Святейший Патриарх Кирилл: Этот законопроект вновь даёт возможность для злоупотреблений представителям органов опеки
Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с критикой в адрес законопроекта об изъятии детей из семьи при угрозе их жизни и здоровью
28 сентября 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил председателю Государственной Думы В. Володину письмо, в котором призвал организовать широкое общественное обсуждение законопроекта № 986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающегося регулирования изъятия детей из семьи при угрозе их жизни и здоровью, сообщает Патриархия.Ru.
Предстоятель обратил внимание, что «проблема необоснованного изъятия детей у их родителей является очень серьезной», и «Русская Православная Церковь неоднократно обращала внимание на необходимость обеспечения на законодательном уровне эффективной защиты граждан от необоснованного и/или незаконного вмешательства в семейную жизнь (в том числе и под предлогом защиты прав детей), борьбы с нередко встречающимся административным произволом органов опеки и попечительства и идеей усиления роли суда в принятии решений, затрагивающих интересы семьи».
В связи с этим Его Святейшество выразил уверенность, что принятие указанного законопроекта «сопряжено с определёнными рисками». «Требование экстренного решения суда по изъятию детей (в течение 24 часов) может привести к тому, что суд будет склонен опираться на мнение органов опеки, фактически легализуя предлагаемое ими решение. Как известно из правоприменительной практики, судебный пересмотр судебного же решения более затруднён, чем судебный пересмотр административного решения органа опеки. Таким образом, законопроект не снижает риск злоупотреблений со стороны органов опеки».
«Данное законодательное предложение уже вызвало беспокойство широкой общественности: под требованием не допускать принятия этого закона подписались несколько десятков тысяч человек. Комиссия Общественной палаты России по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей пришла к выводу о необходимости существенной доработки закона. <…> Принимая во внимание изложенное, прошу Вас организовать широкое общественное обсуждение законопроекта № 986 679−7 „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, а также актуального состояния и перспектив изменений законодательства о семье в целом», — заключил Патриарх Кирилл.
Русская линия
Редкое единство мировых лидеров
Путин, Трамп и Макрон в совместном заявлении потребовали остановить военные действия в Карабахе
Президенты России, США и Франции Владимир Путин, Дональд Трамп и Эммануэль Макрон, являющиеся сопредседателями Минской группы ОБСЕ по урегулированию ситуации в Карабахе, выпустили согласованное заявление, потребовав от двух противоборствующих сторон прекратить военные действия, сообщает РИА Новости.
В документе главы государств решительно осуждают эскалацию в регионе и призывают к немедленному прекращению огня и к возобновлению переговоров без предварительных условий.
«Мы также призываем руководителей Армении и Азербайджана незамедлительно взять на себя обязательства добросовестно и без выдвижения предварительных условий возобновить переговоры по существу урегулирования при содействии сопредседателей Минской группы ОБСЕ», — подчеркивается в обращении.
Путин, Трамп и Макрон также заявили, что скорбят о погибших и соболезнуют семьям убитых и раненых.
Макрон, прибывший на саммит ЕС в Брюсселе, заявил сегодня, что продолжит обмениваться информацией с российским и американским коллегами по ситуации в Карабахе.
«Мы договорились с президентом (Дональдом) Трампом и президентом (Владимиром) Путиным обмениваться информацией, которой будем владеть по этой ситуации», — сказал президент Франции.
Принятое заявление по Карабаху должно быть услышано в Баку и Ереване, заявил председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. По его словам, сейчас для всего мирового сообщества самое важное — добиться прекращения огня в зоне противостояния.
Слуцкий подчеркнул, что всем сторонам конфликта надо прислушаться к призыву сопредседателей Минской группы ОБСЕ и вернуться за стол переговоров.
Депутат напомнил, что силового решения конфликта не существует, в противном случае пожар в Закавказье может перекинуться далеко за пределы региона.
«Депутаты Госдумы подтверждают свою готовность выступить с посреднической миссией по возврату к политико-дипломатическому урегулированию ситуации в Нагорном Карабахе», — отметил он.
Впрочем, пока стороны не демонстрируют никакого желания прекращать военные действия. Крайне агрессивно настроена и Турция, которая поддерживает Азербайджан.
Русская линия
В память о десантниках 6-й роты
На подворье Псково-Печерского монастыря состоялась передача архивных материалов о героях-десантниках командующему ВДВ России
20 сентября 2020 года на подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в Пскове состоялась торжественная передача оцифрованных архивных материалов, собранных за 20 лет настоятелем воинского храма святого Александра Невского протоиереем Олегом Тэором о десантниках 6-й роты Псковской дивизии ВДВ, героически погибших при исполнении своего воинского долга, сообщает сайт Псковской епархии.
В мероприятии приняли участие настоятель воинского храма святого благоверного Великого князя Александра Невского Пскова, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами России, почетный гражданин города Пскова митрофорный протоиерей Олег Тэор; настоятель подворья Псково-Печерского монастыря города Пскова иеромонах Анатолий (Донцу); командующий Воздушно-десантными войсками Вооруженных сил России генерал-полковник Андрей Сердюков; командный состав 76-й Черниговской Краснознаменной Ордена Суворова дивизии ВДВ; сотрудники подворья Псково-Печерского монастыря.
Перед началом передачи архивных материалов ко всем собравшимся обратился командующий ВДВ генерал-полковник Андрей Сердюков, который поблагодарил духовенство Псковской епархии и всех, кто принимал участие в оцифровке архивных материалов о воинах 6-й роты псковских десантников, а также особо подчеркнул важность увековечивания памяти героев, сложивших свои жизни, защищая целостность и безопасность своей Отчизны.
Затем командующий ВДВ принял из рук протоиерея Олега Тэора твёрдотельный накопитель с архивными материалами, в оцифровке которых по благословению и при содействии отца Олега приняли участие сотрудники подворья Псково-Печерского монастыря в Пскове. В архив вошли многочисленные письма, статьи, фотографии, публикации и другие материалы, посвящённые погибшим воинам 6-й роты Псковской дивизии Воздушно-десантных войск. Генерал-полковник Андрей Сердюков поблагодарил отца Олега за кропотливый сбор и бережное сохранение архивных данных и вручил ему благодарственную грамоту. Затем благодарственными грамотами были награждены все, кто принимал участие в переведении архивов на электронный носитель.
Также в сопровождении отца Олега и иеромонаха Анатолия генерал-полковник Андрей Сердюков посетил храм Покрова Пресвятой Богородицы на Подворье Псково-Печерского монастыря.
Русская линия
РПЦЗ: Несмотря на коронавирус, богослужения в наших храмах будут продолжаться, а причащение духовенства и мирян будет совершаться обычным порядком
Состоялось очередное заседание Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви
29 сентября 2020 года в дистанционном формате под председательством митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона состоялось очередное заседание Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, сообщает сайт Архиерейского Синода РПЦЗ.
В заседании приняли участие митрополит Берлинский и Германский Марк, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл, архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил, архиепископ Чикагский и Средне-Американский Петр, епископ Лондонский и Западно-Европейский Ириней и епископ Манхэттенский Николай.
Открывая заседание, владыка Иларион предложил совершить молитвенное поминовение ряда иерархов Русской Зарубежной Церкви, скончавшихся в разные годы в сентябре и октябре. Затем митрополит Иларион поздравил митрополита Марка с наступающим 40-летием епископской хиротонии и пожелал Его Высокопреосвященству помощи Божией в дальнейших архипастырских трудах в Германии.
Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл доложил о положении дел в Калифорнии, до сих пор страдающей от пожаров, и испросил молитв о своей пастве у Преосвященных участников заседания.
Повестка дня была заранее разослана членам Архиерейского Синода и одобрена ими.
Архимандрит Роман (Красовский), докладывая о жизни святых обителей, храмов и Вифанской школы, входящих в состав Духовной миссии Русской Зарубежной Церкви в Иерусалиме, сообщил, что израильское правительство вновь ужесточило карантинные меры. Святые обители на Елеоне, в Русской Гефсимании и на Фаре живут своей монастырской жизнью, продолжая совершать богослужения без участия паломников. Вифания закрыта, однако архимандрит Роман успел направить в общину Воскресения Христова одного из клириков миссии, который совершает там богослужения, окормляя монашествующих и учениц школы-интерната. В настоящее время миссией готовится онлайн-конференция, посвященная столетию ее окормления заграничной частью Русской Церкви и митрополиту Анастасию (Грибановскому), много потрудившемуся ради сохранения церковного достояния на Святой Земле. В следующем году миссия собирается отметить столетие перенесения на Святую Землю мощей преподобномучениц Алапаевских — великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары. Окончательное решение по срокам проведения этих торжеств будет принято на одном из грядущих заседаний Архиерейского Синода.
По завершении доклада архимандрита Романа участники заседания заслушали рапорт Н.А. Охотина по юридическим и имущественным вопросам. Затем члены Архиерейского Синода рассмотрели различные административно-хозяйственные вопросы, а также ходатайства Преосвященных архипастырей, представивших ряд клириков и мирян своих епархий к церковным наградам.
Рассмотрев вопросы, связанные с монашеской жизнью, межправославными отношениями, пополнением клира и епископата, архипастыри коснулись проблем, связанных с коронавирусной инфекцией, а также различного рода затруднениями, возникающими в связи с пандемией, в том числе ущемлением религиозных прав верующих в некоторых странах, окормляемых Русской Зарубежной Церковью.
Обращаясь по просьбе членов Архиерейского Синода к клиру и пастве Русской Зарубежной Церкви в марте с.г., митрополит Восточно-Американский Иларион наставлял: «Нынешняя глобальная вспышка коронавируса доминирует во всех новостях, каждый день сообщают о новых случаях. Тем не менее, богослужения в наших храмах будут продолжаться, а причащение духовенства и мирян будет совершаться обычным порядком. Во всем остальном прошу принимать разумные меры предосторожности, придерживаясь здравого смысла и рекомендаций местных органов власти, чтобы сохранить здоровье людей и остановить распространение вируса. Если вы испытываете симптомы, напоминающие простуду, или встречались с больными, пожалуйста, подумайте о своих ближних, воздержитесь от посещения храма и помолитесь у себя дома. Самое главное в эти дни — сохранять спокойствие и внутренний мир, доверившись Богу. Пусть Господь помогает нам не только верить в Него, но и доверять Ему, Его водительству, чтобы не терять присутствия духа и поступать благоразумно».
В открытом письме, направленном губернатору американского штата Калифорния в начале июля с.г., архиепископ Сан-Францисский Кирилл выразил протест в связи с запретом хорового пения в храмах Калифорнии, назвав эту меру дискриминационной. На приходах и в монастырях Западно-Американской епархии духовенство и прихожане строго следовали всем санитарным мерам, вводимым местными властями. «Несмотря на то, что они были лишены умилительных богослужений Великого поста и радостного торжества святой Пасхи, наши прихожане с пониманием отнеслись к нашим распоряжениям, „виртуально“ присутствуя в храмах. Однако теперь мы видим противоречие в том, что сплошь и рядом проходят массовые акции протеста, на которых нарушаются абсолютно все меры предосторожности, но запрещено хоровое пение, совершаемое во время богослужения, при соблюдении всех правил», — говорится в письме Его Высокопреосвященства. По мнению секретаря Архиерейского Синода, ситуация «с явной дискриминацией и лицемерием» в штате Калифорния напоминает «времена безбожных гонений в СССР».
Летом нынешнего года председатель Архиерейского Синода обратился с архипастырским посланием к клиру и пастве подведомственных Его Высокопреосвященству Восточно-Американской и Австралийско-Новозеландской епархий. В послании, распространявшемся и в других епархиях Русской Зарубежной Церкви, владыка Иларион призвал «настоятелей приходов и монастырей, открывающих храмы для общественных богослужений, следовать санитарным нормам и всем правилам местных органов власти, помня, что первые христиане, несмотря на гонения, всегда были законопослушными гражданами своих стран».
В ходе братских дискуссий по этой теме, проходящих на заседаниях Архиерейского Синода, архипастыри поделились опытом служения, окормления паствы и церковного разрешения проблем и затруднений, возникающих в условиях пандемии.
Русская линия
Патриарх Сербский Ириней: Если бы не наши русские братья, мы бы строили собор святого Саввы ещё 100 лет
Предстоятель Сербской Православной Церкви выразил благодарность России за помощь в строительстве кафедрального собора в Белграде
«Думаю, собор святого Саввы будет предметом гордости для нас и всего христианского мира, особенно, когда будут закончены мозаики, выполненные в традициях византийского искусства», — заявил Патриарх Сербский Ириней, комментируя скорое завершение строительства величественного храма в Белграде, сообщает Православие.Ru.
До конца октября 2020 года должны быть закончены все работы над внутренним убранством храма. «Конечно, в этом деле большая заслуга принадлежит нашим русским братьям, потому что если бы они не взялись за эту работу, мы бы его не закончили за 100 лет», — подчеркнул Предстоятель Сербской Церкви.
Патриарх Ириней считает, что храм будет чудом архитектуры и строительства и станет духовным и культурным центром Белграда.
Русская линия
Греция требует от Евросоюза наказать Турцию
Греки отвергли план, предложенный на специальном заседании Европейского Совета ЕС в качестве основы для начала обсуждения отношений ЕС с Турцией
Греческие власти настаивают на жёсткой реакции Европейского Союза на все последние выходки Турции в средиземноморье и требуют от Европы не только резких заявлений, но и конкретных мер, сообщает греческий портал «ANA-MPA».
В связи с этим Греция заблокировала план, предложенный на специальном заседании Европейского Совета ЕС в качестве основы для начала обсуждения отношений ЕС и Турции. Греки отвергли его, потому что сочли «несбалансированным».
Встреча представителей ЕС на высшем уровне 1 и 2 октября — первоначально запланированная на 24 и 25 сентября — будет посвящена иностранным делам, в частности, отношениям с Турцией и ситуации в Восточном Средиземноморье.
При этом Афины настаивают на принятии на саммите документа, в котором будет присутствовать, как минимум, четыре пункта:
— выражена полная солидарность ЕС с Грецией и Кипром перед турецкой агрессией;
— озвучен призыв к Турции прекратить любую незаконную буровую деятельность в исключительной экономической зоне Кипра и прекратить все провокационные действия в Восточном Средиземноморье;
— в случае, если Турция пойдёт на это, заявить о готовности оказать Анкаре всю необходимую поддержку и помощь;
— и наконец, если Турция не проявит никакого намерения деэскалации, то пригрозить применить силу и санкции.
Примет ли Евросоюз такой план, будет ясно в ближайшие дни.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память преподобного Илариона Оптинского и вспоминаем протоиерея Михаила Митроцкого
Преподобный Иларион (в миру Родион Никитич Пономарёв) родился в пасхальную ночь с 8 на 9 апреля 1805 года в семье Никиты и Евфимии Пономарёвых. Всё детство и юность его прошли в родительском доме в Новохопёрском уезде Воронежской губернии. Родион в детстве был тихого, кроткого нрава. Будучи при этом ещё и неловким, он редко играл со своими сверстниками, любил сидеть дома и помогал отцу в его ремесле. Мать Родиона предрекала отроку с семилетнего возраста монашество. Он ещё с детства чувствовал в себе стремление стать монахом и думал, что портновское ремесло ему пригодится в монашеской жизни.
В 1829 году, будучи 24 лет от роду, Родион переехал с семейством в город Саратов, где провел девять лет жизни. Будучи ревнителем благочестия, он неотступно следовал уставам Церкви и отечески назидал за нравственностью и неуклонным исполнением христианских обязанностей рабочими своей артели.
В Саратове под покровительством епископа Иакова Родион Никитич мужественно боролся с раскольниками различных толков за чистоту Православия. Постепенно, с духовной зрелостью, приходит и окончательная решимость оставить всё и последовать Христу. Ещё не зная, какую выбрать обитель, Родион часть 1837-го и весь 1838 годы проводит в поездках по замечательнейшим монастырям России. Посетив многие обители, он успокоился духом лишь в Козельской Оптиной пустыни, обретя то, что искал на протяжении почти двух лет, — старческое окормление и духоносных мужей, способных с Божией помощью и его соделать достойным наследником Небесного Царствия. 13 марта 1839 года он был уже принят в число скитской братии.
В то время в монастыре пребывали блаженные старцы Леонид и Макарий. Родиона поселили на жительство по соседству с келией бывшего валаамского игумена отца Варлаама, оказавшего благодетельное влияние на будущего старца. Исповедовались братья у преподобного Макария, вместе с тем Родион ежедневно ходил на откровение помыслов в монастырь к старцу Леониду. После назначения 1 декабря 1839 года преподобного Макария скитоначальником Родион был избран им в келейники и в этом послушании пробыл в течение двадцати лет, то есть до дня блаженной кончины старца Макария в 1860 году. Взяв на себя спасительный крест послушничества, возрастая во внутреннем делании, преподобный Иларион всемерно понуждал себя к несению и телесных трудов. Кроме послушаний, которые преподобный Иларион нёс как келейник своего старца, он также по нуждам скитской братии и хозяйства был огородником, садовником, варил квас, пёк хлебы, занимался на пасеке уходом за пчёлами.
В последние дни своей жизни старец Макарий благословил преподобного Илариона продолжать старческую деятельность, вручив его духовному руководству многих из своих духовных детей, чем подчеркнул преуспеяние преподобного Илариона во внутреннем делании. Приняв от своего старца это послушание, преподобный старец Иларион нёс его до последнего дня жизни.
С 8 апреля 1863 года, на старца Илариона было возложено новое послушание: он был назначен начальником скита и общим духовником монастыря. Истинным пастырем добрым был преподобный старец Иларион: во всякое время, даже в последние дни тяжёлой своей предсмертной болезни, заботился он о своих чадах и был всегда готов прийти на помощь их духовным и житейским нуждам. При занятиях с братством обители у старца не было отказа никому и из посторонних посетителей. Горя любовью к святой вере православной, старец каждого приезжавшего в обитель неверного или раскольника вразумлял и обращал к Матери-Церкви.
Верность и любовь к Милосердному Спасителю Господу Иисусу Христу, самоотверженное следование по пути евангельских заповедей Его сделали сердце смиренного старца вместилищем многих даров Духа Святого, которые в изобилии изливались на прибегавших к его помощи. Наряду с благодатным даром духовного рассуждения преподобный Иларион имел дар прозорливости, был мужем учительным, ведущим истинно подвижническую жизнь. Однако не только почитание и любовь выпадали на его долю, но иногда и хулу и клевету приходилось терпеть преподобному. Но всё это он переносил с великим смирением и снисхождением ко всем немощам людским.
В 1870 году здоровье старца ухудшилось, но несмотря на это он посещал все богослужения. 4 марта 1872 года, в субботу Великого поста, старец служил последнюю литургию. В воскресенье 5 марта старец слёг окончательно, а 9 марта был пострижен в схиму с сохранением имени Иларион. За четыре недели преподобный предсказал день своей кончины. Наконец 18 сентября/1 октября 1873 года, причастившись Святых Таин, старец мирно почил о Господе в половине шестого утра в полном сознании и памяти. Видевшие преподобного Илариона на смертном одре зрели перед собой пример удивительного смирения, кротости и терпения.
Сегодня день памяти активного участника монархического движения, депутата IV Государственной Думы протоиерея Михаила Владимировича Митроцкого, принявшего мученическую кончину в 1937 г. Он родился 11 августа 1883 г., окончил Холмскую духовную семинарию и в 1908 г. Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Служил законоучителем гимназии, Киевским епархиальным миссионером. Был членом Союза Русского Народа, в 1910 г. избран членом Совета Киевского губернского отдела СРН. В 1912 г. избран депутатом 4-й Государственной Думы от Киевской губернии, стал членом фракции русских националистов, в Думе выступал в защиту прав Русской Православной Церкви и национальных интересов русского народа. Придерживался взглядов, согласно которым единение православного духовенства и патриотически настроенных мирян, т. е. черносотенцев является не преступлением духовенства, а добросовестным исполнением им гражданского долга. Митроцкий был борцом за народную трезвость, редактировал ежемесячный журнал «Отрезвление», издававшийся в Петербурге в 1914 г. В годы Первой мировой войны священник лазарета Госдумы, работавшего на фронте. После раскола фракции русских националистов в августе 1915 г. остался в право-консервативной её части под председательством П.Н.Балашева. Митроцкий был автором представленной Императору Николаю II записки от «православных русских кругов г. Киева» (январь 1917 г.), охарактеризованной Государем как «достойной внимания». В Записке обращалось внимание на преступную антигосударственную деятельность большинства Думы, т. е. Прогрессивного блока, земских и городских союзов, еврейства и «интернациональной прессы», разрушающих престиж власти и Церкви и толкающих страну к революции. «Во имя блага отечества, во имя победы над врагом» Митроцкий просил Государя «поставить Государственную Думу на указанное ей основными законами место» или «по причине её абсолютного нежелания работать в условиях существующего государственного строя» вовсе распустить Думу.
После революции служил в сане протоиерея в Петрограде, преподавал в Петроградском Богословском институте (ПБИ), одновременно руководил миссионерским кружком, после закрытия ПБИ преподавал на Высших богословских курсах. В 1927 г. арестован, узник Соловецкого лагеря (1927−1930). В лагере работал конторщиком (подшивал бумаги). По воспоминаниям писателя О.В. Волкова, отбывавшего заключение в том же лагере, о. Митроцкий являлся на Соловках человеком почти легендарным. «Ни десятилетний срок, ни пройденные испытания не отучили отца Михаила радоваться жизни. Эта его расположенность — видеть её доброе начало — передавалась и его собеседникам: возле него жизнь и впрямь казалась светлее». Удивлял заключенных своим смирением, по-детски непосредственной верой. «Думаю, настало время, — говорил о. Михаил, — когда Русской Православной Церкви нужны исповедники. Через них она очистится и прославится. В этом Промысл Божий. Ниспосланное испытание укрепит веру. Слабые и малодушные отпадут. Зато те, кто останется, будут её опорой, какой были мученики первых веков». 31 декабря 1929 г. перевезён из Соловецкого лагеря в Ленинград для дополнительного дознания о его «контрреволюционной деятельности» (привлечен к т.н. «делу Академии Наук»). 10 мая 1931 г. приговорён к расстрелу, заменённому 10 годами заключения, снова отправлен на Соловки. Далее сведения об о. Михаиле теряются. Известно лишь, что в 1937 г. он проживал у брата священника А.В. Митроцкого в с. Домкино Фировского района Калининской области. В августе 1937 г. был в очередной раз арестован, областная тройка УНКВД 29 сентября 1937 г. приговорила о. Михаила к расстрелу «за антисоветскую агитацию». Вскоре был расстрелян и его брат.
Русская линия