Русская линия
<< Полная сводка новостей от 2 ноября 2021 >>

Архиепископ Макеевский Варнава: «Этот храм стал символом объятого войной, но духовно не сломленного Донбасса»
В Горловке торжественно освятили сгоревший в результате обстрелов украинских военных и восстановленный Благовещенский храм

Горловка после артиллерийского обстрела 7 августа 1914 г. Пылающий Благовещенский храм.31 октября 2021 года, в Неделю 19 по Пятидесятнице и день памяти святого апостола и евангелиста Луки, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил чин освящения восстановленного Благовещенского храма Горловки, который сгорел в результате обстрелов украинских военных в августе 2014 года, сообщает сайт Горловской епархии.

Владыке сослужили викарий Донецкой епархии архиепископ Макеевский Варнава, викарий Горловской епархии епископ Константиновский Паисий, благочинные и духовенство епархии. После освящения правящий архиерей возглавил Божественную литургию в восстановленной деревянной церкви, сообщает сайт епархии.

По окончании Литургии архиепископ Варнава поздравил митрополита Горловского и Славянского Митрофана с освящением храма и 45-летием со дня рождения, которое правящий архиерей Горловской епархии отметил в этот день:

«Этот храм стал символом объятого войной, но духовно не сломленного Донбасса. Здесь мы видим всё новое — от стен до подсвечников и ковровых дорожек. Прежнего уже ничего нет: всё было уничтожено огнём. Храм был возрождён из руин, из пепла в ещё лучшем виде, чем он был раньше.

Владыка, Вы остались с людьми в городе, где идёт война. Вы умеете видеть нужду и горе. В самые тяжёлые времена при Богоявленском кафедральном соборе выпекали хлеб и раздавали его горожанам. Этот восстановленный храм — свидетельство Ваших трудов и Вашего шествия за Христом. В этот день мы особо поздравляем Вас — Вы отмечаете 45-летие. Пусть Господь укрепит Ваши силы, умножит Ваши лета и дарует пережить ещё много радостных событий!"

Восстановленный Благовещенский храм в ГорловкеВладыка Варнава вручил митрополиту Горловскому и Славянскому Митрофану панагию и крест, переданные в дар от митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона.

Митрополит Митрофан поблагодарил архиепископа Варнаву и поздравил присутствующих со значимым событием в жизни города:

«Сегодня большой праздничный день не только для духовенства, но и для всех, кто живёт в Горловке. Многие из тех, кто стоит здесь, молились и в том храме, который был разрушен в 2014 году, и в том первом храме, который строился, чтобы собрать общину на месте будущего кафедрального собора. Для того чтобы мы могли молиться в этом храме и сегодня, нужно было время и ряд определённых усилий. А ещё нужно было, чтобы Господь послал нам Свою милость, благодать и помощь в ответ на наши молитвы.

Я очень хорошо помню, как мы здесь первую службу служили на разрушенном фундаменте. После мы собирались здесь в престольные дни для того, чтобы совершить молитву на месте храма и попросить Бога дать нам силы и возможность восстановить то, что было разрушено. Сегодня, с Божией помощью, мы находимся в этом храме, который освящён по уставу Святой Православной Церкви полным освещением. Здесь снова горят лампады и свечи, снова совершаются регулярные богослужения. Мы все молились об этом храме, чтобы Господь сохранил его до скончания века.

Мы живём в непростое время. Наша земля, как и этот храм, подвергается многим испытаниям. Разрушено многое из того, что мы помнили и видели, и нам кажется, что этого уже никогда не будет. Но не исчезли те люди, которые здесь живут, не исчезли все вы. По вашим усердным молитвам Богу было угодно, чтобы после того, как всё было разрушено, этот храм восстановился. Точно так же и всё то, что мы потеряли, можно восстановить с помощью Божией — если у нас есть желание, чтобы был мир, а всё, что было разрушено, вновь было построено, и чтобы помня о том, как это было, мы сами не совершали никакого зла и никакой неправды".

Владыка вручил высокие церковные награды настоятелю прихода протоиерею Александру Пеканову и потрудившимся в деле восстановления храма. Один из награждённых — прихожанин Василий Иванович Варфоломеев, оказавшийся рядом с храмом в тот момент, когда в него попали снаряды. Он вбежал в пылающий алтарь и вынес оттуда напрестольное Евангелие и антиминс. Сейчас литургия в храме совершается именно на этом антиминсе.

Затем было провозглашено многолетие всем ныне здравствующим членам Церкви.

Русская линия


Патриаршее благословение
Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц

Патриаршие символы2 ноября 2021 года состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со священниками, которые посещают «красные зоны» больниц.

Во встрече приняли участие священнослужители из Москвы, Екатеринбурга, Ярославля, Петропавловска-Камчатского и других городов, а также координаторы добровольцев православной службы «Милосердие», которые ухаживают за пациентами ковидных стационаров. Участники встречи обсудили помощь Церкви в период пандемии, служение священников в «красных зонах», помощь православных добровольцев.

Эта встреча стала первой в ряду регулярных Первосвятительских встреч, которые будут организованы с теми, кто помогает в Церкви нуждающимся людям, сообщает Патриархия.Ru со ссылкой на Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению.

Предстоятель Русской Православной Церкви поблагодарил за служение в «красных зонах» священников и добровольцев, которые, рискуя собственной жизнью, «на передней линии фронта борьбы с пандемией осуществляют свое христианское служение милосердия».

Святейший Владыка поделился размышлениями о духовном значении испытаний, связанных с распространением коронавирусной инфекции.

«Многие говорят о нынешней пандемии как о времени кризиса. Я хотел бы напомнить, что одно из значений греческого слова „кризис“ — суд Божий, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — В кризисах обнаруживается подлинная правда, и особенно правда человека о самом себе. Те, кто воевал на передней линии фронта, говорят, что в окопах нет атеистов. В состоянии кризиса, от переживания того, что в любой момент может оборваться твоя жизнь, в человеке уже нет никакой лжи, никакой рисовки, никакой позы, он абсолютно обнажен перед лицом Божией правды».

В условиях пандемии, по словам Его Святейшества, особенно важно проявить милосердие и любовь к ближним.

«Вокруг нас сейчас так много страданий, скорби. Где мы в этой тяжелой картине мира? Что мы делаем для того, чтобы наше христианское призвание было очевидно — в первую очередь для нас самих, но и для окружающего нас мира?» — задался вопросом Святейший Патриарх Кирилл.

Процитировав слова из послания апостола Иакова «вера без дел мертва» (Иак. 2:20), Предстоятель призвал всех христиан спросить себя: «А что я делаю для того, чтобы моя вера была не мертвой?»

«Дела без любви тоже мертвы, когда мы делаем добрые дела механически, по принуждению, по инструкции. А чтобы эти дела шли от сердца, нужно поставить себя на место другого человека», — сказал Святейший Патриарх Кирилл.

Модератором встречи выступил председатель Синодального отдела по благотворительности, руководитель Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы епископ Верейский Пантелеимон. Священники и добровольцы рассказали о своем опыте служения в «красных зонах», о трудностях, с которыми приходится сталкиваться в период пандемии, о том, что утешает и дает силы продолжать служение, и задали вопросы Святейшему Патриарху Кириллу.

Встреча была организована Синодальным отделом по благотворительности и Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

В онлайн-беседе участвовали:

протоиерей Евгений Попиченко, настоятель Успенского собора в Екатеринбурге, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии;

протоиерей Алексий Трубач, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы;

протоиерей Димитрий Мышев, клирик храма Живоначальной Троицы в Останкине г. Москвы, член Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы;

протоиерей Сергий Кляев, клирик храма Живоначальной Троицы в Усадьбе Свиблово г. Москвы, заместитель председателя Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы;

протоиерей Виктор Музыкант, ключарь кафедрального собора Живоначальной Троицы г. Петропавловска-Камчатского, руководитель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Петропавловской епархии;

иерей Иоанн Новиков, клирик храма священномученика Ермогена в Крылатском г. Москвы;

иерей Александр Лаврухин, клирик храма царевича Димитрия при 1-й Градской больнице г. Москвы;

иеромонах Агафангел (Шкуранков), настоятель Вознесенско-Благовещенского храма г. Ярославл, настоятель Спасо-Преображенского архиерейского монастырского подворья г. Ярославля, руководитель Отдела по социальному служению, благотворительности и взаимодействию с медицинскими учреждениями Ярославской епархии, координатор окормления больных коронавирусной инфекцией, больничный священник в Госпитале ветеранов войн г. Ярославля;

иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице, член Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы;

иерей Николай Юрченко, настоятель храма святителя Луки Крымского в г. Азове (Ростовская епархия);

иерей Петр Иванов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Гольянове г. Москвы, ответственный за окормление КБ Управделами Президента РФ;

иерей Сергий Сиротин, настоятель храма равноапостольного князя Владимира при Московском президентском кадетском училище им. Шолохова;

иерей Владимир Толстой, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Раеве г. Москвы, член Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы;

иерей Владимир Суханов, настоятель храма Живоначальной Троицы при Детской городской клинической больнице св. Владимира г. Москвы, член Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы;

иерей Александр Загиров, клирик Михаило-Архангельского храма с. Зирган Салаватской епархии, руководитель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению и Отдела по взаимоотношениям со СМИ, государством и обществом Салаватской епархии;

иерей Алексий Некрасов, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа в Перове г. Москвы;

иерей Виктор Янкаускас, клирик храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине г. Москвы, член Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы;

иерей Михаил Лихачев, клирик храма священномученика Ермогена в Гольянове г. Москвы;

иерей Димитрий Селивановский, клирик храма страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине г. Москвы; ответственный за богослужебную и социальную деятельность в храме великомученика Пантелеимона в ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда РФ;

иеромонах Роман (Сокольников), настоятель храма Вознесения Господня с. Ново-Воскресенское Александровской епархии;

М.П. Меринова, координаторша православных добровольцев ковид-госпиталя в Сокольниках г. Москвы, сестра милосердия при храме Живоначальной Троицы при Детской больнице св. Владимира г. Москвы;

Н.В. Шакуро, руководитель направления больничного служения Синодального отдела по благотворительности, координатор Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы.

В мероприятии также приняли участие управляющий делами Московской Патриархии, председатель Рабочей группы при Патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции митрополит Воскресенский Дионисий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В. Легойда, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В. Кипшидзе.

Русская линия


В Церкви призвали не допустить разделения россиян на людей первого и второго сорта
В Синодальном информационном отделе выступили против предоставления преимуществ вакцинированным людям перед невакцинированными

ВакцинацияВ Русской Православной Церкви призвали российские власти избегать раскола общества по вопросу вакцинации и отказаться от политики принуждения к вакцине от коронавируса, сообщает Интерфакс.

«Мы не должны превратить проблему вакцинации, равно как и другие острые проблемы, которые могут возникать в нашем развитии, в фактор национального разделения», — заявил во вторник на пресс-конференции в Москве замглавы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

Он отметил, что те, кто выступает за вакцину от COVID-19, и те, кто выступает против нее, сейчас обмениваются взаимными обвинениями, винят друг друга в тех или иных проблемах, которые связаны с распространением коронавируса, высказывают сомнения в нормальности, интеллектуальном уровне друг друга.

Представитель Церкви считает, что, несмотря на остроту проблемы, связанной с вакцинацией, «мы не должны позволить превратить ее в некий водораздел, который восстанавливает одну часть общества против другой». По мнению Кипшидзе, здесь применимы только методы убеждения, примера и внимательного, спокойного и доброго отношения к тем, кто придерживается другой точки зрения.

Представитель Синодального отдела также призвал к аккуратности и деликатности в вопросе предоставления преимуществ вакцинированным людям перед невакцинированными. «На мой взгляд, эффект от принуждения в этой сфере крайне ограничен, потому что он может вызвать еще большую поляризацию мнений и еще больше восстановить одних людей против других», — сказал Кипшидзе.

В Церкви, по его словам, не хотят, чтобы такое разделение проходило среди верующих людей. По этой причине в православных храмах не требуют и не будут требовать никаких прививочных сертификатов или кодов при входе.

Русская линия


Блаженнейший Митрополит Онуфрий: «Архиепископ Алипий был особенным церковным иерархом — нас связывало много лет истинной духовной дружбы»
На 77-м году жизни после продолжительной болезни преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий

Архиепископ Краснолиманский Алипий2 ноября 2021 года, на 77-м году жизни, после продолжительной болезни преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий, викарий Горловской епархии Украинской Православной Церкви, сообщает сайт УПЦ.

«Вся жизнь владыки Алипия была посвящена служению Церкви Христовой. Это служение началось ещё в раннем возрасте, когда он, на призвание свыше, пришёл на учёбу в Духовной семинарии и академии. С тех уже далёких лет в благую душу будущего святителя легло семя веры и благочестия, которое впоследствии дало обильные всходы: он усиленно занимался богословием и нёс послушание в Троице-Сергиевой Лавре.

Труды во славу Божию и на благо Святой Церкви, в которых прошли годы архиерейского служения почившего владыки, снискали ему высокий авторитет и особое признание как среди духовенства, так и среди простых верующих людей. Он с любовью и усердием совершал богослужения, всегда был отзывчив, скромен и благочестив. Отличительной чертой владыки Алипия была его непоколебимая преданность монашескому пути и пастырскому призванию, а также глубокая, истинная вера, которой подвижники прошлого творили правду, получали обетования (Евр. 11:33). При этом, по свойственной ему кротости, он не стремился проявлять те духовные дары, которыми щедро наделил его Господь.

Умерший владыка был известным духовником и занимался не одним поколением епископов, священников, монахов и мирян, взяв на себя нелегкий крест пастырского душепопечительства. К нему обращались за духовной помощью и советом люди разных социальных сословий и взглядов, и он для всех находил слова утешения и поддержки.

Ныне, когда Господь призвал в обители небесные Своего ревностного труженика, с теплотой вспоминаю наши встречи и беседы с наболевших вопросов прошлого и настоящего. Архиепископ Алипий был особенным церковным иерархом — нас связывало много лет истинной духовной дружбы.

Да упокоит Всемилостивый Спаситель наш и Господь Иисус Христос душу новопреставленного архиепископа Алипия, ижеде праведные упокояются.

Вечная ему память!"

Архиепископ Алипий (в миру — Василий Семенович Погребняк) родился 21 июня 1945 г. в с. Малиевка Боровского р-на Харьковской обл. Украины в крестьянской семье.

После окончания средней школы работал пастухом в колхозе, почтальоном, в 1964−66 гг. служил в рядах Советской армии.

В 1966−70 гг. обучался в Московской духовной семинарии.

В 1968 г. принял постриг в Троице-Сергиевой лавре, рукоположен во иеродиакона, в 1970 г. во иеромонаха.

В 1970−74 гг. обучался в Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия.

В 1977−84 гг. служил настоятелем Петропавловского храма г. Красный Лиман Донецкой обл., с 1984 г. — настоятелем Богородице-Рождественского храма с. Крестище Славянского р-на Донецкой обл., в 1985−89 гг. — настоятелем Покровского кафедрального собора г. Воронежа.

В 1989−90 гг. находился за штатом по болезни. В 1991 г. назначен настоятелем Петропавловского храма г. Красный Лиман, возведен в сан архимандрита.

6 октября 1991 г. хиротонисан во епископа Донецкого и Славянского.

22 января 1992 г. отказался подписать обращение Собора УПЦ к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой о даровании автокефалии Украинской Церкви. 23 января 1992 г. митрополитом Киевским Филаретом (Денисенко, впоследствии анафематствован) отстранен от управления Донецкой епархией.

8 декабря 1992 г. решением Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира почислен на покой на основании собственного прошения.

29 июля 1994 г. назначен епископом Горловским и Славянским. С 3 мая по 12 сентября 1994 г. временно управлял Донецкой епархией.

11 июня 1997 г. почислен на покой по болезни.

Решением Синода Украинской Православной Церкви от 16 сентября 2014 г. назначен викарием Горловской епархии с титулом «Краснолиманский».

4 октября 2014 г. Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием возведен в сан архиепископа.

Русская линия


В Грузинской Патриархии надеются на углубление отношений с Константинопольским Патриархатом
Грузинский Патриарх Илия поздравил главу Фанара Патриарха Варфоломея с 30-летием его интронизации

Патриарх Грузинский Илия и представитель Фанара митрополит Галльский ЭммануилКатоликос-Патриарх Грузии Илия II направил письмо Константинопольскому Патриарху Варфоломею, в котором поздравил его с 30-летием интронизации в качестве Константинопольского Патриарха, сообщает профанарский портал «OrthodoxTimes».

Как отмечает в своем письме Патриарх Илия, «от имени Церкви Грузии и лично от себя я сердечно поздравляю Вас с юбилеем интронизации Вашего Святейшества».

Патриарх Грузии отмечает, что «в течение 30 лет вы несли бремя большой ответственности и чести. Быть главой Константинопольского патриархата всегда было тяжело и трудно».

Он также упомянул, среди прочего, что «мы всегда будем помнить о поддержке, которую Вы оказывали Церкви Грузии в течение многих лет, и надеемся, что в будущем наши братские отношения будут углубляться».

Стоит отметить, что Святейший Патриарх Кирилл в отличие от Грузинского Патриарха не стал поздравлять главу Фанара с 30-летием его интронизации. Во всяком случае, никаких сообщений по этому поводу не было.

Остаётся также неизвестным, кто ещё, кроме Грузинского Патриарха, поздравил Патриарха Варфоломея с этим юбилеем. Очевидно, что это сделали большинство Предстоятелей Поместных Церквей, которые сохраняют евхаристическое общение с Фанаром. Тем не менее, профанарский портал «OrthodoxTimes» решил сообщить о письме Грузинского Патриарха Илии отдельным сообщением.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память Императрицы Александры Федоровны, Царя-Миротворца Александра III и митрополита Иоанна (Снычева)

Императрица Александра ФедоровнаСегодня мы вспоминаем Императрицу Александру Федоровну — супругу Императора Николая I, мать Государя Александра II Освободителя — скончавшуюся 20 октября 1860 года.

Она родилась 1 июля 1798 г. в Берлине и была дочерью короля Прусского Фридриха-Вильгельма III и королевы Луизы-Августы-Вильгельмины. В 1814 г. Великий князь Николай Павлович (будущий Император Николай I), отправляясь по долгу службы в Берлин, где стояла разгромившая Наполеона Русская армия, увидел и полюбил принцессу Шарлотту; в том же чувстве призналась и она в письме к своему брату Вильгельму. В 1817 г. принцесса выехала в Санкт-Петербург, а 1 июля 1817 г. состоялось бракосочетание Александры Федоровны (как нарекли принцессу по присоединении к Православию) и Великого князя Николая. Александра Федоровна считалась одной из самых красивых женщин своего времени, ей была посвящена строка В.А.Жуковского (обучавшего будущую Императрицу русскому языку) «Гений чистой красоты», повторенная затем А.С.Пушкиным.

По восшествии на Престол Императора Николая I, 22 августа 1826 г. Александра Федоровна была коронована в Москве, а 12 мая 1829 г. и в Варшаве. С 1828 г. в ее ведение поступили все учреждения Императрицы Марии Федоровны; она лично вникала в их устройство, увеличила число и реорганизовала их. Более 2/3 личных сумм Царица тратила на дела благотворения и милосердия; помощь выражалась не одними деньгами, но и участием ко всякому, доходившему до ее сведения, горю. Царица покровительствовала Императорскому женскому патриотическому обществу и Елизаветинскому институту. Пользуясь неизменным влиянием на Государя, Александра Федоровна часто смягчала проявления строгости, характеризующие эпоху николаевского царствования. Частые поездки Императрицы заграницу, вызывавшиеся болезненностью, тоже сопровождались щедрыми затратами на благотворения. Похоронена Императрица в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, ее именем назван Александринский театр.

Император Александр IIIСегодня русские монархисты также чтят память Императора Александра III Миротворца, скончавшегося в 1894 году.

Он родился 26 февраля 1845 г., был вторым сыном Императора Александра II. После кончины старшего брата Николая стал Цесаревичем, на престол вступил 2 марта 1881 г. после гибели отца, коронован 15 мая 1883 г. Государь получил прекрасное гуманитарное и военное образование, был образцовым семьянином, глубоко чтил отца и мать, имел шестерых детей, был глубоко православным христианином, горячо любил Россию и русские обычаи, строго ограничивал инославные веры и космополитические силы разложения. За время своего недолгого царствования Император покровительствовал всему русскому. Он был создателем и первым председателем Русского исторического общества, при его деятельном участии и отчасти на его собственные средства создан Русский музей, после кончины Александра III и вплоть до 1917 г. носивший его имя.

Во внутренней политике Государь принял ряд льгот трудящемуся русскому народу: он понизил выкупные платежи по реформе 1861 г., создал Крестьянский поземельный банк, ввел институт земских начальников, призванных опекать крестьянское население страны. Одновременно с этим был проведен целый комплекс мер (т.н. «контрреформы»), призванный исправить недостатки либеральных реформ 1860−1870-х гг. и сообразовать их с российскими реалиями.

Во внешней политике Император Александр III стремился оградить страну от всяческих авантюр. Свое прозвание «Миротворец» он получил по истинно народному мнению. Ему удалось, без войны отразив попытки агрессивного вмешательства Великобритании, практически бескровно присоединить к России обширные пространства в Средней Азии. При нем Россия воссоздала мощный Черноморский флот, заметно была усилена и сухопутная армия. Как говорил Александр III, «у России только два союзника — армия и флот».

В это царствование Россия достигла вершины своего могущества. Александр III проводил твердую консервативную политику, русскими монархистами он почитался как образец правителя. Обладая от природы богатырским здоровьем, Александр III неожиданно скончался, не дожив до 50 лет.

Митрополит Иоанн (Снычев)Сегодня также день памяти всероссийского проповедника, христианского мыслителя и писателя, доктора церковной истории, духовного лидера русского патриотического движения конца ХХ века митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), скончавшегося в 1995 году.

Он родился 9 октября 1927 г. в Херсонской области, в крестьянской семье и в миру звался Иваном Матвеевичем. В конце 1944 г. был призван в армию, но в апреле 1945 г. признан негодным к несению воинской службы. В 1946 г. рукоположен во диакона, а в 1948 г. — во иерея. Образование получил в Саратовской духовной семинарии и Ленинградской духовной академии, которую закончил в 1955 г. со степенью кандидата богословия. Осенью 1956 г. принял постриг и был назначен преподавателем Минской духовной семинарии. Через год по ходатайству архиепископа Мануила (Лемешевского) был переведен в Чебоксары, где помогал владыке работать над трудами по истории церкви. Затем служил преподавателем Саратовской семинарии и священником в Самаре, продолжая заниматься научной работой. В 1961 г. возведен в сан игумена, а к Пасхе 1964 г. — в сан архимандрита. 12 декабря 1965 г. хиротонисан во епископа Сызранского, а в феврале 1966 г. защитил диссертацию и был удостоен ученой степени магистра богословия. В 1969 г. он был утвержден епископом Куйбышевским и Сызранским, в 1976 г. возведен в сан архиепископа. В 1988 г. владыке было присвоено звание доктора церковной истории.

С августа 1990 г. владыка Иоанн в сане митрополита возглавил Санкт-Петербургскую кафедру. Здесь трудами владыки были восстановлены и отремонтированы многие храмы, возвращенные епархии, возобновились богослужения в Казанском и Измайловском соборах. По его инициативе возродился журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», начала выходить газета «Православный Санкт-Петербург», было создано православное издательство «Царское дело». Митрополит Иоанн принимал участие в работе комиссии по подготовке канонизации Св. Царственных Мучеников. Он был не только опытным архиереем, но и дивным старцем, окормлявшим сотни духовных чад, стяжавшим от Господа множество Его чудесных дарований: милосердия, нестяжательности, прозорливости, а главное — ревностной, богоугодной молитвы.

Но в северной столице Господь возложил на него еще одно служение всероссийскую проповедь Православия. Причины нынешней русской смуты, трагедия уничтожения великой некогда державы, духовное одичание народа — таковы лишь некоторые темы многочисленных выступлений владыки на страницах российской печати. В чем смысл русской истории? Что необходимо для возрождения самосознания Русского Народа, величия и мощи Святой Руси? Как осуществляется в нашей стране тайна беззакония? Ответы на эти и многие другие вопросы давал митрополит Иоанн в своих литературных трудах «Самодержавие духа», «Одоление смуты», «Голос Вечности», «Русь Соборная», «Стояние в вере». Благодаря активной деятельности на ниве публицистики и проповедничества владыка стал признанным духовным лидером православно-патриотических сил России, создателем современной идеологии русского национального возрождения. «Доктрина митрополита Иоанна» сводится к нескольким важнейшим истинам: «русская идея» — это неутолимое стремление к святости, праведности и чистоте; «русская демократия» — это соборность; «русская идеология» — это Православие; «русский порядок» — это державность; «русское государство» — это Россия во всем многообразии исторических форм ее существования; государственно-политический и одновременно нравственно-религиозный идеал России — Святая Русь; патриотизм — религиозный долг каждого благочестивого христианина; Русская Православная Церковь — соборная совесть народа.

Митрополит Иоанн скоропостижно скончался в результате сердечного приступа. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Его могила стала для православных местом паломничества.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 2 ноября 2021 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика