Владимир Легойда: Вопрос о «екатеринбургских останках» находится в стадии изучения
Глава Синодального отдела отметил, что в Церкви внимательно рассматривают все материалы, которые касаются этого дела
В Русской Православной Церкви призвали журналистов не спешить в вопросе признания «екатеринбургских останков». Таким образом глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда отреагировал на провокационные просьбы в эфире радио «Эхо Москвы» назвать дату принятия решения о подлинности так называемых «екатеринбургских останков», отметив, что всё должно идти своим чередом, сообщает Интерфакс.
«Вопрос пока в статусе изучения. Я надеюсь, что не так много времени потребуется для завершения этого процесса, но не готов сейчас назвать (..) временной промежуток. Надеюсь, что этот вопрос в какой-то среднесрочной перспективе будет решён», — сказал во вторник Легойда.
Он заверил, что в Русской Православной Церкви не будут скрывать решение, и оно сразу будет обнародовано. «Мы сами обратимся к журналистам, расскажем, какое решение принято и по каким причинам», — заявил Легойда.
Русская линия
Святая Гора Афон как место притяжения для раскольников
Игумены монастырей Пантократор и Ксенофонт пригласили главу «ПЦУ» Думенко на Афон для совместной молитвы
Игумены афонских монастырей Пантократор и Ксенофонт пригласили главу «ПЦУ» Сергея (Епифания) Думенко на Святую Гору Афон для совместной молитвы. Об этом рассказал «архиепископ» ПЦУ Иван (Евстратий) Зоря на своей странице в Facebook, передаёт СПЖ.
Архимандрит афонского монастыря Пантократор Гавриил рассказал, что знает о «достижениях» Думенко и о «достижениях» ПЦУ и радуется им.
Он сообщил, что Думенко «очень любят» на Афоне, и пригласил его в гости, чтобы «встретиться лично, чтобы сослужить и радоваться вместе».
В свою очередь, игумен другого афонского монастыря Ксенофонт архимандрит Алексий тоже пригласил Думенко на Афон.
Игумен Алексий считает Томос «ПЦУ» «даром Божиим» и заверил, что постоянно молится, чтобы «пришёл мир в Церкви Украины, чтобы царила любовь и чтобы существовал настоящий православный дух, который должен характеризовать всех нас».
Русская линия
Патриарх Сербский Порфирий: «Мы не должны подчинять Церковь духу этого времени и мира»
В Белграде открылся Архиерейский Собор Сербской Церкви, на котором предполагается обсудить наиболее важные вопросы церковной жизни в Сербии и в мировом Православии
25 мая 2021 года под председательством Патриарха Сербского Порфирия и при участии епархиальных архиереев в соборе Святого Саввы в Белграде началось заседание Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, сообщает Orthodoxtimes.com.
Заседание проходит в склепе святого великомученика князя Лазаря.
В порядке, установленном Регламентом, заседание начиналось с утверждения повестки дня, состоящей из поступивших вопросов, представленных Священным Архиерейским Синодом, и продолжилось рассмотрением докладов всех центральных церковных органов и учреждений. В конце сессии Собор выпустит пресс-релиз о своей работе.
Ниже приводится послание Патриарха Сербского Порфирия к началу очередного Собрания Сербской Православной Церкви:
«Христос воскрес! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, братья иерархи, братья и сестры, благодать Святого Духа собрала нас сегодня на очередном Собрании Сербской Православной Церкви.
Соборы и собрания — это право, но в то же время и обязанность для нас, епископов. Конечно, соборы и собрания — это право и обязанность всех христиан, но в этот момент, благодаря Святому Духу, которым всё происходит в Церкви Христовой, мы собрались на Собор епископов, чтобы прежде всего проявить и показать единство нашей Поместной Церкви. В то же время мы собрались вместе, чтобы — собравшись в Духе Любви, в Духе Святом, вместе размышляя над всеми искушениями, с которыми сталкивается наша Церковь, где бы она ни находилась, — принять вместе решения, которые являются не просто административными, а решениями в Духе Святом. Такие решения направлены на то, чтобы свидетельствовать о Теле Христовом, распятом и воскресшем Христе, и созидать Тело Христово.
Это означает, что собрания епископов не похожи на другие собрания и конференции, которые проводятся в мире по разным поводам и с разными целями. Соборность есть сама природа Церкви — другое название Церкви — собрание.
Следовательно, из самой сущности соборного Тела Христова вытекает и право, и необходимость как выражение этой сущности Церкви собираться.
Мы прочитали молитву, в которой мы призываем Святого Духа быть с нами, что само по себе говорит гораздо больше, чем мы можем сказать, о сущности Собора и проведения собрания. Мы собираемся вокруг Христа, мы собираемся в Нём, мы собираемся как Его Тело и основание.
По существу, проявление Церкви как Собрания — как единого организма — есть именно та Святая Литургия, которую мы служили, и та Святая Литургия, в которой мы одновременно показали нерушимое единство со Христом, единство между собой, единство Церковного тела.
Образ, который апостол Павел использовал для выражения сущности Церкви, проистекает из единства тела с его гласвой. Глава Тела Церкви — Христос.
Мы, епископы, как я уже сказал, не просто представители обычных человеческих организаций, мы не были избраны для того, чтобы прийти на Собрание от имени группы людей, чтобы образовать корпорацию или общину, конференцию, центральный комитет, как это раньше называлось в нашей стране.
Епископ, а затем и священник, по словам Отцов, находится на своём месте по образу Христа. Он не есть, прежде всего, как говорит один из латинских отцов в persona Ecclesiae, во имя народа и Церкви, он есть епископ в persona Christi, во имя Христа.
Он здесь для того, чтобы служить Тайне Христа, и эта Тайна Христа есть Тайна тела Христова. Тайна, которой служит епископ, есть прежде всего Тайна единства Церкви.
Вот почему сегодня, прежде всего, обращаясь к братьям и иерархам, я молюсь, чтобы все мы молились о единстве Церкви, которая тайно существует и нерушима.
Но единство иногда может быть поставлено под угрозу нашей собственной волей, нашими индивидуальными взглядами на мир. Советы существуют именно для того, чтобы устранить всякий индивидуализм, всякий произвол, всякую индивидуальность.
Собор существует как пространство, где все равны, но различны по своей функции, по своим дарованиям и в том смысле, что каждый выразил бы свою позицию, своё мнение по той или иной теме, что способствовало бы совместному решению каждой задачи, а их сегодня немало.
Сегодня весь мир, включая нашу Церковь, сталкивается с проблемой пандемии коронавируса. Это привело к тому, что у нас не было Соборов в течение двух лет.
Конечно, есть много тем, которые мы должны обсуждать, но прежде всего, Церковь всегда должна оставаться благочестивой, православной, имеющей правильную веру и правильную жизнь. Мы не должны подчинять Церковь духу этого времени и мира, но преобразовывать и время, и пространство с неизменным Христом, который вчера, сегодня и завтра один и тот же".
Русская линия
Митрополит Казанский Кирилл: «Очень важно сердцем сочувствовать горю другого человека и понимать, что на его месте мог быть любой из нас»
Глава Казанской митрополии встретился с родителями школьников, погибших в результате нападения на казанскую гимназию
24 мая 2021 года президент Татарстана Рустам Минниханов, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин встретились с родителями детей и родственниками учителей, погибших в результате стрельбы в гимназии № 175 города Казани.
В ходе беседы Рустам Минниханов ответил на вопросы людей, переживающих утрату, обсудил с присутствующими организацию всесторонней помощи семьям погибших. По всем возникающим дополнительным вопросам глава региона определил ответственными за их решение профильных министров.
Митрополит Кирилл и Камиль хазрат постарались поддержать и утешить родных и близких погибших. По завершении встречи владыка Кирилл также призвал священнослужителей и мирян Татарстанской митрополии не оставлять молитв о людях, которых коснулась эта трагедия в школе.
«Родители особенно тяжело переживают скорбь. Мужчины держатся, женщины плачут. Почти все присутствовавшие на сегодняшней встрече люди — мусульмане, но горе у нас общее, дети общие. В момент нападения на гимназию в здании находились и дети из наших воскресных школ. Кто-то не пострадал физически, а кто-то был доставлен в больницу. Некоторых детей уже выписывают. Нужно сугубо молиться о здравии пострадавших, об упокоении погибших. Очень важно сердцем сочувствовать горю другого человека и понимать, что на его месте мог быть любой из нас», — сказал архипастырь на собрании директоров и педагогов воскресных школ епархии.
Собрание было организовано сразу после встречи с родными и близкими погибших детей и учителей.
11 мая казанская гимназия № 175 подверглась вооруженному нападению, в результате которого погибли семь школьников и два педагога. С различными травмами в больницы города были доставлены 23 человека. Трое из них уже выписаны, восемь человек спецбортом МЧС были отправлены в клиники Москвы, 12 пострадавших детей продолжают лечение в ДРКБ.
Русская линия
Протоиерей Александр Бахов: Заявления «ПЦУ» о захвате их храмов — откровенная ложь
Председатель Юридического отдела УПЦ дал оценку попыткам украинских раскольников перевернуть всё с ног на голову в вопросе захвата храмов на Украине
25 мая 2021 года председатель Юридического отдела Украинской Православной Церкви протоиерей Александр Бахов рассказал, что заявление синода «ПЦУ» о якобы регулярных захватах их храмов со стороны прихожан УПЦ является очередной манипуляцией, в которой «чёрное называется белым и наоборот», сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
Отец Александр отметил, что в своем заявлении от 24 мая синод «ПЦУ"не указал ни одного случая захвата их храма прихожанами УПЦ, поскольку их просто нет. А как раз то, что они пытаются выдать за «переход общины в ПЦУ», фактически и юридически является силовым захватом. Глава Юротдела пояснил, что во время так называемых «переходов» за это решение голосуют не прихожане, а жители того населенного пункта, где находится храм, но которые не являются членами религиозной общины.
«Сегодня решение (о переходе — прим. ред.) принимаются на территориальных собраниях с участием лиц, которые не имеют никакого отношения к религиозной общине УПЦ, — рассказал протоиерей Александр Бахов. — Это говорит о том, что никакого перехода не было, так как голосовали не прихожане, а люди, которые называют себя членами религиозной общины только потому, что просто живут в этом населенном пункте».
«Те приходы УПЦ, которые, по мнению „ПЦУ“, якобы к ним перешли, продолжают своё существование, они строят новые храмы взамен захваченных, молятся там. Если бы приход куда-то перешёл, то кто же тогда остался бы без храма и вынужден был строить себе новый?», — отметил протоиерей Александр Бахов.
Глава Юротдела УПЦ рассказал, что попытки защитить интересы общин УПЦ, которые стали жертвами рейдеров, в заявлении синода «ПЦУ» называют «систематическим давлением» на их приходы. «Получается, что у нас захватывают храм, а когда мы пытаемся его защитить, нас вдруг обвиняют в рейдерстве? Эти действия „ПЦУ“ похожи на деятельность „чёрных нотариусов“, которые забирают у людей мошенническим путём квартиры, а попытки реальных хозяев защитить своё имущество называют рейдерством. Всё перевернули с ног на голову, создавая новые манипуляции в информационном поле», — подытожил протоиерей Александр.
Русская линия
Глава Фанара встретился с президентом Польши
В ходе встречи Патриарх Варфоломей напомнил, что Польская Православная Церковь получила автокефалию от Константинопольского Патриархата и является его «дочерней Церковью»
25 мая 2021 года президент Польши Анджей Дуда в сопровождении своей жены и членов правительства посетил Фанар, где его принял Константинопольский Патриарх Варфоломей, сообщает Orthodoxtimes.com.
Как сообщает греческое издание, Дуда обсудил с Патриархом Варфоломеем не только служение и инициативы Фанара в мировом Православии, но и ход межхристианского диалога.
Патриарх Варфоломей особо напомнил о том, что в 1924 году Константинопольский Патриархат предоставил автокефалию Польской Православной Церкви. Он «с волнением вспомнил» о своём визите в Варшаву в 2015 году, который был совершён по приглашению митрополита Саввы. Тогда был заложен первый камень в основание величественного храма Святой Софии, который напоминает о давних и нерушимых связях дочерней Церкви Польши с Константинопольской Церковью-Матерью, заявил глава Фанара.
Патриарх Варфоломей и Анджей Дуда также имели возможность обсудить вопросы, представляющие более широкий интерес, такие как инициативы Фанара по повышению осведомленности мировой общественности о необходимости сохранения творения и защиты природной среды, а также о важности христианских ценностей и традиций в формировании современных обществ.
Затем президент Польши оставил запись в книге посетителей Патриархата, где в своем тексте он, среди прочего, указал на важность межконфессионального диалога, особенно в современном мире. Он также с гордостью указал, что Автокефальная Православная Церковь Польши является активной общиной в их стране, которая участвует в общественной жизни и живет принципами и ценностями, свидетельствующими об универсальности христианства.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память преподобного Дионисия Радонежского
Преподобный Дионисий Радонежский родился около 1570 года в городе Ржеве. Постриженик, а затем настоятель Старицкого Успенского монастыря, во время событий Смутного времени был ближайшим помощником святителя Ермогена, Патриарха Московского. С 1610 года преподобный Дионисий — архимандрит Троице-Сергиевой Лавры. При нем в монастырских слободах были открыты дома и больницы для страждущих, раненых и оставшихся бездомными во время польско-литовского нашествия. Во время голода по его благословению братия Лавры питались овсяным хлебом и водою, чтобы сберечь пшеничный и ржаной хлеб для больных. В 1611 — 1612 годах совместно с келарем Троице-Сергиевой обители иноком Авраамием Палицыным (+ 1625) он писал окружные послания с призывом присылать ратных людей и денежные средства для освобождения Москвы от поляков, а также к князю Димитрию Пожарскому и ко всем ратным людям с призывом ускорить поход на Москву.
Иноческая школа помогла преподобному Дионисию в самых тяжелых обстоятельствах лихолетья сохранить неугасимым внутренний свет заповедей Христовых. Высокая ступень иноческого подвига, достигнутая преподобным через непрестанную молитву, сообщила ему и дар чудотворений. Но он тщательно хранил тайны духовной жизни от людей, которым это знание могло послужить лишь во вред. «Не спрашивайте инока о делах иноческих, — говорил преподобный Дионисий, — потому что для нас, иноков, великая беда — открывать тайны мирянам. Есть писано о том, что делается в тайне, да не увесть шуйца твоя. Нам следует укрываться, чтобы делание наше было неведано, дабы этим диавол не ввел нас во всякое небрежение и в леность».
Авторитет Дионисия был очень велик. Ему был поручен непростой труд по исправлению богослужебных книг. С 1616 года преподобный Дионисий возглавил работы по исправлению печатного Требника на основе сличения древних славянских рукописей и различных греческих изданий. Во время работы справщики обнаружили существенные расхождения и в других книгах, изданных в период междупатриаршества (1612 — 1619). К несчастью, были у преподобного и враги. Они воспользовались возможностью обвинить прп. Дионисия в искажении переводов богослужения на Соборе 1618 года. Преподобный был лишен права священнослужения и отлучен от Церкви, подвергнут аресту и пыткам. Однако он все испытания сносил со смирением и стойкостью. Лишь вмешательство в 1619 году Иерусалимского Патриарха Феофана IV (1608 — 1644) и вернувшегося из польского плена Патриарха Филарета (1619 — 1633) прекратило его заточение, и он был оправдан.
Преставился преподобный Дионисий 12 мая 1633 года и погребен в Троице-Сергиевой Лавре.
Русская линия