Святейший Патриарх Кирилл: Призываю власти Черногории отменить дискриминационный антицерковный закон и остановить гонения на Православную Церковь
Предстоятель Русской Православной Церкви вступил со специальным заявлением в связи с событиями в Черногории
13 июля 2020 года Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с заявлением, призвав гражданские власти Черногории отменить дискриминационный закон, внесший разделение и раскол в черногорское общество, остановить гонения на Православную Церковь и прекратить попытки создать вместо нее какую-то иную церковную структуру, сообщает Патриархия.Ru.
«С болью слышу о событиях в Черногории, где осуществляются масштабные и целенаправленные гонения на каноническую Православную Церковь. Полгода назад принят дискриминационный закон, нацеленный на национализацию церковной собственности — прежде всего, храмов и монастырей. Звучат обещания создать «автокефальную церковь» — с участием местных раскольников.
Давление на верующих неуклонно растет. Их многотысячные акции показывают, что они больше не могут и не хотят терпеть. Неуважение к священному сану и публичное унижение духовенства представителями власти стало нормой. И это — в стране, которая своим возникновением в качестве государства обязана Церкви, в истории которой был многовековой период, когда митрополит был носителем не только церковной, но и светской власти! Задержания и допросы стали обыденной реальностью для иерархов, клириков и мирян. Некоторым из них довелось претерпеть заключение в полицейских застенках, другим приходится срочно покидать страну по требованию властей.
Люди не скрывают: вопрос судьбы Церкви и ее достояния для них главный. Он — превыше любых законов и распоряжений. Сотнями в поддержку Церкви высказываются военные и врачи, педагоги и юристы. Каждому такому человеку угрожает дискриминация. Но ни один не сворачивает с пути исповедничества.
Призываю гражданские власти Черногории отменить дискриминационный закон, внесший разделение и раскол в черногорское общество, остановить гонения на Православную Церковь, прекратить попытки создать вместо нее какую-то иную церковную структуру. Правитель светского государства не может создать Церковь. Нет и не может быть таких соображений, которые оправдывали бы посягательства государства на общенародные святыни, Церковью хранимые.
Горькие плоды такой политики можно видеть на Украине, где претерпела крах попытка «объединить народ» через учреждение новой «поместной церкви». Эта авантюра лишь углубила раскол и принесла страдания миллионам православных украинцев. Не удивительно, что она поставила точку в политической карьере автора данного проекта.
Мои горячие молитвы — с православными иерархами и духовенством Черногории, с ее благочестивым народом, который связан с народами Руси многовековыми узами единства в вере. Ничто не сможет поколебать этого единства, и никакие гонения не смогут сломить твердую волю народа отстоять Святое Православие. Знаю, что наши братья из этой славной страны помнят слова Христа Спасителя, которые укрепляли сердца их героических предков и которые обращены сейчас к ним самим: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16.33)".
Русская линия
Впервые после Пасхи
Святейший Патриарх Кирилл в присутствии верующих совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
12 июля 2020 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые после Пасхи Христовой в присутствии многочисленных верующих совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, сообщает Патриархия.Ru.
На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения о прекращении распространения коронавирусной инфекции.
После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
Проповедь перед причастием произнес священник Антоний Смирнов, клирик храма мученика Иоанна Воина на Якиманке, член Канонической комиссии при Епархиальном совете г. Москвы.
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и прочитал молитву первоверховным апостолам Петру и Павлу.
Затем Святейший Владыка обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором призвал верующих сугубо молиться о сохранении единства в Русской Православной Церкви.
«Сегодня великий день — прославление первоверховных апостолов Петра и Павла. И наша молитва к ним сегодня о том, чтобы Господь их предстательством укрепил Церковь нашу в правоверии, в единомыслии, в духовной силе, сделал способной откликаться на боль, скорбь, страдания современного человека. И как это важно, особенно сегодня, пока еще бушует пандемия страшной болезни в нашей стране и в большей части мира! Как важно, чтобы Церковь не прекращала своих богослужений, совершала таинства, помогала людям, духовно поддерживая их и укрепляя в прохождении через это тяжелое и опасное жизненное испытание! Верим, что Господь не оставит Церковь Свою Вселенскую Православную, не оставит Он и нашу Церковь, исповедницу и мученицу, не оставит Он и народ наш, несмотря на те трудности и испытания, через которые сегодня мы все проходим. Молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла да хранит Господь Церковь — наследие Божие, да хранит Господь Русскую Православную Церковь — часть Церкви Вселенской, а через нее весь наш благочестивый народ. Аминь», — заключил Его Святейшество.
Русская линия
Архиепископ Брюссельский Симон: Я возмущён той недостаточной реакцией, с которой христианский мир отреагировал на решение турок по Святой Софии
Объявление собора мечетью может стать лишь первым ударом Анкары по Константинопольскому Патриархату, считает владыка
Представитель Русской Православной Церкви архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон выразил своё негодование по поводу того, что христиане совершенно беззубо и даже отчасти равнодушно отнеслись к тому, что власти Турции отменили статус музея для комплекса Святой Софии в Стамбуле и вновь сделать его мечетью, сообщает Интерфакс.
«Я выражу моё личное мнение: я этим решением возмущен. И возмущен в том числе недостаточной, на мой взгляд, реакцией христианского мира. Даже по российским каналам телевидения довелось услышать высказывания, что храм возвращается к его первоначальному назначению, то есть, чтобы в нем молились. Но первоначальная-то молитва там была христианская, константинопольская!» — заявил архиепископ Симон.
«Там начинала молиться Православная Церковь, — продолжил иерарх. — Я с уважением отношусь к исламу, и ясно, что мусульмане составляют в Турции большинство. Но там станут молиться не те верующие, для которых изначально создавался этот храм». Владыка считает, что статус храма-музея Святой Софии как памятника всемирного наследия ЮНЕСКО был нейтральным вариантом: и православные, и католики, и мусульмане могли туда приходить.
«И, кроме того, я вижу в этом первый удар по православным на территории Константинополя, Турции. В Турции, насколько мне известно, число православных константинопольских храмов должно соответствовать определенному количеству верующих. Не будет ли следующим шагом заявление, что православных верующих в стране меньше, чем необходимо, и им не должно принадлежать столько храмов?» — поставил вопрос архиепископ.
«В этом решении, мне кажется, выражено не только отношение к Православию, но также и известное отношение к Константинопольскому Патриарху, вселенский статус которого Турция не желает признавать. За этим шагом могут последовать другие, и что будет дальше, трудно даже представить», — полагает владыка.
На вопрос о том, как решение турецких властей воспринимается в христианском сообществе Европы в целом, иерарх ответил: «Воспринимается в основном исходя из того, что их это пока не коснулось. В этом самое страшное — что начинают что-то делать, только когда их коснется. А это касается всех христиан».
«И когда здесь говоришь им, что в Святой Софии будет мусульманская мечеть, многие воспринимают это как естественное явление, мол, это исламская страна, и храм „возвращается к мусульманам“. А то, что его воздвигли православные, это будто бы уже ничего не значит!» — заявил архиепископ Симон.
Он убежден, что превращении Святой Софии в музей было приемлемым для всех. «Люди приходили туда, и многие там молились», — добавил архиепископ. «А теперь как? Прийти в мечеть и креститься там? Какие будут последствия? Я возмущен этим шагом!» — сказал архиепископ Брюссельский и Бельгийский.
Русская линия
Владимир Легойда: Препоручая судьбу Панку Румынскому Патриархату, Епифаний Думенко надеется вбить клин между Русской и Румынской Церковью
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ прокомментировал решение Синода ПЦУ по «епископу» Филарету Панку
9 июля 2020 года Синод признанной Фанаром ПЦУ исключил из своего состава «епископа» Белгород-Днестровского Филарета Панку за то, что тот обратился к лже-патриарху Филарету Денисенко и декларировал ему отказ от послушания главе ПЦУ Епифанию Думенко, сообщает РИА Новости.
«Суждение о дальнейшем каноническом статусе» Панку тем же решением представители ПЦУ передали Румынской Православной Церкви, поскольку возглавляемые Панку религиозные структуры «следуют румынско-молдавской литургической традиции и никогда не представляли украинскую диаспору», — говорится в решении раскольников.
В Русской Православной Церкви пояснили, почему раскольники пошли на такой шаг.
«Препоручая судьбу Панку Румынскому Патриархату, Епифаний, по всей видимости, пытается тем самым хоть как-то завязать отношения с Румынской Церковью, которая до сих пор не признала раскольническую ПЦУ и не похоже, что собирается. Вероятно, глава ПЦУ хотел бы и обострения отношений между Русской и Румынской Церквами. Интересно будет увидеть, какой окажется реакция Румынской Православной Церкви», — написал глава Синодального отдела Владимир Легойда в своем Telegram.
Он обратил внимание на то, что в соответствии с «томосом» об автокефалии, который получила в 2019 году ПЦУ от Константинопольского Патриархата, «с Панку должен разбираться» Патриарх Варфоломей, а не Румынская Православная Церковь. «Но у того либо нет на это сил и авторитета (как нет авторитета и сил предотвратить превращение в мечеть Святой Софии, находящейся в каких-то 3−4 километрах от его собственной резиденции), либо даже сам Епифаний не ставит главу Фанара ни во что, нарушая положения полученного им «томоса», — подчеркнул представитель Русской Церкви.
По его словам, этим решением в ПЦУ также подтвердили существование «Киевского патриархата». «Как доказывает жизнь, Патриарху Варфоломею так и не удалось ни соединить каноническую Украинскую Православную Церковь с раскольниками (что было объявлено главной целью), ни даже объединить одних раскольников с другими. Как было на Украине до „томоса“ три церкви — одна каноническая (УПЦ) и две раскольнических (УПЦ КП и УАПЦ), — так и осталось. Только теперь одна из неканонических „церквей“ вместо УАПЦ называется ПЦУ», — подытожил Легойда.
Русская линия
В Кремле умыли руки
В МИД России заявили, что изменение статуса Собора Святой Софии в Стамбуле является внутренним делом Турции
В Кремле решили не портить отношения с турками из-за судьбы Собора Святой Софии и заявили, что превращение этого православного храма в мечеть является внутренним делом турок, в которое не должны вмешиваться внешние игроки. Об этом, в частности, сказал замглавы МИД РФ Сергей Вершинин, сообщает Интерфакс.
«Мы исходим из того, что речь идёт о внутренних делах Турции, в которые ни мы, ни другие не должны вмешиваться», — сказал Вершинин. «Вместе с тем мы обращаем внимание на значение этого объекта с точки зрения мировой культуры и цивилизации», — добавил он.
Таким образом, российские власти дали понять, что не собираются больше поднимать этот вопрос и поддерживать Грецию и Кипр в их протестах против решения Эрдогана.
Что ж, с точки зрения светских властей такое поведения МИД РФ вполне логично, тем более, что Фанар и греки проявили ранее политическую недальновидность и серьезно испортили отношения с Москвой. Однако, с точки зрения любого православного человека, такое поведение российских властей напоминает поведение Пилата, который в свое время также умыл руки.
Русская линия
Всё меньше немцев согласны на прививку от коронавируса
Социологические опросы показывают, что почти половина граждан Германии считают новую вакцину слишком небезопасной
Как показало новое социсследование, лишь 61 процент немцев готовы в ближайшем будущем сделать прививку против COVID-19. При этом фиксируется значительное увеличение количества тех, кто колеблется или выступает категорически против данной вакцины, сообщает украинское издание «Немецкой волны».
Пока ученые во всем мире стараются как можно быстрее изобрести вакцину против коронавирус, исследования показывают, что в Европе все меньше людей готовы делать такие прививки.
Как сообщает в воскресенье, 12 июля, немецкая газета Süddeutsche Zeitung, в апреле и июне этого года в нескольких странах Европы среди всего 7 тысяч респондентов был проведен опрос относительно их готовности к прививке от коронавирус.
Согласно данным опроса, проведенном Гамбургским университетом совместно с другими исследовательскими институтами в трех странах, в апреле в Германии, Великобритании, Дании, Нидерландах, Италии, Франции и Португалии готовы были делать прививки 74 процента респондентов. В июне это количество уменьшилось до 68 процентов.
Наибольшие изменения в настроениях были зафиксированы в Германии, где количество тех, кто собирается делать прививку, снизилась с 70 до 61 процента. Исследователи также заметили, что более положительно к прививкам относятся на севере страны. Так, готовы делать прививки около 67 процентов жителей северной федеральной земли Нижняя Саксония. Тем временем в южной земле Бавария эту идею поддерживают лишь 52 процента опрошенных.
Также в начале июня был проведен еще один опрос, на этот раз только в ФРГ. Исследование YouGov показало, что только 50 процентов респондентов готовы сделать прививку, в то время как 20 процентов были настроены решительно против.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти выдающегося русского флотоводца П.С.Нахимова
Павел Степанович Нахимов родился 23 июня 1802 г. в селении Городок Вяземского уезда Смоленской губернии в семье офицера. Окончил Морской кадетский корпус (1818), служил на Балтийском флоте. В 1822−25 гг. совершил кругосветное плавание на фрегате «Крейсер» под командованием М.П.Лазарева. Участвовал в Наваринском сражении 1827 г., командуя батареей на линейном корабле «Азов». Во время Русско-турецкой войны 1828−29 гг. командовал корветом «Наварин» при блокаде Дарданелл. С 1829 г. командир фрегата «Паллада», с 1834 г. командир линейного корабля «Силистрия» на Черноморском флоте, в 40-х гг. во время Кавказской войны участвовал в высадке десантов и укреплении Черноморской береговой линии. В 1845 г. произведен в контр-адмиралы и назначен командиром бригады кораблей, с 1852 г. вице-адмирал, начальной флотской дивизии. Был ближайшим сподвижником адмирала М.П.Лазарева.
Во время Крымской войны 1853−56 гг., командуя эскадрой Черноморского флота, Нахимов обнаружил и заблокировал главные силы турецкого флота в Синопе, а 18 ноября 1853 г. разгромил их в знаменитом Синопском сражении. Вместе с адмиралом В.А.Корниловым подготовил Севастополь к обороне. Во время Севастопольской обороны 1854−55 гг. занимал должность командующего эскадрой, а с февраля 1855 г. после гибели адмирала Корнилова был назначен командиром Севастопольского порта и военным губернатором. Возглавляя героический гарнизон защитников крепости, проявил выдающиеся способности в организации обороны базы флота с моря и суши. Нахимов руководил формированием морских батальонов, строительством батарей, созданием и подготовкой резервов. Он непосредственно руководил боевыми действиями на главных направлениях, в том числе отражением атак противника. Храбрый и талантливый военачальник Нахимов пользовался огромным авторитетом у матросов и солдат. 28 июня 1855 г. при очередном приступе осаждавших Севастополь англо-французских войск Нахимов был смертельно ранен на Малаховом кургане пулей в висок и через два дня умер, не приходя в сознание. Погребен в Севастополе во Владимирском соборе рядом с погибшими до него героями Севастополя адмиралами В.А.Корниловым и В.А.Истоминым.
В приказе по гарнизону города о гибели Нахимова говорилось: «Не мы одни будем оплакивать потерю витязя без страха и упрека — вся Россия вместе с нами прольет слезы искреннего сожаления о кончине героя Синопского..»
Русская линия