Делегация афонского монастыря Хиландар прибыла в Москву
Архиепископ Ереванский и Армянский Леонид встретился с представителями сербского монастыря на Святой Горе Афон
21 декабря 2021 года состоялась встреча заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископа Ереванского и Армянского Леонида с делегацией сербского на Афоне монастыря Хиландар во главе с настоятелем обители архимандритом Мефодием (Марковичем). Также в составе делегации — помощник настоятеля иеромонах Александр (Павлович), сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
Владыка Леонид тепло приветствовал гостей в стенах Отдела внешних церковных связей, рассказав об истории и задачах этого синодального учреждения.
Со своей стороны архимандрит Мефодий поделился рассказом о жизни афонского монастыря Хиландар, настоятелем которого он является с 2010 года.
В продолжение беседы стороны затронули вопросы, представляющие взаимный интерес.
Стоит отметить, что в последнее время на Фанаре демонстрируют готовность вмешаться в дела Сербской Православной Церкви и признать отколовшуюся от неё Македонскую церковь, а потому положение сербской обители на Афоне становится всё более непростым.
Как известно, Русская Православная Церковь пережила вторжение Константинопольского Патриархата на Украину, и Хиландар не стал признавать украинских раскольников. А потому представителям ОВЦС МП есть что обсудить со своими сербскими собратьями.
Русская линия
Владимир Легойда: Не представляю себе ситуации, при которой QR-коды будут введены для посещения храмов
Глава Синодального отдела поприветствовал решение думского комитета по безопасности вывести религиозные организации из-под действия закона о QR-кодах
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в интервью газете «Известия» заявил, что Церковь приветствует решение комитета Госдумы по безопасности вывести религиозные организации из-под действия рассматриваемого законопроекта о QR-кодах.
«Не представляю себе ситуации, при которой QR-коды будут введены для посещения религиозных учреждений. <…> Здесь никакого антиваксерства. В храмах бывает намного меньше людей, чем в транспорте. В церкви мы ввели правила: маски, дистанция, протирание икон и так далее. Так что храмы не нужно рассматривать как потенциальные очаги распространения болезни», — заявил глава Синодального отдела.
Что касается вакцинации, то, по мнению Легойды, «вакцинация должна быть добровольной». «Людей надо убеждать, а не заставлять, но при этом религиозной составляющей у факта вакцинации нет — при принятии решения надо советоваться не с духовником, а с лечащим врачом. Церковь разъясняет это людям, которые, может быть, по наивности или по недостаточному пониманию ситуации хотят найти особый религиозный смысл в теме вакцинации. Его нет».
Не менее опасным, чем болезнь, по словам главы Синодального отдела, «является разделение». «Пандемия ударила по отношениям людей друг к другу. Есть даже семьи, в которых ругаются сторонники и противники вакцинации. Задача Церкви миротворческая — сказать обществу, государству, что мы вместе, мы одна семья, не будем никого записывать в людей второго сорта, попытаемся сохранить мир, понимание и уважение к каждому», — отметил Владимир Легойда.
Русская линия
Протоиерей Николай Данилевич: Мы будем до конца защищать нашу Церковь и её имя
В Киево-Печерской Лавре состоялся круглый стол «Три года попыток принудительного переименования Украинской Православной Церкви: последствия, оценки, комментарии»
20 декабря 2021 года в Успенской Киево-Печерской Лавре прошёл международный круглый стол на тему «Три года попыток принудительного переименования Украинской Православной Церкви: последствия, оценки, комментарии», сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
Перед началом мероприятия состоялся брифинг с участием главы Синодального юридического отдела УПЦ протоиерея Александра Бахова, заместителя председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерея Николая Данилевича, религиозного эксперта Юрия Решетникова, которые рассказали о задачах круглого стола.
Отец Николай Данилевич отметил, что в этот день исполняется три года с момента, когда при каденции бывшего президента П. Порошенко был принят закон о так называемом переименовании. По его словам, закон абсолютно манипуляционный и пропагандистский и направлен против крупнейшей конфессии Украины.
«Мы являемся Украинской Православной Церковью, а её верные — граждане Украины, и соответственно мы будем до конца защищать нашу Церковь и имя нашей Церкви. Сегодня мы об этом подробно поговорим», — сказал он.
Глава Синодального юридического отдела УПЦ напомнил, что «закон, известный в быту как „о переименовании“, имеет № 2662 и предусматривает внесение изменений в ст. 12 Конституции Украины „О свободе совести и религиозных организаций“».
Протоиерей Александр Бахов подчеркнул, что в этом законе нет никакого упоминания об Украинской Православной Церкви. Соответствующая религиоведческая экспертиза, призванная определить, на кого распространяется этот закон, не введена в правовое поле до сих пор.
«А потому говорить, что этот закон распространяется на Украинскую Православную Церковь — неправильно и незаконно. На сегодняшний день есть много инсинуаций, рассуждений, попыток применить искусственно этот закон к УПЦ, — подчеркнул юрист. — В связи с этим круглый стол будет подчеркивать те проблемные аспекты, с которыми сегодня УПЦ сталкивается в своей деятельности в свете этого закона».
Религиозный эксперт Юрий Решетников назвал попытку принудительно переименовать УПЦ незаконной попыткой вмешательства государства во внутренние дела Церкви.
«Только сама Церковь имеет право определять, как называться. УПЦ объединяет десятки миллионов граждан Украины, которые являются гражданами нашей страны, платят налоги, работают на благо нашего государства, — сказал он. — Кроме того, мы убеждены, что закон, о котором мы будем говорить, принят как с нарушением Конституции, так и с нарушением международных нормативных документов, поэтому убеждены, что он должен быть отменён. А как добиться этого, мы и обменяемся мнениями, и вместе попытаемся найти варианты наших дальнейших действий».
Далее состоялось само мероприятие, участниками которого стали председатель Синодального отдела внешних церковных связей УПЦ митрополит Черновицкий и Буковинский Мелетий; викарий Киевской митрополии епископ Вишневский Спиридон, депутат Сейма Польши Евгений Чиквин, представители Польской и Сербской Православных Церквей; а также народные депутаты Украины, представители украинской интеллигенции, общественные деятели и другие.
Митрополит Черновицкий Мелетий в своем выступлении предположил, что антицерковные законы, в частности, закон о «переименовании», действительно направлены на полную ликвидацию Украинской Православной Церкви. Он напомнил, что УПЦ с 1990 года является полностью независимой административно от Русской Православной Церкви. Центр управления Украинской Церкви уже более 30 лет находится в Киеве, управление осуществляется Соборами и Священным Синодом УПЦ и Предстоятелем, который выбирается архиереями УПЦ.
«Надеюсь, что наконец-то начнется диалог с властью, чтобы воцарился мир, чтобы соблюдалась Конституция Украины и всем гражданам обеспечивались равные права на свободное вероисповедание, — сказал владыка. — Никто не может устранить из реальной жизни объективную реальность существования многомиллионной Украинской Православной Церкви. Несмотря на все предыдущие притеснения, наша Церковь не только выстояла, но продолжает оставаться самой большой Церковью Украины».
По мнению народного депутата от партии «Слуги народа» Александра Качура, принятие т.н. закона о принудительном переименовании было пиар-акцией предыдущей власти. По его словам, некоторые депутаты даже не поняли, за что они голосовали, а некоторым народным избранникам до сих пор стыдно, поскольку они поддержали антиконституционный закон в угоду своему лидеру, который тогда был президентом Украины. Как отметил А. Качура, вопрос с упомянутым законом должен быть решён в Конституционном суде.
Политолог Руслан Бортник считает, что пора вынести вопрос об отмене закона о принудительном переименовании УПЦ на всеукраинский референдум. По словам эксперта, Церковь в условиях давления на неё вела себя «мягко». Теперь подход следует изменить. И сделать это, считает Бортник, следует по инициированию УПЦ всеукраинского референдума об отмене закона о принудительном переименовании. Политолог уверен, что миллионы граждан Украины поддержат такое решение.
«Вопрос о принудительном переименовании УПЦ может стать отправной точкой для многих негативных для канонического Православия процессов и решений, в частности, очередного этапа захвата храмов, реализуемого как путём рейдерского захвата, так и путём незаконной перерегистрации уставов общин», — считает политолог Андрей Видишенко.
По его убеждению, усиление борьбы власти в Киеве и на местах с каноническим Православием будет способствовать дальнейшей дезинтеграции государства, поскольку УПЦ, возглавляемая Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, является доминирующей конфессией почти во всех регионах страны и на сегодняшний день осталась единственной институцией, которая продолжает окормлять паству на территории всей Украины в пределах 1991 года.
В итоговом документе форума указывается, что реализация антицерковного закона за три года привела к невозможности регистрации новых религиозных организаций УПЦ, внесении изменений в уставы существующих религиозных организаций Церкви и регистрации их руководителей, религиозные организации УПЦ лишены возможности актуализации данных в государственных реестрах Украины.
Вместе с тем, продолжающиеся уже в течение трех лет случаи противоправной перерегистрации религиозных общин УПЦ в состав ПЦУ (почти 500 соответствующих правонарушений), в значительной степени также связаны с последствиями принятия указанного закона.
Также участники форума обратили внимание, что в результате принятия закона, с конца 2018 года десятки тысяч военнослужащих — верных УПЦ, защищающих независимость Украины, лишены возможности получить пастырскую помощь от священнослужителей своей Церкви, а также то, что положения закона несут угрозу рейдерских захватов имущества религиозных организаций УПЦ.
В связи этим участники круглого стола призвали власти к немедленной отмене антицерковного закона.
Русская линия
В УПЦ представили новый фильм о Новомучениках
Третий фильм рассказывает о жизни и подвиге преподобного Кукши Одесского
Третий фильм из цикла «Новомученики и исповедники» представил управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний. Лента рассказывает о жизни и подвиге одного из самых сердечных старцев — преподобного Кукши Одесского, сообщает портал «Православная жизнь».
«Если говорить о святых былых времен, то обстоятельства их жизни могут показаться нам почти легендарными, невероятными. Потому что мы живем внешне в совершенно других условиях. Но Бог не стал дальше от человека в ХХ или ХХI столетии — Он действует одинаково во все эпохи. Меняется язык, появляются новые проблемы, которых не было ранее, но способ решения проблем остается тем же — через призму евангельских истин. Мы тоже живем в эпоху святых отцов. И опыт жизни в Боге наших современников чрезвычайно важен и драгоценен для нас», — отмечает во вступлении к фильму митрополит Антоний.
Преподобный Кукша (Величко) родился в 1875 году на Херсонщине, принял монашество на Афоне, нес подвиг старчества в Киево-Печерской и Почаевской лаврах, Крещатицкой обители, а завершил свое земное странствие в Одесском Успенском монастыре. Путь святого прошел через заключение, ссылки и множество других испытаний — к святости, к совершенству в любви, к Богу.
В документальном фильме о жизни преподобного Кукши рассказывают журналист и эксперт по вопросам религии Денис Лапин и доктор исторических наук Дмитрий Веденеев. В съемках приняли участие митрополит Черкасский и Каневский Феодосий, насельник Крещатицкого Иоанно-Богословского монастыря иеромонах Лука (Рудан), жительница с. Крещатик Елена Владимировна Бокла.
Выпуск документальных фильмов цикла «Новомученики и исповедники» в УПЦ начали в апреле 2021 года. Первая серия была посвящена священномученику Александру Глаголеву, вторая — священномученику Михаилу Подъельскому.
Русская линия
Окружной административный суд Киева признал незаконной перерегистрацию приходов УПЦ в Винницкой области
В действиях областных чиновников, перерегистрировавших приходы, содержатся признаки уголовного правонарушения, говорится в постановлении суда
Окружной административный суд Киева постановил, что правоохранительные органы Винницкой области должны проверить законность действий Управления по делам религий Винницкой ОГА по перерегистрации религиозных общин УПЦ и переводе их в «ПЦУ». Об этом говорится в отдельном постановлении суда, передает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
Суд напомнил, что еще 30 июля 2021 года запретил Винницкой ОГА осуществлять любые регистрационные действия в отношении религиозных общин в селах Бахтин, Вербовец, Котюжани и Сниткив Винницкой области. Однако чиновники утверждали, что это решение не мешает им провести новые перерегистрации общин, сообщает Telegram-канал общественного союза «Миряне».
«Такое утверждение начальника Управления по делам национальностей и религий Винницкой областной государственной администрации не только противоречит содержанию самого постановления суда от 30.07.2021 г., которой он предоставил самовольное толкование, не предусмотренного нормами действующего законодательства, но и противоречит сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований, которые были при этом внесены», — констатировал суд.
Суд отметил, что чиновники Винницкой ОГА, перерегистрировав общины Украинской Православной Церкви, нарушили законодательство.
«Должностными и служебными лицами Винницкой областной государственной администрации и управления по делам национальностей и религий Винницкой областной государственной администрации допущены нарушения действующего законодательства, в т. ч. неисполнение судебного решения, а именно определения суда от 30.07.2021, проведение регистрационных действий при наличии неполного пакета документов, во время действия судебного запрета, невнесение (умышленно или по неосторожности) информации о наличии судебного запрета в ЕГР, предоставление недостоверной информации о наличии полного пакета документов на регистрацию в переписке на адвокатский запрос и т. п», — говорится в решении суда.
Таким образом, суд определил, что действия ОГА подпадают под признаки уголовных правонарушений. Это постановление суд направил в Министерство юстиции Украины (чтобы там приняли решение об ответственности должностных лиц Винницкой ОГА), а также в правоохранительные органы (Главного управления Национальной полиции в Винницкой области Винницкой областной прокуратуры и УСБУ в Винницкой области) для проведения проверки действий чиновников Винницкой ОГА, содержащих признаки уголовных правонарушений.
Ранее суд запретил винницким чиновникам перерегистрировать приходы УПЦ. Перед тем верующие отдельных сел Мурованокуриловецкого благочиния Винницкой области, а также священники в Виннице собрались возле здания Винницкой ОГА на молебен в защиту своих конституционных прав, которые своими незаконными действиями пытается нарушить начальник управления по делам национальностей и религий ОГА Игорь Салецкий.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память сщмч Михаила Алабовского, вспоминаем генерала графа Ф.А.Келлера и русского философа И.А.Ильина
Сегодня день памяти председателя Киевского отдела Союза Русского Народа сщмч. протоиерея Михаила Петровича Алабовского, расстрелянного в 1937 году.
В годы революции он принял активное участие в монархическом движении, был членом Русского Собрания, выборщиком в Городскую думу от Киевской монархической партии. Принимал участие в работе 3-го Всероссийского монархического съезда в Киеве в октябре 1906 г. Но наибольшую известность на общественном поприще он получил как член Киевского отдела СРН, где вскоре стал товарищем председателя отдела, а в 1915 г. сменил профессора П.В.Никольского на посту председателя. Ко дню рождения Государя 6 мая 1911 г. за активную просветительскую деятельность о. Михаил был награжден наперсным крестом, а в 1915 г. возведен в сан протоиерея. В октябре 1915 г. в условиях активизации противников Самодержавия он предпринимал шаги к объединению всех монархических организаций Киева и правых киевлян с целью подать голос в противовес выступлению левых. На Совещании монархистов в ноябре 1915 г. в Петрограде был избран членом руководящего органа Черной Сотни — Совета монархических съездов. В период гонений протоиерей Алабовский некоторое время служил в Киеве, до 1935 г. был настоятелем Крестовоздвиженской церкви Александровской слободки на Чоколовке, поддерживал тесную связь со схиархиепископом Антонием (Абашидзе) и сщмч. епископом Иоасафом (князем Жеваховым). С 1936 г. служил в Троицком храме дачного поселка Ирпень, где в октябре 1937 г. был арестован и вскоре расстрелян сотрудниками НКВД. На очной ставке и допросе отверг все обвинения «свидетелей». Но это не повлияло на ход дела, поскольку приговор был известен заранее.
Сегодня день памяти верного слуги Государя генерала от кавалерии графа Федора Артуровича Келлера, злодейски убитого петлюровцами в 1918 г.
Он родился в 1857 г. и посвятил свою жизнь ратному делу. Герой Первой мировой войны генерал от кавалерии Келлер был одним из двух высших военачальников, кто в позорные дни февраля 1917 г. проявил верность своему Государю, отправив в ответ на сообщение об отречении Императора Николая II телеграмму «Прикажи Царь, придем и защитим Тебя».
В выпущенном «Призыве старого солдата» генерал Келлер писал: «Во время трех лет войны, сражаясь вместе с вами на полях Галиции, в Буковине, на Карпатских горах, в Венгрии и Румынии, я принимал часто рискованные решения, но на авантюры я вас не вел никогда. Теперь настала пора, когда я вновь зову вас за собою, а сам уезжаю с первым отходящим поездом в Киев, а оттуда в Псков. За Веру, Царя и Отечество мы присягали сложить свои головы — настало время исполнить свой долг. Время терять некогда — каждая минута дорога! Вспомните и прочтите молитву перед боем, — ту молитву, которую мы читали перед славными нашими победами, осените себя крестным знамением и с Божьей помощью вперед за Веру, за Царя и за целую неделимую нашу родину Россию».
В годы Гражданской войны граф сформировал Северо-Западную монархическую армию. Но генералу не суждено было исполнить свое намерение -«через два месяца поднять Императорский Штандарт над Священным Кремлем». После захвата Киева петлюровцами был схвачен и убит выстрелами в спину в центре Киева у памятника Богдану Хмельницкому вместе с верными адъютантами полковником А.А.Пантелеевым и ротмистром Н.Н.Ивановым.
Сегодня также день памяти выдающегося русского мыслителя, теоретика русского консерватизма Ивана Александровича Ильина, скончавшегося на чужбине в 1954 г.
Он окончил с золотой медалью классическую гимназию в Москве, затем в 1906 г. юридический факультет Московского университета. По окончании университета был оставлен на кафедре для подготовки к профессорскому званию. В декабре 1909 г. получил звание приват-доцента и начал читать лекции по истории философии права. В 1910−12 гг. находился в научной командировке в университетах Германии, Италии и Франции. Вернувшись в Россию, преподавал в Московском университете и других высших учебных заведениях Москвы. К февральской революции Ильин отнесся позитивно, как и подавляющее большинство представителей русской интеллигенции, активно включился в общественную деятельность. Октябрьскую революцию он расценил как величайшую катастрофу и принял активное участие в борьбе с новой властью.
В апреле 1918 г. Ильин был в первый раз арестован по подозрению в участии в подпольной организации «Добровольческая армия», но вскоре отпущен на свободу. На защиту Ильина выступили видные представители отечественной науки, многие ученые даже предложили пойти в заложники на время защиты Ильиным его диссертации, тогда все это еще оказывало влияние на большевиков. Ильина выпустили, и 18 мая 1918 г. он защитил диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Оппонентами на защите выступили Е.Н.Трубецкой и П.И.Новгородцев, причем последний приехал на защиту, рискуя быть арестованным. Защита прошла успешно, и ученый совет единогласно проголосовал за присуждение Ильину степени доктора государственных наук и одновременно звания профессора. В 1922 г. Ильин был арестован в шестой раз, судим и в августе приговорен по 58-й статье к смертной казни, замененной пожизненным изгнанием. Президиум ВЦИК постановил лишить его гражданства и конфисковать все его имущество. В ноябре 1922 г. он писал П.Б.Струве, что сам бы он ни за что не уехал из страны, «ибо Россия в своем основном массиве — там; там она болеет, там же находит и найдет пути к исцелению. От постели больной матери. не уезжают; разве только — оторванные и выброшенные».
В эмиграции с 1923 по 1934 гг. он был профессором и деканом Русского научного института в Берлине. Принимал активное участие в общественной жизни русской эмиграции, в 1926 г. участвовал в деятельности Зарубежного съезда в Париже. Ильин активно пропагандировал свои идеи, в 1925−26 гг. входил в состав редакции газеты «Возрождение», в 1927−30 гг. издавал собственный журнал с характерным названием «Русский Колокол. Журнал волевой идеи», целью которого было объявлено «служение самобытной и великой России». Он часто выступал с публичными лекциями в Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Чехии, Югославии, Латвии и Эстонии, проявив себя как блестящий оратор. После прихода к власти в Германии нацистов, Ильин в 1934 г. был уволен из Русского научного института, его лишили кафедры за отказ преподавать, следуя установкам партийной программы национал-социалистов. В 1934−38 гг. преследования усилились: ему вовсе запретили заниматься преподавательской деятельностью и выступать с публичными лекциями, его печатные работы были конфискованы. Оставшись без средств к существованию, под угрозой ареста и заключения в концлагерь, Ильин с супругой был вынужден в июле 1938 г. уехать в Швейцарию, где читал лекции в Швейцарских народных университетах и ученых обществах, занимался литературным трудом. Последние годы он жил в пригороде Цюриха, Цолликоне, где и скончался.
Русская линия