В Москве прошло первое совместное заседание Св. Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви
В ходе заседания были одобрены планы синодальных учреждений за 2020 год
25 декабря 2019 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось совместное заседание Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.Ru.
Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам заседания со вступительным словом, в котором, в частности, отметил, что данное заседание является особым событием в истории функционирования органов церковного управления:
«Хотел бы сказать несколько слов о тех примерах из истории, которые служат для нас основанием для создания рабочих органов церковного управления, призванных решать актуальные проблемы.
Если говорить о недавно воссозданном Высшем Церковном Совете, то его история уходит в столетнюю давность. Высший Церковный Совет во главе с Патриархом был учрежден Поместным Собором Российской Православной Церкви 7 декабря 1917 года. Высший Церковный Совет был предназначен решать вопросы церковно-общественные, хозяйственные, финансовые, школьно-просветительские, с тем чтобы Священный Синод не занимался «горизонтальной» повесткой дня, а занимался «вертикалью», то есть рассматривал вопросы богословские, канонические, канонизацию святых, открытие храмов, открытие монастырей и т. д.
Такой была программа действий, определенная Поместным Собором нашей Церкви в 1917 году, и действительно Высший Церковный Совет начал функционировать. В послесоборное время появилась практика соединенного присутствия двух учреждений — Священного Синода и Высшего Церковного Совета, но традиция оборвалась 20 ноября 1920 года, когда было проведено последнее совместное заседание, а после смерти Патриарха Тихона Высший Церковный Совет уже не собирался.
В 2009 году мы приступили к формированию новых синодальных отделов, в связи с чем возникла задача создать орган для обсуждения общей для всех синодальных учреждений повестки дня. В целях координации деятельности синодальных учреждений мы начали проводить совещания их руководителей. Было проведено несколько таких совещаний, а в 2011 году Синод, а потом и Архиерейский Собор в феврале 2011 года постановил «придать совещанию глав синодальных учреждений статус с именованием „Высший Церковный Совет“».
Другими словами, Высший Церковный Совет, созданный Архиерейским Собором 2011 года, несомненно отличался от Высшего Церковного Совета времен Святейшего Патриарха Тихона. Но, тем не менее, на Высший Церковный Совет было возложено многое из того, что входило и в повестку дня Высшего Церковного Совета времен Патриарха Тихона. 14 апреля 2011 года в Красном зале Храма Христа Спасителя состоялось первое заседание Высшего Церковного Совета.
Сегодня важное событие в истории функционирования органов церковного управления. В преддверии столетнего юбилея последнего заседания соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета мы проводим первое заседание соединенного присутствия, возрождая традицию, прерванную лихолетьем ХХ века.
Полагаю, такого рода собрания будут иметь особое значение для жизни нашей Церкви. С особой надеждой на дальнейшее функционирование этого органа я открываю его первое заседание".
Совместное заседание двух органов высшего церковного управления организовано впервые за столетие с целью решения церковно-канонических проблем и вопросов церковного управления, повышения эффективности планирования и рассмотрения годовых отчетов синодальных учреждений.
Участники заседания заслушали доклады представителей синодальных отделов и утвердили планы их работы на 2020 год.
26 декабря 2019 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре г. Москвы продолжится работа Священного Синода.
Русская линия
Русская Православная Церковь может начать открывать приходы на канонической территории Александрийского Патриархата
С соответствующими просьбами к Москве обращается африканское духовенство, заявил председатель ОВЦС МП
Председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион в эфире телеканала «Россия-24» заявил, что от верующих в Африке в адрес Московской Патриархии начали поступить просьбы открыть свои приходы на канонической территории Александрийского Патриархата, поскольку Александрийский Патриарх Феодор вступил в общение с украинскими раскольниками, сообщает Интерфакс.
«Не хочу сейчас предсказывать, как будут развиваться события, но если Александрийский Патриархат окажется на стороне раскола, то тогда, конечно, нам, видимо, придётся создавать приходы для наших верующих, потому что они не смогут причащаться в храмах Александрийского Патриархата», — заявил митрополит Иларион.
Отвечая на вопросы ведущей, он отметил, что в этом вопросе Русская Православная Церковь столкнулась с новой для себя ситуацией, поскольку всегда исходила из того, что Африка является канонической территорией Александрийского Патриархата.
«Но, во-первых, — добавил митрополит, — надо сказать о том, что титул „всея Африки“ был добавлен к титулу Александрийского Патриарха лишь в двадцатых годах XX века, до того традиционный ареал влияния Александрийского Патриарха ограничивался Северной Африкой, то есть тем, что исторически принадлежало Александрийскому Патриарху».
По словам главы ОВЦС МП, в течение XX века Александрийский Патриарх распространил свою юрисдикцию на весь африканский континент, и Русская Церковь его в этом поддерживала — в частности, когда она строила храмы в Африке, то договаривалась об этом с Александрийским Патриархатом, в состав которого эти храмы затем входили, и даже священники, которые направлялись из России для служения в них, становились на временной основе клириками Александрийского Патриархата.
«Сейчас, после того, как, к сожалению, Александрийский Патриарх занял позицию в поддержку раскольников, нам придется эту парадигму корректировать. Мы ещё не знаем, как это будет происходить, но мы уже видим, что к нам обращаются отдельные африканские священнослужители», — заявил митрополит Иларион.
Он пояснил, что священники Русской Православной Церкви, которые служат сейчас в Африке, уже канонически не связаны с Александрийским Патриархатом. При этом внутри самого Александрийского Патриархата растёт недовольство тем, что совершил их Патриарх: несколько дней назад 27 священников из Кении, Танзании, Замбии направили ему открытое письмо, где они выражают несогласие с признанием украинских раскольников.
Русская линия
Что и требовалось доказать
Евреи благодарны Путину за то, что он обозвал польского посла 1930-х годов «антисемитской свиньёй»
Глава Федерации еврейских общин России Александр Борода ожидаемо выразил благодарность Президенту РФ Владимиру Путину за его предельно жёсткие слова в адрес посла Польши, который в 1938 году поддержал Гитлера, сообщает Интерфакс-Религия.
«Очень искреннее и человечное заявление Владимира Владимировича на коллегии министерства обороны. От имени еврейской общины России мы можем выразить только глубокую признательность за такой эмоциональный и праведный отклик на обнародование новых фактов касательно поддержки со стороны Польши политики Германии в 1930—1940-е годы», — заявил Борода.
Раввин отметил, что, когда изучают трагедию Холокоста, «одну из величайших в XX веке», есть условная градация виновных: от руководителей и создателей ужасающих приказов до свидетелей машины смерти, которые в какой-то мере становились соучастниками массовых убийств.
«В данном случае польский дипломат Липский не просто сочувствует идеям Гитлера и готов выполнять его приказы, но более того — он вдохновляет его на убийственные решения, поддерживает смертоносный план в его самом зачатке, тем самым давая ему силу и энергию. Более того, он говорит, что „мы“, по-видимому, отвечая за весь народ Польши, готовы увековечить память о фюрере за геноцид еврейского народа», — сказал Борода.
По его мнению, слова, которые адресовал президент России дипломату, очень точные. В этой связи Борода напомнил строки из поэмы Галича «Кадиш», как раз описывающей действие в Варшаве 1940-х: «Вдоль перрона строем стала сволочь, Сволочь провожает эшелон. Эшелон уходит ровно в полночь, Эшелон уходит прямо в рай, Как мечтает поскорее сволочь. Донести, что Польша — „юденфрай“».
Президент ФЕОР подчеркнул, что Еврейский музей и центр толерантности, который он возглавляет, уделяет колоссальное внимание сохранению памяти и изучению Второй мировой войны, в этом году там прошла выставка «Праведники народов мира», посвященная людям всех национальностей и вероисповеданий, рискующих жизнью для спасения евреев во время войны.
«Интересный факт, что в Польше, стране, поддерживавшей нацистов на высочайшем уровне, и это ещё раз доказал, обнародованный архив, было самое большое количество „праведников мира“, людей, спасающих и успешно спасших евреев, — отметил Борода. — В еврейской традиции считается, что полноценное раскаяние возможно лишь тогда, когда мы признаем все ошибки, искореняем из сердца малейшие зачатки зла. Хочется верить, что польский народ сделает правильные выводы из чёрных страниц истории».
Никакой реакции польских властей на столько резкие слова Путина до сих пор не последовало. В Варшаве откровенно признали, что пока не знают, как им реагировать на это выступление главы Кремля. Поляки взяли паузу, чтобы подумать, что они могут сказать в данной ситуации.
Русская линия
Патриарх Иерусалимский Феофил: Современные православные христиане живут в то время, когда их пытаются разделить и посеять между ними раздор
Глава Иерусалимского Патриархата принял у себя архиерея УПЦ митрополита Запорожского и Мелитопольского Луку
24 декабря 2019 года состоялась встреча архиерея Украинской Православной Церкви митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки с Патриархом Иерусалимским Феофилом III. Об этом архиерей написал в своём Телеграм-канале, сообщает СПЖ.
Митрополит Запорожский Лука пребывает с паломничеством на Святой Земле. 23 декабря 2019 года он совершил Божественную литургию в храме, который расположен в одной из пещер некогда знаменитой Фаранской лавры прп. Харитона Исповедника, что в Иудейской пустыне.
По словам владыки Луки, во время встречи с Патриархом он выразил признательность главе Иерусалимского Патриархата за проявленные им инициативы, которые призваны сохранить единство Православия и не дать врагу рода человеческого расколоть Церковь.
«Я заверил владыку в том, что наша Украинская Православная Церковь молится Богу, чтобы Он укрепил его силы и даровал мудрость довести начатое дело до конца», — написал владыка.
Со своей стороны, Патриарх Иерусалимский отметил, что современные православные христиане живут в то время, когда их пытаются разделить и посеять между ними раздор. Однако Бог желает мира. И поэтому, прежде всего, христиане должны хранить мир в своей душе и жить согласно заповедям Божьим. «Сегодня важно иметь молитву, силой которой мы можем победить врагов, нападающих на Православие. Наша Церковь — это свет мира и соль земли. Именно поэтому она так ненавистна для дьявола», — отметил Предстоятель.
Блаженнейший Патриарх также обратил внимание, что благодать Святой Земли укрепляет его и тех, кто сюда приезжает, для жизни в Духе Святом. Здесь каждый христианин чувствует чудо воплощения Бога, целью которого является дарование нам свободы от власти греха, дьявола и смерти. «Молитва — это единственный путь, который помогает нам обрести благодать и свободу», — сказал в заключение Патриарх Феофил.
Русская линия
Украинцы вступились за православное Рождество
Подавляющее большинство граждан Украины выступают против переноса празднования на 25 декабря по новому стилю
Украинские раскольники, среди которых оказалось немало сторонников перехода на новоюлианский календарь, осеклись и отказались от совершения рождественских служб 25 декабря (а таковые планировалось провести в некоторых епархиях «ПЦУ» в качестве эксперимента), когда узнали, что 64% украинцев не желают менять своих церковных традиций.
Лишь каждый четвёртый (25%) украинец поддерживает идею переноса празднования Рождества Христова с 7 января на 25 декабря, в то время как 64% граждан — против этого, свидетельствуют результаты опроса, проведенного социологической группой «Рейтинг» 5−8 декабря, передаёт Интерфакс.
Еще 7% отметили, что им безразличен этот вопрос, 4% затруднились ответить.
При этом в опросе участвовали далеко нецерковные люди, но даже они не хотят ничего менять.
Характерно, что больше всего сторонников идеи переноса Рождества на западе Украины: 43% поддерживают и почти столько же — нет. В других макрорегионах опрошенные скорее против переноса: в центре «за» — 23% и «против» — 66%, на юге — 15% и 74% соответственно, на востоке — 14% и 74%.
Аудиторией проведенного опроса являлось население Украины от 18 лет и старше. Выборка репрезентативна по регионам, типу поселения, регионам, возрасту, полу. Выборочная совокупность — 2 тыс. респондентов.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем известных русских историков М.М.Щербатова и А.Д.Нечволодова
Михаил Михайлович Щербатов родился 22 июля 1733 г., получив первоначальное образование дома, с 1750 г. служил в лейб-гвардии Семеновском полку, но после манифеста Петра III 1762 г., дающего дворянам право не служить, вышел в отставку. На гражданской службе, куда он скоро поступил, Щербатов имел полную возможность хорошо ознакомиться с тогдашним положением России. В 1767 г. он, в качестве депутата от ярославского дворянства, участвовал в комиссии для составления нового уложения, где, в духе данного ему избирателями наказа, отстаивал интересы дворянства и всеми силами боролся с либерально-настроенным меньшинством.
Занимался князь Щербатов и русской историей. Получив от Императрицы Екатерины II доступ в патриаршую и типографическую библиотеки, где были собраны списки летописей, присланные по указу Петра Великого из разных монастырей, Щербатов взялся за составление истории. К 1774 г. были изданы первые 4 тома «Истории Российской от древнейших времен» (всего труд князя насчитывал 7 томов, хронологически доходивших до свержения Василия Шуйского), а также другие исторические работы князя. В 1778 г. Князь был назначен президентом камер-коллегии, а с 1779 г. — сенатором. До самой своей смерти Щербатов продолжал интересоваться политическими, философскими и экономическими вопросами, излагая свои взгляды в ряде статей. Как публицист, он прославился, главным образом, как убежденный защитник дворянства. Из его многочисленных статей — «Разговор о бессмертии души», «Рассмотрение о жизни человеческой», «О выгодах недостатка» и др., особый интерес представляет его утопия — «Путешествие в землю Офирскую господина С. извецкого дворянина», излагающая взгляд князя на идеальное общество. Скончался М.М.Щербатов 12 декабря 1790 г.
Сегодня также день памяти выдающегося русского историка, военного и общественного деятеля генерал-лейтенанта Александра Дмитриевича Нечволодова, скончавшегося в эмиграции в 1938 г. Родился 25 марта 1864 г., происходил из дворян Екатеринославской губернии. Окончил 2-ю Петербургскую военную гимназию, в 1881 г. выдержал офицерский экзамен при Главном управлении военно-учебных заведений, в 1889 г. закончил Николаевскую академию Генерального Штаба. Служил на разных командных и штабных должностях, в ноябре 1903 — сентябре 1905 гг. военный агент в Корее. Участвовал в русско-японской войне и Первой мировой войне, кавалер ордена Св. Георгия 4-й ст., заслуживший его в победоносном бою, командуя бригадой, и награжденный им Государем Императором, по представлению Думы кавалеров этого ордена, с августа 1915 г. начальник 19-й пехотной дивизии, генерал-лейтенант. Одновременно с военной службой серьезно занимался историей, действительный член Императорского русского военно-исторического общества, автор сочинения «Сказания о Русской земле» в 4-х томах, вышедших в свет по воле Императора Николая II в 1913 г. Перед мировой войной подготовил специальный доклад о масонстве в Европе.
После отречения Государя революционным правительством был отрешен от должности начальника дивизии. В эмиграции жил и работал в Париже, сотрудничал с видными исследователями иудейства и масонства, группировавшимися вокруг газеты «Либр пароль» и издательства «Долой зло!». В 1924 г. Нечволодов выпустил на французском языке книгу «Николай II и евреи. Очерк о русской революции и ее связях со всемирной деятельностью современного иудаизма», в которой исследовались Сионские протоколы. В середине 1930-х гг. являлся негласным экспертом со стороны защиты на Бернском процессе по делу о Сионских протоколах. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев де Буа.
Русская линия