на Западе. Он выступал за освобождение славян от турецкого ига, организовал мощную кампанию в поддержку южных славян. Его популярность в славянских странах была так велика, что его выдвигали даже кандидатом на болгарский престол. Недовольный результатами Берлинского конгресса, предательской тактикой европейских государств и уступками русской дипломатии, Аксаков 22 июня 1878 г. на заседании Славянского комитета произнес ставшую знаменитой речь. «Ты ли это Русь-победительница, сама добровольно разжаловавшая себя в побежденную? Ты ли на скамье подсудимых, как преступница, каешься в святых, поднятых тобою трудах, молишь простить твои победы?» — восклицал Аксаков. За эту горькую речь, вызвавшую дипломатический скандал, Аксаков был выслан из Москвы, а Славянский комитет закрыт. Оказавшись не у дел, Аксаков с 1880 г. возобновил свою журналистскую деятельность и стал издавать газету «Русь».
В 1882 г. через графа Н.П.Игнатьева пытался осуществить старый славянофильский замысел — созыв Земского Собора, однако этой затее помешал К.П.Победоносцев. Скончался И.С.Аксаков 27 января 1886 года.
27 января 1904 года, произошел героический бой броненосного крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой контр-адмирала Уриу близ Чемульпо (Инчхон). «Варяг» (командир — капитан 1 ранга В.Ф.Руднев) и «Кореец» (командир — капитан 2 ранга Беляев) с 1903 г. находились на территории Кореи в распоряжении русского посланника и в день нападения на корабли японской эскадры еще не знали о разрыве дипломатических отношений с Японией и начале войны. На совещании офицеров русского крейсера единодушно было решено выйти в море и, ведя бой с превосходящим противником, стремиться прорваться. В случае же если это не удастся, то взорвать крейсер, дабы он не попал в руки врага. Такое же решение было принято и на «Корейце». Под звуки оркестра «Варяг» и «Кореец» снялись с якоря и двинулись на встречу врагу. Бой русских моряков с 6 японскими крейсерами и 8 миноносцами продолжался около часа. Израсходовав все снаряды, потеряв половину своей артиллерии, четверть личного состава (был ранен и контужен командир крейсера Руднев), и, получив пять пробоин «Варяг» и «Кореец», не сумев прорваться вернулись обратно в бухту. Японцы в результате героического сопротивления русских моряков потеряли один миноносец, три крейсера получили повреждения. Чтобы не оставлять корабли врагу, русские моряки взорвали «Корейца» и потопили «Варяг».
27 января 1906 г. в Петербурге террористами была взорвана харчевня «Тверь» в Прогонном переулке за Невской заставой. Харчевня была излюбленным местом сбора рабочих-монархистов Семянниковского (Невского) завода. Вечером, когда в харчевне было многолюдно, были брошены две бомбы. На месте были убиты 40-летний Василий Никифорович Королев и 18-летний Алексей Васильевич Барабанов. Одиннадцать человек получили серьезные ранения: Николай Филиппов 24 лет, Василий Смирнов 23 лет, Кузьма Петров 19 лет, Осип Половков 21 года, Александр Белоухов 18 лет, Прокопий Харитонов 18 лет, Марк Пастов 33 лет, Иван Комаров 27 лет, Михаил Иринеев 29 лет, Алексей Поляков 29 лет и Василий Петров 27 лет. Шестеро из них были ранены тяжело, много было легкораненых. Убитый Василий Королев и шестеро раненых во время теракта рабочих были членами Союза Русского Народа. Современники обращали внимание на особенный смысл теракта. Редактор крупнейшей монархической газеты «Русское знамя», присяжный поверенный П.Ф.Булацель отмечал, что день 27 января «останется памятен в истории русского государства. До сих пор шайка негодяев, науськивавшая из-за угла убийц против министров, честно служивших Царю и Родине, уверяла, что революционеры ведут борьбу только против правительства. Теперь ясно, что война объявлена всему русскому народу. Русская кровь пролилась. Вызов русскому народу брошен».
Русская линия