Состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви
Члены Синода с помощью средств удаленной связи обсудили коммюнике Синода Александрийского Патриархата относительно создания Русского Экзархата в Африке
28 января 2022 года члены Священного Синода Русской Православной Церкви с помощью средств удаленной связи обсудили коммюнике Синода Александрийского Патриархата относительно создания Русской Православной Церковью Патриаршего экзархата Африки и приняли решение опубликовать специальное заявление по этому поводу, сообщает Патриархия.Ru.
Было также принято решение опубликовать на сайте Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru переводы данного заявления Священного Синода на английский и греческий языки.
Священный Синод Русской Православной Церкви в заседании от 29 декабря 2021 года (журнал № 100) констатировал невозможность дальнейшего отказа клирикам Александрийской Православной Церкви, желающим присоединиться к Московскому Патриархату по причине признания украинского раскола Блаженнейшим Патриархом Александрийским Феодором. Одновременно с этим Синод принял в юрисдикцию Русской Православной Церкви 102 клирика Александрийского Патриархата и образовал Патриарший экзархат Африки, главой которого назначен Преосвященный митрополит Клинский Леонид.
12 января 2022 года Синод Александрийского Патриархата опубликовал коммюнике, в котором действия Русской Православной Церкви названы «вторжением» на каноническую территорию Александрийской Православной Церкви, а обстоятельства учреждения экзархата Африки объясняются в искаженном виде.
Рассмотрев этот вопрос, члены Синода постановили принять следующее заявление.
Русская линия
В Москве пройдёт панихида по генерал-лейтенанту В.О. Каппелю
29 января в 10.00 в Донском монастыре столицы состоится поминальное богослужение по Георгиевскому кавалеру
26 января 2022 года исполнилось 102 года со дня трагической гибели Георгиевского кавалера генерала Владимира Каппеля. По благословению наместника Донского монастыря Москвы, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси митрополита Каширского Феогноста на могиле генерала в Донской обители 29 января в 10.00 состоится поминальное богослужение, принять участие в котором могут все желающие.
С инициативой проведения богослужения в память генерала Каппеля выступил вице-президент Скобелевского комитета Александр Алекаев, который испросил благословение на это у владыки Феогноста.
«В этом году день памяти генерала Каппеля выпал на будний день, а потому было принято решение отслужить панихиду по Георгиевскому кавалеру в первый выходной после этой даты, чтобы в богослужении смогли принять участие как можно больше желающих», — отметил Александр Алекаев.
В 2006 году усилиями движения «Белые воины» и представителей Русской Православной Церкви останки генерала В.О.Каппеля были найдены, перевезены в Россию и торжественно перезахоронены в январе 2007 года Москве, в Донском монастыре. С тех пор на могиле генерала Каппеля в памятные даты регулярно совершаются богослужения.
Генерал-лейтенант В.О.Каппель родился в 1883 г. в офицерской семье. Каппель был участником Первой мировой (Великой) и Гражданской войн (к 1917 г. был в звании подполковника), и по праву считается одним из наиболее знаковых офицеров Белого движения на Востоке России. Он зарекомендовал себя как храбрый офицер, до конца сохранивший долг присяге. Владимир Каппель лично водил в атаки подчиненные ему части, всегда заботился о вверенных ему солдатах. Показательно, что во время Сибирского Ледяного похода зимой 1920 г., после смерти В.О.Каппеля, находившегося тогда уже в должности главнокомандующего белыми армиями Восточного фронта, простые русские солдаты не бросили его тело, а совершили с ним тяжелейший переход через озеро Байкал, чтобы достойно предать в Чите земле тело своего любимого командира. В 1922 г. во время исхода белых за пределы России прах генерала был вывезен соратниками для перезахоронения в Китай, в котором нашли свой последний приют тысячи русских воинов.
Останки В.О.Каппеля долгое время покоились в земле Харбина, у северной стены Свято-Иверской церкви, до сих пор известной как «Офицерская». В 1920—1930 годы в ограде Иверской церкви в Харбине на могиле В.О.Каппеля ежегодно совершалась панихида, на которую собирались многочисленные соратники генерала по Белой борьбе. В 1940-е годы, с началом Второй мировой войны, по вполне понятным причинам традиция была нарушена. Позже, по указанию гражданских властей из Москвы был разрушен и сам памятник на могиле Владимира Оскаровича — мраморный крест с терновым венком. Этот памятник сейчас полностью воссоздан в Донском монастыре на могиле генерала.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти генерал-фельдмаршала, героя Русско-турецкой войны 1877−78 гг. И.В.Гурко (Ромейко-Гурко)
Иосиф Владимирович Гурко происходил из известного белорусского рода, основателем которого был Гурко (Гурий) Олехрович Ромейко, наместник смоленский в воеводстве Витебском (1539 г). Будущий полководец родился в 1828 г., учился в пажеском корпусе. Служа в лейб-гвардии гусарском Его Величества полку, сразу заявил себя как выдающийся кавалерийский офицер. Перед началом Русско-турецкой войны 1877 г. он командовал 2-й гвардейской кавалерийской дивизией.
В годы войны звезда И.В.Гурко взошла во всей славе. Когда русские войска переправились через Дунай у Систова, Гурко с передовым отрядом отличился при захвате проходов через Балканы, одержав над турками ряд побед, закончившихся взятием Казанлыка и Шипки. В период борьбы за Плевну Гурко, во главе войск гвардии и кавалерии, разбил турок под Горным Дубняком и Телишем, затем изанял Энтрополь и Орханье. После падения Плевны, командуя 70-тысячным отрядом, в декабре 1877 г., несмотря на страшную стужу, Гурко совершил зимний переход через Балканы, считавшиеся в это время неприступными. Генерал лично руководил движением артиллерии по обледенелым горным тропам, подбадривал солдат, ночуя, как и они, под открытым небом и питаясь сухарями. Перейдя через Балканский хребет, взял Филиппополь и занял Адрианополь, открыв путь к Царьграду.
По окончании войны И.В.Гурко был назначен помощником главнокомандующего войсками гвардии и Санкт-Петербургского военного округа, а с 7 апреля 1879 г. по 14 февраля 1880 г. занимал должность Санкт-петербургского временного генерал-губернатора. В январе 1882 г. он назначен был временным Одесским генерал-губернатором и командующим войсками Одесского военного округа, в июле 1883 г. — генерал-губернатором Привислинского края и командующим войсками Варшавского военного округа, в 1884 г. — членом Государственного Совета. В принципах обучения войск Гурко был последователем суворовской школы.
Принимая в декабре 1894 г. отставку Иосифа Владимировича, Государь Император Николай II за долгую и добросовестную службу наградил его чином генерал-фельдмаршала. Последние годы жизни он провел в своем имении. Скончался Гурко 15 января 1901 г. в селе Сахарове Тверской губернии.
В этот день в 1914 г. в Петербурге митрополит Владимир (Богоявленский) освятил главный придел верхней церкви Феодоровского собора в память 300-летия Царствования Династии Романовых. Торжество проходило в присутствии Государя Императора Николая II, Царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии, а также других членов Императорской Фамилии и потомков тех, кто в 1613 г. подписал грамоту об избрании на престол первого Царя Династии Романовых Михаила Федоровича.
Феодоровский собор был построен по инициативе Союза Русского Народа (СРН), он замышлялся как монархический храм-памятник. Именно с такой инициативой в 1907 г. лидер СРН А.Н.Дубровин обратился к митрополиту Антонию (Вадковскому), который благословил начинание и получил одобрение Государя. В феврале 1908 г. съезд уполномоченных СРН принял постановление строить собор на добровольные пожертвования членов Союза, а Св. Синод благословил СРН проводить кружечный сбор на нужды строительства в день Покрова Богородицы во всех храмах Российской Империи.
В газете «Русское знамя» было опубликовано обращение Главного Совета СРН, в котором, в частности, говорилось: «Воспрянь же, Боголюбивая и Царелюбивая Русь, и устремись на подвиг Добрый, на дело построения знаменательного исторического храма во славу своей преданности Православию и Самодержавию. Готов Господь принять наши посильные пожертвования и готово у него для Царства Российского желанное обновление в духе Православия и Самодержавия. Приблизьтесь, возлюбленные, к Богу со своей щедрой готовностью, и приблизится Господь к вам со Своею благодатною помощью». Сбор пожертвований проходил весьма успешно, за короткое время было собрано ок. 500 тыс. руб. Августейшим покровителем строительного комитета был Великий князь Михаил Александрович. Храм был торжественно заложен 5 августа 1911 г. К сожалению, эта монархическая святыня до сих пор не возвращена Церкви и пребывает в полуразрушенном состоянии.
Сегодня мы также отмечаем годовщину присоединения Новгорода к Московскому государству. Новгородская земля всегда была в особо благоприятных условиях сравнительно с другими русскими землями: она почти не страдала от княжеских усобиц и не знала половцев и татар, вела богатейшую торговлю и обладала обширными владениями на северо-востоке Руси. Однако новгородцы заметно выродились к концу XV в.: уважение к княжеской власти пало, нажива и властолюбие возобладали над духовно-нравственным началом, а вся новгородская «демократия» заключалась в том, что местная денежная знать полностью владела народным собранием — вече — путем подкупа «худых мужиков вечников». Положение крестьян было одним из самых тяжелых, и как отмечает летописец, не было тогда в Новгороде правды и правого суда, был по всей области раздор, крик и вопль. Ко всему этому, через еврея Схарию, в Новгороде приблизительно с 1470 г. стала распространяться ересь жидовствующих, а значительная часть местных бояр подумывала о переходе под покровительство Литвы.
Зная об этом, Великий Князь Иоанн III неоднократно увещевал Новгород: «Не отступай, моя отчина, от Православия; изгоните новгородцы, из сердца худую мысль, не приставайте к латинству, исправьтесь и бейте мне челом; я буду вас жаловать и держать по старине». Но новгородцы не прислушались к Великому Князю и заключили договор о переходе Новгорода под покровительство польско-литовского государя Казимира.
Узнав об этом, Иоанн III решил обнажить меч против изменников Русской земли и наказать новгородцев. «Великий Князь, — писал летописец, — пошел на них не как на христиан, а как на иноязычных и на отступников от Православия». И 15 января 1478 г. был положен конец новгородской вольнице, а сами новгородцы были приведены к присяге на верность Великому Князю Иоанну III Васильевичу.
Русская линия