Русская линия
<< Полная сводка новостей от 3 декабря 2021 >>

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Нам необходимо отходить от устоявшихся клише при оценке деяний и личности Императора Петра I
В Совете Федерации обсудили церковно-государственные отношения на примере первого российского Императора

Митрополит Екатеринбургский ЕвгенийДостижения и ошибки реформ Петра Великого необходимо обсуждать и в чём-то переосмысливать в современной России. Об этом говорили участники семинара-совещания в Совете Федерации, который прошел в четверг, 2 декабря, в преддверии X Рождественских парламентских встреч. Они намечены на конец января 2022 года и будут приурочены к 350-летию со дня рождения царя-реформатора, сообщает «Российская газета».

«Личность первого российского императора в церковной среде вызывает неоднозначное отношение. Считаю все же фигуру Петра Первого недостаточно изученной, гораздо более многогранной, чем это представлено в популярной литературе», — заявил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений (Кульберг).

По его словам, устранение института патриаршества, установление контроля над жизнью церкви имели чрезвычайно долгосрочные последствия, которые и сейчас наблюдаются в жизни нашего государства.

«Новые грани личности императора надо открывать даже не для исторического экскурса, а чтобы мы говорили о сегодняшнем дне. Наши непростые времена в чём-то не сильно отличаются от событий начала XVIII века. Тогда были вызовы как внешние, так и внутренние, которые актуальны и теперь», — продолжил митрополит Евгений.

Считать Петра антиклерикалом нельзя, ведь именно он выступил инициатором создания Александро-Невской лавры. «Это был не юношеский порыв, а акт воли немолодого и верующего человека», — указал владыка.

Директор Института российской истории РАН Юрий Петров обратил внимание на то, что для Петра важнее всего было пополнить казну, чем диктовалась и политика по отношению к церкви. Ученый напомнил знаменитую фразу царя из послания к Сенату в 1711 году: «Деньги суть артерия войны».

Политика царя строилась на том, чтобы военно-мобилизационными методами обеспечить стране перевес. «Он глубоко верил, что только государство способно обеспечить экономический рост и концентрацию ресурсов, необходимых для победы в войне. Этот стимул, как мне кажется, мы недостаточно учитываем при оценке его церковной политики», — пояснил историк.

Создавая новую модель, Петр соединил совершенно разнородные вещи — западные технологии и труд крепостных крестьян, которые работали на мануфактурах. «Было очень мало простора для частной инициативы, очень мало привлекалось иностранных инвестиций. Хотя иностранцы шли толпами на службу к Петру, но среди них инвесторов, которые бы приносили капиталы и строили бы в России свои предприятия, было совсем немного», — сказал Юрий Петров.

Петр Первый стал служить государству как общему благу, убеждена завкафедрой сравнительной политологии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН Мария Мчедлова. Если говорить о наших днях, то нарастающая конфликтность между светским и религиозным связана с медийным освещением и политизацией религиозных смыслов, отметила эксперт.

Марина Вдовиченко из Института археологии РАН остановилась на изменении церковной архитектуры в Петровскую эпоху. Уже в XVII веке русские зодчие стали ориентироваться на ордерную систему, используя её знаковые элементы, но резко направление архитектуры изменилось после длительной поездки царя с Великим посольством в Европу. «Само количество церквей петровского времени не показывает спада храмового строительства. Лишь на четыре года оно замирает, а потом возобновляется. В это время сложился своеобразный каталог форм и объемов, который используется до сих пор», — рассказала Вдовиченко.

Хотя личность Петра неоднозначна, но все его дела — во славу России, уверена член Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская. «Думаю, никто не сомневается, что он душой болел за свою страну и жизнь свою положил для её процветания», — сказала сенатор.

Русская линия


Папа Римский Франциск призвал Кипрскую Православную Церковь к полному единству с католиками
Архиепископ Кипрский Хризостом и члены Синода Кипрской Церкви приветствовали главу Ватикана на Кипре

Архиепископ Кипрский Хризостом и папа Римский Франциск3 декабря 2021 года, на второй день официального визита папы Римского Франциска на Кипр и в Грецию, глава Ватикана встретился с Архиепископом Хризостомом, а затем — с членами Священного Синода Кипрской Православной Церкви, сообщает СПЖ со ссылкой на Catholic News Agency.

Встреча с Предстоятелем и архиереями Кипрской Православной Церкви прошла в православном соборе святого Иоанна Богослова в Никосии.

По словам главы Римско-католической церкви, пребывание на Кипре напомнило ему об «общем апостольском происхождении».

«Нас объединяет один путь — путь Евангелия. Надеюсь, что мы его продолжим и будем стремиться к еще большему братству и полному единству, — заявил он. — <…> Искренне надеюсь, что будет больше возможностей для встреч, чтобы лучше узнать друг друга, развеять предрассудки».

Глава Ватикана предложил не быть «парализованными страхом перед открытостью или смелыми жестами» и не увлекаться разговорами «о непримиримых разногласиях», которые, по его словам, не имеют ничего общего с Евангелием.

«Святой Дух желает, чтобы мы снова приближались друг к другу со смирением и уважением, предлагает нам не соглашаться с нашими прошлыми разделениями и вместе возделывать поле Царствия Божьего с терпением, настойчивостью и конкретными жестами. <…> Если мы оставим абстрактные концепции в стороне и будем работать вместе, например, в делах благотворительности, образования и поощрения человеческого достоинства, мы заново откроем для себя наше братство, и сообщество будет созревать само по себе, к славе Божьей», — сказал папа Франциск.

Русская линия


Взвешенная позиция
В Минздраве Грузии заявили, что разделяют позицию Грузинской Патриархии по поводу добровольной вакцинации от коронавируса

Флаг ГрузииГлава Минздрава Грузии Екатерина Тикарадзе считает позицию Грузинской Патриархии по поводу недопустимости принудительной вакцинации взвешенной и разумной. Как заявила Патриархия, у каждого человека должна быть свобода выбора, и это право ему дается Всевышним, сообщает ИА Sputnik Грузия.

«Заявления Патриархии я считаю очень разумным. То, что они не ограничивают его (процесс вакцинации — ред.), уже является для нас большой поддержкой и помощью», — сказала Тикарадзе.

В феврале 2021 года Священный Синод Грузинского Патриархата опубликовал обращение, в котором чётко была изложена позиции Грузинской Церкви по этому вопросу. Церковь ценит действия специалистов в области медицины по защите здоровья людей, но не возьмёт на себя ответственность в отношении пропаганды вакцинации против коронавируса, так как это дело специалистов.

«Хотя это разъяснялось несколько раз из-за радикальной позиции, занятой некоторыми священнослужителями в последнее время, мы ещё раз повторим, что вакцина не имеет религиозной нагрузки», — говорится в заявлении.

Церковь осуждает призывы некоторых священнослужителей, которые отказывают верующим, которые привились, в Причастии, а также запрещают носить медицинские маски во время службы.

«Мы ещё раз обращаемся к священнослужителям, чтобы их действия по отношению к вакцинации не выходили за рамки решения Синода. В случае своеволия прихожане могут обратиться в Патриархию», — говорится в заявлении.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память графа П.Н.Апраксина

Петр Николаевич АпраксинСегодня день памяти государственного и общественного деятеля, руководителя Русского Собрания действительного статского советника, флигель-адъютанта графа Петра Николаевича Апраксина, скончавшегося в 1962 г.

Он родился 3 января 1876 г. в Италии в старинной аристократической семье. Получил образование в 1-м Московском кадетском и Пажеском корпусах. В 1896—1901 гг. служил офицером, затем вышел в отставку в звании поручика запаса, перешел на гражданскую службу. В 1900−02 гг. состоял слушателем Императорского Петербургского археологического института. Во время русско-японской войны был на театре военных действий в составе медицинского отряда: при осаде Порт-Артура, в боях под Ляояном и Мукденом, был при Восточном отряде графа Ф.А.Келлера. В 1907 г. перешел в Министерство внутренних дел к П.А.Столыпину, назначен Воронежским вице-губернатором, затем в 1911−13 гг. занимал должность Таврического губернатора. В 1913−17 гг. состоял при Государыне Императрице Александре Федоровне в должности гофмейстера, ведая канцелярией и придворным церемониалом.

Граф Апраксин был одним из старейших членов Русского Собрания (РС), куда вступил еще в 1902 г. За крупные пожертвования на нужды общества Апраксин и его жена (урожд. княгиня Барятинская) были избраны пожизненными членами РС. Неоднократно он избирался членом Совета РС. В ходе обсуждения вопроса об объединении монархических союзов выступал за сохранение самостоятельности РС, как «мозга монархических организаций». В период выборных кампаний граф Апраксин был сторонником блокирования с Партией правового порядка и октябристами, аргументируя свою позицию тем, что обособленность монархистов приведет к проникновению в Думу нежелательного элемента, прежде всего евреев. Однако эти идеи не были приняты большинством, монархические съезды недвусмысленно запрещали блоки с конституционалистами. В марте 1914 г. он был избран товарищем председателя РС с возложением обязанностей председательствующего, возглавлял РС до 1916 г.

На основании воспоминаний Анны Александровны Вырубовой сформировалось не вполне справедливое мнение о предательстве графом Апраксиным Царской Семьи. Нужно учесть, что в Петербурге в страшные дни революции находилась его жена с пятью малолетними детьми. Этим и объясняется отъезд Апраксина из Царского Села. Св. Царственные Мученики в своих письмах не осуждали графа за это. Граф Апраксин был участником Поместного Собора Православной Российской Церкви, а в эмиграции в 1921 г. принимал активное участие в деятельности руководящих структур Зарубежной Церкви. Во время гражданской войны он переехал с семьей в Крым, был последним председателем Ялтинской управы. Эмигрировал с частями генерала Врангеля в Константинополь, жил в Югославии, затем обосновался в Бельгии, где в 1923 г. основал Историко-генеалогическое общество. В 1945 г. занял должность председателя комитета по строительству Храма-памятника во имя Царя-Мученика Николая II в Брюсселе. Скончался и похоронен в Брюсселе.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 3 декабря 2021 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика