Полицейские провели «профилактическую беседу» с митрополитом Саратовским Лонгином
Саратовская полиция вместе с журналистами провела рейд по выявлению нарушителей «масочного режима» на местном рынке именно тогда, когда туда пришёл владыка
Принципиальная позиция целого ряда правящих архиереев Русской Православной Церкви, которые отказываются идти на поводу у светских властей в вопросе модернизации богослужения из-за коронавируса и закрывать храмы для мирян из-за карантина, вызывает явное раздражение чиновников.
Ранее шельмованию в СМИ и давлению со сторон властей подверглись такие архиерей, как митрополит Екатеринбургский Кирилл и митрополит Саратовский Лонгин. Оба архипастыря отказывались закрывать храмы на Страстную Седмицу и Пасху, что вызвало негодование местных властей.
И вот в Саратове ситуация продолжает развиваться — на днях местные СМИ отрапортовали, что полицейские задержали на одном из рынков Саратова владыку Лонгина и провели с ним «профилактическую беседу» из-за отсутствия у него медицинской маски. Об этом сообщает Интерфакс со ссылкой на пресс-секретаршу ГУ МВД региона Анастасию Захарову.
«Со всеми гражданами, пришедшими на рынки без масок, полицейские провели профилактические беседы», — отметила она. В свою очередь, журналисты — участники рейда — написали, что в рядах с овощами и фруктами на Сенном рынке полицейские остановили и митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
«Правящий архиерей находился у прилавка с овощами без лицевой маски», — отмечает одно из местных СМИ. Полицейские уточнили фамилию иерарха и провели с ним «беседу о необходимости соблюдения масочного режима».
Составлять административный протокол на митрополита полицейские не стали. Судя по всему, это в их обязанности и не входило. Целью рейда на рынке, когда туда пришёл владыка Лонгин (а архиереев на рынке увидишь не часто), скорее всего, было то, чтобы дать понять архипастырю, что за его действиями внимательно следят и оценивают: «шаг вправо, шаг влево» и опять какой-нибудь скандал и шельмование в СМИ.
Впрочем, если саратовские чиновники думают, что они такими грязными советскими приёмчиками смогут запугать саратовского архипастыря, то они ошибаются. Многие архиереи Русской Православной Церкви не понаслышке знают о реалиях безбожного советского времени и готовы к исповеданию своей веры даже до смерти, что уж говорить о «профилактических беседах» под камеру и скандалах и поругании в СМИ.
Русская линия
Церковный модернизм, оправданный коронавирусом
Митрополит Ростовский Меркурий потребовал от всех священников своей митрополии совершать богослужения в медицинских масках
Русская Православная Церковь пошла дальше всех Поместных Православных Церквей в вопросе модернизации церковного богослужения из-за коронавируса. Решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в России ранее была введена «дезинфекция» лжицы во время Причастия мирян, чего ныне нет ни в одной Поместной Церкви, и что греки считают «нечестием» и всячески избегают.
Но и это ещё не всё. Наибольшее рвение в вопросе модернизации богослужения проявляют председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион (ранее он заявлял о возможности причащения «одноразовыми ложечками») и митрополит Ростовский Меркурий, который своим указом по митрополии потребовал от всех священников служить в медицинских масках.
Владыка Меркурий стал первым архиереем Русской Церкви, который издал такой постыдный циркуляр. По его требованию, священники должны быть в масках на протяжении всей Литургии и других богослужений. Исключение разрешено сделать только во время причащения священнослужителей в алтаре и потребления Святых Даров, сообщает РБК.
«Также на время действия означенных указаний, клирикам следует воздерживаться от целования рук при благословении или совершении определенных церковным уставом богослужебных действий», — говорится в сообщении на сайте Ростовской епархии.
С 1 мая в Ростовской области действует масочный режим. С 9 мая он был ужесточён. Без лицевой маски или респиратора жители региона могут находиться только в собственных домах или в личных автомобилях, если едут в них самостоятельно.
Видимо, в этом чрезмерном требовании региональных властей и нашёл оправдание своему церковному модернизму митрополит Меркурий. Что ж, в этой ситуации можно только пожалеть священнослужителей и верующих Ростовской митрополии, которым приходится получать от своего владыки такие указания.
Русская линия
Сергей Гаврилов: «Оказать поддержку религиозным организациям в такой ситуации — наш долг»
Меры государственной поддержки в период пандемии распространят на традиционные религиозные организации
Государственная Дума ФС РФ приняла в первом чтении проект федерального закона № 959 325−7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», направленный на расширение мер налоговой поддержки в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, сообщает Патриархия.Ru.
Законопроектом, в частности, предусматривается освобождение от налогов и страховых платежей в государственные внебюджетные фонды в отношении социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента России и различных субсидий. Стоимость имущества, в том числе денежных средств, переданных указанным организациям юридическими лицами — плательщиками налога на прибыль, будет учитываться в качестве внереализационных издержек налогоплательщиков с соответствующим уменьшением налоговой базы по налогу на прибыль.
Председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов указал на необходимость принятия срочных мер по оказанию помощи централизованным религиозным организациям традиционных конфессий, в частности, Русской Православной Церкви, и выступил в качестве автора поправки к законопроекту.
«Суть поправки заключается в том, чтобы распространить обозначенные налоговые льготы на централизованные религиозные организации, религиозные организации, входящие в состав централизованных религиозных организаций, а также на учрежденные религиозными организациями социально ориентированные некоммерческие организации. Поправка обусловлена тем, что Русская Православная Церковь, централизованные религиозные организации мусульман, иудеев, буддистов являются, по существу, крупнейшими социально ориентированными организациями нашей страны, которые в связи со снижением объема пожертвований испытывают крайне серьезные финансовые трудности. Десятки тысяч граждан, работающие по трудовым договорам с религиозными организациями, входящими в состав Русской Православной Церкви, не имеют возможности получить зарплату за март-апрель из-за отсутствия у религиозных организаций финансовых средств. Уверен, оказать поддержку религиозным организациям в такой ситуации — наш долг. Выражаю благодарность всем, кто поддержал наши предложения», — отметил Сергей Гаврилов.
Русская линия
В МИД России встревожены ситуацией в Черногории
В Кремле призывают черногорские власти отказаться от нарушения прав Сербской Православной Церкви
На брифинге для прессы 21 мая официальная представительница Министерства иностранных дел России Мария Захарова коснулась темы нового обострения церковно-государственных отношений в Черногории, сообщает Православие.Ru.
«Очередной всплеск напряжённости в Черногории, спровоцированный грубыми силовыми действиями властей в отношении Сербской Православной Церкви и её прихожан в этой стране, вызывает серьёзную тревогу», — подчеркнула Мария Захарова.
«Убеждены в необходимости решать все возникающие проблемы в рамках конструктивного диалога, с соблюдением стандартов, правил и норм, зафиксированных в международных документах, при уважении законных прав канонической Церкви и верующих», — отметила представительница МИД, добавив, что пренебрежение их мнением, а также искусственное разобщение верующих чреваты большими потрясениями, которые могут захлестнуть регион.
Захарова напомнила, что 12 мая в Никшиче на праздник особо почитаемого в Черногории святителя Василия Острожского прошёл традиционный молебен верующих Сербской Православной Церкви. Под предлогом нарушения карантинных мер полицией был задержан епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий, и священники епархии, которые пробыли в заключении 72 часа. При этом при разгоне акций протеста верующих против ареста священнослужителей полиция применяла насилие и слезоточивый газ.
Русская линия
Суд вернул УПЦ ранее захваченный представителями «ПЦУ» храм в селе Ковпыта
Однако, украинские раскольники уже заявили, что не пустят верующих канонической Церкви в их собственный храм
20 мая 2020 года Верховный суд Украины в составе коллегии судей Кассационного хозяйственного суда постановил вернуть УПЦ захваченный активистами «ПЦУ» в 2019 году храм в честь Покрова Божией Матери в селе Ковпыта Черниговской области, сообщает СПЖ.
Это уже третье решение суда в пользу УПЦ. 11 февраля 2003 года Ковпытский сельский совет ненормативным актом одноразового применения передал УПЦ бывшее помещение сельсовета (это помещение переоборудовали под храм — Ред.). Однако 22 февраля 2019 года сельсовет постановил аннулировать решение о передаче, хотя такого рода документы отмене не подлежат. 9 марта храм был захвачен представителями УПЦ КП (в последствие — ПЦУ).
Свято-Покровская община УПЦ с. Ковпыта в июле 2019 года подала в суд, и 19 сентября 2019 года Хозяйственный суд Черниговской области полностью удовлетворил её иск. Через два месяца, 19 ноября, Черниговская епархия «ПЦУ» (руководитель — Евстратий Зоря) подала апелляцию, однако 20 января 2020 года Северный апелляционный хозяйственный суд оставил предыдущее судебное решение в пользу УПЦ без изменений. Тогда в «ПЦУ» подали кассационную жалобу, но Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного хозяйственного суда 14 мая не удовлетворил и её.
Окончательное судебное решение относительно храма в Ковпытах, опубликовали в Едином государственном реестре судебных решений.
«Кассационный суд считает, что суды предыдущих инстанций правильно признали спорное решение Ковпытского сельского совета от 22.02.2019 незаконным, поскольку спорное решение не соответствует требованиям закона, нарушает права и интересы истца по делу», — подчеркнули в суде.
Суд заявил, что поскольку ковпытовская община УПЦ не принимала решений о смене юрисдикции, то «решение о передаче здания другим, кроме истца, общинам органами местного самоуправления не принималось».
Учитывая изложенное Верховный суд считает, что суды предыдущих инстанций правильно признали спорное решение Ковпытовского сельского совета от 22.02.2019 незаконным, поскольку такое решение не соответствует требованиям закона, нарушает права и интересы истца по делу.
В тексте судебного решения сказано, что «постановление вступает в законную силу с момента его принятия, является окончательным и обжалованию не подлежит».
Тем временем, представители «ПЦУ» уже заявили, что не пустят верующих УПЦ в их храм. Однако, каноническая УПЦ на собирается возвращать церковь своими силами, а рассчитывает, что это сделают уполномоченные на то власти.
Пока же прихожане, изгнанные из своего собственного храма, собираются на молитву в маленьком домике, где уже встретили две Пасхи и продолжают совершать богослужения и по сей день.
Русская линия
Зеленский послал сторонников «ПЦУ» в Кабмин
Президент Украины заявил, что он не полномочен решать вопрос о передаче Киево-Печерской лавры украинским раскольникам
22 мая 2020 года президент Украины Владимир Зеленский опубликовал на сайте Официального интернет-представительства Президента Украины ответ на размещенную там 15 апреля петицию о передаче Свято-Успенской Киево-Печерской лавры сторонникам «ПЦУ» и заявил, что они обращаются не по адресу, сообщает СПЖ.
Глава государства сообщил, что рассмотрел данную петицию, которую подписали более 25 тысяч граждан. Он также напомнил о второй части статьи 19 Конституции Украины, которая предписывает органам власти и местного самоуправления действовать только в пределах полномочий и предусмотренным законодательством способом.
Зеленский обратил внимание авторов петиции о передаче Лавры и тех, кто ее подписал, на то, что объектами государственной собственности управляет Кабинет Министров Украины.
«В соответствии с пунктом 5 статьи 116 Основного Закона Украины Кабинет Министров Украины осуществляет управление объектами государственной собственности в соответствии с законом», — написал Президент.
Зеленский также напомнил, что о полномочиях Кабмина «в сфере экономики относительно осуществления в соответствии с законом управления объектами государственной собственности» они могут почитать в Законе Украины «О Кабинете Министров Украины» (абзац четвертый пункта 1 части первой статьи 20).
Глава государства обратил внимание подавших и подписавших петицию и на пункт 1 статьи 5 Закона Украины «Об управлении объектами государственной собственности», который гласит, что правительство «является субъектом управления, определяет объекты управления государственной собственности, в отношении которых выполняет функции по управлению, а также объекты управления государственной собственности, полномочия по управлению которыми передаются другим субъектам управления».
Ранее Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий подчеркнул, что никакие петиции не могут решать судьбу Лавры. Позднее заместитель главы ОВЦС УПЦ протоиерей Николай Данилевич призвал верующих подписывать петицию в защиту Киевской лавры.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память преподобного Иосифа Оптинского, архиепископа Иннокентия (Ястребова) и митрополита Анастасия (Грибановского)
Святой преподобный Иосиф (в миру Иван Литовкин) родился 2 ноября 1837 года в семье сельского головы Ефима Литовкина. В одиннадцать лет Иван остался круглым сиротой и начал работать. Грубая, страшная жизнь не развратила и не озлобила его, юноша стремился к духовной жизни. По совету своей сестры, принявшей к тому времени постриг в Борисовском монастыре, в 1861 году он пришел в Оптину к старцу Амвросию. На просьбу юного Ивана Литовкина благословить его идти в Киев, последовал неожиданный ответ великого старца: «Зачем тебе в Киев, оставайся здесь».
По оптинскому обычаю, каждый новоначальный должен был потрудиться в трапезной, затем брат Иван был определен в келейники к преподобному Амвросию. Многие скорби и тяготы перенес он в монастыре: и несправедливые упреки, и лишения, и болезни. Десятилетиями у него не было даже своего угла, где бы мог он почитать, помолиться, отдохнуть. Но испытания только укрепили и очистили душу, сделали брата Ивана совершенным послушником и монахом. В 1872 году он был пострижен в мантию с именем Иосиф, в 1877 году — рукоположен в иеродиакона, а 1 октября 1884 года за литургией в честь торжественного открытия Шамординской женской обители преподобный Иосиф был рукоположен в иеромонаха.
В 1888 году преподобный Иосиф сильно простудился и заболел. Его отвезли в больницу и 14 февраля, по благословению старца Амвросия, постригли в схиму. По молитвам преподобного Амвросия смертельная болезнь отступила. В 1890 году старец Амвросий, уезжая в Шамордино, впервые не взял с собой верного помощника. «Тебе нужно здесь оставаться, ты здесь нужен», — сказал ему старец. В 1891 году преподобный Амвросий скончался, иеромонах Иосиф остался один. На него легли обязанности скитоначальника, духовника оптинской братии и шамординских сестер. Несмотря на слабое здоровье и непосильные труды, он не позволял себе никаких послаблений: был строгим постником, очень мало спал, носил старую и бедную одежду.
Он стяжал от Господа полноту духовных даров, и многие испытали на себе его дар прозорливости и исцелений. Он ни с кем не вел длинных бесед, умея в нескольких словах выразить самое главное, наставить и утешить. Сила его благодатной молитвы была выше и драгоценнее любых слов. Преподобный Иосиф в течение двенадцати лет был скитоначальником и духовником братии, но к 1905 году начал прихварывать и ослабевать. Он долго болел, терпеливо перенося все посылаемое от Господа.
9 мая 1911 года старец Иосиф тихо отошел ко Господу.
Сегодня день памяти председателя Киевского отдела Союза Русского Народа (СРН) архиепископа Астраханского Иннокентия (Ястребова), скончавшегося в 1928 г. Он родился 16 июля 1867 г. в Астраханской губернии и в миру звался Ильей Ивановичем. Образование получил в Казанской духовной академии, в которой преподавал до 1906 г. калмыцкий язык, этнографию монгольских племен. В 1902 г. принял постриг. В 1906 г. хиротонисан во епископа Каневского викария Киевской епархии. В Киеве принял активное участие в монархическом движении, был избран председателем Киевского отдела СРН. С 1910 г. ректор Киевской духовной академии. Незадолго до начала Мировой войны назначен на Витебскую кафедру, в 1915 г. стал председателем Миссионерского совета при Св. Синоде. Принимал участие в открытии Петроградского совещания монархистов. В сентябре 1917 г. вернулся в Витебск, в 1923 г. выслан в Москву без права выезда, в 1925 г. — в Кубанскую область. В 1927 г. назначен в Астрахань. Скончался в Москве, погребен на Даниловом кладбище.
Сегодня также день памяти выдающегося русского иерарха митрополита Анастасия (Грибановского), возглавлявшего в 1936−64 гг. Русскую Православную Церковь заграницей, скончавшегося в 1965 г. в Джорданвилле.
Он родился в день праздника Преображения Господня 6 августа 1873 г. в Тамбовской губернии в семье священника и в миру звался Александром Алексеевичем. Образование получил в Тамбовской семинарии и Московской духовной академии, по окончании которой в 1898 г. принял постриг.
В годы смутного времени 1905−06 гг. служил в Москве в звании архимандрита, был среди тех русских патриотов, которые подписали первое воззвание Союза Русских Людей, принимал активное участие в монархическом Братстве Воскресения Христова, занимал пост товарища председателя. В 1906 г. хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии, в 1914 г. стал епископом Холмским. В годы первой мировой войны преосвященный Анастасий значительную часть своего времени посвящал посещению действующей армии, за что был награжден орденом св. Владимира II степени, а затем получил и совсем необычную для духовного лица награду — орден св. Благоверного Великого князя Александра Невского с мечами. В 1915 г. владыка был переведен на Кишиневскую кафедру, в 1916 г. — возведен в сан архиепископа. Участник Всероссийского Поместного Собора, один из кандидатов в Патриархи.
В 1919 г. смещен с кафедры румынскими властями, эмигрировал. Член Всезаграничного Карловацкого церковного Собора, председатель отдела духовного возрождения. С конца 1924 г. в течение 10 лет служил в Святой Земле. В 1935 г. был возведен в сан митрополита и оставлен на постоянное пребывание в Сремских Карловцах в качестве помощника митрополита Антония (Храповицкого), после кончины которого в 1936 — 1964 гг. возглавлял РПЦЗ. В мае 1964 г. ушел на покой. Похоронен в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле.
Русская линия